Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование цен




Ценовая политика является важнейшим элементом экономической политики госу­дарства и в ближайший период будет направле­на на создание условий для снижения инфляции, роста произ­водства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения равных и предсказуемых условий эко­номической деятельности в России в составе всей экономики и на отдельных отраслевых товарных рынках.

В настоящее время любое государство использует две группы регулирующих методов:

- чисто экономические - влияние на цены, спрос и предло­жение, кредитная политика, понижение или повышение учетной ставки Центрального банка, регулирование величины при­были и т.п.;

- административные, которые включают:

1 Выработку государством соответствующей фискальной и ценовой политики. Это значит, что:

а) налоги призваны улавливать избыточные доходы богатой части населения и не быть обременительными для остальных слоев населения, чтобы стимулировать личное потребление населения;

б) цены на все виды продукции личного и производственного потребления способны создать равновеликие конкурентные условия как для богатых, так и для людей среднего и малого достатка с таким расчетом, чтобы защитить население от воз­действия монопольно высоких цен;

в) единые для всех государственных и коммерческих банков, низкие ставки процента с целью стимулирования инвестиций за счет банковского кредита.

2 Отказ от положений А. Смита и Д. Рикардо об автоматизме саморегулирования экономики и переход к государственному управлению на макроэкономическом уровне, оставляя микроэконо­мический уровень экономическим субъектам. Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что государство должно отслеживать изменения цен на целый ряд товаров, анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы внутреннего ценообразования.

В США регулируются в основном сельскохозяйственные цены. Правительство следит за паритетным состоянием между ценами на фермерскую продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами.

В Японии регулируются в основном тарифы на коммунальные услуги и цены в энергетической отрасли.

В Австрии регулируются цены на лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, газ, электрическую и тепловую энергию.

В Российской Федерации основы ценовой политики соглас­но Конституции Российской Федерации находятся в ведении государства.

Вопросы формирования и реализации государственной ценовой политики, разработка порядка регулирования цен на товары и услуги, методология це­нообразования, обеспечивающая единую политику ценового регулирования на всей территории, контроль за соблюдением по­рядка применения регулируемых цен (тарифов) возложены на Министерство экономического развития и торговли Рос­сийской Федерации.

Исходя из сложившейся практики в различных регионах страны на территории Российской Федерации применяются сле­дующие методы ценового регулирования:

1 Макроэкономическое регулирование (косвенные методы):

• выработка принципов и концепции политики цен и ценооб­разования;

• законодательное и нормативно-правовое обеспечение цено­вой политики и государственного регулирования цен;

• проведение гибкой монетарной политики с целью преодо­ления инфляции и стабилизации цен в сфере кредитно-денеж­ных отношений;

• проведение эффективной бюджетной политики, содейству­ющей стабилизации цен и ее социальной направленности (бюд­жетная система в части ее воздействия на цены; бюджетное регу­лирование цен);

• регулирование валютного курса и режима обращения ино­странной валюты на территории России в сфере взаимодействия внутреннего и внешнего ценообразования.

2 Микроэкономическое регулирование (косвенные методы):

• формирование и поддержание конкурентного ценообразо­вания, ограничение монополизации цен на конкретные товары, группы товаров сферы производства и потребления;

• формирование, содействие и защита договорно-контрактного ценообразования (нормативно-правовое и судебно-арбит­ражное регулирование ценообразования в актах купли-продажи);

• использование государственного предпринимательства для воздействия на формирование цен с целью структурной перест­ройки экономики и воздействия на спрос и предложение (изби­рательное воздействие на рынок и цены отдельных товаров и группы товаров);

• регулирование цен во внешнеэкономическом обороте при­менительно к отдельным товарным группам экспорта-импорта;

• развитие системы страхования предпринимательского рис­ка, правовое регулирование сделок государственными организа­циями.

3 Методы прямого административного контроля (микроэко­номическое регулирование):

• установление фиксированных цен на отдельные группы или виды товаров;

• субсидирование цен на конкретные группы или виды това­ров;

• применение акцизного налогообложения на конкретные виды товаров;

• установление предельных цен на конкретные группы или виды товаров;

• целенаправленная социальная защита малообеспеченных слоев населения и социальные гарантии;

• экологическая политика в части цен, налогов и платежей;

• применение нормативов при определении цен реализации товаров;

• индексация цен (в ограниченной области, четко определен­ной законодательно или постановлением правительства);

• использование фондов регулирования цен (бюджетного, специального) для поддержания разницы в ценах потребителя и производителя.

Продукция производственно-технического на­значения, народного потребления и услуг, на которые го­сударственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рын­ке осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. К этим това­рам относятся:

• газ природный (кроме реализуемого населению), газ нефтя­ной, газ сухой, газ сжиженный для бытовых нужд;

• электроэнергия и тепловая энергия, тарифы ре­гулируются Федеральной энергетической комиссией;

• протезно-ортопедические изделия;

• продукция ядерно-топливного цикла;

• перекачка, перевалка и налив нефти;

• продукция оборонного назначения;

• драгоценные металлы и сплавы, промышленные изделия из драгоценных металлов, их лом и отходы, алмазное сырье, драгоценные камни и проч.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации имеют право регулировать цены (тарифы) на следующую продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления и услуг:

• газ природный, реализуемый населению и жилищно-строи­тельным кооперативам; газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд;

• электроэнергия и теплоэнергия, тарифы, на которые регу­лируются региональными энергетическими комиссиями;

• топливо твердое, печное бытовое и керосин, реализуемый населению;

• перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественно­го транспорта в городском и пригородном сообщении;

• оплата населением жилья и коммунальных услуг;

• ритуальные услуги;

• услуги систем водоснабжения и канализации.

В сфере регулирования ценообразования на продовольствен­ные товары наибольшее распространение в целом по России по­лучило установление коэффициентов – соотношений между сто­имостью сельскохозяйственного сырья и конечной продукции.

Нормативные коэффициенты определяются как отношение оптовой цены конкретного вида продукции к стоимости основ­ного вида сельскохозяйственного сырья в закупочных ценах, ис­пользуемого для изготовления данной продукции. Нормативные коэффициенты корректируются с учетом инфляции, а также в случае изменения налоговой и кредитной политики.

Установленные таким образом ценовые соотношения могут быть использованы при регулировании цен в субъектах федера­ции на социально-значимые продукты питания.

Государственное регулирование цен, фиксация их на уровне выше или ниже рыночных приводит к нарушению имеющегося рыночного равновесия между спросом и предложением.

Достигнуть рыночно­го равновесия возможно в этом случае через дотации (субсидии) из бюджета.

Одной из важных мер является ценовое государственное регулирование естественных монополий, осуществляемое ФАС.

Цель государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов – предупреждать, ограничивать и пресекать нарушения государственной дисциплины цен и зло­употребления, связанные с доминирующим положением на рын­ке товаров и услуг и недобросовестной конкуренцией. Государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монопо­листов осуществляется различными способами.

1) установление предельной цены. Предель­ный уровень цены – это максимальный уровень, выше которого цена не может подниматься. Установление предельного уровня це­ны – это их замораживание. Такое мероприятие может быть важно в условиях дефицита, так как неуправляемый рост свободных цен, в конечном счете, приводит к сокращению производства;

2) установление фиксированных цен;

3) предель­ные надбавки изменения цен. Подобные надбавки сдерживают рост цен;

4) предельные уровни рентабельно­сти и размера торговой надбавки. Предельные уровни рентабель­ности на продукцию предприятий «естественных монополий» были утверждены постановлением правительства в размере 50%.

Одним из основных методов ограничения действия монопо­лий является контроль предприятий – субъектов естественной монополии.

Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ является основой для регулирования естественных монополий в сферах:

- транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистраль­ным трубопроводам;

- транспортировки газа по магистральным трубопроводам;

- услуг по передаче электрической и тепловой энергии;

- услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуг общедоступной электрической и почтовой связи.
Государственный контроль осуществляется органами админист­ративного контроля (в составе региональных и местных админи­страций), а также налоговых инспекций на местах через механиз­мы мониторинга и контрольных проверок.

Государственное регулирование состояния конкурентной среды на товарных рынках.

В рыночной экономике цены являются регуляторами и стимулято­рами производства. Величина цены обусловлена действием закона спроса и предложения, но при этом нельзя полностьюизбежать регулирующего воздействия государства на цены, ценовой меха­низм, ценовую политику.

С целью регулирования деятельности товарных рынков и проведения антимонопольной политики в структуре Министерства экономического развития и торговли Рос­сийской Федерации создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС) (ранее Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства).

Одной из задач ФАС является мониторинг состояния конкурентной среды на товарных рынках. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках утвержден соответствующим приказом МАП от 20 декабря 1996 г. N 169. В приказе рекомендуется для оценки состояния товарного рынка использовать индексы концентрации и Линда.

Индекс концентрации характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т.п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах и измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

 

, (1.19)

 

где Yi - рыночная доля i -й фирмы;

k - число фирм, для которых рассчитывается этот показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм в отрасли. Рыночная доля измеряется в долях единицы или в процентах. Если индекс концентрации приближается к 100%, то рынок характеризуются высокой степенью монополизации, если же он немного больше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный. Например, если индекс концентрации равен 85%, то рынок характеризуются высокой степенью монополизации. Однако надо отметить, что индекс концентрации не учитывает особенности рыночной структуры всей отрасли и долю рынка, покрываемую за счет импорта, именно поэтому показатель может быть завышен.

Индекс концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Он характеризует только сумму долей фирм, но разрыв между фирмами может быть разным.

С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании. Недостаточность индекса концентрации для характеристики потенциала рыночной власти фирм объясняется тем, что он не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших фирм, так и за ее пределами – между фирмами-аутсайдерами. Для решения этой проблемы в странах Европейского экономического сообщества активно используется индекс Линда, характеризующий соотношение долей крупнейших фирм на рынке.

Индекс Линда, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуацию на «окраине» рынка. Однако индекс Линда все же ориентирован на учет различий в «ядре» рынка. Индекс Линда для трех крупнейших фирм находим по формуле (1.20)

 

, (1.20)

 

где ki – доля i-й фирмы в отрасли, доли ед.

 

В США в качестве ориентира для определения возможности слияния фирм используется индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

 

, (1.21)

 

где ki – доля i-й фирмы в отрасли, %;

n – количество фирм в отрасли.

Максимальное значение соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой (HHI=100%2=10 000). Если HHI<1000, рынок считается неконцентрированным и не регулируется, слияние беспрепятственно допускается. Если 1000<HHI<1800 – рынок умеренно концентрированный. Если HHI>1800 – рынок высококонцентрированный.

Антиконкурентной считается при индексе Герфиндаля-Гиршмана от 1000 до 1800 каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов; при индексе для отрасли более 1800 – сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов.

Начиная с 1982 г. индекс Герфиндаля-Гиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основное преимущество – способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.