Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы и кредит, налоги и цены в системе государственного регулирования экономики




Финансовые ресурсы государства. Отправным моментом в системе государственного регулирования экономики является определение финансовых ресурсов, что обеспечивает государству возможность реально оценивать и корректировать бюджетно-налоговую, кредитно-денежную и ценовую политику. При определении финансовых ресурсов на предстоящий период необходимо, во-первых, выявить все источники поступлений и общий объем финансовых ресурсов и, во-вторых, определить направления их использования. Исходной базой для этого служат расчеты валового внутреннего продукта, проект государственного бюджета, финансовые планы министерств, другие финансовые документы.

Финансовые ресурсы в республике рассчитываются на краткосрочную, среднесрочную (5 лет) и долгосрочную (10-15 лет) перспективы. На сегодняшний день финансовые ресурсы Республики Беларусь образуются главным образом за счет прибыли, налога на добавленную стоимость, акцизов, отчислений в социальные фонды.

Не менее важная и сложная проблема – определение направлений использования финансовых ресурсов. Около 80% расходуется на капитальные вложения, народное хозяйство (без капитальных вложений), финансирование социально-культурных учреждений. При определении на очередной год совокупности финансовых ресурсов государства и направлений их использования важнейшей задачей является установление соответствия между ними. Как правило, расходы превышают доходы. В таком случае изыскиваются возможности увеличения объема финансовых ресурсов и снижения расходов. Но только таким путем в последние годы не удавалось сбалансировать доходы и расходы из-за снижения объема производства продукции, работ и услуг при одновременном росте цен на них. Приходилось прибегать к большой эмиссии денег и одновременно повышать цены на средства производства и предметы потребления.

Бюджетное регулирование. Центральным звеном в финансово-кредитной системе является бюджет.Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты – различные виды доходов и расходов. По сути, бюджет — это годовой финансовый план формирования и использования денежных средств государства или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельских советов). Он разрабатывается в форме баланса и состоит из двух частей: доходы и расходы.

Основой формирования бюджетов в Республике Беларусь служат разработанные и утвержденные Министерством финансов «Правила составления и использования республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования». Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществляется на основе бюджетного планирования исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.

Организацию бюджетной системы и принципы ее построения определяет бюджетное устройство. Бюджетное устройство в Республике Беларусь предопределено ее административно-территориальным делением. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты как самостоятельные части. В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские – городов районного подчинения), базового (районные и городские – городов областного подчинения) и областного. Республиканский бюджет и бюджеты областей и города Минска в совокупности образуют консолидированный бюджет республики.

Бюджет Республики Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, полноты, реальности, гласности.

Бюджет выполняет три основные функции:

фискальную – создание финансовой базы функционирования государства;

экономическую – реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики;

социальную – перераспределение доходов, решение про­блем социального развития.

Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику. С этой целью в процессе формирования и использования доходов и расходов применяются различные методы, из них наиболее важные:

налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;

прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры (к ним относятся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, программы приватизации, конверсии военных заводов, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундаментальных научных исследований);

субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования (сельское хозяйство, местный транспорт, коммунальное и жилищное хозяйство);

– выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (фермерским хозяйствам, венчурным и другим малым фирмам, предприятиям топливного комплекса, заводам, проводящим конверсию);

– создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства (стабилизационный фонд, стратегические и материальные резервы, фонд непредвиденных расходов), предупреждения диспропорций в развитии экономики.

Важнейшими регуляторами бюджетного регулирования являются:

– уровень централизации средств в бюджете;

– соотношение между республиканским и местными бюджетами;

– дефицит бюджета;

– соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами;

– структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования.

Государственный долг может быть внутренним и внешним, краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее тяжелы для страны краткосрочные долги, требующие выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента: требуется выплата процентов на проценты.

Внутренний государственный долг – это долг государства своему населению.

Внешний государственный долг – это задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг для страны – большое бремя, государство несет за него особую ответственность. Его невыплата чревата отказом в выделении новых займов.

Анализируя развитие налогового регулирования экономики развитых стран мира, можно отметить следующее:

– в большинстве стран растет доля огосударствления создаваемого продукта через налоговую систему: например, в США в довоенный период удельный вес налогов в национальном доходе составлял примерно 20%, в середине 70-х гг. -36%, а в начале 90-х – 1/3 ВНП;

– налоговые реформы в большинстве западных стран направлены на снижение ставок налогов, сокращение налоговых льгот, расширение базы налогообложения;

– реформы способствуют притоку инвестиций в промышленность, сферу услуг и торговлю.

Налоговая система, учитывая особенности экономического и политического положения республики, призвана способствовать решению важнейших задач:

– замедлению темпов инфляции; прекращению экономического спада, достижению устойчивого быстрого роста производства;

– сокращению дефицита государственного бюджета;

– приватизации государственной собственности;

– развитию предпринимательства, малого бизнеса, фермерства;

– рациональному использованию производственных ресурсов, являющихся общенациональным достоянием;

– привлечению иностранного капитала в отечественную экономику и скорейшему вовлечению республики в равноправные мирохозяйственные связи;

– финансовому обеспечению всех сфер деятельности государства, в том числе и тех, которые ранее относились к ведению союзного бюджета (оборона, внешняя торговля, внешняя политика);

– обеспечению народного хозяйства топливно-сырьевыми ресурсами, коренной структурной перестройке народного хозяйства в направлении увеличения доли наукоемких отраслей, снижения ресурсоемкости производства, повышения самообеспечения республики, увеличения экспортоориентированных производств;

– направлению огромных средств на ликвидацию или смягчение последствий катастрофы на ЧАЭС;

– перепрофилированию предприятий оборонного комплекса на выпуск продукции гражданского назначения, и прежде всего товаров народного потребления;

– созданию дополнительных рабочих мест с учетом высвобождения рабочей силы по мере развития рыночных отношений, а также сокращения армии.

Однако в рамках налогового регулирования еще не удалось решить целый ряд проблем и преодолеть негативные тенденции. Основным недостатком системы налогового регулирования в республике является ее фискальный характер, угнетающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей. Недостатки налоговой системы Республики Беларусь касаются состава и структуры налогов, степени равномерности (асимметричности) распределения налогового пресса. Асимметричность налогообложения проявляется в неравномерном обложении налогами (например, многократное налогообложение оплаты труда), в наличии многочисленных и неупорядоченных льгот, которые ведут к злоупотреблениям и уклонениям.

Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.

Выделяют три направления кредитно-денежного регулирования:

– контроль над банковской системой;

– регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;

– регулирование государственного долга.

Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.

Государственный долг регулируется через покупку или продажу государственных обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.

В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся:

– операции на открытом рынке;

– учетная ставка процента;

– нормы обязательных резервов.

Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д.

Валютный курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны. Государственное регулирование валютного курса бывает прямым и косвенным. При прямом регулировании государство использует дисконтную политику, валютные интервенции, валютные ограничения, контроль за иностранной валютой. Инструментами косвенного регулирования являются денежная эмиссия, учетная ставка и другие инструменты кредитно-денежного, бюджетно-налогового и ценового регулирования. При прямом регулировании применяются валютные интервенции центрального банка с целью корректировки валютного курса путем купли-продажи иностранной валюты, валютные ограничения – система нормативно-правовых актов, экономических и организационных мер, посредством которых государство регулирует операции с национальной валютой.

Валютное регулирование в Республике Беларусь в последние годы было острой и актуальной проблемой, обусловленной сложившейся на валютном рынке республики ситуацией, для которой характерны следующие негативные тенденции:

– изменение структуры совокупной денежной массы сопровождается уменьшением ее валютной составляющей;

– дестабилизирующее влияние на микроэкономическую ситуацию оказало директивное поддержание завышенного официального курса белорусского рубля в условиях относительно высоких темпов инфляции на протяжении длительного периода;

– множество валютных курсов – наличного и безналичного, официального, теневого и т.д.;

– нарастание ажиотажного спроса на иностранную валюту и развитие процесса «долларизации» экономики и др.

Валютное регулирование осуществлялось путем:

– устранения множественности валютных курсов;

– сокращения теневого рынка;

– сбалансированности спроса и предложения на валют­ном рынке;

– повышения привлекательности национальной экономи­ки для иностранных инвесторов.

Цены в системе государственного регулирования экономики. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой экономических преобразований. Ценовая политика, принципы формирования и регулирования цен должны соответствовать современным требованиям развития демократического общества. В ценах перекрещиваются интересы государства, производственных коллективов и потребителей. Для оптимального сочетания этих интересов, стимулирования с помощью цен технического прогресса и повышения эффективности производства, достижения сбалансированности спроса и предложения необходимы постоянное совершенствование системы ценообразования, поиски путей и методов наиболее полного использования цен в решении социально-экономических задач, стоящих перед нашей республикой.

Цены регулируют все процессы, протекающие в микро- и макроэкономике. На уровне микроэкономики цены регулируют хозяйственную деятельность предприятий, организаций, фирм, домохозяйств. По сути, с цены начинается деятельность любого хозяйствующего субъекта и ценой она заканчивается. Цена обусловливает его экономическое процветание или может привести к краху.

На уровне макроэкономики цены формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.), сигнализируют о возникающих дисбалансах.

Государство при помощи цен решает многие проблемы экономического и социального характера. Например, путем регулирования и контроля цен на социально значимые товары государство делает их доступными всем слоям населения. Через цены ограничивается и пресекается монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, стимулируется и поддерживается конкуренция.

Цена, являясь объективной экономической категорией, выражает стоимость товара в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу товара. Она складывается под влиянием множества факторов, и впервую очередь:

– спроса и предложения;

– издержек (производственных, маркетинговых и др.);

– качества, полезности продукции;

– конкуренции;

– государственного регулирования.

В условиях рынка цену определяют спрос и предложение, отражая происходящие на рынке изменения, регулируя рыночное равновесие. Соотношение спроса и предложения определяют две группы факторов.

Внутренние, т.е. факторы микроэкономического уровня, зависят от деятельности предприятия, фирмы. К ним относятся: особые свойства товара, способ производства, ориентация на рыночные сегменты, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, «реноме» предприятия на рынке, реклама, продвижение товара.

Внешние, макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия, они учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами: политическую стабильность в стране, обеспеченность основными ресурсами, масштабы государственного регулирования экономики и цен, общий уровень инфляции, характер спроса, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическую политику государства.

Регулирование цен может осуществляться в различных формах: установления строго фиксированных цен или предельных уровней цен, предельных надбавок или коэффициентов к ранее действующим ценам, регламентации отдельных элементов цены (прибыль, надбавки, наценки).

В условиях реформирования национальной экономики цены регулируются по различным направлениям. Одно из основных – регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов. Другое важное направление регулирования цен – паритет закупочных цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве.

Для создания у предприятия необходимых инвестиционных ресурсов и формирования средств на обновление основных и пополнение оборотных фондов в республике разработаны и применяются положения по переоценке основных фондов, дооценки стоимости сырья и материалов в себестоимости продукции, индексации амортизационных отчислений.

В арсенале государственных мер, направленных на социальную защиту населения – частичные компенсации удорожания стоимости жизни, установление минимальной заработной платы, повышение социальных выплат, пособий, пенсий, стипендий. Поэтому важно осваивать и другие формы государственного регулирования цен и доходов. Это могут быть ежегодные заключения с торговлей и между предприятиями договоров на определенные объемы поставок продукции по согласованным ценам, заключение тарифных соглашений между государственными органами, представителями собственников (предпринимателями) и профсоюзами и т.д.

Для устранения основных ценовых диспропорций, перекрестного субсидирования, ограничения воздействия на инфляцию производственных факторов в республике необходимо обеспечить:

– снижение энерго- и материалоемкости продукции;

– регулирование налоговых ставок;

– регулирование уровня рентабельности или предельной величины прибыли, подлежащей включению в цену;

– проведение эффективной валютной политики, направленной на стабилизацию обменного курса и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.