Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диверсификация по причине провала.




Избежание доминирования на рынке.

Второй мотив может показаться на первый взгляд довольно странным, но является достаточно значимым в некоторых случаях. Диверсификация полезна, если фирма хочет избежать доминирующего положения на рынке. Справедливо, что рыночное доминирование даёт возможность компаниям поднимать цены выше их издержек. Но доминирование на рынке имеет тенденцию привлекать интерес органов власти, занимающихся вопросами регулированием конкуренции в конкретной стране. В большинстве стран существуют специальные органы, занимающиеся вопросами регулирования конкуренции, которые не проявляют особого интереса к росту фирмы до тех пор, пока при этом не появятся признаки доминирования на конкретном рынке. Итак, если фирма заинтересована в расширении, но при этом хочет избежать внимания правительственных органов, занимающихся антимонопольным регулированием, тогда одним из способов достижения этой цели может быть рост продаж на других рынках, достаточно не родственных друг другу, для того, чтобы выглядеть диверсифицированной, а не горизонтально - интегрированной фирмой.

 

Третьим мотивом может быть ответная реакция на собственный провал на рынке. Если производитель только одного вида товара обнаружит спад рынка и перспективы роста на данном рынке минимальны, тогда одним из способов решения данной проблемы могла бы стать диверсификация, т.е. переключением на другие рынки. Правда, если причина провала, были плохие собственные показатели, тогда весьма возможно, что рынки капитала откажутся предоставить средство для осуществления этого. Но если причиной трудностей является падение потребительского спроса, то может быть вполне рациональным для рынков капитала профинансировать переход фирмы на другие рынки, которые растут относительно быстро. Так что ещё одним мотивом для диверсификации является преодоление проблем спада рынка, на котором фирма находится.

 

 

ТЕМА 7 Реструктуризация предприятий аэрокосмической промышленности.

 

7.1 Основные положения реструктуризации предприятий

7.2 Технико-экономическое обоснование (ТЭО) реструктуризационных проектов

7.3 Отбор предприятий для включения в корпорации.

 

7.1 Основные положения реструктуризации предприятий

 

Предприятию, как элементу системы (отрасли), и самой системе, необходимо под воздействием рынка предпринимать постоянно меры краткосрочного и долгосрочного действия, связанные с достижением конкурентоспособности высшего порядка.

Именно долгосрочные меры определяют адаптивное реформирование предприятий отрасли, соответствие их современным требованиям рынка, их реструктуризацию, основными направлениями которых являются:

- Ориентация на создание в промышленности крупных структур (корпорация, холдинг), с целью концентрации капитала предприятий, объединения их инвестиционных возможностей и долей рынка, развития кооперационных и технологических процессов.

- В условиях РФ реорганизация предприятий по форме собственности (переход от ФГУП к АО) с передачей в собственность субъектов РФ, продажей ФГУП как имущественных комплексов, ОАО имеют большую степень свободы действия в рыночных условиях.

 

 

РФ отстает от ведущих индустриальных держав в результате исторически сложившейся ситуации (длительного отсутствия рынка в классическом понимании в прошлом, и существующей неразвитой, нестабильной системы рыночных отношений в настоящем). В США, странах Западной Европы авиационная промышленность сосредоточилась в нескольких крупных компаниях. В США - Lockheed Martin Boeing и Raytheon,каждая из которых насчитывает более 200 тыс. работников и имеет наибольшие обороты по продажам.

В Европе - межнациональные корпорации Aerospatiale, Matra, DASA и CASA (EADS) с численностью более 100 тыс. сотрудников и оборотом 25 млн. дол. - третья по размерам в мире авиационная корпорация, второй производитель гражданских самолетов, вертолетов и систем выведения на космические орбиты.

Компании, имеющие акционерную форму собственности (ОАО) при наличии фондового рынка процесс консолидации осуществляют быстро, благодаря наличию возможностей для слияний и поглощений.

Таким образом, развитие мирового рынка АТ доказывает преимущество действия на нем именно крупных корпораций и холдингов.

 

 

Данное преимущество основано на эффекте масштаба (рис. 7.1.1), положительный эффект которого достигается за счет факторов снижающих средние общие издержки.

К этим факторам относят:

-специализацию труда и управленческого персонала

- эффективное использование капитала

- эффективное использование побочных продуктов и их эффективную утилизацию

Отрицательный эффект масштаба связан с нерациональной системой управления (сложная иерархическая система управления).

В настоящее время отрицательный эффект нейтрализуется высокими информационными технологиями, созданием эффективных систем управления с применением современной вычислительной техники, эффективных организационно-правовых форм предприятий.

 

Рис. 7.1.1

 

СИ=общие издержки/количество продукта

Q - количество продукта

СИ – средние издержки

Q4>Q3<Q2<Q1

 

Укрупнение предприятий(концентрация производства)связано с понятием минимально-эффективным размером производства (Q3) при котором средние издержки минимальны. (рис. 7.1.1)

Концентрация промышленного производства – это сосредоточение промышленного производства на крупных предприятиях с экономически обоснованными размерами; обусловливает возникновение и дальнейшее развитие таких прогрессивных форм организации производства как специализация, кооперация, комбинирование; способствует внедрению достижении научно-технического прогресса.

Признаки группировки предприятия по размерам:

-объём выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении;

-стоимость основных производственных фондов с установлением доли активной части;

-численность промышленно-производственного персонала и производственных рабочих. Данный показатель не всегда объективно отражает уровень концентрации. Увеличение объёма производства может обеспечиваться путём экстенсивного и интенсивного развития, т.е в одном случае за счёт увеличения численности работающих и рабочих, а в другом, - как результат внедрения достижений научно-технического прогресса, обеспечивающего рост производительности.

 

Концентрация не универсального производства (сосредоточение разнородной) продукции, а специализированного производства (однотипного) приводит к положительному эффекту масштаба.

Специализация – это экономически обоснованная форма, обоснованная на разделении труда и концентрации производства. Она направлена на массовый и крупносерийный выпуск определённой номенклатуры продукции или выполнение определённых технологических операций.

Специализация промышленного производства заключается в расчленении действующих и создании новых отраслей, которое отражает назначение производимой специализированной продукции, единство технологических процессов и потребления материальных ресурсов.

Специализация отрасли отражает потенциальные технологические возможности промышленных предприятий, входящих в отрасль и отрасли в целом, производить технологически однородную товарную продукцию, номенклатура которой условно постоянна.

Основные направления специализации:

-формирование отраслей и промышленных предприятий, которые специализируются на производстве определённой номенклатуры продукции;

-дифференцирование технологического процесса изготовления товара на частные технологические операции с последующей внутризаводской концентрацией производства различных составных частей изделия, начиная от детали и до агрегата;

-создание новых производств с выполнением определённых технологических операций.

Различают три вида специализации промышленного производства:

-предметная специализация – включает предприятия, где сосредоточен выпуск определённой номенклатуры продукции, предназначенной для различных отраслей народного хозяйства.

- подетальная специализация – характеризуется самостоятельным производством отдельных деталей, узлов и агрегатов, которые в дальнейшем используются для комплектации готовой продукции.

- технологическая специализация – наиболее эффективный вид, который предусматривает создание отдельных самостоятельных производств по выполнению определённых стадий технологического процесса или операций.

Система основных показателей и коэффициентов специализации включает:

-уровень развития специализированного производства, т.е отношение стоимости специализированной продукции в общей себестоимости произведённой продукции;

-коэффициент отраслевой специализации отражает долю основной (профильной) продукции в общем объёме выпуска продукции отрасли;

-количество подетально и технологически специализированных предприятий и удельный

-вес выпускаемой ими продукции в общем объёме выпуска отрасли.

Концентрация специализированного производства может проявляться в различных формах:

-по ступени завершенности конечного продукта (по готовым изделиям, агрегатам,

сборочным единицам, деталям, видам услуг)

-по ступеням специализации (по классу, группе, виду, типу, и т.д. производства изделий)

-по ступеням специализации производства,характеризуемым широтой номенклатуры,

методами организации производства (единичное, серийное, массовое производство)

-по уровню интегрирования

- например, вертикальная интеграция разработчиков и финальных производителей АТ. По такому принципу построены АВПК (Сухой, РСК "МиГ" и АК "Ильюшин", АК Туполев).

- горизонтальная интеграция ОКБ - разработчиков между собой (рис. 7.1.3)

Данные примеры - примеры интеграции первого уровня (рис. 7.1.2, 7.1.4)

 

Интеграция предприятий второго уровня (комплектующие элементы) возможна в двух вариантах:

- горизонтальная- в том случае, если интеграционная группировка будет обслуживать потребности отрасли в целом, например, созданная в 1999 году корпорация "Аэрокосмическое оборудование", проект корпорации "Воздушные винты"

- вертикальная интеграция с замыканием на одно предприятие - финалиста или одну корпоративную группу, если при этом загрузка комплектующих предприятий будет не меньше 50÷60% мощности каждого.

Первый вариант прогнозной структуры управления авиапромышленным комплексом РФ представлен на рис. 7.1.5. Это всего лишь статическая картина структуры. Она может видоизменяться под воздействием внешних и внутренних факторов. Например, для решения целевых задач могут создаваться ограниченные по времени действия консорциумы (даже международного характера) межотраслевые и межгосударственные структуры, а также структуры, обусловленные внутренними слияниями и поглощениями.

В предлагаемом первом варианте (рис. 7.1.5) возникает единственная корпоративная структура - холдинг "Авиационная промышленность РФ", в состав которой войдут не более 7÷8 специализированных холдингов с организационно правовым статусом ОАО с оговоренной долей государства в его капитале.

 
 
Участники 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003


Рис. 7.1.2 Адаптированная реструктуризация АК России (корпорации 1-го уровня)

 

Рис. 7.1.3

 

Рис. 7.1.4

 

ОКБ – опытно-конструкторское бюро

СЗ – серийный завод

СмП – смежное предприятие

БТА – боевая тактическая авиация

ТС- тяжелые самолеты

РВ – российские вертолеты

 

Прогноз структуры управления авиапромышленным комплексом России к 2005-2010 г.

 

Рис. 7.1.5

 

АДА – авиадвигатели и агрегаты

БО – бортовое оборудование

АН - авианаука

Второй вариант - создание объединенной авиастроительной компании, в рамках которой сохранятся существующие бренды («Сухой», МиГ, «Туполев» и т. д.). Кроме того, она будет разделена на три уровня: головная компания, субхолдинги («Боевая авиация», «Транспортная авиация», «Гражданские самолеты и беспилотные системы»), спецзаводы. Основная доля – от 60% до 70% – в компании будет принадлежать государству, соотношение гражданской и военной продукции на первом этапе предполагается 30 к 70, на втором – 50 на 50. Чтобы вывести из кризиса отрасль, необходимо привлечь до 2015 г. 35 млрд долл. инвестиций – в значительной мере частных. До 2008 г. предприятия будут выпускать максимально возможное количество уже освоенной техники, затем перейти к освоению заделов, уже созданных в КБ.

 

7.2 Технико-экономическое обоснование (ТЭО) реструктуризационных проектов

 

Реформирование, связанное, в частности, с интегрированием предприятий организаций (элементы подсистемы) по определенному варианту (холдинг, финансово-промышленная группа, финансовый холдинг, федеральный центр науки и высоких технологий) влияет на состояние подсистемы (отрасли) системы в целом (экономика государстве), сопряженных систем (экономика иностранных государств), глобальной системы (мировая экономика).

Ошибочные, неверные решения, принимаемые на уровне стратегических, долгосрочных проектов (проекты реструктуризации), приводят к негативным последствиям, в частности к потере времени (5, 10, 18 и т.д. лет). В условиях прогрессирующего ускоренного развития мировой экономики такие последствия могут привести к тому, что практически становится невозможным не только превысить уровень конкурентов (предприятий, отраслей, государств), но и близко приблизиться к их уровню конкурентоспособности. Поэтому принятие решения о реформировании различного уровня систем должно сопровождаться технико-экономическим обоснованием данного процесса.

Цель ТЭО - выбор оптимального варианта проекта по критерию - максимизация выгод, минимизация затрат с учетом параметров реструктуризируемых систем.

Главными параметрами из их множества, влияющие на корпоративную интеграцию предприятий (элементы процесса реструктуризации) являются:

- организационно-правовой статус

Основная проблема по данному параметру - это интегрирование предприятий, имеющих разный организационно-правовой статус:

а) государственные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления (казенные предприятия)

б) открытые акционерные общества ОАО с участием государства

в) частные предприятия

- финансово-экономическое состояние

Данный вопрос связан с отбором предприятий, включаемых в корпорацию и в связи с этим возникающие альтернативы реструктуризации процедуры банкротства

- государственный оборонный заказ и заказ для государственных нужд

Наличие или отсутствие ГОЗа влияло на производственное, финансовое состояние предприятий. Авиационная техника в последние годы практически не закупалась ни для обороны, ни для государственных нужд, поэтому снижение объемов ГОЗа сказалось отрицательно на деятельности предприятий, особенно, серийных, в большей степени, чем ОКБ.

- сфера функционирования системы, которая отличается относительной самостоятельностью и независимостью, то есть имеет:

а) определенную нишу на внутреннем и внешнем рынках

б) границы четко выраженных конкурентных преимуществ

в) собственную управляемую инфраструктуру

г) кооперационную систему, замкнутую на нее

Сфера функционирования система должна отличаться стабильностью и способностью к к адаптивному совершенствованию.

Российские авиационные предприятия, кроме окончательной сборки, производят сами не только большинство агрегатов, но и большую часть деталей крепежа, что способствует независимости и стабильности их работы.

- корпоративный статус

В процессе интеграции предприятий авиационной промышленности отдается предпочтение созданию холдингов. Холдинг представляет собой компанию, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других предприятий, которые становятся по отношению к холдингу дочерними предприятиями.

Холдинг как форма корпорации обладает определенными преимуществами:

а) высокой степенью самостоятельности в принятии управленческих решений отдельными элементами структуры, вследствие децентрализации управления

б) возможностью ведения перспективных разработок за счет внутреннего маневрирования финансовыми ресурсами

в) способностью обеспечения рационального технологического облика и оптимизации загрузки мощностей

г) согласованием коммерческих интересов участников за счет работы на общую прибыль

Различают несколько базисных вариантов структуры корпораций.

I Структура действует в одном сегменте сферы деятельности и дислоцирована в одном месте (например, в РФ)

II Структура действует в одном сегменте сферы деятельности, но дислоцирована в разных местах (например, имеет отделения в разных странах)

III Структура действует в нескольких сегментах сферы деятельности, но дислоцирована в одном месте

IV Структура действует в нескольких сегментах сферы деятельности и дислоцирована в нескольких местах, а главная координационная потребность находится в рамках дислокации

V Структура действует в нескольких сегментах сферы деятельности и дислоцирована в нескольких местах, но главная координационная потребность существует для сегментов сферы функционирования.

Большинство структур авиационной промышленности России относится к варианту III.

Таким образом, выбор оптимальной структуры, процесс координации структурных параметров должен базироваться на зависимостях между перечисленными выше основными параметрами. Исходной является зависимость организационно-правовой формы и общей организации от сферы функционирования.

Другая взаимосвязь существует между организационно-правовой формой и общей организацией, причем необходимо отметить, оптимальная организационная структура определена совокупностью критериев и хозяйственных условий.

Правовая форма задействована в торгово-правовой и налоговой областях.

Эффективность корпоратизации определяется на основе экспертной оценки, алгоритм которой заключается в следующем:

Общесистемная (отраслевая) стратегия предопределяет цели и ресурсы.

● Каждой цели присваивается коэффициент важности – Цi, где i – число наименований цели.

● Формируются коэффициенты Kik, характеризующие степень достижения i-ой цели по K-тому параметру предприятия (таблица 7.2.1 – двухмерная матрица)

● Формируются коэффициенты Cij, определяющие степень влияния j-го типа структуры на достижение i-ой цели (таблица 7.2.2.)

 

Таблица 7.2.1.

 

  Параметры состояния предприятия   Цели по рангу   Сфера хозяйственной деятельности ГОЗ Экспортный заказ Заказы для государственных нужд Организацонноправовой статус Финансово-экономическое состояние k=1÷n
                n
  Улучшение рыночного имиджа K11 K12 K13 K14 K15 K16 K1n
  Концентрация финансовых средств K21 K22 K23 K24 K25 K26 K2n
  Маневр финансовыми средствами K31 K32 K33 K34 K35 K36 K3n
  Рационализация проектно-производственного облика K41 K42 K43 K44 K45 K46 K4n
  Улучшение ТЭП K51 K52 K53 K54 K55 K56 K5n
  Снижение субъективной размерности отрасли K61 K62 K63 K46 K65 K66 K6n
p i=1÷p Kp1 Kp2 Kp3 Kp4 Kp5 Kp6 Kpn

 

Таблица 7.2.2

 

  Тип структуры   Цели по рангу   Финансово-промышленная группа ФПП Холдинг Х Консорциум в том числе ФЦНВТ Некоммерческие организации j=1÷m
            m
  Улучшение рыночного имиджа C11 C12 C13 C14 C1m
  Концентрация финансовых средств C21 C22 C23 C24 C2m
  Маневр финансовыми средствами C31 C32 C33 C34 C3m
  Рационализация проектно-производственного облика C41 C42 C43 C44 C4m
  Улучшение ТЭП C51 C52 C53 C54 C5m
  Снижение субъективной размерности отрасли C61 C62 C63 C46 C6m
p i=1÷p Cp1 Cp2 Cp3 Cp4 Cpm

ФЦНВТ – федеральный центр науки и высоких технологий

 

 

Алгоритм оценивания основывается на эвристико-математической модели, суть которого заключается в комбинировании методов парных сравнений и ранговой корреляции. Каждый из участников экспертной группы должен в конечном счете ответить на вопрос: “В какой мере (по балльной шкале) достигается i-я цель в j-ой структуре по K-параметру состояния предприятия?”. Математическая обработка ответов экспертов приводит к численной оценке эффективности той или иной формы корпорации (Kj), которая определяется по следующему выражению:

0 < Kjэ =(∑i=1p▪∑k=1n▪Цi▪Cij*▪Kik*)/(∑i=1p▪∑k=1n▪Цi▪Cij▪Kik) ≤ 1

 

j=1÷m – число видов корпораций

Cij*, Kik* - текущие значения (частичное достижение всех целей)

Cij, Kik – предельно возможные значения (полное достижение всех целей)

 

 

Расчеты показали, что Kjэ для

● холдинга K2э=0,47

● ФЦ и ВТ K3э=0,34 (при реализации льгот)

K3э=0,03 (без льгот)

● ФГП K1э=0,09

● некоммерческих организаций K4э=0,01

Данный метод дает аппарату управления всех уровней возможность объективного принятия решений о целесообразности тех или иных проектов корпорации.

 

7.3 Отбор предприятий для включения их в корпорации.

 

Основой отбора предприятий для включения их в корпорации является:

а) анализ состояния предприятий по финансово-экономическим критериям;

б) анализ состояния по нефинансовым критериям;

в) анализ рыночной стоимости предприятий потенциальных участников корпорации;

г) состав исходных данных для ТЭО корпорации;

д) эффективность создания корпоративных структур;

 

а) Анализ финансово-экономического состояния предприятий проводится по оценке:

- внеоборотных и оборотных активов, соотношение которых 40% и 60% - является нормальной структурой активов;

- источников средств предприятия, нормальным является покрытие собственными средствами основного капитала, заемными – оборотного;

- степени загрузки производственных мощностей через коэффициент фондоотдачи; для авиационной промышленности он не превышает 0,3-0,4 в настоящее время (для сравнения этот показатель не опускается ниже 3,0 в авиационной промышленности США)

- платежеспособности предприятия, определяемой оборачиваемостью текущих активов; среднеотраслевой уровень 0,6-0,7, данный уровень невысок.

-текущей ликвидности - покрытие краткосрочных обязательств за счет оборотных активов,

среднеотраслевое значение 1,5-1,7.

- абсолютной ликвидности – покрытие краткосрочных обязательств за счет денежных средств;

- наиболее приемлемым для предприятий авиационной промышленности является показатель ликвидности, определяющий покрытие краткосрочных обязательств за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочных дебиторов. Среднеотраслевой уровень этого показателя в настоящее время 0,45-0,55;

-величины и структуры активов и пассивов, позволяющих определить независимость предприятия с финансовой точки зрения. Показателем независимости является уровень собственного капитала. Чем ближе этот показатель к 1, тем безопаснее инвестиции в предприятие. Среднеотраслевое значение этого показателя – 0,5-0,6. Устойчивость финансового положения предприятия зависит также от соотношения его кредиторской и дебиторской задолженности (приемлемое значение 0,3-0,7), соотношения заемных и собственных средств (приемлемое значение ≤ 0,7);

- рентабельности работы предприятия. Имеются различные показатели, определяющие как соотношение прибыли (балансовой, чистой) и капитала (внеоборотного, оборотного и их суммы), прибыли и текущих затрат (себестоимости);

б) Анализ состояния предприятия по нефинансовым критериям, необходим в случае привлечения значительных инвестиций и возникновения в связи с этим рисков инвесторов.

В этом случае применим метод экспертной оценки, основанный на ранжировании рисков и оценке нефинансовых критериев по бальной шкале.

Например, баллы:

1-соответствует максимальному риску;

2 – соответствует среднему риску;

3 – соответствует минимальному риску.

Оценка проводится по следующим нефинансовым показателям:

- характер рынка;

- ресурсное обеспечение;

- состояние основных производственных фондов, кадров и управления;

- внешнее влияние;

- организационно правовой статус.

 

Рынок.

№ п/п Группы предприятий Оценочный балл
более 30% рынка менее 30% рынка
  Предприятие со стабильным рынком сбыта, на котором спрос слабо эластичен к цене.    
. . .      
n Предприятия, экспорт которых лицензируется или (и) квотируется, а прогнозы внутреннего и внешнего рынка показывают спрос, обеспечивающий загрузку мощности предприятий на 80% и более.    

 

Ресурсное обеспечение (смотри приложение)

 

№ п/п Группа предприятий Оценочный балл
  а) Работает на отечественном сырье, материалах. б) Цены стабильны. в) Отечественные запасы достаточны на срок службы ОПФ.  
. . . . . . . . .
n Сырье и материалы приобретаются за СКВ в количествах существенно влияющих на себестоимость.  

 

 

Состояние ОПФ.

 

№ п/п Группы предприятий по износу основных фондов предприятий Оценочный балл
  Менее30%  
  30%-50%  
  50%-70%  
  70%-90%  
  90%-100% Отказ от включения в корпорацию

 

 

Кадры и управление.

 

№ п/п Группа предприятий Оценочный балл
  Руководство предприятий «сильное». Директор настроен позитивно по отношению к интеграции.  
. . . . . . . . .
n Руководство – «сильное». Директор настроен отрицательно по отношению к интеграции.  

 

Внешнее влияние.

а) Инвесторов.

 

№ п/п Группа предприятий Оценочный балл
  а) До 49% акций у мелких инвесторов. б) Крупных инвесторов нет.  
  а) До 51% акций – у мелких инвесторов, возможен выкуп акций. б) Смотри 1(б).  
. . . . . . . . .
n а) Мелкие инвесторы имеют 55%-70% акций, возможен выкуп до 20% акций. б) Крупных инвесторов нет.  

 

 

б) Региональных властей.

 

№ п/п Группа предприятий. Оценочный балл
  Региональные власти выступают против интеграции.  
  Региональные власти поддерживают интеграцию.  

 

Организационно правовой статус.

 

№ п/п Группа предприятий Оценочный балл
  ОАО без пакета в федеральной собственности (частные.)  
  Предприятие – ОАО с пакетом < 25% в федеральной собственности.  
n ФГУП на праве хозяйственного ведения.  

 

в) Анализ рыночной стоимости предприятий потенциальных участников корпорации.

В практике существуют разные методы оценки рыночной стоимости предприятий. Рассмотрим некоторые из них:

-Наиболее перспективный метод – это метод дисконтирования будущих денежных поступлений компании, то есть покупается право на будущие доходы компании. Стоимость компании определяется как сумма прогнозируемых поступлений в ближайшие 5-10 лет, приведенных к сегодняшнему дню. Ставка дисконтирования определяется на основе информации о других фирмах отрасли рынка. Это наиболее подходящий метод для Восточной Европы, так как здесь тяжело определить относительные показатели из-за неразвитости рынка ценных бумаг, а оценка активов осложняется тем, что многие из них имеют нулевую стоимость. Но сложности при применении этого метода также велики. Прогнозы денежных поступлений не всегда соответствуют реальной ситуации на рынке, так как планы основывались на наличии производственных мощностей.а не рынков сбыта. Также имеющиеся данные прошлых лет основаны на искаженной структуре цен. Невозможно также определить ставку дисконтирования с помощью традиционных методов. Обычно определяют ставки дисконтирования, характерные для этих отраслей на Западе. К ним добавляется премия за страховой риск.

-Метод определения стоимости активов компании, то есть оценка активов на балансе компании по их справедливой рыночной цене. К этому прибавляется «цена фирмы» Для стран Восточной Европы этот метод мало приемлем из-за состояния основных фондов (устаревшие, низкого качества)

- Метод, основанный на использовании рыночных коэффициентов, то есть относительных показателях, характерных для фирм данной отрасли. Основным из них считается отношение цены акции к прибыли, приходящейся на одну акцию. Для того, чтобы оценить какую – либо компанию,находят похожие компании в этой же отрасли или в близких отраслях. Далее определяют, по какой цене акций выбранной компании продаются на бирже, какова прибыль этой компании и каков относительный показатель цена акции/ прибыль на одну акцию. Прибыль оцениваемой компании умножается на найденный относительный показатель.

- Метод, базирующийся на использовании цен акций предприятий – аналогов на мировом рынке (стоимость акций определяется уставным капиталом, практически стоимостью предприятия в начальной стадии его функционирования). Стоимость контрольного пакета акций умножается на коэффициент, учитывающий рыночную значимость обладания контрольным пакетом акций.

Применение данного метода в авиационной промышленности РФ затруднено, так как отсутствует фондовый рынок акций авиационных предприятий.

В этом случае моделируют аналог, в частности, по данным основных технико-экономических показателей предприятий авиационной промышленности США по материалам открытой печати. Стоимость ОПФ аналога должна быть приблизительно равна стоимости ОПФ сравниваемого предприятия.

Например, фондоотдача (средняя величина по авиационной промышленности США) равна ≈ 4,0. В этом случае американский аналог имеет вдвое меньше численность работников и втрое более высокий объем продукции. Его рыночная стоимость может быть оценена по формуле капитализации:

 

где:

Ц- цена предприятия;

Т- стоимость отгруженной продукции;

Кцп – доля валовой прибыли в стоимости отгруженной продукции;

А- амортизационные отчисления;

Н- величина налогов;

И – индекс инфляции;

% - процентная ставка пассивных банковских доходов.

 

г) Состав исходных данных для ТЭО корпорации, представленных предприятием – потенциальным участником.

Данные по продукции должны быть дифференцированы следующим образом:

- продукция, поставляемая по ГОЗ и по государственному экспортному заказу (ГЭЗ) на военную продукцию;

- продукция, поставляемая на экспорт по прямым договорам;

- прочая продукция.

Документ данных для ТЭО должен включать:

- общие сведения о предприятии;

- данные о фактическом и финансово-экономическом состоянии предприятия;

- сбытовую программу предприятия;

- программу капитальных вложений предприятия;

- программу производственных издержек;

- программу кредитных заимствований;

- программу налоговых отчислений и платежей;

д) Эффективность создания корпоративных интегрированных структур.

Основными показателями эффективности являются:

- Показатель значимости проекта реструктуризации (З)

 

З =О*Р*М*Д*К

где:

О- показатель требования выполнения обязательств по обеспечению ГОЗ, федеральных программ и сохранению необходимых мобилизационных мощностей (равен о или 1 при не подтверждении или подтверждении выполнения требований со стороны генеральных заказчиков);

Р- показатель соотношения рентабельности продукции для реструктурированного предприятия и структурных составляющих входящих в нее предприятий;

Д- показатель соотношения чистого дисконтированного дохода (ЧДД) за предыдущие три года входящих в проект структурных единиц и последующие три года для реструктурированной организации;

К – показатель отношения доли высокотехнологической продукции к общему объему продукции после реструктуризации и до ее проведения;

М- показатель соотношения числа рабочих мест предприятий после и до реструктуризации;

- Соотношение собственных и привлеченных (заемных) инвестиций приводится в целом за период с начала реализации проекта до достижения точки безубыточности;

- Рентабельность (соотношение прибыли продукции и себестоимости) гражданской и военной продукции;

- Период окупаемости инвестиций:

 

где:

Кд – дисконтированные инвестиции по годам проекта;

Пд – дисконтированная, прогнозируемая прибыль;

 

- Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капитальным вложениям. Иными словами Евн (ВНД)является решением уравнения:

 

 

 

где:

Пt – прибыль прогнозируемая в t –м году проекта;

К t – инвестиции (капитальные вложения в t-м году проекта);

Т- срок реализации проекта;

Если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, то инвестиции в данный инвестиционной проект оправданы, и можно рассматривать вопрос о его принятии.

-Чистый дисконтированный доход государства как эффект от реализации проекта:

 

 

где:

Т- продолжительность проекта;

Р- ежегодная разница поступлений и выплат в бюджет;

d – коэффициент дисконтирования без учета риска определяется отношением ставки рефинансирования ЦБРФ (Г) и % инфляции (i), то есть:

 

коэффициент дисконтирования с учетом риска определяется:

где:

P/100 - поправка на риск, например, высокий риск, связанный с производством и продвижением на рынок нового продукта равен от 13-15% - поправка на риск равна 15%/100%=0,15

 

Бюджетный эффект от реализации проекта.

 

 

№ п/п Наименование статьи 1-ый год 2-ой год 3-ой год и последующие года всего.
  Выплаты: -предполагаемая государственная поддержка; - НДС (комплектующие изделия, запасные части, оборудование, строительные работы, материалы, топливо, электроэнергия и т.п.).      
  Поступления средств, в том числе: - налоги в бюджет и платежи; - единовременные затраты при оформлении земельного участка; - подоходный налог; - отчисления на социальные нужды; - выручка от продажи государственного пакета акций; - возврат основного долга государству.      
  Сальдо потока п2-п1.      
  Тоже нарастающим итогом.      
  Коэффициент дисконтирования.      
  Дисконтированная величина сальдо потока.      
  Чистый дисконтированный доход нарастающим итогом.      
  Чистый дисконтированный доход государства с учетом рисков нарастающим итогом.      

Приложение к теме 7. Реструктуризация предприятий аэрокосмической промышленности.

 

7.3 Отбор предприятий для включения их в корпорации. Анализ состояния предприятий по нефинансовым критериям. Пример.

Критерий – ресурсное обеспечение. Реализация проекта реструктуризации сопряжена с шестью простыми рисками по группам предприятий по критерию ресурсное обеспечение. Si (i =1, 2…6).

 

№ п/п hhhU Группу предприятий Si
  Предприятие работает на привозном сырье, материалах. По прогнозам цены могут возрасти. S1
  Работает на отечественном сырье, материалах. Цены стабильны (в том числе по прогнозам) ожидается переход к завозу из удаленных источников и рост цен. S2
  Сырье и материалы приобретаются за СКВ в количествах, существенно влияющих на себестоимость. S3
  Работает на отечественном сырье, материалах. По прогнозам цены могут возрасти. Отечественные запасы достаточны на срок службы ОПФ. S4
  Работает на отечественном сырье, материалах. Цены стабильны (в том числе - по прогнозам). Отечественные запасы достаточны на срок службы ОПФ. S5
  Предприятие работает на привозном сырье, материалах. Цены стабильны (в том числе – по прогнозам) S6

 

Где i = 1-n, n – число рисков.

По степени значимости Pl все риски делятся на две группы: P1 и P2 (l=1, 2).

Риски первой группы Р1 считаются приоритетными. В первую группу входят риски S1, S2, S3, S4. Во вторую – S5, S6.

Число рисков в первой группе M1=4, а во второй – M2 =2, (M:)

По степени значимости рискам приданы веса Wi:

W1=0,4; W2=0,2; W3=0,15; W4=0,12; W5=0,08; W6=0,05. Причем сумма всех рисков по всем группам равна единице:

где k – число групп.

 

Для оценки вероятности наступления событий относящихся к каждому простому риску, были привлечены эксперты. Результаты их работы представлены в таблице:

 

Виды рисков (Si) Средняя вероятность наступления риска (Vi)
S1 0.4
S2 0.3
S3 0.6
S4 0.2
S5 0.5
S6 0.7

 

Необходимо:

1. Определить веса простых рисков внутри группы 1 и 2.

2. Дать балльную оценку всем рискам по их значимости.

3. Проранжировать риски, приняв за 100 баллов общую сумму баллов по всем рискам.

4. Дать балльную оценку предприятиям по степени рисков (значению рисков в баллах).

 

Решение:

1. Определение веса групп с наименьшим приоритетом по формуле:

Где f – соотношение весов первого и последнего приоритета.

 

 

2. Определение веса первой группы (Wl) по формуле:

или

3. Определение веса простых рисков в данной приоритетной группе по формуле:

для первой группы веса равны

для второй группы

4. Используя вероятностные оценки рисков, полученные экспертами, можно дать балльные оценки (R) наступления рисков по формуле:

 

Расчеты балльных оценок наступления рисков сведены в таблицу:

 

Риски (Si) Веса (Wi) Вероятности рисков (Vi) Баллы (Wi*Vi)
S1 0,22 0.4 0.088
S2 0,22 0.3 0.066
S3 0,22 0.6 0.132
S4 0,22 0.2 0.044
S5 0,55 0.5 0.0275
S6 0,55 0.7 0.0385
Итого - - 0.396

 

5. Примем R=0, 396 за 100 баллов. Тогда значения рисков будут следующие:

 

Риски (Si) Значение рисков в баллах Ранжирование рисков
S1 22,2  
S2 16,7  
S3 33,3  
S4 11,1  
S5 7,0  
S6 9,7  
Итого:   -

 

 

6. По степени рисков определим балльную оценку предприятий:

 

Риски (Si) S1 S2 S3 S4 S5 S6
Балльная оценка предприятий            

 

Где баллы 1- максимальный риск;

2- средний риск;

3- минимальный риск.

 

 

Литература.

 

Основная:

 

1. С.Д Бодрунов, Ю.А Ковальков «Экономика и организация авиастроения в России»

Санкт-Петербург 2001г.

 

2. С.Н. Ивашковский «Экономика для менеджеров», Москва 2002 г.

 

3. Дж. Сломан, М. Сатклифф «Экономикс», Москва 2005 г.

 

4. И.К.Станковская, И.А.Стрелец «Экономическая теория. Микроэкономика и макроэкономика -аналитическая база для решения бизнес - задач», Москва 2005 г.

 

5.К.Хитер «Экономика отраслей и фирм», Москва 2004г.

 

Дополнительная:

 

1. Д.Э. Старик «Как рассчитать эффективность инвестиций», Москва 1996г.

 

2. Е.С. Стоянова «Практикум по финансовому менеджменту», Москва 1997г.

 

3. А. И. Самоукин, А.Л Шишов «Сборник задач по бизнесу», Москва 1995 г.

 

4. «Прогноз развития воздушного транспорта до 2005 года, Циркуляр ИКАО 270-АТ/111,

Монреаль1997г

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.