КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы выбора методов научно-педагогического исследования
План Лекция 5. Методологическая культура педагога. Методология и методы педагогического исследования 1. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики и логика. 2. Методология педагогического исследования. 3. Философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни методологии. 4. Сущность и содержание методологической культуры учителя. 5. Основные подходы к исследованию педагогических явлений. 6. Методы педагогического исследования. Классификация методов педагогического исследования. 7. Характеристика теоретических и эмпирических методов исследования. Методы обработки экспериментальных данных. Материалы к лекции. Методологическая культура педагога – это комплекс свойств, обеспечивающий системное решение педагогических и исследовательских задач. К данным свойствам прежде всего относятся: творческая направленность и профессионально ценностная ориентация личности; системное теоретическое мышление – способность к анализу явлений, видение педагогической проблемы во взаимосвязи с более общими проблемами, способность к прогнозированию и проектированию, построению системы возможных действий; готовность к рефлексии – философской, методологической, методической, личностной. Педагогическая задача – задача по преобразованию реальной ситуации взаимодействия, превращение ее в ситуацию развития и становления личности. Уровниметодологической культуры. Эмпирический уровеньметодологической культуры – решение конкретной педагогической задачи. Теоретический уровень – решение всех педагогических задач данного класса. Методологическая культура учителя-практикапроявляется в проектировании, конструировании, рефлексии и творческом решении учебно-воспитательных задач Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Фундаментальное исследование – создание концепций, моделей педагогических систем на прогностической основе. Прикладное исследование – изучение отдельных сторон педагогического процесса. Методическое (разработка) – конкретные научно-практические рекомендации. Теоретический уровень исследования включает в себя моделирование, разработку гипотез, эксперимент. Эмпирический уровень – характеризуется преобладанием методов описания опыта, обнаружения в нем систематически повторяющихся закономерностей. Общие характеристики исследования. Параметры исследования – проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения.Проблема исследования – выраженное основное противоречие, которое должно быть разрешено.Объект – педагогическое явление, которое рассматривается исследователем. Предмет – аспект изучаемого объекта, который рассматривается исследователем. Гипотеза – совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке. Критерии исследования – актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость. Логика педагогического исследования – развертывание исследования в определенной последовательности этапов и процедур. Этапы исследования: 1. Постановочный 2. Поисково-теоретический (изучение степени разработки проблемы) 3. Аналитико-проблемный 4. Теоретико-проектировочный 5. Опытно-экспериментальный 6. Обобщающий Методология педагогики – система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность. Подход – совокупность приемов отношения к чему-нибудь (к изучению чего-нибудь). Принцип, рассматриваемый как исходное положение какой-либо науки, теории, учения, всегда выступает как отражение определенной установки исследователя, базирующейся на подходах, избранных им в качестве основополагающих. Уровни методологии педагогики: Философский уровень – методология представляет собой систему исходных философских идей, на которых осуществляется исследование, определяющих общие принципы познания (например: философия экзистенциализма, прагматизма, бихевиоризма, материализма, религиозная философия). Общенаучный уровень – система подходов к пониманию реальности, применяемой в большинстве научных дисциплин и определяющих общие способы изучения педагогических феноменов (например: системный и синергетический подходы). Конкретнонаучный уровень – система методов, подходов и принципов исследования, специфичных для педагогики (личностный, субъектный, деятельностный, аксиологический, культурологический, компетентностный, средовый, технологический и другие подходы). Технологический уровень– уровень методов и техники исследования. Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. Методы исследования. В процессе педагогического исследования большое значение играют методы исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения достоверного знания о них, достижения конкретного научного результата. Педагогика использует общенаучные (диалектические), частнонаучные (методы психологии, социологии, физиологии, математики, статистики) и специальнонаучные (педагогические) методы познания педагогической действительности. Все их многообразие можно разделить на три большие группы: 1) теоретические методы, которые служат для интерпретации, анализа и обобщения опытно-экспериментальных данных, построения научных теорий, обоснования научных положений; 2) экспериментально-эмпирические методы, которые служат сбору данных, получению и фиксировании научных фактов; 3) методы обработки результатов исследования, которые служат для обработки полученных данных, установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями, моделирования и прогнозирования педагогических явлений, в том числе и с применением компьютерной техники. Методика исследования – это система методов, обеспечивающая достижение цели исследования и получение достоверных результатов. При выборе методов исследования необходимо придерживаться следующих принципов: - адекватности (методы должны соответствовать предмету, цели, задачам и гипотезе исследования); - комплексности (совокупность выбранных методов должна составлять единое целое, направленное на решение проблемы исследования); - взаимного перекрытия (необходимо использовать разнообразные методы для исследования одного и того же вопроса); - учета особенностей использования методов других наук в педагогическом исследовании. Методика исследования разрабатывается на основе вышеперечисленных принципов и исходя из задач этапов исследования по схеме: этап - задачи - методы. Динамика педагогического исследования предполагает реализацию трех основных этапа: подготовительного, основного и заключительного. Содержание работы на этих этапах зависит от вида проводимого исследования. В качестве примера рассмотрим основные задачи, которые решает исследователь на выделенных этапах в ходе проведения экспериментального исследования. Подготовительный этап - основные задачи: 1) определение проблемы (противоречия) и формулировка темы (центрального вопроса) исследования; 2) разработка программы исследования: определение цели, задач, объекта, предмета исследования, построение гипотезы исследования (предположения о возможном способе разрешения противоречия, усовершенствования явления) и разработка методики ее проверки. Основной этап. В задачу данного этапа входит проверка в реальной педагогической практике истинности предложенной гипотезы исследования в соответствии с разработанной методикой. Гипотеза здесь может уточняться, пересматриваться, совершенствоваться. Задачами заключительного этапа являются: 1) обработка и интерпретация полученных данных; 2) оформление результатов исследования. Характеристика основных методов педагогического исследования
Литература: Основная литература 1. Краевский В.В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский – М.: Издат.центр «Академия», 2003. 2. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. – М.: Школа-Пресс, 1998. Дополнительная литература 1. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований: Учебник для магистрантов и студ.пед.вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.В. Моложавенко – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 2. Краевский, В. В. Методология научного исследования / В. В. Краевский. – СПб., 2001. 3. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 8024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |