Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизации, связанные с выделением психологического признака




 

Примерами являются периодизации Ж. Пиаже, Л. Кольберга и Р.Селмана.

Согласно периодизации швейцарского психолога Ж. Пиаже, в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 до 14-15). Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Это стадия, на которой ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребенок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлением самому себе). Это принципиально важный шаг для когнитивного развития, так как он знаменует появление внутреннего плана окружающей среды. Это позволяет перейти на новую стадию интеллектуального развития.

Стадия дооперационального мышления (2–7 лет). На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей 2 – 4 лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машиной, паровозиком и т.п.), ребенок может действовать понарошку (как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Подобное развитие символических функций позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети 5–7-летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Ребенок не способен учитывать различные аспекты ситуации, он центрирован на одной стороне задачи, не может встать на другую точку зрения. Представления ребенка синкретичны, то есть признаки объектов и явлений рядоположены, не выделяются существенные и второстепенные признаки, не вскрыты правила, связывающие эти признаки. Отсюда своеобразие детских суждений на данной стадии развития. На вопрос: “Почему Солнце не падает?”, ребенок отвечает: “Потому что жарко, оно держится.”- “Как?”- “Потому что оно желтое”. То есть ребенок объясняет причину явления, опираясь на синкретичность представлений о Солнце и одним признаком объясняя другой.

Стадия конкретных операций (7 – 11 лет). Ребенок способен к логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий задачи. Например, ребенок правильно может решить логическую задачу типа: «Миша выше Маши, Маша выше Коли. Кто выше всех?», если условия будет даны в конкретном варианте, а не отвлеченно.

Стадия формальных операций (11–15 лет). На этой стадии дети способны совершать мыслительные операции без какой - либо конкретной опоры, Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.

Пиаже интересовал вопрос, как ребенок, наделенный рефлексами, приходит к знаниям и взрослой логике мышления. Пиаже считал интеллектуальное развитие ребенка основой других аспектов психического развития. Так, он считал, что развитие нравственности тесно связано с когнитивными возможностями. Для того чтобы выносить какие-то моральные суждения, ребенок должен усвоить правила рассуждения в мыслительном плане. Он одним из первых начал исследовать нравственное развитие, предлагая детям моральные дилеммы.

Исследования Пиаже продолжил английский психолог Л. Колберг, используя так же моральные дилеммы. В результате он предложил классификацию развития нравственности в детском возрасте. Л. Колберг выделил три уровня нравственного развития. Каждый уровень состоит из двух стадий, причем нумерация стадий имеет сквозной характер, подчеркивая приемлемость перехода от одного уровня к другому. Более того, Колберг считал, что каждому уровню морального развития соотвествуют определенные стадии интеллектуального развития, предложенные теорией Пиаже. Именно развитие интеллекта и определяет возможности становления нравственных уровней ребенка.

Развитие моральных суждений, что во многом является «стержнем» развития личности, и предопределяет многие поступки человека. Кольберг различает три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный. Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу[27] представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Развитие моральных суждений по Л. Кольбергу

Уровни стадия Возраст (в г) Основания морального выбора Отношение к идее самоценности человеческого существования
Преконвенцио­нальный   0-2 делаю то, что мне приятно
    2-3 подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказа­ния ценность человеческой жиз­ни смешивается с цен­ностью предметов, которыми этот человек владеет
    4-7 делаю то, за что меня хвалят, совершаю добрые поступки по принципу «ты — мне, я — тебе» ценность человеческой жизни измеряется удо­вольствием, которое ребенку доставляет этот человек
Конвен­циональ­ный   7-10 поступаю так, чтобы из­бежать неодобрения, не­приязни ближних, стрем­люсь быть (слыть) «хо­рошим мальчиком», «хо­рошей девочкой» ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку
    10-12 поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины, выполняю свой долг, под­чиняюсь правилам жизнь оценивается как сакральная, неприкосно­венная в категориях моральных (правовых) или религиозных норм и обязанностей
Пост кон­венци­нальный   после 13 поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избе­жать самоосуждения жизнь ценится и с точ­ки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь
    после 18 поступаю согласно общечеловеческим, универсальным принципам нравственности жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека

При достижении определенного уровня развития моральных суждений можно выделить следующие особенности:

Преконвенциональный уровень сугубо эгоцентричен. Мораль­ность или аморальность суждений ребенка основывается главным образом на принципе выгоды, поступки оцениваются по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие, например одобрение; плохо то, что причиняет неудовольствие, например наказание;

Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины. Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Закон выполняется ради того, чтобы получить одобрение или избежать наказания, а не в силу ценности закона как такового;

Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко достигается даже взрослыми людьми, но принципиально доступен, начиная с подросткового возраста, а точнее с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления. Это уровень выработки личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и в чем-то отличаться от норм референтной группы. Выведенные самим человеком, эти принципы имеют общечеловеческую широту и универсаль­ность. Речь идет о поиске всеобщих оснований человеческого достоинства, преодолевающих ограниченность моральных законов отдельных человеческих общностей.

В периодизации Р. Селмана выделяются этапы развития социального интеллекта, который способствует ориентации человека в социальной среде (см. табл. 5).

 

Таблица 5

Развитие социального интеллекта по Р. Селману

Основная характеристика отношений Области социального взаимодействия
Понимание себя Близкие дружеские отношения Отношения в группе сверстников Отношения с родителями
0. Эгоцен­т­ризм Не диффиренци­рованная пси­хофизиологи­ческая целост­ность случайные, не­ устойчивые игровые кон­такты вещно-телес­ные связи прагматизм
1. Субъективизм выделение сво­их наме­рений, чувств, мыс­лей односторонняя помощь несимметрич­ные отноше­ния авторитарность
2. Рефлексивность самопознание сотрудничество партнерство эмоциональное взаимопонима­ние
3. Взаим­ность устойчивая самоидентич­ность взаимный об­мен личностно значимыми содержаниями гомогенная группа личная ответст­венность
4. Глубина интегрирован­ная система различных «Я-состояний» доброволь­ная взаимозависи­мость самосто­ятельных личностей плюралисти­ческая органи­зация  

Как видно из таблицы, Роберт Селман выделяет пять основных этапов развития социаль­ного интеллекта:

Нулевая, досоциальная стадия, на которой ребенок не различает внутренние, психологические и внешние, физические, принципы поведения, заканчивается тогда, когда мысли и чувства других людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка.

Первая стадия развития социального интеллекта — стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира — сменяется стадией согласования разных точек зрения, намерений, действий.

– На второй стадии социального развития ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру «примерить» свою позицию.

– На третьей стадии развития социального интеллекта, достигаемой обычно в предподростковом возрасте (10-12 лет), начинается понимание взаимозависимости, взаимообусловленности разных, подчас противоположных целей поведения отдельных людей, представление о человеческом взаимодействии структурируется, выстраивается в систему.

Четвертая стадия социального развития предполагает осознание разных уровней человеческой близости и умение или способность учиться способам построения отноше­ний. Для достижения этого высшего (по Р.Селману) уровня развития социального интеллекта желательно, чтобы ребенок достиг высшей стадии интеллектуального развития (по Ж.Пиаже). Однако между способностью решать формально-­логические и социальные задачи не существует строго однознач­ного соответствия. Так, дети с поведенческими проблемами зачастую обнаруживают высокую успешность в тестах Пиаже, но не справляются с тестами Селмана, измеряющими уровень развития социального интеллекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.