КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предупреждение! Не следует в одной группе объединять лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией
Не следует в одной группе объединять лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Интересен опыт совместной работы с наркозависимыми осужденными психологической службы УФСИН по Вологодской области и представителей общественной организации «Синий Крест»[18]. Так, в 2003 г. в УИН по Вологодской области было официально зарегистрировано 190 человек, зависимых от наркотиков (из них 29 женщин), что составило около 1,4% от общего числа осужденных. 92 % из них – лица молодого возраста (18–35) лет. Большая часть из них была осуждена за преступления против собственности (ст. 158–168 УК РФ) и против здоровья населения и общественной нравственности. Около 2% составляли ВИЧ-инфицированные осужденные, а 28% – заражены вирусами гепатита В и С. Реально (выяснено при более детальном изучении проблемы) число лиц, имевших опыт регулярного употребления наркотиков, было значительно больше и составляло около 11–15%. Особенностью работы с наркозависимых осужденными явилось привлечение высококвалифицированных специалистов из гражданской общественной организации «Синий Крест» и сотрудничество с другими негосударственными структурами. Одним из важных итогов такого сотрудничества стало приобретение психологами пенитенциарной системы методических приемов и практических навыков работы с наркозависимыми осужденными. Естественно, работа с наркоманами проводилась в условиях изоляции последних от общества. Были сформированы группы самопомощи, построенные на основе не воздействия на зависимых от психоактивных веществ осужденных, а взаимодействия с ними. Психокоррекционная работа представляла собой последовательную реализацию следующих шагов: 1) определение исходных позиций участников групповой работы по отношению к своей проблеме и постепенное преодоление отрицания своего болезненного влечения к наркотикам, осознание своей зависимости от них; 2) формирование жизненных стратегий по преодолению наркотической зависимости. Сюда включалось: · поиск внутренних ресурсов; · самопознание, личностный рост; · анализ ситуаций, провоцирующих к употреблению наркотических средств; · формирование навыков предотвращения срывов; 3) активное включение внешних социальных связей в картину собственной жизни: · восстановление связей с родственниками; · поиск работы; · владение информацией о пунктах психологической, медицинской и социальной помощи; · самостоятельное функционирование для поддержания здорового образа жизни и продуктивное взаимодействие с уже существующими группами. О масштабах и серьезности подхода к решению проблемы наркозависимых осужденных свидетельствует длительная предварительная подготовка пенитенциарных психологов в области психокоррекционной работы (105 часов, из них: 20 часов теоретических и 85 часов практических занятий). В основе психокоррекции по освобождению осужденных от наркозависимости были использованы методы нейролингвистического программирования (НЛП). Программа предусматривала: · знакомство с группой, выявление ожиданий членов группы и ознакомление участников с программой и правилами работы в группе (6 ч.); · групповое обсуждение «Человек как субъект поведения». Ценностная ориентация субъектов поведения. Исключительная роль раппорта (продуктивной взаимосвязи) между участниками психокоррекционного процесса. Возможность и невозможность коррекции поведения. Личные ограничения психолога. Понятие о манипулировании и сотрудничестве (6 ч.); · практический тренинг «Установление раппорта» с отработкой навыков присоединения, подстройки и ведения (здесь и далее приводятся рабочие термины техники НЛП). Обсуждение достигнутых результатов. Понятие о репрезентативных системах и ключах доступа к ним, калибровка, затем давалось домашнее задание (6 ч.); · обсуждение результатов домашнего задания. Изучение техники вербальной подстройки. Понятие о Мета-модели и ее структуре. Основные вопросы мета-модели. Ведение диалога в репрезентативной системе; · практическое занятие «Якорение» с практической отработкой его в различных репрезентативных системах. Практическое применение якорей для корректировки эмоционального состояния (6 ч.); · практический тренинг «Рефрейминг содержания и рефрейминг контекста». Переформулирование проблемы с помощью рефрейминга и применение его для коррекции отношений. Трехпозиционное описание (практическая отработка) (9 ч.); · общее понятие о стрессе и фрустрации, пути снятия внутренней напряженности. Эмоции и управление эмоциональным состоянием. Видеотренинг «Походка силы» (снятие мышечных зажимов) (9 ч.); · психотерапия личной истории. Общее понятие о линии жизни и линии времени. Импринтирование и его роль в опыте человека. Сущность импринтных психотравм. Понятие о реимпринтинге (15 ч.); · групповая дискуссия «Абсолютное принятие личности как обязательное условие возможности коррекции личности». Логические уровни. Отработка техники «Путешествие по логическим уровням». Цели и глубинные цели. Отработка техники «Путешествие к глубинной цели части личности» (9 ч.); · формирование поведенческих навыков в неформальных группах, компаниях, где принимают психоактивные вещества. Эмоциональная идентификация как основа формирования ценностной ориентации личности. Жизненная позиция непринятия наркотиков: здоровое поведение в условиях предложения наркотиков (6 ч.); · роль духовности в формировании здорового образа жизни. Роль образа жизни и стиля мышления родителей. Эгоцентризм и духовность. «Я» и другие (3 ч.); · практическое занятие «Картография семьи». Понятие генограммы (6ч.); · знакомство с семишаговой моделью НЛП-терапии химических зависимостей С.В. Ковалева (12 ч.). Занятия проводились 1 раз в неделю, по 2-3 ч. каждое. За время работы в группе участники (наркозависимые осужденные) получили не только новые знания и опыт по применению методов самоконтроля, осознали и проработали некоторые свои внутренние проблемы, но и научились находить альтернативные перспективы в своей жизни, не связанные с употреблением наркотиков. Однако реализация программы столкнулась с рядом объективных трудностей. Одной из них оказалось сплочение членов группы. Основными причинами отсева из группы (28%) явились насмешки и психологическое давление со стороны других осужденных, активизация сопротивления у самих участников, основанная на «вторичных выгодах», а также (в женской колонии) неожиданно негативное отношение со стороны священника православной церкви к используемым психотехникам и соответственное представление группы «как секты с чуждыми традициями». Предупреждение! Нахождение в местах лишения свободы влечет за собой определенную систему взаимоотношений, которая не способствует высокой степени доверия и открытости между осужденными, поэтому группы следует подбирать по индивидуально-личностным характеристикам, наличию дружественных связей, а в мужских колониях – и с учетом неформального статуса. В ходе работы на каждом занятии делался акцент на выработке позитивного стиля мышления (обязательный ритуал в начале каждого занятия – обсуждение «Что хорошего произошло со мной за эту неделю?») и четком формулировании реальных, достижимых, конкретных и субъективно привлекательных целей: «Что я хочу?». Если на первых занятиях на вопрос руководителей группы: «А что хочешь для себя именно ты?» большинство осужденных затруднялись ответить, либо называли цели близкие и узкие: «Хочу быстрее уйти по УДО», то через полгода работы у участников группы целеполагание конкретизировалось: «После освобождения заведу семью, помирюсь с родителями, приобрету профессию и т.д.». Каждый осужденный смог сформировать для себя ряд позитивных перспектив, важных жизненных целей, о которых в начале работы даже не подозревал, что косвенно свидетельствует о формировании и укреплении у них «взрослого» эго-состояния. Другим из реально достигнутых результатов стало наличие понимания того, что наркотическая зависимость действительно существует у каждого из них, т.е. появилось осознание собственной болезни. Также большинство осужденных отметило снижение уровня давления зависимости, которое ранее выражалось в навязчивых мыслях, воспоминаниях, снах о наркотиках, т.е. постепенно сформировалось безразличное отношение к психоактивным веществам. Работа в группе оказала влияние и на жизнедеятельность в целом. Каждый участник группы отмечал определенные позитивные изменения, произошедшие в ее (его) повседневной жизни: стабильность настроения, улучшение межличностного общения, формирование нового стиля поведения. В процессе рисования «Портрета нашей группы» (рисунок ходил по кругу, и каждый участник рисовал определенную деталь) отмечалось тенденция сплочения: образ группы представлялся как единое целое (и осужденные, и тренеры заняты совместной деятельностью), тогда как на ранних стадиях работы группы в рисунках четко прослеживалось противопоставление (особенно при изображении психолога учреждения). Примерно через четыре месяца после начала работы параллельно с групповыми занятиями вводились и индивидуальные, на которых сначала проводилась работа на «Линии времени» и психокоррекция зафиксированных на ней решений и психотравм. Основной целью являлась оптимизация будущего и его коррекция с применением терапии «Линии времени» и созидающих визуализаций (зрительных представлений). В работе с линией жизни и визуализацией у осужденных возникал образ двух дорог, ведущих в будущее («стою на перекрестке», «вижу развилку», «одна половина дороги в будущее светлая, по обочине растут деревья, трава, а вторая половина этой дороги темная, как обугленная или выжженная»). После того, как человек входил в «желаемый образ», примеряя его на себя, а затем, возвращаясь в настоящее, образ дороги менялся (преобладала одна дорога). Отмечались позитивные изменения и с образом прошлого. Прошлое (и в первую очередь различные психотравматические инциденты из раннего периода жизни осужденных) в зрелом возрасте способны оказывать негативное влияние на текущую жизнедеятельность. Однако, психотехнологии НЛП, основанные на модели «Линии жизни», как показали результаты проводимой работы с наркозависимыми осужденными, способны помочь человеку полностью пересмотреть или даже «переписать» любой прошлый опыт, вернув себе в настоящем возможность жить и действовать адекватным образом. Предполагается, что критериями успешности продолжаемой специалистами УФСИН по Вологодской области работы с наркозависимыми осужденными с помощью технологий НЛП могут быть: · процент осужденных (от общего числа прошедших курс психокоррекционной работы), которые после освобождения из ИУ будут вести здоровый образ жизни не менее 1 года; · процент участия бывших осужденных в группах самопомощи после освобождения из колонии; · самостоятельное существование и саморазвитие групп самопомощи в местах лишения свободы. По несколько иным принципам строится работа отделения психологической коррекции осужденных, зависимых от алкоголизма и наркотиков, при ангарской мужской колонии, сотрудничающий с реабилитационным центром «Перекресток семи дорог»[19]. Здесь преобладают закрытые формы групповой психокоррекции (работа группы проходит без присутствия посторонних, соблюдается анонимность). В занятиях предпочтение отдается познавательно-поведенческим тренингам. Основной формой работы с осужденными с наркотической и алкогольной зависимостью, является комплекс мероприятий, в который входят: информирование пациентов о проявлениях болезненного состояния, психокоррекция малых групп, обучение методам послекоррекционного восстановления и формирование психокоррекционного сообщества в условиях стационарного лечения. Для формирования психокоррекционной программы в условиях пенитенциарной системы используются сочетания различных форм групповой работы под руководством медицинских специалистов, воспитателей и психологов и с ориентацией осужденных на последующую реабилитацию в группах само- и взаимопомощи – Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, работающие по программе «12 Шагов». Широко используется международный опыт: элементы Миннесотской программы лечения зависимостей от алкоголя и наркотиков «Атлантис», многолетний опыт работы программы «Атлантис» в Польше, материалы психологической коррекции преступников в Германии и американской программы «Мужчины против насилия» штата Массачусетс. «Идеология» программы «12 Шагов» отличается несколькими положениями: · алкоголизм\наркомания – хроническая прогрессирующая болезнь с предсказуемыми признаками и предсказуемым результатом; · алкоголики\наркоманы навсегда потеряли способность контролировать свое потребление алкоголя\наркотиков; · алкоголизм\наркомания воздействует на тело алкоголика\наркомана, его мышление, психологические особенности, способность адекватно социально функционировать и истинное восстановление требует восстановления каждой из этих сфер; · единственная имеющаяся возможность для алкоголика\наркомана нормально жить – это в течение всей жизни не употреблять алкоголя\наркотиков; · даже единственная рюмка спиртного или доза наркотика может вызывать у алкоголика и наркомана тягу и привести его к возобновлению цикла компульсивного потребления алкоголя или наркотика. Основные цели предлагаемой программы психологической реабилитации – это полный отказ пациента от приема любых количеств любых наркотиков и алкоголя и качественное изменение личности пациента и членов его семьи, изменение взаимоотношений с окружающим миром и обретение духовного опыта. Эти задачи неразделимы, так как достижение любой из этих целей невозможно без достижения других. Необходимым условием для комплексного достижения этих целей является решение следующих задач: · осужденному нужно признать необходимость помощи. Программа помогает ему взглянуть на себя со стороны и увидеть, в какую бездну внутренних противоречий и внешних конфликтов он оказался затянутым злоупотреблением алкоголя или наркотика. Он должен понять, что достиг своеобразного «дна» в своем нравственном, духовном и социальном падении и что отрицать это стало невозможным. В ходе реабилитационного процесса приходит осознание, что многие его взгляды, система ценностей в целом оказались несостоятельными и нуждаются в пересмотре. Для этого необходимы постоянные усилия; · работая по программе, осужденный может найти поддержку и понимание со стороны других членов группы. Черпая опыт членов сообщества, их силы и оптимизм, он может обрести уверенность в своих собственных силах и укрепиться в желании прекратить употреблять алкоголь и наркотики и в корне изменить свою собственную жизнь; Осужденный должен придти к выводу, что его трезвость – это основная цель его жизни на данном этапе, что без устойчивой трезвости невозможно решение никаких других жизненных задач и проблем; · у осужденного должна быть сформирована внутренняя готовность стремиться избавиться от своей вредной привычки или болезни. Программа предусматривает необходимость достаточно глубокого изучения осужденным своих внутренних проблем и возникающих из-за этого внешних конфликтов, основных путей решения этих конфликтов. Должна появиться реальная возможность изучить и перестроить самого себя. Для этого все пребывание его в психокоррекционной группе протекает по четкой динамической модели, начиная от приема и первичной консультации, работой в центре и заканчивая выдачей сертификата. Вся его работа строится по определенному реабилитационному плану и обсуждается сотрудниками центра каждые две недели. Малые психокоррекционные группы (с элементами психодрамы), группы по заданиям – основной метод, используемый в программе. Главные направления работы групп: самопознание, самораскрытие, работа с чувствами и их проявлениями, тренинг межличностного общения, отреагирование глубинных эмоциональных травм, тренинг поведения в экстремальных ситуациях, групповой анализ самостоятельной работы по заданиям. Групповая психотерапия сочетается с индивидуальной. Работа на сессиях индивидуальной психотерапии направлена на преодоление системы отрицания, осознание личностных проблем, намечаются пути их решения. Для самостоятельной работы выдаются домашние задания. Совместно с пациентом составляется индивидуальная программа выздоровления. Широко используется арт-терапия, являющаяся средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека, мобилизацию его творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она также отвечает потребности в самоактуализации, которая выражается в раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире. Теоретическое обучение предусматривает проведение лекционных занятий о природе, специфике, развитии и последствиях заболевания, о психологических и личностных особенностях химически зависимого и членов его семьи, о всемирном движении анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов и других вопросах, знание которых необходимо для поддержания изменения личности зависимого. Строгое соблюдение строго регламентированного распорядка дня позволяет добиться максимального удержания в лечебной программе. Главной предпосылкой для развертывания программы в отделении психокоррекции является понимание того, что: · необходимо воздержание от употребления алкоголя и наркотиков; · человек в состоянии измениться и совершить перемену в своей жизни; · изоляция в колонии для алкоголика или наркомана может быть стимулом к изменению своей жизни; · в психокоррекции не применяются никакие медикаменты, программа основана исключительно на психокоррекционных и психотерапевтических и оздоровительных (например, занятия йогой) мероприятиях; · у осужденных, начинающих реабилитацию в большинстве случаев мотивация носит формальный характер, поэтому работа начинается с выявления и формирования устойчивого мотива. Таким образом, полноценная психокоррекционная работа с наркозависимыми осужденными является наиболее сложным видом деятельности в практике пенитенциарных психологов, а объемы ее организационной стороны выходят далеко за пределы компетенции и возможностей психологических служб. Для ее успешности необходимо широкое привлечение высококвалифицированных специалистов из гражданских государственных и общественных организаций, служб занятости (в целях ресоциализации и трудоустройства бывших наркозависимых осужденных, отбывших срок наказания для профилактики рецидива). Не менее важны конструктивные взаимоотношения с православной церковью и другими конфессиями с целью определения общих целей оздоровления общества и преодоления возможного противодействия из-за конъюнктурных соображений или невежества отдельных служителей культа, как это имело уже место в ряде ИУ (по Вологодской области). Необходима широкая программа подготовки пенитенциарных психологов к работе с современными психотехнологиями и выделение финансовых средств для обучения их не только в подведомстенных учебных заведениях, но и в психологических центрах крупных городов. Важно преодолеть имеющую в настоящее время практику некоторых руководителей ИУ препятствовать повышению квалификации специалистов психологов пенитенциарных учреждений под предлогами «их незаменимости», «отсутствия финансовых средств» или проявлениями волюнтаризма. Большое значение имеет доступность для пенитенциарных психологов литературы, отражающую суть и последовательность работы с наркозависимыми осужденными в отдельных региональных психологических службах (УФСИН по Вологодской области, опыт сотрудничества МПЛ по Иркутской обл. с реабилитационным центром «Перекресток семи дорог» и т.д.), обобщение их опыта с целью его дальнейшего использования, расширения и совершенствования. Необходимо также вести широкую разъяснительную работу среди осужденных о возможностях преодоления наркотической зависимости, ввести поощрительные, не противоречащие существующему Закону, санкции в отношении лиц, стремящихся преодолеть пагубную привычку, всеми возможными мерами противодействовать влиянию неформальных групп с наркотической направленности и их лидеров.
1.2.4. Особенности психологической и воспитательной работы с лицами, совершившими сексуальные преступления Осужденные за преступления сексуального характера составляют неоднородную группу, как по личностным, так и поведенческим признакам. Мотивы совершения ими преступлений не всегда относятся только к расстройствам в сфере сексуальных влечений, нередко они обусловлены патологическими изменениями психики или разного рода личностными девиациями (отклонениями). Часто ценностью для сексуального преступника, особенно серийного, является не само преступление, а все, что с ним связано – манипуляции с жертвой, охота на нее, мельчайшие сопутствующие детали. Сначала представляя несуществующий эпизод в своих фантазиях, затем они реализуют его в своей жизни, а позже многократно «прокручивают» детали преступлений в памяти, оставляют фотографии, видеосъемку или записи, чтобы «не забыть детали «эксперимента». На этапах предварительного следствия они, нередко, охотно дают признательные показания, боясь попасть в «общак», где высока вероятность применения к ним неформальных санкций со стороны осужденных. В других случаях сексуальные преступления совершаются под влиянием алкогольного или наркотического опьянения или «провоцирующего» поведения, с точки зрения преступника, жертвы. Поэтому успех в индивидуальной воспитательной работе с осужденными, отбывающими наказание за преступления сексуального характера, зависит от знания мотивов преступлений, характерологических особенностей личности. В ИУ эта категория преступников в большинстве своем характеризуется положительно, редко нарушает режим и хорошо трудится на производстве, в силу чего мало привлекает внимание. Однако об исправлении и перевоспитании значительной части из них к моменту освобождения говорить преждевременно. Большинство из них чаще всего вновь совершает тяжкие сексуальные преступления. Поэтому перед психологической службой и администрацией ИУ стоит сложная задача повышения эффективности психологического и воспитательного воздействия на эту категорию преступников, с учетом углубленного изучения их личностных особенностей. Каждому типу личности осужденного, совершившего преступление сексуального характера, применим определенный вид воспитательного и психологического воздействия. Представляет интерес опыт работы с данной категорией осужденных, предложенный специалистами МПЛ ГУФСИН по Красноярскому краю[20]. Все осужденные, совершившие преступления сексуального характера делятся на три группы: 1. Лица, имеющие нарушения психосексуального развития; 2. Лица с выраженными характерологическими или психопатологическими особенностями; 3. Лица с нарушениями межличностного восприятия. В каждой группе выделяется несколько типов осужденных, отличающихся характером совершенного преступления, ведущим мотивом и личностным смыслом, а также рекомендациями по построению психологических бесед и мер воспитательного характера. I. Лица, имеющие нарушения психосексуального развития, представлены следующими типами: 1 тип: · изнасилование или его попытка совершаются обычно в отношении незнакомых женщин; · преступники, как правило, могут заранее поджидать или искать подходящую ситуацию; · действиями напоминают охотника, выжидающего или выслеживающего свою добычу, заранее не определяя конкретный объект нападения; · нападение сопровождается избиением, иногда довольно жестоким, активными попытками физическим путем сломить сопротивление потерпевшей; · вину в совершенном преступлении, как правило, признают, так как не могут, в отличие от других категорий осужденных за изнасилование, сослаться на то, что жертва не оказывала сопротивления и добровольно вступила в половой контакт; · психологический мотив – стремление к преодолению психологического доминирования противоположного пола. Иными словами, воспринимают (в т.ч. и неосознанно) женщин как доминирующих, подавляющих и более активных по отношению к ним; · личностным смыслом такого преступления является своеобразный «протест», попытка обрести психологическое доминирование, самоутвердиться и вместе с тем унизить женщину, прежде всего в своих собственных глазах; · большинство лиц, относящихся к этому типу, имеют семью, детей, и поэтому объяснение причин совершенного ими преступления только сексуальными побуждениями не может являться достоверным. С другой стороны, в своей семье обычно занимают подчиненную позицию по отношению к жене. С этой позиции их преступное поведение может рассматриваться, как своеобразная попытка изменить существующее положение дел, как протест против своей пассивности и доминирования со стороны других (не только жены, но и вообще женщин). При изучении личного дела такого осужденного необходимо обратить внимание на способ совершения преступления (нападение на ранее незнакомую женщину, его внезапность, попытка физического подавления, избиение, поиск возможной жертвы и т. д.). В беседе необходимо выяснить особенности взаимоотношений с женщинами, их восприятие осужденным, обратить внимание на характер отношений с женой, а в раннем возрасте – с матерью. Общий характер жизненной позиции по отношению к лицам противоположного пола у таких людей является подчиненно-агрессивным.
2 тип: · изнасилование малолетних девочек (в возрасте до 6 лет), а иногда и женщин преклонного возраста (свыше 60 лет); · преступление часто носит характер массированной аффективной вспышки: эти лица обычно не помнят, что совершили и не могут объяснить причин своих действий; · сопутствующими факторами такого рода преступлений могут быть алкогольное или наркотическое опьянение. В случаях совершения преступления в состоянии сумеречного помрачения сознания или иного исключительного состояния, если таковые будут доказаны судебно-психиатрической экспертизой, признаются невменяемыми к инкриминируемому составу преступления. Однако на практике исключительные состояния (патологическое опьянение, патологический аффект, патологическое просоночное состояние) доказываются крайне редко, так как диагностика их чрезвычайно сложна, а лицо, совершившее преступление, «хотя и не помнит о нем», обычно сразу соглашается признать его, «оправдывая» себя необычным действием алкоголя; · скрытым мотивом может явиться проявление аффективных следов, сохранившихся в психике в неосознанной форме. Эти следы остались в связи с психотравмирующими обстоятельствами, связанными с взаимодействием с конкретными девочками или женщинами в детском возрасте осужденного. Характерно снятие фиксированного аффекта, отсроченного во времени; · многие осужденные данного типа ранее судимы за развратные действия с малолетними (не характерно для исключительных состояний). При беседе с осужденным необходимо выяснить все обстоятельства его жизненного пути, особенно приходящиеся на детство. Уточнить не только содержание поступков и поведение в целом, но и характер испытанных им эмоций по поводу событий, в которых он участвовал. У таких лиц наблюдается сексуальная неудовлетворенность и трудности в налаживании контактов и связей с женщинами. Иногда в основе влечения к девочкам может лежать компенсация дефектов общения с противоположным полом в подростковом возрасте. 3 тип: · неоднократные эпизоды удовлетворения сексуального влечения с малолетними девочками; · отсутствие грубых насильственных действий в отношении жертвы, предпочтение действовать обманным путем; · в основе сексуального влечения к девочкам лежат задержки психосексуального развития и нарушения контактов с более старшими лицами противоположного пола; · стремление к удовлетворению полового влечения с малолетними девочками связано с ситуацией, когда сексуальный контакт со взрослыми женщинами не приносит удовлетворения и является психотравмирующим; · в детском возрасте у такого субъекта имелись контакты с девочками, вызвавшие сексуальное возбуждение. В беседе необходимо выяснить особенности отношений с женщинами, удовлетворяют ли сексуальные контакты с адекватными по возрасту женщинами. Если есть или была семья, необходимо подробно расспросить о характере взаимоотношений, в том числе и сексуальных. При выяснении особенностей детства нужно узнать об имевших место контактах с девочками, выяснить обстоятельства первой и последующих влюбленностей, характер отношений и т. д. 4 тип: · преступные действия направлены вначале не на женщин, а на оказавшихся рядом с ними мужчин (мужа, сожителя, знакомого и т.д.); · изнасилование женщины вторично и следует после физической расправы или физического подавления (или убийства) находящегося рядом мужчины; · в основе лежат психологические дефекты, сформированные в подростковом возрасте. Агрессия направлена не на отдельно взятого мужчину или женщину, а на мужчину и женщину, связанных какими-то отношениями; · мотивом являются аффективные переживания подросткового периода, связанные с попаданием в ситуации, в которых его предпочитали кому-то другому, что сформировало мощные соперничающие тенденции и агрессивность, направленную на взаимоотношения мужчины и женщины; Проводя беседу, необходимо расспросить осужденного об отношениях с девушками. Обратить внимание на причины формирования тенденции соперничества. Расспросить о жизненных ситуациях, в которых он оказывался «третьим лишним», и сопутствующих эмоциональных переживаниях. Выяснить случаи, когда осужденный терпел «поражение» в ухаживаниях за девушками или женщинами из-за того, что у него был более счастливый или удачливый соперник. Осужденные, относящиеся к этой группе, отбывая наказание в ИК, обычно не являются нарушителями режима и не входят в неформальные группы с отрицательной направленностью. Некоторые из них участвуют в самодеятельных организациях, добросовестно трудятся на производстве. Однако значительная часть такого рода преступников в дальнейшем вновь совершает сексуальные преступления. Основная цель индивидуальной работы с лицами указанных типов должна быть не столько направлена на коррекцию их поведения и выработку социально позитивных навыков, сколько на выявление истинных мотивов преступного поведения и стремление к тому, чтобы осужденный полностью их осознал. Если эта цель индивидуальной работы не будет достигнута и тем самым не будет нейтрализована основная причина преступления, то сохранятся все внутренние условия для совершения повторного преступления аналогичного характера. В силу указанных причин основным методом работы с этими типами осужденных является беседа. Необходимо выяснить у осужденного весь пройденный им жизненный путь, буквально по годам воссоздать все имеющиеся в его прошлом контакты с лицами противоположного пола, особое внимание обратить на содержание эмоциональных переживаний, сопровождавших эти контакты. При психокоррекционной работе с 1 типом необходимо выявить причины искажения сексуально-ролевых представлений. Можно предложить осужденному составить рассказ или описать любую ситуацию, где участвуют мужчина и женщина (соответствующий рисунок или картинку легко подобрать из любого журнала). Анализ рассказа или ответов позволит получить представление об особенностях восприятия осужденным лиц противоположного пола, что поможет лучше уяснить мотивы преступного поведения. Затем следует попытаться в беседе подвести его к осознанию причин своего преступного поведения. Определенную помощь может оказать также и психологическое проигрывание осужденным различных ситуаций, включающих взаимодействие с лицами противоположного пола. Необходимо добиваться снижения агрессии и тревоги по отношению к женщинам вообще. С осужденными 2 типа индивидуальную работу следует строить, исходя из специфики совершенного преступления. Здесь необходимым условием эффективности психологической работы является выявление аффективного переживания детства, лежащего в основе совершенного преступления. Необходимо добиваться полного осознания мотивов преступного поведения. Так как имеет место аффективный след, целесообразно добиться снятия имеющегося психического напряжения. Для этого в искусственной форме можно попытаться заставить осужденного воссоздать ситуацию, которая привела к образованию аффекта, делая это неоднократно. Если аффект не будет полноценно снят, то нельзя исключить в будущем повторения аналогичного преступления. Что касается тех, кто отвергнут сообществом осужденных, то перечисленные воспитательные меры должны сочетаться с мероприятиями, связанными именно с занимаемым социальным статусом данных лиц. В любом случае успех работы с рассмотренными типами осужденных в значительной степени определяется их отношениями со своей семьей. Поэтому необходимо способствовать восстановлению и поддержанию хороших контактов с их семьями, нежелательно применение таких мер взысканий, как лишение права на очередное свидание. II. Осужденные за изнасилование с выраженными характерологическими или психопатологическими особенностями Представители этой группы обладают ярко выраженными особенностями характера или психическими аномалиями, препятствующими успешной адаптации из-за недостаточного усвоения социальных норм. 5 тип: · представители данного типа совершают изнасилования, как правило, в группе, часто, при этом, не являясь инициаторами. Обычно это устойчивая группа, члены которой хорошо знают друг друга, могут часто проводить совместно свободное время. По своей направленности группа не обязательно является криминальной; · ведущим мотивом выступает стремление субъекта сохранить свой социально-психологический статус в группе. Он поступает «как все», подчиняясь групповому давлению. Таким образом, здесь на первом месте в причинах преступления выступают не сексуальные побуждения, а подчинение групповой динамике. Такие лица весьма дорожат членством в неформальной группе и занимают по отношению к лидеру конформную подчиненную позицию; · предрасполагающими факторами в рассматриваемом случае являются характерологические особенности: конформизм, личностная неустойчивость, дефекты волевой сферы, неспособность к длительным устойчивым целенаправленным усилиям, чрезмерная подчиняемость любым авторитетам, отсутствие своей позиции, инфантилизм. В беседе и при изучении имеющихся на осужденного материалов необходимо выяснить особенности взаимоотношений в его неформальной группе, то место, которое он занимал в ней, имеющиеся цели, интересы, склонности. Это может быть прослежено и в отношении групп, сложившихся в ИУ. Характерологические особенности такого рода осужденных легко обнаруживаются при анализе их поведения в ИК. У них, как правило, отсутствуют твердые волевые качества, проявляется готовность исполнить любое поручение или действие, равно как под угрозой взыскания со стороны администрации, так и физической расправы со стороны осужденных. Они легко подпадают под чужое как положительное, так и отрицательное влияние, боятся любых взысканий. 6 тип: · преступные действия отличаются внезапностью, неожиданны для жертвы, а иногда и для самого преступника; · изначально действия преступника направлены не на изнасилование, соответствующий мотив возникает в связи с конкретной ситуацией; · внезапность нападения сочетается с активным физическим насилием и отсутствием стадии приготовления; · преступники не занимаются активным поиском жертвы, а действуют в сложившейся ситуации; · характерна непродуманность действий, иногда чрезмерный риск преступника в плане возможного задержания, отсутствуют попытки скрыть следы преступления; · преступное посягательство может быть направлено как на знакомых, так и незнакомых женщин; · в качестве мотива выступают сексуальные потребности. Они связаны с теми или иными жизненными обстоятельствами, в которых эти потребности не находят адекватной реализации; · способствующими факторами являются определенные характерологические особенности: импульсивность (возникающие побуждения находят непосредственную реализацию в поведении), дефекты морально-нравственной сферы, которая не может оказывать контролирующего влияния на реальное поведение субъекта, низкий самоконтроль, аффективная взрывчатость. При изучении личного дела можно отметить внезапность возникновения умысла на изнасилование у преступника, в отличие, например, от представителей первого типа. В беседе легко выявить и субъективную неожиданность для преступника его действий, а также отсутствие рациональных объяснений своих поступков. Описанные выше характерологические особенности легко выявляются при наблюдении за их поведением в ИК. Своими поступками они обычно выделяются из общей массы осужденных, так как постоянно совершают однотипные и носящие хронический характер, нарушения, чаще мелкие. Осужденные, относящиеся к этому типу, часто сами говорят, что им трудно справиться с собой, взять себя в руки, совершают необдуманные поступки, которые приносят им много неприятностей. 7 тип: · к этому типу преступников относятся лица с психическими и физическими дефектами, препятствующими удовлетворению сексуальных потребностей социально одобряемым путем (олигофрены, инвалиды в связи с физическими недостатками и т.д.); · часто ими совершается изнасилование лиц, не достигших половой зрелости, иногда малолетних девочек; · умысел на изнасилование возникает в связи с невозможностью удовлетворения сексуальной потребности; · способствующими факторами являются психические и физические дефекты, предопределяющие их неуспех в контактах с женщинами. В беседе легко установить наличие у осужденного интеллектуальной недостаточности, рекомендована также консультация психиатра. Индивидуальная работа с этой группой осужденных должна основываться на их характерологических особенностях, которые находят свое проявление в их поведении в ИК. Выявление и разъяснение мотивов их преступного поведения имеет также воспитательное значение, хотя, обычно такие осужденные сами понимают, в чем причина их преступных действий. С 5 типом осужденных индивидуальную работу необходимо строить на достаточно жестком и властном стиле обращения, их необходимо постоянно держать под контролем. Это вызвано тем, что как только контроль ослабевает, такие осужденные сразу начинают ориентировать свое поведение на отрицательно зарекомендовавших себя лиц и вскоре попадают под их влияние. По прибытии в ИК целесообразно привлекать их к работе в самодеятельных организациях, включить в хороший сплоченный коллектив, регламентировать и направлять их поведение. В противном случае, они могут быть использованы отрицательно характеризующимися осужденными в своих целях. При нарушении режима не следует сразу применять взыскание, так как даже угроза дисциплинарного воздействия может сразу изменить их поведение. Главное, на что следует обратить внимание в индивидуальной работе с этими осужденными, это выработка стойких, положительных форм поведения, развития самостоятельности и психологической независимости. Поэтому целесообразно применять метод организации поведения, использовать упражнения, способствующие выработке положительных привычек. С 6 типом осужденных индивидуальная работа связана с большими трудностями, так как многие из них систематически нарушают режим и не реагируют должным образом на применяемые меры воздействия. В случае нарушения режима за ними целесообразно устанавливать особый контроль и осуществлять специальные профилактические мероприятия. В условиях ИК они склонны к нарушениям режима и более серьезным проступкам, что вызвано слабым самоконтролем и импульсивностью. Особенно важно для таких осужденных создавать ситуацию неотвратимости наказания за малейшее нарушение режима. Следует всячески препятствовать их контактам с отрицательно характеризующимися осужденными. Индивидуальная работа должна также предусматривать выработку у таких осужденных социально позитивных навыков и способности контролировать свои побуждения, умения сдерживать себя. С осужденными, относящимися к 7 типу, индивидуальную работу необходимо осуществлять в тесном контакте с врачом-психиатром. При этом необходимо учитывать, что лица, страдающие олигофренией, в условиях ИК в связи с их повышенной внушаемостью могут быть использованы отрицательно характеризующимися осужденными в своих целях, например, для расправы с кем-либо из осужденных. В индивидуальной работе с ними психологу и воспитателю желательно использовать такое качество, как внушаемость. Поэтому любое убеждение должно носить характер внушения. В случае нарушения режима наиболее эффективными будут те меры взыскания, которые связаны с материальными ограничениями. III. Осужденные за изнасилование с нарушениями межличностного восприятия Эта группа объединяет осужденных, основная причина совершения преступления которых заключается в неспособности разобраться в поведении женщины, неправильной оценки его, а также ситуацию в целом. 8 тип: · характерно, что эти преступники полностью не признают своей вины, искренне считая, что изнасилования как такового не было, что жертва сама добровольно вступила с ними в половой контакт и никакого сопротивления не оказывала. Они достаточно настойчиво утверждают это и приводят массу аргументов; · большинство из них характеризуется по месту работы или учебы отрицательно (например, злоупотребляют спиртными напитками); · совершению преступления часто предшествует предварительное знакомство и общение между будущими преступником и потерпевшей в компании, на танцах, в ресторане и т. д.; · часто женщина сама добровольно идет к нему домой, или садится в машину, остается на ночь в компании и т. д.; · как правило, будущий преступник и его жертва совместно употребляют спиртные напитки; · при изучении уголовного дела и беседе с осужденным, складывается впечатление, что женщина своими действиями всячески способствовала совершенному преступлению. Со стороны женщины в рассматриваемом случае осуществляется определенный тип бессознательного сексуального поведения, имеющий игровой характер и включающий в себя провокационные моменты. По существу, такой тип поведения представляет собой трансформированный способ удовлетворения половых инстинктов. В этом случае женщина удовлетворение получает не от полового акта, а в результате критических, конфликтных взаимодействий со своим партнером. Структура этого типа сексуального поведения подразумевает определенную последовательность действий со стороны мужчины и женщины. Возможны следующие варианты: · женщина вовлекает мужчину сначала в психологический, а затем в физический контакт, однако потом отталкивает его и может утверждать, что он ее оскорбил и причинил невозместимый ущерб. Вступление в половой акт не входит в рамки игры женщины и поэтому она протестует, если он состоялся насильно; · родственники или другие лица могут поставить женщину в такое положение, что ради спасения своей репутации и чести ей приходится жаловаться на изнасилование, что особенно часто происходит с несовершеннолетними девушками; · со стороны мужчины мотивом является стремление к половой близости в связи с кажущейся доступностью объекта. Он не осознает игрового характера поведения женщины и поэтому не способен выйти из создавшейся ситуации; Индивидуальная работа должна основываться на тщательном разборе психологом ситуации совершения преступления и тем самым четкого ее отграничения от случаев обычного самооправдания. Оптимальной является нейтральная позиция по отношению к тому, что рассказывает осужденный. После тщательного изучения имеющихся материалов (уголовное дело, опрос) совместно с осужденным необходимо обсудить подробнейшим образом его поведение и поведение потерпевшей. Можно также использовать в воспитательных целях и лучшего уяснения межличностных отношений разбор аналогичных ситуаций, взятых, например, из других уголовных дел. Таким образом, основной акцент в индивидуальной работе с этим типом осужденных должен быть сделан на разъяснение им ситуации совершения преступления, мотивов поведения потерпевшей. Необходимо добиваться полного уяснения осужденным действительных причин поведения потерпевшей и его самого, а также личностный смысл их действий. Только в этом случае можно будет говорить о реальной профилактике аналогичных преступлений. Предупреждение! Следует иметь в виду, что непризнание вины и непонимание причин совершения преступлений может способствовать протестным реакциям осужденного, что проявляется в систематических нарушениях режима.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 32994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |