Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социализации личности




В процессе социализации происходит формирование у личности законопослушного поведения. При этом воз­можны социально-негативные отклонения – от совершения незна­чительных правонарушений до преступлений. Как известно, важнейшими агентами правовой социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.

2.1. Криминогенность дефектов правовой социализации в семье.

Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее опасны дефекты социализации в семье. Правильная социализация индивида предполагает усвоение им морально-правовых норм и правил поведения в обществе. Перво­степенное значение в усвоении этих норм детьми, подростками при­надлежит семье. Поведение собственных родителей является эта­лоном, образцом для детей, именно с родителей они, прежде всего, копируют, "срисовывают" образцы поведения. Вот почему важно, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.

Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, принятых в данном обществе, наблюдаются "по вине" семьи в сле­дующих случаях:

1) родители словесно и на деле (своими поступка­ми) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребен­ком (подростком) норм асоциального поведения;

2) родители сло­весно придерживаются общепринятых нравственных норм поведе­ния, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитывается лицемерие, ханжество, в целом амо­ральные установки;

3) родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетво­ряют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутст­вие же прочных эмоциональных, дружеских контактов родителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социа­лизации;

4) родители применяют неправильные методы воспита­ния (методы, основанные на принуждении, насилии, унижении лич­ности ребенка (подростка).

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение пра­вонарушений и преступлений, криминологи называют неблагопо­лучными.

Выделяют следующие виды неблагополучных семей:

1) кри­миногенная семья;

2) аморальная семья, характеризующаяся алко­гольной и сексуальной деморализацией;

3) проблемная семья, ха­рактеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;

4) непол­ная семья, отличающаяся дефектами в структуре;

5) псевдоблаго­получная семья, применяющая неправильные методы воспитания.

Криминогенная семья семья, члены которой совершают преступления.

Согласно криминологическим исследованиям, судимость одно­го из членов семьи (чаще всего это отцы или старшие братья) уве­личивает вероятность совершения преступления другими членами семьи, прежде всего несовершеннолетними, в 4—5 раз. Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с суди­мыми братьями и сестрами.

Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам образец антиобщественного поведения, порож­дает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее (се­мьи) криминогенный потенциал.

Значительную криминогенную опасность представляют амо­ральные семьи. Вних концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное пове­дение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание се­мьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и ува­жение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных отрицательных факторов сам по себе уже способен нанести значительный ущерб надлежащему фор­мированию личности ребенка, подростка. Все вместе они исключа­ют возможность нравственного воспитания несовершеннолетнего в такой семье.

Среди осужденных несовершеннолетних пьянствующие роди­тели встречаются в 6 - 7 раз чаще, чем среди законопослушных ребят.

Вредное воздействие на детей в аморальных семьях оказыва­ют родители, которые не только не пресекают опасное увлечение детей спиртным, но часто сами приобщают их к алкоголю.

Аморальные семьи характеризуются систематическим нару­шением нравственных норм, дезорганизацией семейного микрокли­мата, ссорами, а то и драками между родителями на глазах у де­тей, что наносит детям сильную психическую травму.

Такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физи­чески. Они не обеспечивают им должного интеллектуального и эмо­ционального развития, формируют психопатические черты харак­тера, своевременно не выявляют различного рода заболевания, причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться на улице, по подъездам и вокза­лам. В школу они приходят менее или совсем не подготовленными, чем их ровесники из благополучных семей. У них часто отсутству­ют нормальные условия для приготовления домашних заданий из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Они резко от­стают в учебе. Нередко в классе их называют "тупицами", "двоеч­никами", что порождает у них повышенную чувствительность и душевную ранимость. Болезненно переживая свое положение, они ожесточаются, вступают в конфликт с учителями, одноклассника­ми. Оказавшись в позиции изолированных, не находя понимания и поддержки в семье, в школе, среди одноклассников и педагогов, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники.

В криминогенных и аморальных семьях дефекты правовой со­циализации в наиболее концентрированном виде выражены и в структуре общения (между родителями и детьми отсутствуют или резко ослаблены эмоциональные связи), практически отсутствует должный социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, что в итоге приводит к формированию у детей, подростков деформированной структуры потребностей, ее прими­тивизации. В итоге уже в этом возрасте формируется асоциальная личность, для которой характерны такие установки, ценностные ориентации, которые неприемлемы для общества и осуждаются в нем.

Формирование такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, против школы и даже против общества, когда по механизму эмоционального пере­носа отношение к части, в данном случае к родителям, учителям, распространяется на целое, т. е. на всю нравственно-правовую сис­тему, представляемую этой частью. Эта реакция протеста и свя­занное с ней отрицание общепринятых нравственно-правовых норм приводят подростка к неправильному выбору референтной группы, которая является носителем иных, часто противоположных нрав­ственно-правовых норм.

Асоциальные лица усваивают из окружающего только нега­тивное, отрицательное. К ним буквально липнет все плохое. "Ребе­нок или подросток такого типа быстро втягивается в группы стар­ших ребят с криминальным поведением, усваивает их систему цен­ностей, жаргон, форму поведения. Таких детей берут на учет дет­ские комнаты милиции, их поступки разбираются комиссиями по делам несовершеннолетних. Это потенциальные правонарушители. Они перенимают ("усваивают") алкоголизм, поскольку он наряду с курением, хулиганством, правонарушениями является неотъемле­мым атрибутом и нравственной нормой референтной группы.

Разновидностью неблагополучной семьи является проблемная семья. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотруд­ничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией меж­ду родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, которые стремятся как можно меньше находиться дома, "улизнуть" под любым пред­логом на улицу, где и проводят большую часть времени. Проблем­ные семьи во многих случаях создают условия для криминогенного формирования несовершеннолетних, поскольку в них нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Определенные сложности в процессе правовой социализации детей и подростков могут возникать в неполных семьях.

Дефекты в структуре родительской семьи в современных ус­ловиях могут отрицательным образом сказываться на формирова­нии личности ребенка, подростка. В одних семьях дети не видят, а потому не знают своего отца или свою мать с момента рождения. В других они теряют кого-либо из них в сознательном возрасте.

Один из негативных факторов неполной семьи связан с явле­нием эмоционального дискомфорта, который испытывает ребенок, подросток в такой семье. Он характеризуется комплексом психоло­гических реакций и переживаний, которые у детей и подростков носят чаще отрицательный характер, порождая у них чувство соб­ственной неполноценности, "ущербности", зависти, эмоционального голода. Такая ситуация порождает у детей, подростков повышен­ный интерес к своим переживаниям, пренебрежение к пережива­ниям взрослых, недоброжелательство к отцу или матери, бросив­шим семью.

Наибольший эмоциональный дискомфорт испытывают маль­чики, воспитывающиеся без отца. Отец нужен мальчику, и прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужского начала. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважитель­ное отношение к женщине.

В семьях без отца возрастает опасность феминизации мальчи­ков, которые боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчли­вости, грубости.

Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. На подростка же, воспринимающего окружающий мир особенно чувствительно, разрушение родительского брака дейст­вует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Конечно, в интересах нормального развития у ре­бенка, подростка должны быть мать и отец, но хорошие. Ему не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ребенку облегчение, а оставшемуся с ним взрос­лому — отцу или матери — покой и нормальные условия для вос­питания.

Разводу предшествует общее ухудшение семейной жизни. Соз­дается тяжелая психологическая атмосфера, в которой вынужден жить ребенок. Он становится свидетелем скандалов между отцом и матерью, видит сцены грубости, унижения, насилия. Родители, ко­торые ссорятся и втаптывают друг друга в грязь, падают в глазах подростка.

Занятые своими бедами, ссорами друг с другом, родители фак­тически оставляют детей, подростков на произвол судьбы. Чувст­вуя себя отчужденным, подросток старается как можно больше времени проводить вне дома, тратить его бесцельно, впустую. Воз­никает криминогенно опасная ситуация, так как роль воспитателя в его жизни берет на себя улица, где подросток общается с кругом таких же ребят. Общие семейные неурядицы сплачивают их, могут толкнуть на создание асоциальных групп.

Как и в проблемных семьях, здесь дефекты правовой социали­зации проявляются в ослаблении или даже отсутствии надлежа­щего социального контроля, в ослаблении эмоциональных связей подростка и родителя.

Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одно­го из родителей, полным подчинением ему остальных членов се­мьи, наличием жестких взаимоотношений (держать всех в "ежо­вых рукавицах"), применением физического наказания как основ­ного средства воспитания.

Жизнь наглядно подтверждает тот факт, что если родители по варварски жестоко относятся к детям, они вряд ли этим добьют­ся хорошего. Жестокое обращение никогда не приучит детей к соз­нательной дисциплине.

Систематическое физическое наказание в раннем детстве мо­жет привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, часто наказывающим, вырабатывается негативизм, который впоследст­вии может перейти во враждебность.

Судебная практика показывает, что в подобных семьях дети часто убегают из дома, бродяжничают, совершают кражи и другие преступления.

2.2. Дефекты социализации личности в школе, приводящие к асоциальным и преступным формам поведения.

Существует связь между недостатками в системе функциони­рования школы и преступностью несовершеннолетних. Школе как главному после семьи агенту правовой социализации принадлежит важная роль в нравственно-правовом воспитании детей и подрост­ков.

Имеется прямая связь между семейным воспитанием и школь­ным. При благоприятной обстановке в семье, при прочных эмоцио­нальных контактах родителей с подростками значительно усиливается стойкость последних к антиобщественным влияниям. С дру­гой стороны, школе принадлежит важная роль в исправлении оши­бок семейного воспитания, приостановлении процесса деморализа­ции личности подростка, который начался в семье. В случае совпа­дения, "сложения" недостатков семейного и школьного воспитания нередко наступает криминализация личности подростка.

Какова же связь между недостатками в работе школы и не­благоприятным нравственно-правовым формированием личности несовершеннолетнего? Следует иметь в виду, что у значительной части детей, чье семейное воспитание было негативным, отсутству­ет или очень слабо выражена социальная роль учащегося. Такие дети не в полной мере освоили социальную роль школьника, кото­рая является для них важнейшей, социально-значимой. Речь идет о детях, педагогически запущенных уже в младшем школьном воз­расте. Возникший еще в младших классах конфликт, разрыв меж­ду системой внешних требований, связанных с учебой, с одной сто­роны, и объективными данными (возможностями и способностями) таких детей для успешной учебы, с другой, может приобрести стой­кий, длительный характер. Этот конфликт нередко глубоко пере­живается подростком, вызывает у него ряд отрицательных психи­ческих состояний, которые могут привести к общественно отрица­тельным формам поведения.

Как показывает судебная практика, именно из среды неуспе­вающих детей, подростков часто выходят лица, совершающие вна­чале правонарушения, а затем и преступления.

Основной контингент несовершеннолетних правонарушителей составляют так называемые "трудновоспитуемые", "трудные дети", подростки.

Давая общую характеристику "трудновоспитуемых", следует отметить, что они портят взаимоотношения между учениками в классе, дурно влияют на слабых, неустойчивых учеников, плохо учатся, еще хуже ведут себя, нередко совершают хулиганские по­ступки, бросают школу, уходят в жизнь без знаний, без здоровых интересов, полноценного развития, без положительных перспектив и целей, без желания трудиться, иногда с ненавистью к учителям, школе, знаниям, культуре, образованию. Рано или поздно они ока­зываются на улице, втягиваются в асоциальные компании, в кото­рых верховодят более сильные, старшие по возрасту и жизненному опыту подростки. Порвав социально позитивные связи со школой, учителями, товарищами по классу, обладая избытком свободного времени, эти ребята тратят свой досуг на развлечения, курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотиков. Они бро­дяжничают, хулиганят, занимаются вымогательством, мелкими кра­жами, попадают на учет в детскую комнату милиции, а затем и в воспитательно-трудовые колонии. Таким образом, калечится дет­ство, судьбы этих ребят, вся их последующая жизнь.

Учителя в целом относятся к "трудным" резко отрицательно. Обычно все их попытки справиться с неуспеваемостью и недисцип­линированностью этих ребят сводятся к методам так называемого "негативного стимулирования" – к нравоучительным беседам, взы­сканиям, наказаниям, проработкам в присутствии всего класса и т. д. Все это не только не приносит позитивных результатов, но, наоборот, еще больше озлобляет и восстанавливает "трудных" про­тив учителей, против школы и учебы в целом.

Учителя с легкостью приклеивают таким школьникам ярлык "трудный", "трудновоспитуемый", чтобы оправдать свое неумение, а то и педагогическое бессилие. В чем вред наклеивания ярлыка или так называемой стигматизации? Стигматизация является од­ним из средств социального контроля — социальных санкций. Она представляет сложный процесс социального взаимодействия, ведущий к отвержению лиц с определенными нежелательными признаками. Эта реакция человека или группы лиц, заключающая­ся в девальвации (обесценении) индивида, снижении его социаль­ного статуса. Стигматизирующие признаки гиперболизируются окружающими, переоцениваются ими и часто затмевают все дру­гие, в том числе положительные черты личности. Стигматизация является, по сути дела, реакцией членов общества на то неудобст­во, которое вызывает нестандартный человек.

Хорошо известно, что учителя предпочитают учеников покла­дистых, не доставляющих хлопот, послушных и явно недоброжела­тельно относятся к "трудным" ученикам, не щадят их самолюбия, вступают с ними в конфликт, а то и объявляют им "войну". В своей "войне" с "трудными" учителя стараются опереться на класс, за­ручиться его поддержкой. С этой целью выставляются напоказ и осуждаются все отрицательные черты этих учащихся и в противо­вес им хвалятся, поощряются и поддерживаются положительные качества примерных, успевающих школьников. Это приводит не к перевоспитанию "трудных", а к разрушению их отношений с клас­сом, с коллективом товарищей, с которыми они нередко учились вместе начиная с первого класса. Все это оскорбляет их достоинст­во, наносит им глубокую душевную травму, восстанавливает про­тив класса, против действительно примерных и хороших учеников.

В результате длительной неуспеваемости и постоянной недис­циплинированности у "трудных" складываются конфликтные отношения с классом, учителями, родителями, что приводит к их изо­ляции в школе, разрыву дружеских, товарищеских отношений с одноклассниками. В результате они оказываются в изолированном, отверженном положении, испытывают чувство одиночества и не­полноценности.

Положение отвергнутого классным коллективом вызывает у "трудного" состояние глубокой фрустрации вследствие невозмож­ности удовлетворить базисные потребности в общении с однокласс­никами, в завоевании личного и социального статуса. Лишенный возможности реализовать указанные потребности хорошей учебой и примерным поведением, "трудный" пытается завоевать опреде­ленное положение среди соучеников по механизму реактивного об­разования — с помощью негативизма, ярко выраженного непослу­шания, немотивированного упрямства, демонстративной агрессив­ности и конфликтности, бравады отрицательными качествами, ку­рением, употреблением спиртных напитков, наркотиков и т. д. Вспо­минаются слова Я. Корчака: "Следует помнить, что ребенок недис­циплинирован и зол не потому, что он "знает", а потому, что стра­дает".

Таким образом, школа перестает быть для "трудных" подростков основной сферой, где они удовлетворяют потребности в общении и статусные притязания. Эти ребята теряют прочные со­циальные связи с коллективом класса, приобретают отрицательное отношение к школе. Они ищут поддержки, утешения в асоциаль­ных уличных компаниях, где они "застревают" и начинают прово­дить все свободное время.

В результате фрустрации основной социально-позитивной дея­тельности — учебно-профессиональной — образуется своеобраз­ный "вакуум" социальной активности, который заполняется "труд­ными" подростками пустым и бездумным времяпрепровождением в уличных компаниях. В итоге по механизму регрессии они фикси­руются, "застревают" на примитивных формах проведения досуга, где удовлетворение базисных потребностей в общении и статусных происходит примитивными способами — курением, выпивками, употреблением наркотиков, картежной игрой, прослушиванием низ­копробных музыкальных записей. "Примитивизация" деятельно­сти, развлекательное времяпрепровождение, с неизбежностью приводит к дальнейшей "примитивизации" личности таких подро­стков, что проявляется в отсутствии элементарных культурных запросов, преобладании в структуре потребностей материальных, физиологических (сексуальные), извращенных потребностей (алкоголь, наркотики и т. д.). На этом этапе своей деморализации "трудные" нередко становятся правонарушителями, а затем и пре­ступниками.

Таким образом, дефекты правовой социализации в школе за­трагивают все структурные элементы социализации и проявляют­ся в дефектах выполнения социальной роли, в разрыве эмоцио­нальных связей школьника ("трудновоспитуемого") со своими од­ноклассниками и учителями, в выходе из-под норм социального контроля, в формировании извращенной примитивной структуры потребностей.

2.3. Дефекты социализации личности в неформальной группе подростков, приводящие к асоциальным и преступным формам поведения.

В процессе социализации личности подростка большое влия­ние оказывают неформальные стихийные группы сверстников, ко­торые возникают на основе совместной досуговой деятельности.

Установлено, что досуговая деятельность бывших несовершен­нолетних правонарушителей значительно отличалась от той, кото­рая характерна для подростков, обладающих аналогичными соци­ально-демографическими характеристиками, но не нарушающих закон. Досуговая деятельность правонарушителей имеет свою спе­цифику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спор­том, различные виды социально-полезной внешкольной деятельно­сти).

Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющи­ми аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто такие межличностные связи принимают антисоциальную направ­ленность, становясь, таким образом, криминогенными. Они уста­навливаются и развиваются в основном в сфере досуговой деятель­ности уже достаточно деморализованных подростков.

Конечно, нельзя считать образование досуговых товарищеских групп чем-то предосудительным, общественно опасным. Они впол­не естественны для этой возрастной группы. Более того, потреб­ность ребят в общении в наибольшей степени удовлетворяется имен­но в таких стихийных неформальных группах. В значительной мере это объясняется дефицитом внимания к подростку со стороны близ­ких, которые ограничивают общение с ним почти исключительно заботой о его элементарных нуждах (еда, одежда, деньги на кар­манные расходы и т. д.). Подростку же больше хотелось бы видеть в родителях не столько "кормильцев", сколько друзей и советчи­ков. При всей своей тяге к самостоятельности подростки остро ну­ждаются в жизненном опыте, помощи и поддержке старших. Одна­ко реальные взаимоотношения подростков с родителями часто об­ременены конфликтами на почве непонимания друг друга.

Недостаток внимания со стороны взрослых не единственная причина, побуждающая подростка искать группу сверстников. Не менее важный мотив — стремление к неформальному общению, общению эмоционально значимому. Конечная цель такого эмоцио­нального общения состоит не только в проведении досуга, но и в получении подростком информации об отношении сверстников к нему, то есть в определении своего личного статуса, и, в конечном счете, в самореализации.

Качество общения, а, следовательно, и полнота удовлетворе­ния потребности в нем у подростка могут быть различным.

Ввиду отсутствия глубокого взаимопонимания между подро­стком и взрослыми, особенно у "трудных" ребят, наиболее высокого уровня эмоционального общения они могут добиться в кругу свер­стников – в стихийных неформальных досуговых группах. В про­цессе такого общения со сверстниками подросток стремится выра­зить свой внутренний мир, свои переживания и состояния. При этом в процессе переживания он стремится к самовыражению, как бы требует понимания себя другими. Если же другие не понимают внутренний мир подростка, то есть не эмпатируют или неадекватно эмпатируют, то в межличностном общении возникает определен­ный диссонанс, нарушение душевного равновесия, что приводит к конфликтным ситуациям, состоянию фрустрации, сопровождаемо­му аффективными агрессивными вспышками.

Общение со сверстниками в неформальных группах позволяет удовлетворить следующие потребности: 1) в безопасности (защищенности); 2) в снятии (разрядке) нервно-психического напряжения; 3) в понима­нии, сочувствии, сопереживании; 4) в дружбе (в ощущении своей нужности другому); 5) в самостоятельности, независимости, авто­номии от взрослых; 6) в положительной оценке, уважении со сторо­ны равных себе сверстников (завоевание личного статуса); 7) в ут­верждении себя, завоевании популярности, признании (приобрете­ние социального статуса); 8) в получении новой информации; 9) в достижении эмоционального комфорта.

При неблагоприятных социальных условиях досуговые подро­стковые группы могут постепенно перерастать в асоциальные, а затем и антисоциальные.

На первом этапе негативного развития группы связи ребят в ней неглубоки, случайны, группы аморфны, признанного вожака нет. Членами такой группы являются "трудные" подростки, кото­рым свойственны негативное отношение к учебе, недисциплиниро­ванность, эпизодическое девиантное поведение (курение, азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, мелкие кра­жи, бродяжничество).

На втором этапе, если группа сохраняется, она стабилизиру­ется, численность ее уменьшается, в ней появляется вожак. Нега­тивное отношение к учебе перерастает во враждебное отношение к педагогам, лучшим ученикам, в целом к школе. Члены таких групп уже регулярно совершают не только аморальные поступки, но и серьезные правонарушения — кражи, хулиганские действия.

На третьем этапе деформации группа начинает жить по своим узкогрупповым нормам, оправдывающим асоциальное поведение. Лидером группы в большинстве случаев становится лицо, отбыв­шее наказание. Происходит окончательный разрыв со школой девиантное поведение перерастает в преступное (хищения, грабежи, злостное хулиганство, угон автотранспортных средств и др.). Таким образом, группа перерастает в криминогенную.

Механизм разлагающего влияния криминогенных групп на ее членов выглядит следующим образом: доминирующей, а затем един­ственно возможной формой досуга рано или поздно становится бес­цельное времяпрепровождение, пьянство, наркомания, общение с женщинами аморального поведения, драки между собой, изнасило­вания, кражи и грабежи с целью добычи денег для приобретения спиртного, наркотиков. Все это неизбежно приводит к деградации личности.

Если подросток "застревает" в такой группе надолго, то нега­тивные последствия дефектов правовой социализации могут стать необратимыми.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.