Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория личности З.Фрейда




Психологические теории личности

Они чрезвычайно разнообразны.

Классификация теорий Л.

(в зависимости от взглядов на природу и психическое содержание л-ти)

1. группа биологических теорий Л.

Сущность: Л. – существо биологическое, поэтому св-ва Л. обусловлены природой и даны человеку от рождения. Л. вынуждена жить в обществе и испытывать с его стороны давление.

2. группа социальных теорий Л.

Сущность: Л. – существо социальное, св-ва л-ти формируются в процессе обучения, восприятия, усвоения социальных ролей.

3. группа био-социальных теорий

Сущность: Л. – существо биологическое, л-ть обладает как природно-обусловленными, так и социально-обусловленными свойствами.

З.Фрейд по образованию врач и психолог по работе. На основе своей теории разработал психологическую концепцию личности. В основе этой концепции лежит убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного и культуры. Причиной этого антагонизма является культура с ее идеалами, нормами, требованиями.

Он разработал 3-х компонентную структуру:

1. «ОНО», бессознательное – совокупность инстинктов и означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда копуляция, дефекация и наполняет наше поведение энергией:

а) инстинкт жизни, эрос (половое влечение),

б) инстинкт смерти, тонатос (тяга к агрессии и разрушению).

Являясь первичной структурой психики, «ид» выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями.

Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия. «Оно» - по З.Фрейду – «кипящий котел инстинктов». Бессознательное иррационально и временно. Фрейд описал два процесса, посредством которых «Оно» избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий явл. кашель на раздражение дыхательных путей. Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворения этих потребностей. С момента появления этого знания возникае следующая структура.

2. «Я», «сознание», «эго» -

это разумное «Я» человека, память, мышление, все формы активности. Область сознания Фрейд связывал с восприятием внешнего мира. Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Задачей сознания является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности, т.е. психическая деятельность сознания подчиняется принципу реальности.

За соблюдением этих требований следит «сверх-Я»

3. «сверх-Я», «сверхсознание», «суперэго» -

представитель общества, внешнего идеала, авторитета в психике человека (моральные нормы, правила поведения, «моральная цензура», усвоенная с детства).

Между этими компонентами наблюдаются конфликты:

1) конфликт между «Оно» и «Я» приводит к чувству тревоги, беспокойства, эмоциональной неприятности, что может привести к неврозу.

2) конфликт между «Я» и «сверх-Я» приводит к чувству вины и укорам совести.

Выработка механизмов психологической защиты – это такие психологические приемы, с помощью которых человек избавляется от чувства вины и укоров совести и сохраняет благоприятное впечатление о себе у окружающих.

Один из таких механизмов явл. сублимация.

Сублимация (от лат. sublimo - возвышаю) – переключение энергии, позволяющее человеку превратить свои ассоциальные тенденции в социальные формы поведения (переход с социально и культурно неприемлемых целей объектов на социально и культурно приемлемые).

Согласно З.Фрейду – это процесс переориентации энергии влечения (либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения и преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность.

Ролевая теория личности.

Линтон – основоположник.

Статус – совокупность прав и обязанностей человека, выполняющего определенную социальную функцию, или занимающего определенную социальную позицию.

Роль – динамический (поведенческий) аспект статуса, - это модель поведения, сложившаяся в данном обществе, связанная с реализацией статуса.

Социальная роль проявляется только тогда, когда человек начинает осуществлять права и обязанности, вытекающая из его социального положения. Социальная роль зависит от темперамента, потребностей, мотивов. Линтоновское определение социальной роли как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Парсоном, Мертоном и др.

Как роль соотносится с личностью:

1. точка зрения отождествления личности и роли. Личность есть ни что иное, как совокупность выполняемых человеком социальных ролей, т.е. Л=Р.

2. личность и роль независимые друг от друга понятия. Личность как актер, играющий в театре роль. Его качества могут не проявляться в ролевом поведении, т.е. роли безличны. Роль служит маскировкой качеств личности и даже подавлением их.

3. личность и роль взаимозависимы, тесно взаимосвязаны. Личность определяет набор ролей, выполняемых человеком.

Есть роли, которые в большей степени определяются индивидуальностью исполнителя и особенностями групповых взаимоотношений. Ситуации, в которых наблюдаются несовместимые ожидания, порождают ролевые конфликты, которые могут разыграться как в реальном социальном взаимодействии (конфликт между руководителем и подчиненным), так и на уровне индивидуального сознания (внутриличностный конфликт). Такие конфликты вызываются объективной невозможностью удовлетворить противоречивые ожидания разных ролевых партнеров. Длительное исполнение, большая включенность в роль коренным образом меняют личность исполнителя, накладывают отпечаток на поведение и индивидуальность человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.