Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обманщик, меняющий правила




Недоверчивый подросток

Сэм, четырнадцатилетний мальчик из семьи верхнего среднего класса, был направлен ко мне за кражи в магазинах, плохую учебу и безответственное поведение. Он приходил на терапию только потому, что это было условием его досрочного освобождения. Он заваливал меня сопротивляющимся поведением в диапазоне от отрицания, что он вообще что-то сделал, до отказа отвечать на вопросы. Он просто чувствовал, что ему не место у меня в офисе, но скоро понял, что он вынужден ко мне ходить, пока суд не снимет приговор. Он дал понять, что все, что ему от меня нужно, это справка отвечающему за него сотруднику правоохранительных органов о том, что он посещает сессии. Я спросил его, не хочет ли он в назначенное для него время сидеть в комнате ожидания. Он сказал, что эта мысль ему не нравится, потому что там его могут увидеть другие люди. Он согласился сидеть в моем офисе в одиночку. Тогда я спросил его, можно ли мне в это время принимать в другой комнате другого пациента. Он спросил меня, ожидаю ли я, что он при этом заплатит. Когда я сказал "разумеется", он проснулся и начал меня бранить за то, что я обманщик, мошенник и лжец. Когда я спросил его, почему собственно мне нельзя быть обманщиком, мошенником и лжецом, он ударился в моралистическую тираду, которую завершил словами "Я не могу тебе доверять!".

Т: А зачем тебе мне доверять?

П: Если ты терапевт, ты должен быть достоин доверия.

Т: А почему бы мне с тобой не быть недостойным доверия?

П: Ну, когда-нибудь у меня может быть проблема, и я могу захотеть ее обсудить.

Он настаивал на том, чтобы я присутствовал, и описывал, как я должен себя вести. Он все больше и больше заинтересовывался мной и собой, и терапия прогрессировала самым удовлетворительным образом.

Моя роль в описанном столкновении была прямым отзеркаливанием или отражением манеры поведения Сэма. Поразившись сходству между мной и собой, он, возможно, почувствовал, что я не буду делать слишком рано ничего такого, что бы шло вразрез с его потребностью не доверять другим людям.

 

Девятилетний пограничный мальчик, страдающий энурезом, энкопресом и заметно плохо учившийся в школе, был старшим ребенком в семье. Он чувствовал себя обманутым матерью каждый раз, когда рождался следующий из троих детей. Отец его был консультантом по менеджменту и был хорошо известен как властный и умный специалист по ведению переговоров. Он обычно игнорировал ребенка и в тоже время жестко ожидал образцового поведения.

После какого-то периода рассказов о своих психотических фантазиях Джон уперся перед следующими сессиями и приходил только в том случае, если ему можно было играть в игры. Во всех играх он изо всех сил соревновался и когда не мог выиграть, то менял правила для того, чтобы добиться себе преимуществ. По мере того как у меня нарастала фрустрация и раздражение, я обычно указывал ему на природу его поведения, а он его отрицал. Подумав о том, что нужно учесть его скрытую ярость и страх потери контроля, а также его динамику, я сказал ему, что то, что он все время меняет правила, заставляет меня все время быть начеку, делает игры более интересными, и что он "король творцов правил". Он, похоже, был очень доволен, но изменил и расширил свои попытки выиграть. Он демонстрировал множество способов обманывать, мошенничать и манипулировать. Опять вместо того, чтобы жестко ловить его на том, что он применяет такие приемы, я сказал ему, что я восхищаюсь его способности выигрывать - во что бы то ни стало. Он ответил на это: "Ага, хорошие ребята приходят последними!", — то есть великолепно подытожил свою философию жизни. Я указал на то, что мне тоже нравится выигрывать и спросил его, не будет ли он так добр, научить меня всем своим способам, как быть первым. Он согласился с тем условием, чтобы я не использовал его приемов против него, кроме как в настоящих играх. Мы потратили много недель, играя в разные игры, в которых он пытался выиграть, и выводили и каталогизировали "Джоновы правила выигрывания". Вот некоторые примеры этих правил:

Если проигрываешь, затягивай игру.

Если выигрываешь, укорачивай игру.

Когда подсчитываешь очки, делай ошибки в свою пользу.

Когда тебя на этом ловят, притворяйся тупым, или обвиняй другого в том, что он рехнулся.

После нескольких месяцев вышеупомянутой деятельности он смог обсудить конкурентную ситуацию в семье и выразить свою убийственную ярость от того, что не он там "номер один". Тем временем симптомы сделались слабее, а школьные оценки улучшились. Обнаружив, что меня ставит в тупик, фрустрирует и приводит в ярость поведение Джона, я смог оценить его собственное скрытое чувство, связанное с недоступностью обоих родителей. По сути дела, я повел себя таким образом, который был противоположен моим исходным чувствам. Я присоединился к нему, вместо того чтобы пытаться его обыграть, когда начал восхищаться его махинациями. Я перестал нападать на его защитные маневры и оценил их вплоть до того, что попросил его обучить меня своим защитам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.