КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительный анализ функционирования механизмов
психологической защиты у осужденных (мужчин и женщин)
Итак, при проведении психологической и воспитательной работы с осужденными женщинами следует учитывать их предшествующий осуждению образ жизни, психологические и возрастные особенности, эмоциональные состояния в условиях лишения свободы, что позволяет выбирать наиболее оптимальные психотехнические методы воздействия. Наиболее положительно зарекомендовали себя арттерапевтические методики, например, «Психотерапевтический театр»[29], позволяющий разрешать глубокие личностные проблемы, свободно выражать чувства и эмоции. Занимаясь творческой деятельностью и воспринимая этот процесс, осужденные женщины восстанавливают невостребованные в условиях ИУ эмоции, и разрушенную внутреннюю гармонию своей личности. Методика включает проведение театральных, литературных, драматургических, социально-психологических тренингов и арттерапевтических сеансов. Сюжеты психокоррекционных этюдов создают сами участники психотерапевтического театра. Промежуточные этапы проигрываются и совместно обсуждаются, выносятся критические замечания и пожелания. На арттерапевтических сеансах предполагается использование света и музыки в психокоррекционных целях. На каждом занятии арттерапии создаются необходимые условия для открытых доверительных контактов внутри группы, восприятия информации, творческой атмосферы работы, которые поддерживаются самими участниками группы психологической коррекции, что уже имеет для них ценность, позволяет на время отвлечься от реальности и обрести душевное равновесие. У осужденных женщин, прошедших курс арттерапии, наблюдается улучшение физического и эмоционального самочувствия (оценка субъективного состояния осужденных), уменьшение количества жалоб невротического характера (снижение количества обращений за медицинской помощью), устойчивость положительных изменений в сфере поведенческой и эмоциональной культуры (экспертная оценка сотрудников ИУ на основе наблюдения) [30]. В процессе занятий театральным творчеством женщины утверждают свою новую социальную позицию, признаются окружающими как равноправные члены общества и перестают чувствовать себя социальными «изгоями». Сценическая игра позволяет осужденным осознать свои личностные проблемы, развить творческие способности. У женщин, задействованных в показе, отмечалось состояние душевного спокойствия и высокая степень удовлетворенности своей творческой активностью. Арттерапия, проводимая с осужденными женщинами, имеет следующие преимущества перед методиками, основанными исключительно на вербальном воздействии: · вызывает положительные эмоции, помогая преодолеть апатию, безразличие, отсутствие инициативы, безнадежность, тоскливое настроение и сформировать более активную жизненную позицию; · мобилизует творческий потенциал человека, отвечая его потребности в самоактуализации, т.е. раскрытии потенциальных возможностей и утверждении своего индивидуального способа бытия в мире; · сближает людей, что особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения в местах лишения свободы; · представляет возможность для проявления бессознательных психических процессов и выражения скрытых потребностей, актуализации вытесненных и забытых негативных действий, а также поступков, которые нуждаются в ревизии и новой самооценке. Арттерапия не требует от участников специальных художественных способностей или навыков. Процесс прослушивания музыкальных произведений в расслабленном состоянии позволяет размышлять о себе, своей жизни, судьбе, последовательности событий, приведших к потере свободы и утрате привычных условий существования. Участникам предлагается изобразить на листе бумаги свое внутреннее состояние и переживания. Затем проводится сеанс аутотренинга, во время которого психологом дается установка на расслабление. Сеанс сопровождается прослушиванием специально подобранной музыки, а затем вновь предлагается изобразить новое эмоциональное состояние. Таким образом, преодолевается тягостное чувство внутреннего дискомфорта. После сеанса осужденным женщинам можно предложить написать сочинение на актуальную для них тему («Моя прошлая жизнь» или «Как я совершила преступление» и т.д.). В состоянии снятия мышечного и психического напряжения снижается сопротивляемость коррекционным воздействиям, что и позволяет добиться более эффективного результата. Положительные результаты достигаются также с помощью и другого способа коррекционной работы с осужденными женщинами – сказкотерапии, которая используется как в диагностическом, так и в корректирующем и профилактическом направлениях. Она содержит художественные, дидактические, психотерапевтические, медитативные виды сказок. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок. Психотерапевтические сказки, с одной из стороны, создаются психологом как метафорическое изложение жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия как носителя нравственных ценностей и способов выхода из кризиса. Медитативные сказки служат для снятия эмоционального напряжения, насыщения сферы бессознательного положительными образами, раскрытия личностного ресурса осужденной. Алгоритм работы со сказкой имеет следующую последовательность: · ответы на вопросы для размышления и обсуждения; · обсуждение мыслей и чувств осужденной, возникших в ответ на сказку; · интерпретация «сказочных уроков» (совместно психолога и осужденной) в виде «расшифровки» и интерпретации с позиций, значимых для последней; · выполнение практического задания с целью определения характера достигнутых в процессе сеанса изменений у осужденной и корректировки дальнейших этапов психокоррекционной работы с ней. Достаточно эффективными в работе с осужденными женщинами могут быть микротехники и техники НЛП: «Музей старых убеждений», «Круг совершенства», «Походка уверенности», «Быстрое лечение фобий», «Паттерн взмаха», «Коллапс якорей», «6-шаговый рефрейминг», «Линия жизни» и т.д. Однако некоторые из перечисленных психотехник имеют противопоказания и ограничения, особенно при необходимости переживания осужденной психотравмирующей ситуации, поэтому должны проводиться специалистом, имеющим соответствующую подготовку. Особый контингент представляют женщины-осужденные, имеющие детей в Доме ребенка при исправительном учреждении. Следует иметь в виду, что совместное пребывание с ребенком и выполнение ею роли матери, является важным элементом реабилитации и социализации осужденной. При этом часто возникают трудности, связанные со следующим: · матери часто по разным причинам просто не знают, как правильно обращаться с ребенком; · важное значение имеет личность матери, ее установки, ценностные ориентации и характер. Осужденные женщины часто «выбиваются» из ряда «просто женщины», «женщины-матери». Над ними тяготеет прошлое и «грузом лежит» настоящее – лишение свободы. Эти женщины переживают недоверие к другим людям, обществу. Отчужденность матери распространяется и на ребенка. В состоянии ущербного материнства женщины нуждаются в социально-психологической поддержке вместе со своим ребенком. · при рождении ребенка в условиях ИУ женщина испытывает состояние «двойного стресса» (первоначальный - осуждение, зачастую первое, второй - рождение ребенка), поэтому крайне важно создать ей подобие домашней обстановки, сформировать внимательное и доброжелательное к ней отношение окружающих. Это актуально еще и потому, что роженицы в женских колониях часто являются лицами, только начавшими отбывать наказание. Следовательно, им нужно адаптироваться и к месту лишения свободы и к роли матери. Сотрудникам ИУ необходимо помочь в этом женщине, и здесь важна роль психолога. Осужденные женщины-матери путем социально-психологической реабилитации должны быть поставлены в такие условия, которые содействовали бы снятию (или смягчению) тревожности, стресса.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 29282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |