КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Культура Древнего Востока и античности
1. Мифология и древние цивилизации. 2. Доклассический период культуры Древней Греции. 3. Классический период в развитии древнегреческой культуры. 4. Своеобразие культуры Древнего Рима.
1. Почти одновременно в трёх областях земного шара возникают древние цивилизации: а) египетская, шумеро-вавилонская; б) доарийская культура Индии; в) древний Китай. Они появляются на берегах рек (речные цивилизации): на Ниле – Египетское царство, на Тигре и Евфрате – месопотамское царство, на Инде – индийские царства, на Хуанхэ – китайские царства. Эти цивилизации характеризуются следующими признаками: - появление городов как центров торговли и власти; - возникновение государства с иерархическим делением общества на социальные слои; - разделение труда на основе специализации; - возникновение и использование письменности как средства коммуникации; - формирование духовной общности людей на основе единства языка, мифологии и культуры. Древние цивилизации являлись по своей сути определёнными формами решения проблемы организации ирригационных систем. Природный ритм оказал глубокое влияние на развитие египетской цивилизации. Для предсказания наводнений был создан календарь, который состоял из 365 дней и был связан с годом Сириуса. Первой и главной чертой египетской цивилизации является сакрализация государственной власти, которая обозначает наделение власти священными свойствами. Сильная централизованная власть покоилась на доктрине божественного происхождения фараона. Вторая черта цивилизации Древнего Египта – культ смерти и восприятия земной жизни лишь как подготовку к посмертному бытию. На формирование культуры огромное влияние оказала культура каменных плит, гробниц и обелисков. Камень принадлежит вечности и спасает человека от исчезновения в земной природе. В Гизе и поныне высятся три громадные пирамиды – гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Для Древнего Египта характерен уникальный жанр литературы, тесно связанный с пирамидами – книги мёртвых. Это религиозные тексты на папирусе, помещавшиеся в гробницы вместе с мумиями. На территории древней Месопотамии в течение трёх тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии. Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовления колёсных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи. На первом этапе это была пиктография, т.е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже символов, обозначавших одно слово или понятие. На последующих этапах происходила стилизация рисунков, что ускоряло процесс письма. Далее символы стали употребляться и для обозначения предметов или понятий схожего звучания. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму – «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Они авторы первых в мире медицинских книг – сборников рецептов. Шумеры первыми разработали и записали календарь земледельца. Самым ярким произведением шумерской литературы является сказание о Гильгамене, которое рассказывает о попытках царя Урука, полубога-получеловека, обрести бессмертие. В вавилонской литературе наиболее значительным было произведение «Энума Элиш» - миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле. В Вавилоне были созданы первые словари, позволяющие изучать языки соседних народов. При Хаммурани появился знаменитый свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. Ассирийский тип культуры был основан на героизме, прославлении силы и культе оружия. Ассирийские города были мощными крепостями. Искусство и архитектура были активными инструментами пропаганды военной мощи. Крупнейшие города Ассирии застраивались царскими дворцами, отличавшимися особой пышностью и великолепием. Духовным ядром возникших древних цивилизаций являлась мифология. Мифология развилась из отдельных произведений искусства. Переломной точкой перехода от искусства к мифологии следует как раз считать становление речных цивилизаций. Мистика и искусство не отмирают, а перемещаются на периферию культуры. Мифология же достигает своего расцвета в Египте, Индии, Китае, Греции. Мифология играет такую же интегративную роль в духовном плане, как реки в плане физическом. Мифология есть целостное представление о мире, передаваемое преимущественно в форме устных повествований. Миф отличается от сказки или легенды тем, что воспринимается как реальность. В мифе соединяются мистика, искусство и жизнь в лице действующих культурных героев. Главным мифологическим действом является культ жертвоприношения. Именно в мифологии впервые оформилась идея появления мира как жертвы. Структура мифа остаётся одной и той же: ничто не может быть создано без жертвоприношения. Насильственная смерть созидательна в том смысле, что приносимая в жертву жизнь проявляется в более выдающейся форме и на другом уровне существования. Жертва в мифологии – знак покорности и благоговения человека перед божеством. Она предстаёт как источник и двигатель жизни. Жертва в мифологии – коллективная жертва, как само мифологическое сознание – коллективное сознание. В мифах различных народов жертвоприношение совершается для победы над силами зла. Языческие жертвоприношения очищают человека от грехов и обеспечивают милость богов и нормальное функционирование мира. В то же время для древних цивилизаций характерна промежуточная стадия между мифом и религией. Миф поставлен на службу деспотическому государству. Мифологические боги теперь становятся выражением и олицетворением нового, уже не общинного, а государственного порядка.
2. Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: - эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н.э.), - гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), - архаический (VIII-VI вв. до н.э.), - классический (V-IV вв. до н.э.). Первые три периода часто объединяют под общим именем доклассического периода. В этом случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Возникновение морских цивилизаций знаменует новый этап эволюции человечества. Греция – горная страна с изолированными друг от друга долинами, которые в древнее время располагали к замкнутой, обособленной жизни. Огромную роль в культуре Древней Греции играло море, оно стало частью их производства, жизни, быта. Такие особенности древнегреческой культуры как эстетизм, чувство гармонии в значительной степени порождены красотой окружающей природы. Крито-минойская культура существовала на о. Крит. Получила наивысший расцвет при царе Миносе. Особенностями материальной культуры было ремесленное и кустарное производство, строительство водопроводов и канализаций, широкое использование труда рабов. Сохранились многие материальные свидетельства высокого уровня развития крито-минойской культуры: дворцы – лабиринты, бронзовые орудия труда и оружие, цветная керамика, бронзовые статуэтки. Духовная культура характеризовалась богатой мифологией. Царь Минос, Тесей и Ариадна, Зевс и Европа, получеловек-полубык Минотавр, многие другие реальные и мифологические герои легли в основу богатейшей последующей литературы. Микенская культура существовала с XV по XIII вв. д.э. В ней характерные черты и элементы крито-минойской культуры были дополнены шахтными усыпальницами и купольными гробницами. В них собирались украшения, сосуды, оружие, изготавливались золотые посмертные маски. Дворцы укреплялись стенами из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Другим крупным очагом культуры была Троя. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». В период архаики происходит становление античного полиса - города-государства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира. Эллинские мифы вошли в культуру всех европейских народов. Древнегреческая мифология подразделяется на дофессалийскую (доолимпийскую), фессалийскую (олимпийскую) и диониссийскую. Первая объединяет древнейшие мифы о чудовищах: циклопах, о псе Цербере и т.д. Фессалийская мифология содержит сказания о богах, местопребыванием которых была гора Олимп в Фессалии. Во главе этого сонма богов стаял Зевс-громовержец. Культ бога виноделия лежит в основе диониссийской мифологии. Бог Дионис не только путешествовал по свету, обучая людей виноделию, но и устраивал весёлые гульбища, называвшиеся оргиями (отсюда берёт начало понятие оргиастического культа, которые греки относили к разряду религиозных мистерий). В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были олимпийские игры. Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах. В эпоху архаики возникла первая философская система антично – натурфилософия. В литературе в этот период ведущая роль принадлежит эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», поэмы Гесиода «Теология» (т.е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до н.э.). В искусстве появляются два основных типа одиночной скульптуры – обнажённого юноши и задрапированной женщины с характерной, так называемой архаической улыбкой. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность. К VI в. оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стали колонна наряду с чисто функциональной несёт и декоративную нагрузку, для неё характерны капитель с завитками - волютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов. Наиболее полно выражала основные тенденции греческого искусства периода архаики вазопись. Вначале появляется чёрнофигурная вазопись – чёрный лак по красноватой глине. Вазописцы вырабатывают навыки, позволяющие передавать движение и изображать бытовые сцены. Геометрический символ знак заменяется наглядным художественным образом. Изображения Ахилла и Аякса, Диониса и Геракла украшают вазы Экзекия. Чёрнофигурная роспись сменилась краснофигурным стилем. В ней чёрным лаком закрывался фон, а фигуры людей и предметов сохраняли светлый, красноватый цвет глины. На таком фоне легче передавать объём, изображать поворот человеческой фигуры, обозначать глубину пространства, т.е. изображать предметы, расположенные один за другим. Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен серьёзными социально-политическими событиями: борьбой рабовладельческой демократии и тирании, ожесточённой волной греческих полисов с персами. В мировоззрении греков на рубеже VI-V вв. до н.э. наметился переход к качественно новому осмыслению мира и новых форм его художественного выражения.
3. Культура классического периода ознаменована, прежде всего, бурным развитием духовной жизни древнегреческих обществ. Одним из главных достижений стало развитие философии (Сократ, Платон, Аристотель). В целом философия представляет собой отрасль культуры, вдохновлённую любовью к мудрости и занимающуюся рациональным поиском ответов на все те же основные вопросы: каково происхождение и устройство мира, что такое человек, как познаётся мир и т.д. Одна из главнейших проблем философии – проблема жизни и смерти. Философ использует вечные понятия, умирая для всего временного и обретая знания, готовит себе бессмертие. Философствование, в этом смысле, есть медленное умирание для преодоления смерти. В процессе философской рационализации мифа боги конкретных существ превращаются в безличные категории. Развитие философии знаменует собой становление рациональной культуры. Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает абсолютом. Космос по-гречески – это не только миф, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония. Идеалом служила всесторонне развитая (телесно и духовно) личность, деятельная, гражданственная, нравственная. Понятие калокалатия объединяло в себе эстетические и этические достоинства. Прекрасная (Kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутренне нравственное совершенство. Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Своеобразная черта античной культуры – состязательность (агона), она пронизывает все сферы жизни. Главную роль играли состязания поэтические и музыкальные, спортивные, конные. Греческий алон олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя, прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса. В Афинах V в. до н.э., ставших центром литературного поэтического творчества, расцвели трагедия и комедия. Трагедия – прямой перевод «песня козлов» - возникает из хоровой песни, распевавшейся сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавших постоянных спутников бога вина Диониса. Расцвет трагедии связан с именами Эсхила, Софокла, Эврипида (Эсхил: Персы, Агамемнон, Прикованный Прометей; Софокл: Царь Эдип, Антигона; Эврипид: Медея). Греческая трагедия выполняла вместе с эстетическими воспитательные функции. Авторы трагедий стремились не только заинтересовать зрителя, но и устрашить, потрясти его, показать на примере жизни героев действие божественных законов. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие греческой культуры как катарсис (kathros - очищение), облагораживание людей, освобождение души от «скверны» или болезненных аффектов. Греческая культура воплощала содержавшуюся в языческих обрядах гармонию двух начал – дионисийского (освобождение от запретов, разгул, веселье, экстаз) и аполлоновские (мера, рассудочность, этическое начало). Важнейшим достижением в архитектуре была разработка и практическая реализация концепции регулярного города. Центром города был акрополь (буквально верхний город, т.е. расположенный на возвышении), сооружения которого – храм, театр, стадион, ипподром, торговые лавки располагались вокруг агоры – площади, где проходили народные собрания. В древнегреческой архитектуре последовательно применялись ордеры дорический (грубоватый), ионический (более совершенный) и, наконец, коринфский (изящный). К шедеврам мировой архитектуры принадлежат Парфенон (и весь акрополь в Афинах), храмы Зевса и ансамбль в Олимпии, храм Аполлона в Дельфах, храм Нике, храм Артемиды в Эфесе, Галакарнасский мавзолей. Скульптура вначале лишь украшала архитектурные сооружения, но со временем превратилась в самостоятельный вид искусства. В статуе сложился новый тип лица, отличный от архаичного. Это образ могущественного божества или воина атлета, идеального гражданина. Проходит очеловечивание образа божества, подчеркиваются его чисто человеческие качества, хотя и с чертами идеализации. Знаменитые скульпторы V-IV вв. до н.э.: Фидий (Зевс в Олимпии), Пракситель (Афродита Книдская, Гермес с младенцем), Скопас, Мирон (Дискобол), Поликлет (Дорифор-Копьеносец). Статуи лучших мастеров полны жизни, энергии и движения, их позы свободны, естественны, они могли уже передавать многие оттенки человеческих состояний. Древние греки положили начало науки как систематизированного знания. Значительных результатов достигла медицина. Она была потомственной профессией, передавалась от отца к сыну. Врачи считались потомками рода Асклепия-бога врачевания (в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея: отсюда – современная медицинская символика; его дочь - Гигиен - богиня здоровья; римский аналог Асклепия-Эскулан). Вначале медицина опиралась на эмпирические данные и мистическую практику, но под влиянием натурфилософии разрабатываются теоретические принципы, возникают различные медицинские школы. Наиболее знаменитой в V-IV вв. до н.э. была школа Гиппократа. Лечение осуществлялось в асклепионах - святилищах-лечебницах, за плату и пожертвования. Светская и сакральная медицины были тесно связаны. На должность государственного врача претендентов избирало народное собрание. Осуществлялся общественный контроль за качеством работы врача. Оплата его труда была довольно высокой. Асклепионы нередко представляли собой огромные, хорошо обустроенные и оснащенные комплексы, в которых проводились не только различные лечебные процедуры, но и театральные представления. Очень высокого уровня в этот период достигает риторика - наука об ораторском искусстве. Речи Исократа (436-338 до н.э.) и Демосфена (384-322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Наиболее значительным историком IV в. до н.э. был Ксенофонт. Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. Эллинистическая культура III-I вв. до н.э. характеризуется попытками угасающих полисов распространить своё влияние на другие народы или сохранить его после распада империи А.Македонского. Одним из примеров может служить г. Александрия, построенный в 332-333 гг. до н.э. на северном побережье Африки. Правление городом осуществляла греческая знать. Была создана уникальная для того времени библиотека. По разным источникам она насчитывала от 100 до 700 тыс. рукописных книг. Библиотека существовала более 250 лет. Эллинизм знаменит учёными Евклидом и Архимедом, философскими школами стоиков, эпикурейцев. Эллинизм славен также строительством Александрийского храма муз, храма Артемиды в Эфесе, созданием скульптуры богу Гелиосу на о. Родос. Немецкий философ Ф.Ницше в своей знаменитой книге «Рождение трагедии из духа музыки» выделил два основных начала, формировавших греческую культуру: аполлоновское и дионисийское. Аполлоновское начала есть чувство меры, мудрого самоограничения. Дионисийское начало есть «блаженный восторг», выход из размеренного и упорядоченного мира. Греческая культура есть борьба аполлоновского и дионисийского начал и их противоречивое соединение. Аттическая трагедия рассматривалась Ницше как наивысший синтез дионисизма и аполлинизма. Оргийское безумие, являлось плодоносной почвой для всякой образности, порождает из себя аполлоновское оформление, делая каждого носителя такого оформления трагическим героем. Постепенно функционирование культуры в ослабевающих полисах эллинистического периода приобретало негативные черты. Состязательный характер культуры всё чаще связывался с необходимостью, с принудительным творчеством, деградировала мораль, испытывая на себе воздействие противоречивых факторов – крайней рациональности, абстрактного объяснения важности моральных норм и принципов, с одной стороны, и открытым их несоблюдением, ориентировкой на чувственные удовольствия – с другой. Распространялась праздность жизни как «законный» способ жизнедеятельности знати. Духовная культура вырождалась в культуру отдыха, времяпрепровождения. После смерти А.Македонского в 323 г. до н.э. его империя быстро распалась. Сохранившиеся города – полисы и другие территории постепенно подчинялись новой сильной системе – Риму.
4. Периодизация истории и культуры Древнего Рима: царский период – VIII-VI вв. до н.э.; республиканский период – конец VI – конец I в. до н.э.; период империи – конец I в. до н.э.- 476 г. н.э., когда на смену полису (аналогичному греческому) пришло громадное, многомиллионное государство (Аппенинский полуостров и множество заморских территорий) со сложным государственным аппаратом, постоянной армией и рабством классического типа. Для древнегреческой культуры периода империи характерны: широкое использование достижений Древней Греции (наряду с собственной культурной традицией); больший динамизм, изменчивость; воплощение идеи величия Рима, культа императора, военно-исторической памяти и славы; гигантизм, утилитарная или развлекательная направленность при меньшей художественности; большая зависимость художника от заказчика. Эта культура была более рациональной, функциональной, прикладной и менее одухотворённой, эмоциональной. Для римлянина мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Изучать явления стало проще, значительно легче, но было утрачено ощущение цельности бытия. Религия развивалась под сильным влиянием греческой. Возникли свои аналоги греческих богов – Юпитер, Марс, Нептун, Меркурий, Аполлон и др. Но эта религия была менее мистической, эмоциональной и более формализованной, целесообразной, практичной, официальной, её боги бестелесны, это скорее функции (Справедливость, Согласие, Свобода, Благочестие, Здоровье, Надежда, Победа и др.) К религии принадлежал и культ императора. Римский театр также развивался под влиянием греческого. Ставились пьесы Плавта (выдающегося комедиографа), Теренция, Пакувия (трагика), Акция (трагика). В эпоху империи драма (трагедия и комедия) вытесняется вульгарно-эротической пантомимой. В середине I в. до н.э. появляется постоянное здание театра; спектакли устраивались как магистратами, так и частными лицами. Большое значение приобрели массовые зрелища: процессии триумфаторов, бои гладиаторов, состязания колесниц, травля зверей, публичная казнь, похоронные процессии. Они проходили в цирках, амфитеатрах с большой вместимостью (Колизей вмещал 50 тыс. зрителей). Литература. В жанре трагедии наиболее значительными писателями были уже упомянутые Пакувий, Акций (нередко, обрабатывавшие греческие образцы), в жанре комедии – Плавт, Теренций, в мире поэзии – Ливий Андроник (грек, перевёл «Одиссею»), Алкей, Невий, Энний, крупнейшие поэты – Тит Лукреций Кар (философская поэма «О природе вещей»), Гай Валерий Катулл, Гораций Флакк, Вергилий (поэма «Энеида»), Апулей («Метаморфозы»), Овидий (любовная лирика, в том числе «Искусство любви» - наставления для юношей и девушек). Исконно римский поэтический жанр – сатуры (стихотворения с полемически-критическим элементом): Луцилий, Ювенал, Варрон, Марциал. В жанре басни – Федр, прозы – Катон Старший, Марк Тулий Цицерон (автор знаменитых речей), Гай Юлий Цезарь («Записки о галльской войне» и др.), Гай Салюстий (исторические сочинения). Архитектура развивалась под греческим и местным (этрусским) влиянием. По сравнению с греческой она была менее художественной и более утилитарной, целесообразной. Главное в ней – идея величия, мощи Рима, отсюда – монументальность сооружений, грандиозные размеры, пышная отделка, богатый декор. Гражданская застройка преобладала над культовой. Помимо храмов строились многоэтажные дома, виллы знати, базилики, театры, амфитеатры (самым знаменитым являлся Колизей, воздвигнутый 75-80 гг. н.э., вмещал 50 тыс. зрителей), термы, административные, торговые здания, форумы, триумфальные арки, колонны, монументы. Впервые стал использоваться бетон, широко применялись арки, своды, купола, столбы, пилястры, греческие ордера, а также оригинальный композитный ордер, роспись, мозаика, отделка фасада мраморными плитами. Строились мощёные камнем дороги (общей протяжённостью до 80 тыс. км.), мосты, акведуки, оборонительные стены. Крупным теоретиком архитектуры был Витрувий. Скульптура многое заимствовала у греков. Уступая в художественном отношении, она давала большее портретное сходство с оригиналом благодаря обычаю снимать с умерших восковые маски. Изготавливались статуи магистратам, частным лицам, императорам, предкам, устанавливавшиеся на форуме, но особенно часто в виде надгробия, а также портрета в рельефе. Производилось массовое копирование греческих статуй. Римский художник утратил древнегреческий идеал и способность целостного художественного восприятия мира, отсюда стремление равняться с греческой культурой и превзойти её, но не красотой, а масштабами, грандиозностью, анализом, точностью. Из наук наибольшее развитие получили не отвлечённо-теоретические (как это было в Греции), а прикладные – астрономия, архитектура, агрономия, география, медицина; из гуманитарных – филология, риторика, история (Страбон, Тацит, Плутарх, Тит Ливий, Плиний Старший, Светоний Транквилл, Иосиф Флавий), в меньшей степени – философия (Сенека, Лукиан из Самосаты) и, напротив, особенно интенсивно развивалась юриспунденция. Итогом развития гражданского права стал Свод гражданского права, составленный при императоре Юстиниане в Византии (VI в. н.э.). Правовая теория и судебная практика принадлежат к числу самых выдающихся достижений римлян. Христианство возникло в условиях тяжёлого кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи, на основе распространённой в восточных провинциях идеи ожидания мессии-спасителя, элементов восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Позже (I-II вв. н.э.) появились жизнеописания основоположника новой религии – Евангелия. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет. В конце IV в. христианство становится государственной религией в Риме. Культурное наследие Древней Греции и Рима оказало огромное влияние на народы Европы и всего современного мира. Оно проявилось, прежде всего, в политическом и религиозном мышлении, литературе, искусстве, философии и юридических взглядах. Гуманистические ценности, политические институты, право, художественная культура, науки, языки служили основанием европейской цивилизации. Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской цивилизации. Уступая Древней Греции в художественном отношении, Рим выполнил свою историческую миссию, он сохранил для Европы греческую Античность, транслируя и тиражируя ценности великой державы. В римской культуре совершается переход от философии к религии. Религия возникла в недрах иной культуры, но римляне сначала сами приняли её, затем распространили среди покорённых народов. Именно Римская империя дала возможность христианству стань поистине первой мировой религией. Возможно, победа христианства и стала одной из главных причин распада могущественной империи.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |