Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольное регулирование. Основными направлениями государственной антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются:




Основными направлениями государственной антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе являются:

– совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные монополии;

– противодействие созданию новых монопольных образований;

– содействие развитию конкуренции на рынках с монополистический и олигополистической структурой;

– демонополизация деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формирование внутриотраслевой конкуренции;

– создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных.

Однако важнейшей проблемой антимонопольной политики Республики Беларусь на современном этапе остается демонополизация. Монопольная сущность экономической системы делает невозможным формирование конкурентной среды. Но монополии как экономическое явление характерны для всех экономических систем. Государственное воздействие на экономику способно преодолеть и сам монополизм, и порождающие его причины, и негативные последствия монополизма. В условиях национальной экономики Беларуси переходного к рынку периода со стороны государства требуется комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства и управления, разукрупнение хозяйствующих субъектов, формирование конкурентных рынков по большинству видов товаров и услуг.

Для становления рыночных отношений необходимы соответствующие предпосылки:

– максимальная свобода хозяйствующих субъектов;

– их полная ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

равноправие всех форм собственности;

развитие конкуренции между производителями, а не между потребителями.

Демонополизация экономики направлена, прежде всего, на изменение монопольной структуры рынков, создание правовых и экономических условий для выхода на рынки новых товаропроизводителей, на развитие конкуренции.

Цель демонополизации – формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам.

Демонополизация должна проводиться как акция, предшествующая или сопутствующая приватизации. Демонополизация является длительным процессом создания условий для развития конкуренции. Она многопланова и включает в себя:

– снижение чрезмерной концентрации производства;

– устранение административных и экономических барьеров для развития свободного предпринимательства;

– создание равных возможностей хозяйствования и выхода на рынок новых конкурирующих структур;

– совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области антимонопольного регулирования и др.

В рамках концепции построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация, наряду с приватизацией и структурной перестройкой, – важнейшая составляющая рыночных реформ.

Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Основу антимонопольного регулирования составляют меры, направленные, с одной стороны, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; и, с другой – на создание благоприятных условий для развития конкурентной среды, привлечение на монополизированные рынки новых товаропроизводителей.

К таким мерам относят:

– регулирование цен, объемов производства предприятий-монополистов;

– постоянный контроль за соблюдением ими антимонопольного законодательства;

– выявление и пресечение злоупотреблений;

– контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов;

– административные и экономические санкции;

– меры по демонополизации, содействию развитию малого и среднего бизнеса и др.

Различают несколько видов монопольных цен:

– монопольно высокая, устанавливаемая с целью получения сверхприбыли и (или) компенсаций необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других предприятий или граждан;

– монопольно низкая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде, затрудняющая доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивающая конкуренцию на рынке определенного товара;

– монопольно низкая, устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

При установлении факта монопольной цены антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на:

– снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов производства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции);

– реализацию излишков продукции; снижение расходов на заработную плату или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работников.

Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать их в течение определенного периода обо всех случаях повышения (снижения) цен. В зависимости от вида и назначения товара (услуги) используются различные методы ценового регулирования:

– установление предельного уровня цен (тарифов);

– установление фиксированных цен (тарифов);

– установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов);

– установление определенного уровня рентабельности;

– декларирование повышения предельного уровня свободных цен (тарифов).

 

Заключение

 

Преимущества свободной рыночной экономики в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов в максимальном приближении их к общественным потребностям. Она диктует применение наиболее эффективных методов использования ресурсов и создает условия для разработки и внедрения новых, более эффективных технологий

Однако при безусловных преимуществах рыночной экономики очевидны и ее недостатки, что объективно обусловливает необходимость государственного вмешательства в экономику. Государство заботится о функционировании рыночного хозяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйствования, определяет правила их экономического поведения, защищает их интересы, реализует возможность проявления наиболее эффективных сторон рыночного механизма и устраняет его негативные последствия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы роль и назначение государства в жизни общества?

2. Что понимается под властью и почему понятие государства отождествляется с понятием власти?

3. Когда и почему получило развитие государственное управление как наука?

4. Что является предметом и каково содержание науки государственного регулирования экономики?

5. Какие принципы и требования положены в основу формирования современной структуры органов государственного управления в Республике Беларусь?

6. Дайте определение планированию и покажите его роль в системе государственного регулирования экономики.

7. Дайте определение и укажите направления применения программирования в системе государственного регулирования.

8. Дайте понятие прогнозирования и покажите направления его применения в системе государственного регулирования.

9. Выделите классификационные принципы и дайте классификацию методов планирования и прогнозирования.

10. Каковы основная идея и сущность методов экспертных оценок?

 


 

 

Глава 11 Государственное регулирование важнейших сфер экономики Республики Беларусь
    Введение 11.1.Государственное регулирование масштабов, темпов и структуры общественного производства 11.2.Научная, инновационная и инвестиционная деятельность, как объект государственного регулирования 11.3.Содержание государственного регулирования предпринимательства и малого бизнеса 11.4.Промышленность как отрасль материального производства и объект государственного регулирования 11.5.Система государственного регулирования социальной сферы 11.6.Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения Заключение

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.