Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о неформальной среде осужденных




При проведении воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными крайне важно учитывать влияние неформальной среды (криминальной или тюремной субкультуры). Знание основных принципов построения неформальных взаимоотношений между осужденными помогает лучше понять причины возможных неудач воспитательной работы, разработать новые пути преодоления сопротивления позитивному воздействию и влияния со стороны лиц отрицательной направленности.

Выявить основные механизмы функционирования криминальной субкультуры, непременно возникающей в условиях изоляции и беспрецедентной для обычного общества концентрации асоциальных личностей, уяснить процессы, происходящие внутри формируемых в этой среде малых групп, закономерности внешних проявлений этой «другой жизни» – значит найти более эффективные пути для предупреждения дальнейшей криминализации осужденных, особенно не связанных ранее с уголовным миром («случайные» и «ситуативные» преступники).

Неформальная (тюремная) субкультура не является ни чьим-то злым умыслом, ни «надуманной журналистами проблемой», ее нельзя «запретить». Она, несмотря на уродливый вид, может быть привлекательной для значительной массы осужденных, так как дает возможность им для самоутверждения и компенсирует неудачи в обычной жизни, позволяет «видеть врага» в лице правоохранительной системы, отдельных ее представителей и законопослушных сограждан, тем самым помогает им «оправдаться» в собственных глазах, повышает внутреннюю самооценку.

Налет криминальной романтики, некой таинственности и необычности нередко придает чувство исключительности и «бывалости»: «Тот не мужик, кто не сидел». В то же время бравирование собственной «исключительностью» является лишь одним из механизмов психологической защиты, нужным индивиду прежде для самого себя, а чувство принадлежности к некой общности уже само по себе ценно для осужденного, ставшего для нормального общества изгоем.

Не менее важным для привлекательности неформальной (тюремной) среды в сообществе осужденных является извращенная система ценностей и моральных критериев. Если при жизни на свободе многие негативные качества индивида отвергались (отвращение к труду, склонность жить за чужой счет и т.д.), то в новой среде они могут приобрести иное, новое, статусно важное значение.

Для формирования специфической неформальной среды также имеют значение следующие особенности условий пребывания в ИУ (А.И. Ушатиков, 1998) [31]:

· принудительный способ создания социальной общности осужденных;

· замнутость и ограниченность сферы общения;

· строгая регламентация формальных норм поведения;

· отсутствие возможности для самореализации индивида;

· эффект «публичности» в процессе постоянного и повсеместного общения осужденных во всех сферах жизнедеятельности ИУ, приводящий к информационной истощаемости, потери интереса друг к другу, астенизации нервной системы;

· отсутствие социально-психологической совместимости между осужденными;

· наличие психических аномалий у подавляющей части осужденных;

· наличие малых групп со специфическими нормами поведения, обычаями и традициями, искаженными нравственными принципами;

· жесткая иерархия внутри малых групп и между ними, проявляющаяся в строгом распределении ролей, статусов, полномочий, материально-бытовых льгот и т.д.;

· криминогенное общение, включающее условные средства коммуникации с целью маскировки преступных действий;

· неизбежное совместное пребывание лиц, часто имеющих прямо противоположные цели.

Учитывая охватывающий все сферы жизнедеятельности осужденного характер неформальной среды, в том числе существенно влияющий и на формальную сторону пребывания его в ИУ, целесообразно представлять «тюремную» субкультуру как неформальную нормативно-ценностную систему [32].

Эту систему можно определить как относительно устойчивую совокупность специально выработанных принципов, правил и стандартов поведения, которые разделяются, поддерживаются значительным большинством осужденных, детерминируют их активность и определяют положение, а также степень влияния в среде ближайшего окружении (микросреде).

Назначение ее заключается в укреплении групповой сплоченности, сохранении специфического набора криминальных ценностей, регулировании взаимоотношений осужденных, а также поддержании оппозиционных настроений к представителям власти (рис. 15).

Являясь важным элементом субкультуры, неформальная нормативно-ценностная система (ННЦС) по своей сущности составляет ее социально-психологическое ядро. Без нее функциональная роль субкультуры исчерпает себя. Дело в том, что у субъектов взаимодействия разрушатся привычные ориентиры, на которые можно опереться, а также пропадут источники влияния, чрезвычайно значимые среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Рисунок 15

Функциональное назначение и диапазон влияния неформальной нормативно-ценностной системы

 

 


Неформальные нормы выполняют следующие основные функции:

· являются эффективным механизмом регулирования взаимодействия осужденных (регулятивная функция);

· выступают в качестве стереотипных образцов ролевого поведения и психологических критериев оценивания конкретных личностей или малых групп (мотивирующая и оценочная функции);

· служат своеобразной формой «узаконивания» сложившейся дифференциации межличностных статусов (консервирующая функция);

· предоставляют сигнальную информацию об источниках влияния, например, при решении проблем личного характера или достижении групповых целей (информационная функция);

· поддерживают и закрепляют значимые ценности, в которых выражаются отношения и ожидания преступников к тем или иным государственным, политическим и социальным институтам (защитная или охранительная функция).

В повседневной жизнедеятельности механизм влияния ННЦС проявляется в форме повелительных или отрицательных утверждений (понятий) – своего рода «можно» и «нельзя», напоминающих установления так называемого ритуального характера. Подобное социально-психологическое образование, как свидетельствует практика, типично для любого сообщества осужденных, причем независимо от вида и географического расположения ИУ.

Наиболее распространенными формами проявления ННЦС являются: жестко сформулированный свод правил предписывающего поведения (воровские законы или кодекс поведения); криминальная лексика (арго или блатная музыка); татуировки, выполняющие сигнальную или ориентировочную функцию; определенные способы реагирования на действия окружающих; разнообразные обычаи и традиции криминального характера.

Есть основания полагать, что возникновение ННЦС, скорее всего, происходит в результате встречного процесса, обусловленного взаимовлиянием внешних и внутренних факторов, а также стремлением наиболее активной, чаще асоциальной части осужденных к группообразованию. Необходимость этого диктуется оказанием психологического давления на окружающих и обеспечением защиты от «несправедливых» посягательств со стороны органов правопорядка. Последние нередко персонифицируются в период отбывания наказания в конкретных представителей администрации ИУ (искусственное создание «образа врага»).

Эта точка зрения основывается на содержательном анализе наиболее распространенных нормативных моделях жизнедеятельности преступников.

В них, помимо частного набора правил и характерных способов реагирования на возникающие ситуации, присутствуют инвариантные образцы поведения, стили мышления, иерархия статусов, которые свойственны более широким делинквентным структурам, функционирующим в открытом обществе.

Иллюстрацией таких образований служат устойчивые организованные преступные группировки (ОПГ), а также многочисленные подростковые и молодежные неформальные группы и формирования, действующие в полузакрытых гражданских или военизированных структурах.

ННЦС обычно репрезентируются в сознании осужденного как строго фиксированные стандарты поведения, предполагающие чуть ли не автоматическое осуществление ряда ролевых обязанностей, безотносительно к ситуации. Например, при отбывании наказания «ворам в законе» или лидерам криминальных группировок «не придет в голову» создавать собственные правила или новый свод законов «под свою персону». Они вправе рассчитывать на «теплый прием», уважение со стороны окружающих в отличие от рядовых преступников, чье положение в местах лишения свободы (особенно в период адаптации) будет восприниматься как весьма проблематичное.

Можно выделить ряд компонентов ННЦС, которые различаются как по степени принятия их сообществом, так и диапазону влияния на различные категории осужденных (рис. 16).

Рисунок 16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.