Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Общая и профессиональная культура педагога




План.

1. Профессиональные требования к личности педагога.

2. Сущность понятий «профессионализм», «профессиональная компетентность», «педагогическое мастерство».

3. Характеристика основных составляющих педагогического мастерства и профессиональной компетентности учителя.

4. Требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата.

5. Сущность и составляющие Я-концепции личности.

6. Самораскрытие и его роль в становлении Я-концепции педагога. Способы развития позитивного самовосприятия педагога и уверенности в себе.

7. Профессионально-личностное становление и развитие педагога: сущность и этапы, система профессиональной.

8. Самоопределение, самовоспитание, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога.

Материалы к лекции. Определяя требования к личности педа­гога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обоб­щенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен:

а) профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагоги­ческой деятельности,

б) профессиональная компе­тентность отражает единство теоретической и практической го­товности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм,

в) основой профессионализма и профессиональной компетентности препо­давателя обычно считают педагогическую умелость: владение педагогичес­кими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса,

г) более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельности.

Ведущее место принадлежит личностному компоненту как единству мотивационно-ценностной его составляющей (профессионально-пе­дагогической направленности) и индивидуально-психологических особен­ностей (общих и профессионально-педагогических способностей).

В структуре личности учителя такая роль принадле­жит профессионально-педагогической направленности, которая, по мнению В.А.Сластенина, образует каркас, скрепляющий и объединяющий все основ­ные профессионально значимые свойства личности педагога.

Основой профессионально-педагогической направленности личности преподавателя является система ее ценностных отношений к педагогичес­кой деятельности, закрепленная в профессионально-ценностных ориентаци­ях.

Формирование информационно-теоретического и деятельностного компо­нентов педагогического мастерства во многом является производным от уровня развития профессионально-ценностных ориентаций личности, опре­деляющих ее потребность в овладении педагогическим мастерством.

Успешность деятельности педагога обуславливается также инди­видуально-психологическими предпосылками формирования педагогического мастерства, к числу которых относятся прежде всего общие и педагоги­ческие способности. Они обнаруживаются и проявляются в быстроте, глу­бине и прочности овладения приемами и способами данной деятельности. Ансамбль необходимых педагогу способностей включает как общие, так и специальные, обеспечи­вающие именно педагогическую деятельность. Способности не явля­ются чем-то врожденным, они развиваются на основе задатков в процессе определенной деятельности. Общие способности определяются прежде всего психофизиологическим развитием личности: ее темпераментом, характером, интеллектом.

От уровня развития интеллектуальных способностей педагога зависят его гностические способности (познавательные) - способности приобре­тать, перерабатывать и использовать информацию - необходимые для всех, кто занимается интеллектуальной деятельностью, а также свойства мышления: аналитичность, гибкость, альтернативность и открытость, позитивная направленность мышления.

Креативность - общая способность личности к творчеству, которая определяется не только уровнем развития творческого мышления, создаю­щего нечто новое, оригинальное, но, по мнению К.Роджерса, прежде всего способностью к самосовершенствованию.

Общие способности своеобразно отражаются в собственно педагогических способностях, которые обычно объединяют в несколько групп:

Конструктивные способности - обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса: определение возмож­ных результатов, постановку целей и задач, разработку планов и проек­тов их решения, определение условий эффективной организации учеб­но-воспитательной деятельности. Пре­подавателю необходимо развивать в себе педагогическое воображение - способность предвидеть то, каким может стать тот или иной учащийся в будущем.

Способность к предвидению во многом связана с развитой интуицией, которую обычно определяют как "чувствознание", способность целостно схватывать ситуацию, получать знание без осознания путей и условий его получения.

Коммуникативные способности представляют собой ведущую группу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения: общительность, распределенность внимания, эмпатия.

Перцептивные - способность воспринимать и определять эмоцио­нальное состояние ученика по его внешнему виду, жестам, мимике, движе­ниям. Экспрессивные способности проявляются в самовыражении, адек­ватной передаче в процессе общения своего эмоционального состояния.

Организаторские способности: в организаторском чутье педагога, в способности вести за собой, в способности "заражать" и заряжать других своей энергией, в склонности, готовности к организаторской деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности. Известный педагог В.Н.Сорока-Росинский замечал: "Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметичес­кая сумма тех достоинств, которыми ему следует обладать. Имеются они у него на 100 % - отличный педагог, на 75 % - хороший, на 50 % - посредс­твенный, ниже 50 % - плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода - каждый в своем стиле... Каждый педагог дол­жен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные, и слабые сто­роны, и все особенности своего орудия, то есть своей личности, как учителя и воспитателя". Исследования, проведенные психологами, подтверж­дают, что индивидуальный стиль деятельности учителя, его самобытный педагогический почерк во многом зависят от природно обусловленных ти­пологических особенностей и некоторых других качеств личности (Климов Е.А., Маркова А.К.).

Типологии стилей индивидуальной деятельности педагога. В основу предложенной А.К.Марковой и А.Я.Никоновой классифика­ции стилей обучающей деятельности положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда); динамические (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения и учащихся, а также их интерес к предмету). На основе этого выделены 4 стиля: эмоциональ­но-импровизационный (ЭИС), эмоционально-методичный (ЭМС),рассуждаю­ще-импровизационный(РИС) и рассуждающе-методичный (РМС). (Их можно определить по известной методике).

Литература

Основная литература

1. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. Уч. пос. для студ. высш. уч. зав../Н.Н.Никитина, Кислинская Н.В. – 2 –е изд., испр.. – М.:.Академия, 2006. – 224 с.

2. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: практикум: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Орлов, Александр Андреевич; А. А. Орлов, А. С. Агафонова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 254 с.

Дополнительная литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.

2. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа?

3. Корчак Я. Как любить ребенка/В кн. Педагогическое наследие: Пер. с польск./Сост. К.П.Чулкова. – М.: Педагогика, 1990.

4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма// Соч. – Т.1. – 1983.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.