Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №2. Первобытная культура




1. Предпосылки возникновения культуры.

2. Ранние формы верований.

3. Миф как форма культуры.

4. Первобытное искусство.

 

1. Предпосылки возникновения культуры являются общими и для появления человека, и для формирования общества. К ним можно отнести: переход живой природы на более высокий уровень – возникновение человекоподобных обезьян; появление прямохождения; формирование пяти основных систем чувствования: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания; стадный образ жизни; развитие головного мозга; формирование первой сигнальной системы, пользование огнём и др. Предпосылки исторически закреплялись в генном коде человекоподобных обезьян и передавались по наследству.

В животном мире обнаруживаются явления, которые в дальнейшем послужили основанием для формирования культуры. У высших млекопитающих широко распространено подражание, через которое одни особи усваивают опыт других особей. Однако если в животном мире и существует внегенетическая форма передачи опыта, то в нём отсутствует внегенетический способ закрепления этого опыта внутри вида. Культура же предполагает не просто любую внегенетическую передачу опыта, а только такую, которая происходит при посредстве негенетических, а тем самым и небиологических структур, в которых этот опыт зафиксирован. Такими структурами хранения и передачи информации выступают знаковые системы. Именно развитие знаковых средств и знаковых систем явилось фактором, который привёл к формированию человека, выделив его из животного мира. Культура есть форма жизни, в которой главным является уже не биологический, а семиотический процесс (коммуникация, наделение значением, знаковое поведение).

Существуют разные периодизации первобытной эпохи. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации делится на каменный, бронзовый и железный век. В каменном веке выделяются три эпохи: палеолит, мезолит и неолит. Каждый из этих периодов обычно подразделяется на ряд археологических культур. Палеолит длился свыше 3 млн. лет до 12 тыс. лет до н.э. Мезолит длился примерно от 12 тыс.лет до 7 тыс.лет до н.э. Неолит длился от 7 тыс.лет до 3 тыс.лет до н.э.

Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита – неандерталец, верхнего палеолита – кроманьонец. В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда. Затем начинается изготовление специализированных орудий – это ножи, проколки, скребла, составные орудия, например каменный топор. Человек мезолита переходит к земледелию, осваивает растительный мир, раздвигая тем самым рамки собственной культуры, поскольку открывает для себя иную, по сравнению с охотниками, природную среду. В мезолите преобладают микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставляли в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы.

Переход к регулируемому, целенаправленному воспроизводству продуктов питания на основе земледелия и скотоводства определил формирование искусственной среды обитания – неолитической цивилизации. Её истоком стала неолитическая революция. Получение излишков продовольствия, появление новых орудий труда и строительство целых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы. Окультуривание диких растений и приручение животных – два важнейших хозяйственных завоевания неолитической революции, а возникновение городской цивилизации и письменности – два важнейших культурных достижений.

Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия – над собирательством, осёдлого образа жизни – над кочевым, патриархата – над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

99,8 % всей истории приходится именно на первобытную культуру. Все следующие за первобытностью разделы культурологии углубляются в прошлое на 2-3 тыс. лет, максимально, обращаясь к древнейшим цивилизациям, на 5 тыс. лет. На обыденном уровне и даже в некоторых научных теориях первобытное общество представляется как «доистория» - происходит недооценка достижений «дикаря» в соревновании с природой. Однако следует помнить, что в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, наука и искусство. И эти достижения при сравнении с уровнем интеллектуального развития человека времен каменного века имели ничуть не меньшее значение, чем современные научно-технические открытия. Именно в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации, то есть запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинство человека.

Можно выделить несколько способов становления и первичного развития культуры, для которого были характерны свои формы. Во-первых, способом возникновения культуры было выделение человеком себя из природы. Это произошло тогда, когда он стал вести свой, отличающийся от свойственного животным, способ жизни. Формами данного способа были: магические заклинания, мифы, обычаи, погребальные и иные ритуалы, культ усопших. Во-вторых, культура утверждалась в ходе осмысления человеком самого себя. Человек, отделивший и противопоставивший себя природе, с необходимостью задавал себе вопрос: кто я, зачем живу? как должен жить и др. Давая менее или более удачные ответы, человек постепенно осознавал свои отличия от природы. В третьих, способом становления культуры выступало осмысление человеком других людей, сообществ. В четвёртых, генезис культуры осуществлялся способом разграничения материально-производственной сферы культуры и духовной сферы.

 

2. Религия - это отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними и в их повседневной жизни. Религия получает развитие в первобытном обществе как составная часть жизнедеятельности первобытных людей, их социальной организации; ее появление связано с появлением искусства, праморали. На этой стадии развития общества все явления духовной жизни еще очень тесно связаны между собой, переплетаются, так что разделять их можно довольно условно. Это явление обозначается понятием синкретизма нерасчлененности первобытной духовной культуры. К ранним формам религии относятся магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, погребальный культ, которые возникли в период формирования родового строя (от 100 до 40 тыс. лет назад).

Хронологически возникновение религиозных представлений относится к среднему палеолиту. Свидетельством религиозности неандертальцев был совершаемый ими обряд каннибализма – поедания своих умерших родичей. Очевидно, таким образом, они стремились получить от них силу, знания и прочие достоинства. Бесспорные памятники религии сохранились от эпохи верхнего палеолита (около 40-28 тыс. лет до н.э.). К этому времени относятся многочисленные сохранившиеся захоронения, носящие несомненные следы ритуала: костяки лежат строго на спине или на боку, рядом с ними положены разные вещи. Видимо, умершие служили уже предметом каких-то суеверных представлений.

Культ предков у первобытных людей означает культ культуры, потому что предки являются её создателями. Сами предки называются вечными и несотворёнными. Цель древних культов – осуществление мистического сопричастия между общественной группой и животными и растительными видами, необходимыми для её существования. Считая древнейшим культ умерших, Г.Спенсер относил к первоначальному виду жертвоприношений «кормление» покойников. Вторая стадия жертвоприношения – жертвоприношение духам и богам, третья – принесение в жертву себя. Без этого невозможно соединение с Единым.

Захоронение предков было первой жертвой человека, породившей духовную культуру. Человек всё более отходил от окружающего мира, но стремился вернуться в него с помощью жертв, призванных восстановить утрачиваемое единство.

Тотемизм, фетишизм, культ предков, анимизм и т. д. - все эти элементы присущи религиям в их ранней, элементарной форме. Однако у каждого народа они образуют некоторое неповторимое единство, своеобразное целое. Элементарная форма религии представлена многими, различающимися между собой религиями, каждой из которых перечисленные выше элементы присущи в разной степени и в различных вариациях. В то же время всем этим религиям присуще нечто общее, они образуют некое единое целое — религию “примитивных” культур, отличную от всех других в своей основополагающей жизненной позиции. Одна из распространенных и признанных квалификаций этот позиции состоит в том, что это религия магического единения, связи. Человек первобытной культуры во всех существах и во всех имеющих для него значение вещах ощущает некую тайную и подлинную жизнь, овладение которой, подчинение или достижение которой является главным стремлением всех членов рода.

Первобытные религии отличаются и от христианства, и от ислама, и от многих других современных религий тем, что они не имели представлений ни об одном Боге, ни о многих богах. Первобытные люди или вообще никому не поклонялись, а просто верили в сверхъестественную силу своих обрядов, или поклонялись предметам, растениям, животным и так называемым духам.

Наиболее древней формой религии является магия – представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Как человек овладел магией – неизвестно; можно, однако, достоверно утверждать, что все самые утонченные ее способы были распространены еще в первобытную эпоху. Магия удваивала в воображении людей пути воздействия на природу: считалось, что человек мог повлиять на природу не только своим трудом (естественный путь), но и особыми символическими действиями-обрядами (сверхъестественный путь). Магия - это получение нужного результата особым, не “прямым” способом. Так, можно добиться успеха на охоте за счет выносливости, смелости, опытности и прочего, а можно добиться успеха охоты, предварительно имитируя приемы, используемые на охоте. Таким образом, возникает представление, что некоторые человеческие действия помимо обычного имеют еще совсем особое значение, являются колдовскими приемами. Затем появились представления, что и определенные события могут обладать особым значением — предвещать то, что должно произойти.

Магические представления и обряды развивались особенно в тех областях деятельности человека, где он чувствовал свою зависимость от стихийных сил, где он был лишен уверенности в успехе. По мере возрастания власти человека над природой сфера религиозно-магических обрядов все более сокращалась. У культурных народов Европы, Азии, Америки многие аграрные и другие хозяйственные магические обряды почти исчезли уже в ХIХ в. Магические обряды вырастают первоначально из стихийных, практических действий; но они делаются магическими тогда, когда отрываются от практики и связываются с представлениями о сверхъестественном, т.е. становятся частью религии.

В вопросе классификации типов первобытной магии среди ученых нет единого мнения. Например, Д.Фрезер (1854-1941) подразделяет магию на подражательную («гомеопатическую») и заразительную «контагиозную») Российский антрополог С.А. Токарев считал, что магические обряды необходимо рассматривать и с точки зрения методов воздействия магической силой на что-либо или кого-либо, и по функциям этих обрядов. Способов воздействия на объект насчитывается несколько. Суть самого элементарного из них – инициального – заключается в том, что шаман мысленно представляет объект и осуществляет в его сторону посыл своей разрушающей магической силы. Парциальный вариант магического влияния является более изощренным, и здесь воздействие на объект производится через принадлежащие ему вещи – одежду, остатки его еды, слюну и т.д. Парциальная магия активно используется в охоте – преследователи зверя совершают обряды над его следами, экскрементами, каплями пролитой крови. Контактная магия практикуется в случаях, где существует возможность непосредственного прикосновения к объекту – при излечении, например. Вербальный способ в виде заговоров, заклинаний, нашептываний – едва ли не самый распространенный в магической технике. По функции, или по роду назначения, магия также делится на несколько видов: производственную, лечебную, любовную, военную, вредоносную, защитную, метеорологическую, разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего, общего назначения (многоцелевую) и др.

Разновидность магии – фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишизм возник как приписывание сверхъестественных свойств только предметам. В дальнейшем такие свойства стали приписываться и живым существам. Сознание первобытного человека было ограничено низким уровнем его практики. Он приписывал обычным предметам и явлениям необычные для них свойства. Но постепенно человек стал наделять предметы не только присущими им качествами, но и сверхъестественной силой, свойствами. Древний человек принимал случайные связи за главные. Например, заметив сходство камня с животным, он брал этот камень на охоту, и если охота была удачной, то человек считал, что камень, похожий на животное – основная причина удачной охоты. Так обычным предметам приписывались сверхъестественные свойства.

Из археологических и этнографических источников видно, что фетишами служили, например, следующие предметы: обрубки дерева, камни причудливой формы, глиняные черепки, рога, раковины, перья птиц, тыквенные бутылки, засушенные мухи, зашитый в кожаный мешок пчелиный рой, черепа и кости умерших родственников. Фетиши, изготовленные в форме человеческих фигур, называют идолами. Главный признак для деления фетишей на виды тот же, что и у магии. Это признак цели, которую сторонники фетишизма ставят перед волшебным предметом. По этому признаку можно выделить несколько основных видов фетишей: производственные, лечебные, любовные, военные, вредоносные, защитные, метеорологические, разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего и общего назначения (многоцелевые).

По сравнению с магией фетишизм является более сложной формой религии. Магические представления (т.е. представления о сверхъестественных свойствах обрядов) сохраняются и внутри фетишизма, образуя в нём как бы нижний этаж новой религии. Но отныне магические обряды получают направленность, адрес. Они обращены теперь к фетишу.

Первобытному человеку мир представлялся наполненным всевозможными невидимыми сущностями, духами, которые выступают как причины явлений; чтобы задобрить или изгнать духов, существуют заклинания, ритуальные танцы, жертвоприношения, строго соблюдаемые запреты (табу) и т. п. Один из основоположников научного изучения первобытных культур Э. Тейлор дал этому воззрению наименование анимизма. Анимизм – это наделение природных явлений человеческими качествами, вера в наличие души у животных; обожествление предков и т.д. Духи различаются между собой мощью и качеством силы, они имеют собственные образы и имена. Духи могут явиться человеку в любой миг его жизни. Каждый сородич, в зависимости от своих метафизических способностей, общался с ними «напрямую», получая от них совет или конкретную поддержку в какой-либо жизненной ситуации. Существовали, однако, и люди, занимавшиеся этим по долгу службы. Главными специалистами по способам взаимоотношений с духами были шаманы.

Э. Тейлор считал анимизм первоначальной стадией в истории развития религии. Ядром этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для первобытного человека такие наблюдаемые им факты как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение деревьям и животным. Мир в целом представлялся первобытному человеку одушевленным, при этом деревья и животные не составляли исключения. Таким образом, возникал тотемизм - вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением и животным (реже – явлениями природы) Принято выделять родовой, фратриальный (фратрия – братство), групповой, половой и индивидуальный тотемизм. По мнению большинства исследователей, тотемы фратрий были древнейшими. Фратрии (подразделения племени, совокупность нескольких родов) возникали по мере разложения племен на более мелкие родовые группы.

Тотем – это не просто животное, а божественное животное, нечто среднее между демоном, человеком и животным. Реальные животные вовсе не являются богами, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами. Именно с тотемизмом связаны известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

 

3. В основе мировоззрения человека архаической культуры лежала мифология, наполнявшая смыслом магию, религию, искусство и повседневную практику человека. Э.Тайлор считал миф выражением первобытной религии и философии, которые на ранней ступени развития человечества используются для несовершенного объяснения природы на основе её одушевления.

Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа. В более узком смысле миф – это насыщенные эмоциями и реальными представлениями сказания о фантастических существах, окружающих предметах, о делах богов и героев, которые объясняли социальную действительность. Мифология - это совокупность подобных сказаний, система фантастических представлений о мире. Миф рисует первобытному человеку систему мироздания, историю рода. Он устанавливает элементарную причинно-следственную связь между всеми объектами, втянутыми в сферу жизнедеятельности общины, и обусловливает необходимость отправления тех или иных обрядов. Мифы сообщают о том, как был сотворен мир, как люди научились охотиться и строить жилища, совокупляться.

Мир предстает в мифе как магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастностью. Человек, как, впрочем, и боги, есть лишь элемент космического целого и подчинен его судьбе. Человеческая жизнь есть прямое продолжение космической жизни, и внутренняя драма человеческой души есть результат вмешательства демонов и богов. Чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе магических покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. Ясно, что в роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическим воображением.

У каждого племени возникают свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Отсюда пошел возникший уже в христианскую эпоху термин «язычество»: в отличие от духовного универсализма христианской Европы, в древности каждому особому языку (племени) соответствовала своя система верований. Языческие боги носят самый разнообразный характер, но сами верования и мифы достаточно типичны по своей внутренней структуре и способу взаимодействия природы и человека.

Следует отличать миф от религии. Религия обожествляет сверхъестественное, трансцендентное, а миф – непосредственную игру природных сил и (понятые как ее продолжение) стихийные страсти души. Для мифа в отличие от религии природное явление (например, солнце) и страсть (например, гнев) – это и есть боги (Солнце и Гнев)

Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой через смысловое порождение с ней. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Миф упорядочивает и регулирует человеческие отношения, программируя бессознательную сферу человеческой психики (ибо сознание еще слабо и неразвито) с помощью магии, символов, табу, обрядов и ритуалов. Магическое овладение природой на деле оборачивается укрощением стихийных сил души, которые вырвавшись из-под контроля, способны разрушить жизнь общины. Однако такой контроль в мифе достигается с помощью полного растворения человека в коллективе. Всякое проявление свободы в таком обществе равнозначно преступному, святотатственному нарушению выраженного и закрепленного в мифе космического порядка и немедленно карается общиной.

Исследование мифа как формы культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культурологии. Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Г.В.Ф. Гегель, З.Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Фрезер, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс, проблемами мифа много занимался русский философ А.Ф. Лосев.

Миф теряет свою всеобъемлющую силу с ростом социального осуществления и осознания человеческой автономности и свободы, когда нарушается непосредственная слитность человека с жизнью природы и общества. Однако, перестав быть единственной и доминирующей формой культуры, миф не исчезает окончательно; он укрывается в бессознательных тайниках человеческой души. Человек всегда сохраняет потребность во внерациональном породнении с миром, а это значит, что мифологическое измерение органически присуще человеческой душе и человеческой культуре.

 

4. Духовную культуру можно разделить на видимую и невидимую. Если мистика это невидимая культура, то – искусство начало видимой духовной культуры. В своём происхождении это ни что иное, как объективизация мистики. Причина возникновения искусства в ранние времена видится многим культурологам в том, что искусство – это подражание природе, которое было сильно развито в первобытном человеке.

В мистике образ тождественен предмету. Наскальные рисунки пронзенных стрелами диких животных появились потому, что первобытные художники верили – эти изображения воплотятся в жизнь на охоте. Связь данных изображений с местами захоронений позволяет также предположить, что доисторические рисунки в пещерах должны были активизировать магические силы, обеспечивающие удачную охоту покойника. В человеке формируется образ предмета как психологическая компенсация за невозможность владеть им. Через какое-то время он осознаёт, что образ вопреки мистическому закону сопричастности не даёт реального владения предметом: нарисованное блюдо не насыщает и в нарисованном доме не укрыться от холода. Если человек отказывается от своих притязаний и продолжает творить, наслаждаясь образами, то этот момент и есть точка перехода от главенства мистики к лидирующей роли общества.

В современном мире искусство понимают чаще всего в трёх значениях: 1) искусство в широком смысле – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира; 2) искусство в узком смысле – только изобразительное искусство; 3) искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. В определённом смысле к сфере искусства можно отнести только то, что соответствует трём обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать: - познавательной ценностью; - эстетической ценностью; - нравственной ценностью. Три указанные вида ценности, которым подчиняется произведения искусства, можно сформулировать иначе: Истина, Добро, Красота. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении – Добро, в художественных произведениях на первый план выступает Красота.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Существуют разные способы классификации видов искусства. Первый способ классификации подразделяет искусства на два больших рода - изящные (свободные, фундаментальные) и прикладные (практические). Второй способ делит все искусства по тем чувствам, на которые они воздействуют. Поскольку живопись, скульптура, архитектура, дизайн воспринимаются глазами, их называют визуальными видами. Музыка воздействует на органы слуха, поэтому её можно было бы отнести к аудиторным видам (данный термин не получил распространения). Литературу относят к визуальным и аудиторным видам, поскольку, читая про себя книгу, пользуются словами, а пересказывая её вслух, обращаются к аудитории. Сразу к двум видам чувств обращены такие прикладные искусства, как дизайн техники или мебели (осязание и зрение), кулинарное искусство и дегустация (вкус и запах). Третий способ делит всё искусство на одно- и многосоставные. Живопись, скульптура, музыка и литература – односоставные виды. Архитектура, опера и танцы – многосоставные виды. Например, в опере используются хореография, музыка и словесный текст, а также используются элементы дизайна – декорации и костюмы.

Каждый вид искусства имеет свой способ и инструменты реализации художественного замысла, свою технику и язык передачи художественного образа. Например, в живописи замысел художника конкретизируется в теме и сюжете, воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета. Живопись бывает монохромной (одноцветной) и полихромной (многоцветной), она может быть однослойной и многослойной. Выразительность живописи определяется характером мазка и обработкой красочной поверхности. Передача объёма и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств тёплых и холодных цветов.

Искусство с присущей ему образностью противопоставляет себя потребительскому отношению к действительности и материальному вообще в пользу непрактичного, созерцательного наслаждения красотой. «Красота спасёт мир», потому что заставляет отказаться от эгоизма собственности, силы вещизма, разделяющей людей. Искусство, имея культовую основу, постепенно уходит всё дальше от практики, пока не забирается в «башню из слоновой кости», где можно заниматься «искусством ради искусства». Однако полностью уйти в себя искусству не удается никогда. Художников называли пророками, потому что их предназначение было одинаковым. Любое культурное творчество – будь оно художественным, религиозным или каким-либо ещё – есть пророчество.

«Искусство требует жертв». В искусстве жертва играет такую же роль, как в мистике, подтверждая, что в культуре в целом жертва – есть двигатель жизни. В отличие от мистических обрядов в искусстве жертвой является сам творец. Идея жертвы близка художникам, и сами они очень часто становились жертвами власти, толпы, своего искусства. Причина конфликта в том, что творец, уходя в сферу культуры от мирских практических взаимоотношений, всегда оказывается в одиночестве. Деятель искусства в столкновении с жизнью выполняет роль жертвы, но это не значит, что он проигрывает. Благодаря телесной жертве он побеждает как творец, искусство же тем самым одерживает победу. (А.С.Пушкин – «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружен»). Наступает момент, когда Аполлон требует поэта к священной жертве, и поэт сознательно кладёт своё сердце на алтарь культуры. В основе искусства лежит жертвенная любовь к миру. В определённой мере сущность искусства можно свести к следующему: творец живёт в двух мирах – мире духовной культуры и мире материальной жизни, и имеет две природы – творческую и потребительскую, противоречие между которыми разрешает жертвенная смерть; художник жертвует, чтобы жило искусство.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г. в гроте Шаффо (департамент Вьенн) пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция). Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). Она хорошо сохранилась на стенах заброшенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными тысячелетия назад. В течение многих лет самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранилась не только настенная живопись, но и многие другие свидетельства деятельности человека, включая четкие следы босых ног взрослых и, что особенно впечатляет, - детей на сыром полу некоторых пещер. По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них во Франции - 150, в Испании - 125, в Португалии - 3, в Италии - 21, в Югославии - 1, в Румынии - 1, в Германии - 2, в России - 2.

Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. Ранняя живопись заявляет о себе зигзагообразными линиями на глине или настенным отпечатком ладоней, помещенных перед прикладыванием в какой-либо природный краситель. Затем появляются профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Первоначально рисунки настолько неясны в своих идеях и несовершенны в методах нанесения, что невозможно даже определить, что же конкретно на них отмечено. Последовательность метаморфоз идей в творческом сознании первобытных художников примерно такова. После того, как появились навыки отображения четких контуров статично застывших объектов, пришло стремление прививать этим силуэтам и некоторые признаки жизни – люди и звери стали запечатлеваться в движении, их фигурки получили цвет, некоторую пластику и объем. В мезолитическое время художники научились сводить в одной картинке несколько различных объектов – охотники догоняли бизона, женщины располагались на траве для отдыха и т.д.; причем каждая деталь картины уже выписывалась достаточно подробно. Способность передавать смысл изображаемых действий в определенной символике (что характеризует достаточно высокий уровень творческого развития) появляется у первобытных художников в период, примерно совпадающий по временным рамкам с эрой начала ос­воения бронзы и железа.

Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны. Тексты песен были пока еще очень примитивны и выражали собой обращение поющих к духам природы. По мере развития социальной культуры в периоды мезолита и, особенно, неолита персонажами песенных сюжетов становятся уже и члены рода – появляется тенденция обыгрывания взаимоотношений как человека с духами, так и человека с человеком. Ритуальные танцы исполняются чаще всего под четко ритмичный аккомпанемент ладоней, трещотки и различных форм барабанов.

Скульптура в первобытном обществе начинает развиваться с палеолитических времен. В качестве материала чаще всего использовались глина, кости и мягкие породы камня. Самым распространенным типажем для ваятелей родовой общины были женщины – у этих матрон, как правило, лицо обозначено очень условно, зато с особой заботой вылеплены (или вырезаны) груди, бедра и детородные органы. Возможно, данным фигуркам люди поклонялись как символам жизни и плодородия. Конечно же, первобытными скульпторами многократно изображались и животные – как тотемы, так и потенциальная добыча на охоте. В период мезолита, уже, наверняка, должны были существовать и скульптурные композиции, наглядно, и даже символически, отражающие варианты взаимосвязей между людьми и природой.

В эпоху неолита развивается и декоративно-прикладное искусство – на горшки, чаши, сосуды и прочие предметы обихода резцом или кистью наносится орнамент; шеи же соплеменников все чаще начинают ук­рашать не зубы тотемических животных, а более или менее эстетически оформленные фетиши (например, выточенные из пород священных деревьев или камней бусы). В искусстве неолита преобладают связные композиции и сцены, но в то же время оно более условно, чем палеолитическое. В неолитическом искусстве много загадочных сцен ритуального характера. Во многих неолитических произведениях изображение превращается в схему, орнамент, иероглиф. Здесь лежат истоки пиктографии – рисуночного письма. Человек неолита уже осознаёт принципы формообразования и применяет их к изготовлению вещей. Он, например, обнаруживает, что форма утки или лебедя очень удобна для конструкции ковша. Прикладное искусство становится господствующей формой изобразительного творчества, вытесняя то, что не включено в повседневный обиход.

Самой бросающейся в глаза чертой первобытного искусства является его целостность. Лишь условно все способы жизни человека классического родового общества можно разделить на частные сферы – одно переходит в другое и всегда подчеркивает третье. Вся первобытная культура имеет ярко выраженный магический характер. Почти каждый поступок в какой бы то ни было ипостаси деятельности сородичей бессознательно таит в себе тот или иной сакральный смысл – человек всецело зависит от всех форм проявлений природы и подчиняет микроритм своего бытия динамике ритма биения жизни ее вселенского организма. По своей сути и раннее искусство магично. Лишь условно его можно разделить на живопись, скульптуру, песни и ритуальные пляски. Все эти виды действа служат одной функции – наведения магического контакта человека с себе подобными и со всем остальным окружающим миром.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.