Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА №1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Часть 1 (темы 1-4)

 

Санкт-Петербург

2008 г.

 

 

УДК 008 (075. 8) (06)

 

Селезнев В.Д., Короть И.М., Кукконен Е.В. Конспект лекций по культурологии. Предназначены для студентов, обучающихся по медицинским специальностям.

 

Учебное пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук с курсом менеджмента и экономики здравоохранения.

 

Рекомендовано к печати Учёным советом С-Пб ГМА 28 апреля 2008 года.

 

Селезнев В.Д., Короть И.М., Кукконен Е.В.

 

проведения лекций и семинаров по культурологии

 

 

  № Тема     лекции     семинары  
  т.1 Введение в культурологию т.2 Первобытная культура т.3 Культура Древнего Востока и Античности. т.4 Культура Средневековья и эпохи Возрождения т.5 Европейская культура XVII-XIX веков т.6 Культура Древнерусского государства т.7 Культура Российской империи т.8 Культура ХХ века т.9 Культура и общество т.10 Современная цивилизация и будущее культуры   2 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 2 ч.   2 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 4 ч. 2 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 2 ч.
       

 

1. Культурология как наука.

2. Понятие культуры и её функции.

3. Типология и формы культуры.

4. Культурные нормы и их функции.

5. Методология и методика исследования культур.

 

1. Объектом познания культурологии является общество, жизнедеятельность различных его субъектов, историческое взаимодействие общества с природой, людей между собой. Объект культурологии совпадает с объектом многих других наук, изучающих общество. В этом объекте она находит свой аспект исследования, что и определяет предмет этой науки. Культурология специально изучает культуру общества и его субъектов. Предметом её выступает исследование культуры как целостного системного явления; признаков, закономерностей, форм и способов возникновения и функционирования культуры в историческом процессе.

О предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения. Существует две точки зрения: изоляционистская позиция и интегративистская. Первая точка зрения заключается в сведении, а затем и подмене культурологи другой наукой, например, философией культуры, искусствознанием, антропологией. Она сводит культурологию только к циклу гуманитарных знаний, игнорируя социальные нормы. Вторая точка зрения воспринимает культурологию как синтетическую область знаний, возникшую на стыке гуманитарного, социологического, антропологического знания.



Культурология выделилась из философии культуры аналогично тому, как ранее из философии природы выделились физика, химия, биология. Эмпирический базис в культурологии начал складываться в конце XIX века, когда стали развиваться этнография, изучающая различные культуры, а затем этнология – наука о закономерностях становления и развития этносов. Причины становления культурологи можно разделить на внутренние, определяемые логикой развития научного знания и постепенным выделением из философии новых дисциплин, и внешние, к которым следует отнести понимание ведущей роли и самостоятельности сферы культуры. Появлению культурологии способствовал и кризис евроцентризма в конце XIX века, накопление в недрах этнографии данных о различных культурах неевропейских народов. Но только в середине ХХ века основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины были заложены творчеством американского учёного Лесли Уайта.

Культурология состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Целью первого являются эмпирические обобщения, первоначальная систематизация знаний о культуре как уникальном феномене. Целью второго – создание теорий и формулировка законов. Поскольку Культурология – наука молодая и предмет её исследования очень сложен, она находится пока преимущественно на эмпирическом уровне. Хотя можно говорить и о теоретических построениях, принадлежащих Дж. Вико, Н.Я. Данилевскому, О. Шпенглеру, А.Тойнби и др.

Культурология имеет прочные связи с философией культуры. Философия культуры выполняет методологические и мировоззренческие задачи, анализирует природу и значение культуры. Выделяют соответственно социологию культуры и культурную антропологию. Первая изучает особенности отношения к культуре различных слоёв общества, вторая занимается анализом связей культуры с сущностными характеристиками человека, его психологией и менталитетом. Основой культурологии является история культуры, поскольку развитие культуры тесно связано с историческим развитием. Теоретическая культурология нацелена на выявление закономерностей развития культуры и изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни. Прикладная культурология изучает способы целенаправленного прогнозирования и управления культурными процессами и ориентируется на охрану и реставрацию культурно-исторического наследия.

Культурология – наука, изучающая систему культуры, её генезис, содержание и структуру, закономерности, способы и формы проявления жизнедеятельности людей. Как явления духовной жизни общества, она включает в себя теоретическое культурологическое знание, социальные институты и систему научных отношений по поводу изучения культуры. Культурологическое теоретическое знание обладает спецификой, отличающей его от других областей научного знания. В нём используются такие понятия, как «культура», «цивилизация», «генезис культуры», «тип культуры», «язык культуры» и др.

Элементы содержания культурологического знания, соотнесённые определённым образом, образуют структуру культурологии как науки. Сегодня культурология ещё не завершила формирование своего содержания и структуры. Идёт разграничение проблематики, прежде всего с философией.

Бесконечная сложность и многообразие культуры предопределяют существенную неопределённость предмета культурологии. Поэтому возможно выделение различных версий, концепций культурологии, таких, как «семиотическая» (Ю.Лотман), «литературоведческая» (С.Аверинцев), «диалогическая» (В.Библер) и др.

Основными задачами культурологи являются:

- наиболее полное и глубокое, целостное объяснение культуры, её сущности, содержания, признаков, функций;

- изучение генезиса культуры, эпох и этапов культурологического процесса;

- определение места и роли человека, других субъектов в культурологическом процессе;

- разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

- осуществление взаимодействия с другими науками, изучающими культуру;

- связь с вненаучным познанием культуры;

- исследование перспектив развития конкретных культур и планетарной цивилизации и др.

Можно выделить несколько этапов развития культурологи как самостоятельной дисциплины. Первый этап условно может быть назван философским. Здесь конституируется сама «идея культуры». Главную задачу философии видели в выработке некоторой общей идеи культуры, объясняющей смысл и направленность мировой истории в целом. Второй этап – эмпирическое изучение явлений культуры. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, её описание и попытки систематизации. Третий этап – построение культурологии как научной дисциплины. Здесь вырабатываются принципы и критерии культурологической истины, создаются идеальные объекты, строятся соответствующие теории. На четвёртом этапе наряду с продолжающимся развёртыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые всё больше начинает ориентироваться культурологическое познания.

 

2. Термин «культура» - латинского происхождения, восходит к латинскому cultura, что значит «возделывание», «обрабатывание», «уход». Соответственно «культура» - это обработка земли, разведение растений и животных и т.д. Однако данный термин уже в римской античности имел и другое значение, переносное – воспитанность, просвещённость. К настоящему времени учёные насчитывают более 500 определений культуры, которые можно разбить на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. В третьей группе подчёркивается значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях учёные понимают культуру как средство приспособления общества к природной среде. Иногда о культуре говорят как о совокупности форм приобретённого поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях. Во-первых, под культурой подразумевают определённую сферу жизни общества, получившую определённое организационное закрепление. Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тайлер. Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. Культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Культура, с одной стороны, есть объективная совокупность всех человеческих творений, с другой стороны – сам процесс созидания этих творений как реализация смысла человеческой жизни.

В культурологии выделяют культурную статику и культурную динамику. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая – в движение. К первой относят внутреннее строение культуры – совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры – конфигурации, характерные сочетания таких элементов. К динамике относят те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, её изменение.

Большинство учёных сходится во мнении, что культура имеет два измерения - материальное и нематериальное. Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): книга, жилой дом, украшения и т.д. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определённое символическое значение, выполняют определённую функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, обычаи, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Основные функции культуры: 1) Защитная функция состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру; 2) Креативная функция связана с преобразованием и освоением мира; 3) Коммуникативная функция включает передачу информации в любом виде; 4) Сигнификативная функция связана с приписыванием значения и ценностей различным явлениям; 5) Нормативная функция связана с созданием различных норм, правил поведения людей; 6) Релаксационная функция направлена на физическое и психическое расслабление, разрядку.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии – своеобразные элементы культуры. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии возникают потому, что все люди физически одинаково устроены, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами. Кларк Уислер выделил всего девять фундаментальных черт, присущих всем культурам: речь (язык), материальные черты, искусство; мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; правительство; война. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры. Паттерны иначе называют культурными темами. Одни культуры построены вокруг таких тем, как равенство и социальная справедливость, другие – военной доблести и охоты и т.д.

Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которая понимается в двух значениях. В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству. Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, которые различаются экономическим укладом и культурой.

Цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Возникновение земледелия 10-12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Именно с земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – необходимых признаков цивилизации. Признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры – появление каменных строений, в области духовной культуры – возникновение письменности. Культура становится цивилизацией только тогда, когда у неё появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, политическая система.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создаёт мир и самого себя. Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестаёт существовать для человека. Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и самим собой.

Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через понимание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесённости его со смыслом сущего. Культура предстаёт как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество. Этот смысловой мир передаётся из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.

 

3. Одной из важнейших идей культурологии является идея типового и видового многообразия культур. Известный русский культуролог Н.Я.Данилевского (1822-1885) в своём главном труде «Россия и Европа» (1869) выдвинул идею существования культурно-исторических типов, которые в ходе истории, подобно живым существам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей природной средой. В мировой культуре Данилевский выделял десять культурно-исторических типов. Хронологически первые культуры (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская) были культурами подготовительными; они вырабатывали условия возможности организованной общественной жизни.

Немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936) утверждал, что история представляет собой не единый процесс развития человечества, а смену особых организмов с ограниченными сроками жизни, которые мы и называем культурами. До сих пор культур было восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная, арабская, западная и народов майя. Каждая отдельная культура полностью замкнута и обособлена от других культур. Шпенглер в основе каждой культуры видит особую душу. Старческий возраст каждой культуры, представляющий собой переход к небытию и окаменелости, отсутствию истории и умиранию, Шпенглер назвал цивилизацией.

Несколько иной смысл понятию цивилизация был придан А.Тойнби (1899-1975) в книге «Изучение истории». Он понимает историю как циклическую смену цивилизаций, которые представляют собой не изолированные друг от друга «организмы», а по-разному развивающиеся ветви единого древа общечеловеческой культуры. В наши дни таких цивилизаций насчитывается пять: западная, православная, мусульманская, индийская и дальневосточная. Всего же в истории учёный насчитывал 21 цивилизацию.

В культурологии не существует единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. По классификации А.И.Кравченко отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Типами культуры называют такие совокупности норм, правил и моделей поведения, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Формы культуры это такие совокупности правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями, они не являются также составными частями какого-либо целого. Видами культуры называют совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.

Отрасли культуры: экономическая, политическая, профессиональная, правовая, педагогическая, нравственная, эстетическая.

Виды культуры. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется доминирующей культурой. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организованно данное общество и насколько многолюдной является страна. Структура национальной культуры сложнее этнической. Она не сводится к механической сумме этнических культур. В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается о доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н.Смелзера, служит культура богемы.

Сельская культура связана с особенностями проживания в сельской местности. Городская культура – это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Общими чертами городской культуры, отличающими её от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории, наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения. По степени специализации учёные выделяют два уровня культуры – обыденную и специализированную.

Формы культуры. В зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень, различают три её формы: элитарную, народную, массовую. Элитарная (высокая) культура создаётся привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной культуры. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время её появления – середина ХХ века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв.

По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры: культура охотников и собирателей; культура огородников и фермеров; культура скотоводов; культура земледельцев; промышленная (индустриальная) культура. В основании такой классификации лежит способ добывания средств существования. Самый древний тип хозяйственной культуры – охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп. По времени оно было самым продолжительным – существовало сотни тысяч лет. Ему на смену пришло скотоводство (пастушество) и огородничество. Огородничество – переходная форма от добывания готовых продуктов к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Переход к земледелию продолжался очень долго, около 3 тыс. лет. Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремёслах слои населения продавали свою продукцию другим частям населения, которые специализировались на сельском хозяйстве и торговле. Аграрное общество – это множество городов и пригородных зон, объединённых экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов, основная масса населения проживала в деревнях.

Индустриальное общество родилось в XVIII веке. К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и урбанизация. Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает большой удельный вес сферы услуг. Постиндустриальное общество всё чаще называют информационным, так как в настоящее время 60-80% работников прямо или косвенно связано с созданием, обработкой и передачей информации.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество – это эпоха человеческих мускулов, аграрное общество – силы животных, индустриальное – мощи электричества, пара, ветра, воды, постиндустриальное общество – эпоха атомной и термоядерной энергии.

 

4. К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называется нормативной системой культуры. Нормы – правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. Культурные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы – суть, некие идеальные образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Культурные нормы предстают в двух ипостасях – как разрешение и запрещение. Не каждая норма обладает двумя сторонами. Одни нормы выступают как призывы, советы или пожелания, а другие – лишь как запрещение что-либо делать. Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции: 1) являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; 2) служат ожиданиями в отношении будущего поступка; 3) контролируют отклоняющееся поведение; 4) служат эталонами поведения.

Нормы можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по сфере применения. Различают два типа. Первый – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах. Они называются групповыми привычками. Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами. Все нормы можно классифицировать в зависимости от строгости их соблюдения. За нарушение одних норм следует мягкое наказание, а за нарушение других норм жёсткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.

Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840-1910). Он выделял следующие виды норм: обычаи, нравы, законы. Они составляют основу нормативной системы культуры. Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания за их нарушение, то последовательность примет следующий вид: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу. Чем меньше наказание за нарушение культурной нормы, тем шире она используется, и наоборот.

Привычка – это установившаяся схема поведения в определённых ситуациях. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках.

Этикет как ритуальная норма и культурный эталон – это принятая в особых культурных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет можно понимать и как особую форму повседневного общения, заключающую в себе набор правил вежливости и особых формул разговорной речи. Понятия «этикет» и «общение» неравнозначны. Этикет всегда реализуется в общении, но не всякое общение является этикетом. Понятие общение гораздо шире этикета.

В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Традиция – всё то, что унаследовано от предшественников. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной, приподнятой обстановке. Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Символические действия пронизывают все области человеческой культуры. Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящённых отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать события, вызвать у зрителя благоговейный трепет.

Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действия. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и т.д. Разновидностью нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные в виде соответствующего документа. Различают два вида законов. Обычное право – в доиндустриальном обществе: совокупность неписанных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли юридические нормы законы. Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определённых нормах. Право существовало не всегда. Оно – результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям.

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности – социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространённость привычки соблюдать личную гигиену в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний. Предписания – это запрет или разрешение что-либо делать, обращённые к индивиду или группе и выраженные в любой форме.

В каждый период времени в обществе нормы, регулирующие поведение людей в разных сферах жизни, дополняют друг друга, находятся в соответствии. Например, в традиционном обществе господствовали нормы патриархальной семьи с безраздельным правом мужчины – главы семейства. На уровне государства права главы семьи усиливались ещё больше: в некоторых странах он мог даже продавать в рабство детей. В области местного самоуправления главы семей и родов составляли совет общины и принимали важнейшие решения в области экономической и социальной политики местных органов власти.

В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. Они возникают по самым разным причинам. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой образование скорее разнородное, нежели однородное, в нём постоянно возникает напряжение и конфликты между различными системами норм и ценностей. Эти системы могут относиться к субкультурам. И тогда говорят о субкультурном конфликте между разными этническими группами, разными поколениями, между законопослушными гражданами и преступниками. Конфликт может возникнуть между не успевших сойти с исторической сцены старым и активно выдвигающимся новым. Такого рода противоречие присуще быстро изменяющимся обществам.

В закрытых культурах нормы регламентируются и их соблюдение является неукоснительным. В открытых культурах возможен плюрализм норм и обычаев, что порождает атмосферу терпимости. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регуляторов приобретают ценности. Ценность формируется через синтез не только функций нормы или обычая, но она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как более сложный регулятив поведения, подразумевает выбор, допускает популярность решения, что свидетельствует о двойственной природе ценности. Учитывая смысл, одной и той же ценности, можно отвергать или принимать событие, давать положительную или отрицательную его интерпретацию и оценку. В разных ситуациях в качестве доминирующего основания для выбора могут выступать различные составляющие ценности. Например, при интерпретации такой ценности как патриотизм в одной случае на первом месте может стоять долг, в другом – идеал, в третьем – потребность и т.д.

Природа ценностей такова, что они заряжены целевыми установками, причём цели, как правило, имеют некоторую возвышенность, а поэтому они выходят за рамки обыденной жизни. Культура стремится обеспечивать выживание и отбор тех ценностей, которые обеспечивают человека более эффективными регуляторами. Для отдельного человека фактически возможны следующие ситуации: он знает ценности своей культуры и способен их реализовать; он плохо знает ценности и его возможности ограничены этим обстоятельством; он догматизировал своё знание о ценностях, а в реальности они уже преобразовались; и, наконец, - человек руководствуется ценностями, которые ещё не вошли в культуру. Во всяком случае необходимо уметь находить меру, а это уже не только знания и орудия, но и житейская мудрость, искусство жить.

 

 

5. Методологические основы культурологических исследований складываются из философской методологии, методологических положений других наук и собственно культурологии. В культурологии широко применяются методы: описание, наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, моделирование, изучение текстов, аналогия, абстрагирование и др.

Метод – общий принцип творческого отношения к познаваемой действительности, система принципов и приёмов отбора и обобщения жизненного материала. Характер и основные черты каждого метода определяются, прежде всего, конкретно-историческими условиями. Суть исторического подхода заключается в том, что любое культурологическое явление, процесс, предмет рассматриваются с позиции их зарождения, формирования и развития, что в свою очередь, требует рассматривать всю культуру в проявлении единства общего – особенного – отдельного. Логический подход позволяет исследовать взаимосвязь, взаимообусловленность явлений культуры, перейти от одной ступени исследования к другой, проанализировать возникновение новых тенденций из уже существующих.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путём рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса. Культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т.е. обретении целостной интуитивно-смысловой причастности человека к постигаемому явлению. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время углубляясь и корректируясь этим объяснением. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет проникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру.

Одним из первых в культурологии стал использоваться эволюционный метод (Э.Тайлор). Этот метод рассматривает динамику культуры не только как последовательную цепь непрерывных изменений, но и учитывает скачкообразные, резкие изменения, культурные революции. По сути, он является частью исторического метода. Детальное изучение первобытных культур способствовало обогащению методологического арсенала культурологических исследований.

Структурный метод ориентирован на исследование структуры культурной системы взаимосвязей между элементами системы, например между наукой и религией.

Функциональный метод нацелен на исследование функции данной культуры. Согласно этому методу каждая культура должна рассматриваться не в соотношении с другими, а как внутренне самодостаточная и целостная система, состоящая из набора элементов, связанных между собой функциональными отношениями. При данном подходе основное внимание уделяется способам удовлетворения потребностей, запросов, интересов людей, при этом каждый культурный элемент выполняет особую функцию. Этот метод нацелен на выявление общих функциональных законов, одинаковых для всех культур, и объяснение с их помощью любого культурного элемента.

Системный метод изучает культуру каждого народа как единое целое, где все элементы связаны между собой и порождают свойства, которых нет у отдельных элементов системы. Изучение таких свойств позволяет дать общее определение той или иной культуре.

Используется в культурологии также типологический метод, основанный на выявлении типов культур. Он тесно связан с идеализацией или выделением типов культур, отличающихся наиболее характерными чертами данного типа. На основе этого метода выявляют, например, восточные и западные типы культур.

Сравнительный метод в анализе развития культур успешно применяли Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. При сопоставлении культурных феноменов и отдельных культур им удалось выявить общую структуру, морфологические особенности и сущностные характеристики культур.

Существуют разные подходы в изучении культуры. Психологическая концепция для объяснения культурных явлений сводит их к психологическим, а затем на основе полученных психологических характеристик истолковывает особенности культуры (З.Фрейд, К.Юнг). Структурно-антропологический подход возникает при распространении на область изучения культуры методов современного языкознания и семиотики (семиотика - наука о знаках) (Ф. де Соссюр, Клод Леви Стросс). Сторонники классического варианта этого подхода сосредоточили своё внимание на поиске бессознательных структур культуры, которые предопределяют разнообразные проявления жизнедеятельности индивида. Для них культура представляет собой символическую систему.

 

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.012 сек.