Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меланхолический темперамент




Меланхоликами называют людей чувствительных, легкоранимых, отзывчивых, склонных к пониженному настроению и тормозным реакциям, болезненно реагирующих на любые жизненные обстоятельства.

В чистом виде эти типы не встречаются. Существует много переходных, промежуточных и смешанных типов.

Физиологическая теория темперамента связана с именем академика И.П. Павлова, который, изучая условные рефлексы установил, что нервная система животных и человека обладает тремя главными свойствами, от которых зависят особенности высшей нервной деятельности. Возбуждение и торможение у каждого индивидуума от рождения разные по силе (интенсивности) и подвижности (быстрота смены возбуждения торможением и наоборот). В зависимости от выраженности и соотношения этих параметров Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

1) возбудимый тип (процессы возбуждения и торможения сильные, подвижные, но неуравновешенные) - свойственен холерикам;

2) живой тип (нервные процессы сильные, уравновешенные, подвижные) - присущ сангвиникам;

3) спокойный тип (нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные) - характерен для флегматиков;

4) слабый тип (нервные процессы слабые, неуравновешенные, малоподвижные) - свойственен меланхоликам.

О темпераменте человека можно судить по его основным свойствам (характеристикам):

1) активность – степень взаимодействия с окружающим миром;

2) реактивность – показатель силы и длительности реакций после прекращения действия стимула;

3) темповые характеристики – скорость выполнения любых действий – речи, ходьбы, движений;

4) эмоциональность – внешнее проявление внутренних состояний;

5) чувствительность – тонкость восприятия внешнего мира;

6) ригидность-пластичность – способность к перестройке, адаптации к меняющимся условиям;

7) экстраверсия – обращение во вне; интроверсия - обращение внутрь;

8) подчиненность-доминантность – склонность подчиняться или лидировать;

9) нейротизм – эмоциональная неуравновешенность, нестабильность.

2.2. Характер

Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, выражающих способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают – или мешают – личности устанавливать взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поступки.

Знание характера конкретного человека позволяет прогнозировать его поведение в типичных ситуациях, корректировать ожидаемые действия и поступки.

В отличие от врожденной характеристики человека – темперамента, характер формируется в процессе социализации личности, обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опята, что и определяет формирование черт характера. Следует также отметить, что данные черты формируются в конкретно исторических условиях и определяются типичными обстоятельствами жизни человека. (Например, сравнение негра и белого)

В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, зависящее от природных предпосылок: темперамента, задатков и способностей.

Среди множества черт характера некоторые выступают как ведущие, другие – как второстепенные, дополняющие ведущие черты (например, тревожность, подозрительность, мнительность)

Черты характера могут как гармонировать, так и контрастировать между собой, что образует цельные или более противоречивые характеры.

Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость от ее содержания и личностного смысла для индивида (например, педагог: терпимость, властность, авторитарность), от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам.

Характер проявляется в системе отношений к действительности.

1) По отношению к другим людям – общительность или замкнутость (экстраверсия – интроверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость.

2) В отношении к делу – ответственность или недобросовестность, трудолюбие и ленивость.

3) В отношении к себе – скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность.

4) В отношении к собственности – щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость.

Общественно-историческая природа характера обуславливает его зависимость от убеждений, моральных принципов и мировоззрения в целом.

Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности, изменение условий жизнедеятельности индивида приводят к трансформации черт характера (например, ребенок взятый на усыновление в возрасте 6 лет из детдома: любовь родителей, материальные условия меняют черты характера: враждебность – терпимость, сдержанность)

Характер формируется под влиянием ряда воздействий:

1) средовых (стихийных) факторов;

2) социального научения (деятельности);

3) воспитания;

Следует отметить, что средовые факторы и социальное научение стихийно формирует характер в отличии от воспитания, которое планирует, специально организует и контролирует процесс формирования определенных качеств личности.

Акцентуация характера

Акцентуация характера – чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода. (К. Леонгард)

Акцентуация представляет крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Психопатии выделяются по трем критериям (П.Б. Ганнушкин):

1) Стабильность характера во времени (характер мало изменяется с течением времени)

2) Тотальность проявлений черт характера в любых ситуациях: одни и те же черты человек демонстрирует дома, с друзьями, на работе, среди знакомых, среди чужих людей.

3) Социальная дезадаптация. Постоянное возникновение жизненных трудностей.

Акцентуациям характера свойственна уязвимость личности по отношениям не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным психотравмирующим воздействиям, адресованным к месту «наименьшего сопротивления» характера данного типа, при устойчивости к другим.

В случаях акцентуаций может не быть признаков психопатий – скрытые акцентуации, в случаях явных акцентуаций никогда не бывает всех трех признаков психопатий сразу. Отсутствие стабильности характера во времени проявляется в том, что акцентуированный характер не проходит неизменно через всю жизнь: обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с возрастом сглаживается. Второй признак – тотальность проявлений – тоже не обязателен: акцентуированные черты проявляются только в особых условиях. Последний признак психопатии – социальная дезадаптация – является не продолжительным или не возникает вообще. При этом поводом для временных разладов с собой и окружением выступают не любые трудные условия, а такие, что создают нагрузку на слабое звено характера.

2.3. Способности

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию способности.

Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Способности существуют в постоянном процессе развития. Способность, которой человек не пользуется, со временем утрачивается.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от одной, а от сочетания различных способностей, причем это позволяет утверждать, что важнейшей стороной способностей является широкая возможность компенсации одних свойств другими. (Например, развитие осязания и обоняния у слепоглухонемых)

Классификация способностей

Многие природные способности являются общими у человека и животных, особенно высших, например, обезьян. Такие способности называются элементарными: восприятие, память, мышление.

У человека кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде.

Это общие и специальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие.

Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. (умственные способности, совершенная речь, находчивость, сообразительность)

Специальные способности определяют успехи человека в специфической деятельности (музыкальные, математические, лингвистические, спортивные)

Уровни развития способностей определяются такими понятиями как одаренность, талант, гениальность.

Одаренность – совокупность общих и специальных способностей свойственных конкретному человеку, выделяющих его среди других людей при равных условиях обучения и выполнения различных видов деятельности.

Талант – высокая степень одаренности, реализованная в определенной области.

Гениальность – высшая степень одаренности, выражающаяся в координальном изменении подхода к разрешению проблем в различных областях деятельности (Джордано Бруно, Эйнштейн, Пушкин).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.