КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Проблема повышения качества подготовки инженеров, магистров, бакалавров, обладающих хорошими фундаментальными знаниями и глубокими практическими навыками
Проблема повышения качества подготовки инженеров, магистров, бакалавров, обладающих хорошими фундаментальными знаниями и глубокими практическими навыками, имеет большое значение. Весьма существенная роль в решении этой задачи принадлежит курсу «Сопротивление материалов» являющемся как самостоятельной дисциплиной, так и входящей основным разделом в дисциплинах: «Механика», «Техническая механика», «Теоретическая и прикладная механика». Сопротивление материалов деформированию и разрушению - это часть механики деформируемого твердого тела, которая рассматривает методы инженерных расчетов на прочность, жесткость и устойчивость типовых элементов инженерных конструкций. Изучение курса имеет целью овладение инженерными методами и навыками прочностных расчетов типовых элементов конструкций. Из большого разнообразия элементов сооружений и машин в данном курсе рассматриваются наиболее часто встречающиеся элементы, которые схематизируются и сводятся к понятию типовые расчетные схемы. При решении задач курса «Сопротивление материалов» традиционно принимаются следующие допущения. Материал бруса (элемента конструкции) рассматривается как сплошная среда (теория о сплошности тел). Использование данных допущений позволяет отвлечься от реальной (дискретной, кристаллической, зернистой) структуры материала и рассматривать его как непрерывно заполненный объем тела. Материал бруса принимается однородным (гипотеза об однородности), а при этом механические свойства (упругость, прочность и пластичность) в любой точке бруса (элемента конструкции) одинаковы. Предъявляемые повышенные требования к надежности элементов сооружений и деталей машин относится, в первую очередь, к проектным решениям, поскольку конструкция должна быть достаточно прочной, жесткой и устойчивой и, вместе с тем, иметь наименьшую материалоемкость, трудоемкость изготовления и стоимость. Во многом это зависит от рационального проектирования на основе современных методов прочностных расчетов. В тоже время, обеспечение прочности, жесткости и устойчивости инженерных конструкций неразрывно связано с рациональной технологией их производства и совершенными методами эксплуатации. Поэтому, глубокое знание курса «Сопротивление материалов» необходимо для широкого круга специалистов, занимающихся проектированием, производством и эксплуатацией сооружений и машин. Расчетно-проектировочные работы (РПР) способствуют усвоению методики инженерных расчетов, развивают навыки самостоятельной работы, закрепляют знание теоретической части курса и готовят студентов к изучению последующих курсов технических дисциплин, выполнению курсовых и дипломных работ. Условия заданий к РПР представлены схемами со значениями необходимых исходных величин. Так как каждая схема может характеризовать собой аналогичную работу не одной какой-то конструкции, а нескольких, иногда различных по назначению, то в заданиях не приводятся словесные условия, ограничивающие использование той или иной схемы доя какого-нибудь отдельного случая. При составлении заданий к РПР использованы методические материалы Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, Московского авиационного технологического института им. К. Э. Циолковского, Ижевского государственного технического университета, Удмуртского государственного университета и других ВУЗов.
I. РАСЧЕТЫ СТЕРЖНЯ НА ПРОЧНОСТЬ И ЖЕСТКОСТЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ (СЖАТИИ)
Центральным растяжением (сжатием) называется такой вид нагружения бруса, при котором внешние нагрузки или их равнодействующие приложены вдоль оси бруса. Брус с прямолинейной осью, работающий в условиях центрального растяжения (сжатия), называется стержнем. В поперечных сечениях стержня возникает один внутренний силовой фактор (ВСФ) - нормальная сила Nz. Для определения нормальной силы используется метод сечения. Нормальная сила Nz в поперечном сечении равна сумме проекций всех сил, расположенных по одну сторону от этого сечения, на ось стержня. Нормальная сила Nz принимается положительной и направляется от сечения, если она вызывает растяжение. Величина нормальной силы в произвольном поперечном сечении стержня определяется по формуле: (1) где - сосредоточенные силы, - распределенные нагрузки. Нормальное напряжение в произвольном поперечном сечении стержня вычисляется по соотношению: (2) где - площадь поперечного сечения i - участка стержня. При расчетах стержней на прочность находится опасное сечение, в котором напряжение достигает наибольших значений по абсолютной величине , и для этого сечения записывается условие прочности: (3) где - допускаемое нормальное напряжение для материала стержня. Для пластичных материалов - , для хрупких материалов - , где - предел текучести и предел прочности материала стержня, - коэффициенты запаса прочности по пределу текучести и пределу прочности. Назначение величины коэффициента запаса прочности зависит от условий эксплуатации и области применения рассчитываемой конструкции, от методов расчета напряжений, свойств материала. Для пластичных материалов nт принимается меньшим, чем nв в случае расчета детали из хрупкого материала. Это обусловлено тем, что хрупкий материал более чувствителен к наличию различных дефектов структуры материала и возможным перегрузкам в процессе эксплуатации. Перемещение рассматриваемого сечения стержня A§i, в соответствии с законом Р. Гука, вычисляется по формуле: . (4) Произведение EAi - в формуле (4) называется жесткостью сечения стержня при растяжении (сжатии). По результатам вычислений нормальной силы Nz, нормального напряжения а и перемещений 5 строятся эпюры. Эпюра - это график, который показывает изменение силового фактора, напряжения, перемещения и других величин по длине бруса (стержня). В ряде случаев для обеспечения надежной работы стержня необходимо выполнение условия жесткости: (5) где - наибольшее абсолютное удлинение стержня, к - коэффициент, определяемый из эпюры перемещений, - допускаемое удлинение стержня, зависящее от назначения и области применения конструкции.
ВАРИАНТЫ РАСЧЕТНО - ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ Вариант А
Расчет статически определимого стержня на прочность и жесткость при растяжении (сжатии) Задаются: схема нагружения стержня (рис. 6), величины внешних нагрузок, размеры стержня, коэффициент запаса прочности пт (таблица 1). При расчетах принять: =300МПа, q=200KH/M, P=0,5q/=50KH, Е=2·105 Мпа, l =0,5м, 1МПа=106Па=1Н/мм2=106Н/м2. Требуется: 1)Построить эпюры нормальных сил Nz, нормальных напряжений и перемещений ; 2) из условия прочности определить размеры поперечных сечений стержня; 3) выполнить эскиз стержня в соответствии с заданными соотношениями. 4) реализовать машинный вариант выполнения РПР.
Рис.1. Обобщенная расчетная схема стержня.
Таблица 1
Вариант Б
Для ступенчатого стержня в соответствии с заданным вариантом требуется: 1) построить эпюру продольных усилий Nz; 2) из условия прочности подобрать размеры, сечений; 3) построить эпюру нормальных напряжений в МПа; 4) построить эпюру осевых перемещений поперечных сечений по длине стержня; 5) из условия прочности на срез и смятие определить необходимую толщину t и диаметр D головки стержня; 6) выполнить эскиз стержня в соответствии с назначенными размерами. Последняя цифра варианта соответствует номеру схемы (рис. 2..4). Данные варианты даны в таблице 2. В расчетах принять: q=200 кН/ м; 1=0,1 м; Е=2·105 МПа; [σ]см=2[σ]р; [τ]ср=(0,5...0,6) [σ]р.
Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |