Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промышленность как отрасль материального производства и объект государственного регулирования




Содержание государственного регулирования предпринимательства и малого бизнеса

Предпринимательство – движущая сила экономики любой развитой страны. Являясь особым типом воспроизводства, предпринимательство основано на инициативе, самостоятельности предпринимателя и направлено на получение прибыли. При этом предприниматель осуществляет свою деятельность на свой страх и риск, несет полную экономическую ответственность за полученные результаты.

В широком смысле слова предпринимательство не просто разновидность человеческой деятельности, направленной на получение прибыли, а важнейшая составляющая экономической системы, основанная на инициативе, самостоятельности, экономической и личной ответственности хозяйствующих субъектов.

Предпринимательство следует рассматривать, с одной стороны, как важнейший стратегический фактор устойчивого развития экономики, а с другой – как фактор повышения уровня жизнеобеспечения населения. Поэтому его развитие в стране является предпосылкой становления нового типа воспроизводства на микро- и макроэкономическом уровнях, т.е. предпринимательского типа воспроизводства.

Предпринимательство как вид экономической деятельности часто отождествляют с бизнесом. Так, в словарях современного русского языка бизнесмен определяется как предприниматель, делец, а бизнес – как деятельность, занятие, приносящее прибыль, выгоду. Экономическая сущность предпринимательства и бизнеса не позволяет рассматривать их как синонимы. Понятие «бизнес» значительно шире, чем «предпринимательство». Бизнес система производства, направленная на удовлетворение потребностей общества. Он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, служащих государственных структур. В самом общем виде бизнес отражает деловую активность человека в системе рыночных отношений.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и связанных непосредственно с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малое предпринимательство способствует формированию конкурентной среды, насыщению потребительского рынка, быстро реагирует на изменение конъюнктуры, сглаживает социальные конфликты, создает новые рабочие места. Малое предпринимательство является наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни общества, в которой создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов. Благодаря высокой приспособляемости и массовому охвату практически всех сфер внутреннего рынка страны малое предпринимательство обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности политического климата.

Вместе с тем, являясь наиболее типичной и самостоятельной формой организации экономической жизни общества, малое предпринимательство имеет свои отличительные особенности, преимущества и недостатки. Деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малых предприятий следует рассматривать как достоинства, повышающие их устойчивость на внутреннем рынке. Но при определенных условиях эти же достоинства становятся недостатками, сдерживающими развитие. Они делают малые предприятия зависимыми от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Малым предприятиям свойственны, относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к их массовому банкротству, переспециализации деятельности или закрытию. По данным Всемирного банка число вновь образуемых малых предприятий через год сокращается на 50%, а через пять лет их остается не более 23%. Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных постоянно рождаются новые предприятия.

В целом, ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием, позволяют малому бизнесу наиболее динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши, развиваться в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, обеспечивать ускоренное освоение инвестиций и высокую оборачиваемость оборотных средств, проводить активную инновационную деятельность, способствующую ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Содержание государственного регулирования предпринимательства. Мировой опыт показывает, предпринимательство, и особенно современное, во всех странах формируется и, развивается при действенном участии государства, его регулировании и поддержке. Государственное регулирование предпринимательства является закономерным в современной рыночной экономике. В условиях формирования рыночных отношений роль государственного регулирования в сфере предпринимательства еще более необходима, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Государство обязано участвовать, во-первых, в формировании субъектов предпринимательской деятельности во всех сферах экономики; во-вторых, в формировании благоприятной среды, способствующей развитию малого предпринимательства; в-третьих, в целевой ориентации, стимулировании и поддержке малого предпринимательства в сфере производства; в-четвертых, в формировании организационной и рыночной инфраструктуры малого предпринимательства; наконец, в обеспечении социальной ориентации процесса формирования и развития малого предпринимательства.

Спектр мер государственного регулирования малого предпринимательства очень широк и имеет правовую, экономическую, организационную основу. Он включает следующие направления:

– правовое регулирование;

– ресурсная и финансовая поддержка малого предпринимательства;

– формирование инфраструктуры малого предпринимательства;

– государственное программирование развития малого предпринимательства;

– кадровое обеспечение предпринимательской деятельности;

– информационное обеспечение малого предпринимательства;

– международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства;

– экономический контроль в сфере предпринимательской деятельности.

Перечисленные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности в республике должны обеспечить достижение главной целиразвития предпринимательства в первой четверти XXI века – обеспечить повышение эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной деятельности, а также развития всех видов предпринимательства в сельской местности.

Материальное производство — это производство материальных благ и оказание материальных услуг. К материальному производству относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде предметов, вещей, энергии, вещественных ценностей и оказывающие материальные услуги в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Общий принцип выделения сферы материального производства – участие предприятий, организаций в увеличении объема общественного продукта и национального дохода.

Производя материальные блага – средства производства и предметы потребления, материальное производство создает основу жизнедеятельности людей и условия для развития всех сфер экономики. Поэтому чем эффективнее функционируют отрасли материального производства, тем выше уровень развития экономики и больше создаваемый валовой внутренний продукт.

В соответствии с классификатором отраслей экономики к материальному производству отнесены 14 крупных отраслей— промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.

В составе крупных отраслей выделяют подотрасли, межотраслевые хозяйственные комплексы. Подотрасли представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг).

На сегодняшний день в промышленности выделяют около двух десятков отраслей, каждая из которых представляет собой совокупность предприятий и объединений, характеризующихся:

– назначением производимой продукции;

– однородностью потребляемых сырья и материалов;

– общностью технической базы и технологических процессов;

– профессиональным составом кадров;

– общностью организации управления.

В промышленности Республики Беларусь выделены следующие отрасли: электроэнергетика; топливная; черная металлургия; химическая и нефтехимическая; машиностроение и металлообработка; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; промышленность строительных материалов; легкая: текстильная, швейная, кожевенная, меховая, обувная; пищевая: пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная.

До недавнего времени развитие отечественной промышленности связывалось с индустриализацией – процессом создания крупного промышленного производства в народном хозяйстве и его отдельных отраслях. Индустриализация в народном хозяйстве означает преобладание в экономике страны производства промышленной продукции, а индустриализация отдельных отраслей – перевод их на промышленную (машинную) основу.

Экономическая наука различает несколько технологических укладов, сменяющих друг друга в процессе развития индустриального производства и на последующем постиндустриальном этапе. При этом каждый последующий уклад означает более высокую ступень технологических преобразований.

Первый уклад был основан на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

Второй – связан с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства на базе использования парового двигателя. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура.

Третий уклад базировался на применении в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности, использующих стальной прокат, новые открытия в области химии. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, концентрируются банковский и финансовый капитал.

Четвертый уклад основан на дальнейшем развитии энергетики, в основном базируется на использовании нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи. Это эра массового производства тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений.

Пятый уклад, получивший начало в середине 80-х годов XX в., опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, освоении космического пространства, спутниковой связи. В рамках пятого уклада происходит переход от разрозненных фирм и транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу «точно в срок».

Задача современного этапа развития отечественной промышленности – обеспечить постепенный переход от устаревших технологических укладов к пятому и шестому укладам, способным сформировать новый технологический базис промышленного производства и обеспечить высокий уровень эффективности его функционирования.

Для характеристики эффективности функционирования промышленного производства, отражения состояния и направлений его развития используется система показателей: натуральных и стоимостных, абсолютных и относительных, количественных и качественных.

Основными показателями работы промышленности являются: число предприятий отрасли (всего и в том числе по отраслям, по формам собственности), объем продукции в стоимостном и натуральном выражении, численность персонала, прибыль от реализации продукции, уровень рентабельности, снижение (повышение) затрат на единицу продукции, на тысячу рублей продукции, среднегодовые индексы прироста (снижения) объема продукции, удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности, структура затрат на производство продукции по отдельным отраслям, число предприятий-монополистов и другие. Эти показатели являются критериями, отражающими как состояние развития топливно-энергетического комплекса, так и экономики страны в целом и благосостояние ее населения.

С распадом бывшего СССР, разрывом хозяйственных связей промышленность республики с 1991 г. оказалась в крайне тяжелом положении: практически во всех ее подотраслях обозначился спад производства, несоответствующей возможностям и потребностям самой республики оказалась ее структура, большая часть средств труда и технологий в отраслях физически и морально устарела. Наиболее сложным и разрушительным для отечественной промышленности стал период с 1991 по 1995 годы.

Анализируя сложившуюся в промышленности республики ситуацию, можно выделить три группы факторов, обусловивших ее. Первая группа: структурные изменения в экономике; распад межреспубликанских экономических связей; спад внутреннего и внешнего спроса; низкая конкурентоспособность и эффективность белорусских товаров, что привело к потере традиционных рынков сбыта продукции и возможностей закупок сырья и материалов. Вторая группа: высокий уровень инфляции; неплатежи; высокие налоги; дефицит оборотных средств (они постоянно «съедались» инфляцией); спад инвестирования промышленности; жесткая денежная политика, приведшая к сужению внутреннего реального спроса и не обеспечивающая стабилизацию курса национальной валюты в условиях высокой инфляции. Третья группа: неспособность большей части предприятий республики функционировать в условиях зарождающихся рыночных отношений; снижение спроса на новые производственные мощности; недостаток финансовых средств у предприятий и государства. С 1996 г. ситуация в промышленности республики изменилась в лучшую сторону.

Государственная промышленная политика Республики Беларусь. Стратегия развития промышленного комплекса Республики Беларусь базируется на анализе стартовых условий развития отрасли, оценке ее современного состояния и тенденций социально-экономического развития страны в целом. Переход республики к постиндустриальному обществу, становление нового технологического способа производства и, соответственно, формирование качественно нового уровня производительных сил в условиях формирования рыночных отношений определяют цели и задачи, основные принципы и приоритеты в развитии отечественной промышленности.

Государственная промышленная политика Республики Беларусь ориентирована на:

– рост объемов производства промышленной продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

– повышение эффективности промышленного производства;

– социальные результаты;

– экологические ограничения;

– наращивание инновационно-инвестиционного потенциала отрасли.

Это четко обозначено в стратегии развития промышленности республики, выработанной на долгосрочную, среднесрочную перспективу и краткосрочный период.

Долгосрочная стратегия развития промышленного и топливно-энергетического комплексов Республики Беларусь определена Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г., Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг. и ориентирована на ресурсосберегающий наукоемкий тип воспроизводства.

Главной целью развития промышленного комплекса Беларуси является более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в средствах производства и товарах народного потребления, промышленных услугах, за счет собственного производства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижения устойчивых темпов наращивания производства.

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. стратегическими направлениями в условиях перехода к новой экономической системе являются:

в промышленности – замена и модернизация всего станочного оборудования и технологических линий, создание современных замкнутых технологических циклов, позволяющих довести трудоемкость, материало- и энергоемкость продукции до международных стандартов;

в топливно-энергетическом комплексе – повышение эффективности производства и использования топлива и энергии посредством реализации активной энергосберегающей политики; обеспечение энергетической безопасности страны за счет стабилизации и повышения уровня добычи и производства местных видов топлива, экономически и экологически обоснованного использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; формирование рынка энергоресурсов путем создания конкурентной среды в производстве энергоносителей.

Важнейшим звеном системы государственного регулирования промышленности является организационная структура, т.е. органы управления, построенные по отраслевому, функциональному и территориальному принципам. Отраслевое регулирование обеспечивает поступательное развитие отраслей и государственный контроль за их состоянием. Территориальный принцип предполагает регулирование отрасли на уровне регионов. Он должен обеспечивать развитие промышленного производства исходя из специфических особенностей и своеобразия регионов, с одной стороны, и не противоречить промышленной политике государства – с другой. Территориальный принцип регулирования реализуется на местах областными, городскими и районными органами управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.