КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 3. Общая и профессиональная культура педагога
План. 1. Профессиональные требования к личности педагога. 2. Сущность понятий «профессионализм», «профессиональная компетентность», «педагогическое мастерство». 3. Характеристика основных составляющих педагогического мастерства и профессиональной компетентности учителя. 4. Требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. 5. Сущность и составляющие Я-концепции личности. 6. Самораскрытие и его роль в становлении Я-концепции педагога. Способы развития позитивного самовосприятия педагога и уверенности в себе. 7. Профессионально-личностное становление и развитие педагога: сущность и этапы, система профессиональной. 8. Самоопределение, самовоспитание, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога. Материалы к лекции. Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен: а) профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности, б) профессиональная компетентность отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм, в) основой профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя обычно считают педагогическую умелость: владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса, г) более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности. Ведущее место принадлежит личностному компоненту как единству мотивационно-ценностной его составляющей (профессионально-педагогической направленности) и индивидуально-психологических особенностей (общих и профессионально-педагогических способностей). В структуре личности учителя такая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, которая, по мнению В.А.Сластенина, образует каркас, скрепляющий и объединяющий все основные профессионально значимые свойства личности педагога. Основой профессионально-педагогической направленности личности преподавателя является система ее ценностных отношений к педагогической деятельности, закрепленная в профессионально-ценностных ориентациях. Формирование информационно-теоретического и деятельностного компонентов педагогического мастерства во многом является производным от уровня развития профессионально-ценностных ориентаций личности, определяющих ее потребность в овладении педагогическим мастерством. Успешность деятельности педагога обуславливается также индивидуально-психологическими предпосылками формирования педагогического мастерства, к числу которых относятся прежде всего общие и педагогические способности. Они обнаруживаются и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами и способами данной деятельности. Ансамбль необходимых педагогу способностей включает как общие, так и специальные, обеспечивающие именно педагогическую деятельность. Способности не являются чем-то врожденным, они развиваются на основе задатков в процессе определенной деятельности. Общие способности определяются прежде всего психофизиологическим развитием личности: ее темпераментом, характером, интеллектом. От уровня развития интеллектуальных способностей педагога зависят его гностические способности (познавательные) - способности приобретать, перерабатывать и использовать информацию - необходимые для всех, кто занимается интеллектуальной деятельностью, а также свойства мышления: аналитичность, гибкость, альтернативность и открытость, позитивная направленность мышления. Креативность - общая способность личности к творчеству, которая определяется не только уровнем развития творческого мышления, создающего нечто новое, оригинальное, но, по мнению К.Роджерса, прежде всего способностью к самосовершенствованию. Общие способности своеобразно отражаются в собственно педагогических способностях, которые обычно объединяют в несколько групп: Конструктивные способности - обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса: определение возможных результатов, постановку целей и задач, разработку планов и проектов их решения, определение условий эффективной организации учебно-воспитательной деятельности. Преподавателю необходимо развивать в себе педагогическое воображение - способность предвидеть то, каким может стать тот или иной учащийся в будущем. Способность к предвидению во многом связана с развитой интуицией, которую обычно определяют как "чувствознание", способность целостно схватывать ситуацию, получать знание без осознания путей и условий его получения. Коммуникативные способности представляют собой ведущую группу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения: общительность, распределенность внимания, эмпатия. Перцептивные - способность воспринимать и определять эмоциональное состояние ученика по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям. Экспрессивные способности проявляются в самовыражении, адекватной передаче в процессе общения своего эмоционального состояния. Организаторские способности: в организаторском чутье педагога, в способности вести за собой, в способности "заражать" и заряжать других своей энергией, в склонности, готовности к организаторской деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. Известный педагог В.Н.Сорока-Росинский замечал: "Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему следует обладать. Имеются они у него на 100 % - отличный педагог, на 75 % - хороший, на 50 % - посредственный, ниже 50 % - плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода - каждый в своем стиле... Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные, и слабые стороны, и все особенности своего орудия, то есть своей личности, как учителя и воспитателя". Исследования, проведенные психологами, подтверждают, что индивидуальный стиль деятельности учителя, его самобытный педагогический почерк во многом зависят от природно обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств личности (Климов Е.А., Маркова А.К.). Типологии стилей индивидуальной деятельности педагога. В основу предложенной А.К.Марковой и А.Я.Никоновой классификации стилей обучающей деятельности положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда); динамические (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения и учащихся, а также их интерес к предмету). На основе этого выделены 4 стиля: эмоционально-импровизационный (ЭИС), эмоционально-методичный (ЭМС),рассуждающе-импровизационный(РИС) и рассуждающе-методичный (РМС). (Их можно определить по известной методике). Литература Основная литература 1. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. Уч. пос. для студ. высш. уч. зав../Н.Н.Никитина, Кислинская Н.В. – 2 –е изд., испр.. – М.:.Академия, 2006. – 224 с. 2. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: практикум: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Орлов, Александр Андреевич; А. А. Орлов, А. С. Агафонова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 254 с. Дополнительная литература 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. 2. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа? 3. Корчак Я. Как любить ребенка/В кн. Педагогическое наследие: Пер. с польск./Сост. К.П.Чулкова. – М.: Педагогика, 1990. 4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма// Соч. – Т.1. – 1983. 5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |