Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная, инновационная и инвестиционная деятельность, как объект государственного регулирования




Понятие и содержание научной и инновационной деятельности. Возможности любой социально-экономической системы решать проблемы своего развития, обеспечивать качественное преобразование производительных сил и производственных отношений в обществе предопределяются уровнем развития науки и научно-технического прогресса. Это подтверждает и опыт развитых стран, где просматриваются новые тенденции в развитии рыночных систем, устойчивый подъем их экономик, обусловленный научно-техническим прогрессом.

Переход от «потребительского общества» к «информационно-технологическому» убедительно демонстрирует, что техническое превосходство более предпочтительно, чем ресурсный монополизм, а «ноу-хау», патенты, лицензии, новые продукты высоких технологий сегодня способны приносить больший доход, чем газ, нефть, металл. Наукоемкие отрасли (информатика, биотехнологии, электроника, новые материалы и др.) все активнее вытесняют материалоемкие и энергоемкие отрасли.

Научно-технический прогресс – это процесс все более глубокого познания законов развития природы и общества и на этой основе создания и совершенствования средств и предметов труда, технологических процессов, форм организации производства и управления.

Научная деятельность – деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, технике и на использование этих знаний для разработки новых способов их применения.

Научная деятельность включает в себя:

– научные исследования ( фундаментальные, поисковые и прикладные);

– разработки новой продукции и технологий;

– научное обслуживание (информационное обслуживание, патентно-лицензионная деятельность, метрологическое обеспечение (экспертиза новой продукции и технологий, разработка и метрологическая аттестация методик и средств измерения, создание и передача размеров единиц, эталонов, образцов); организационно-методическое обеспечение научной деятельности, техническое обеспечение научных исследований (разработка, изготовление и испытание экспериментальных образцов изделий, материалов, веществ и т.д.).

В последние годы прочно вошли в наш лексикон такие понятия, как «инновация», «инновационная деятельность». Инновационная деятельность является одним из важнейших способов удовлетворения потребностей производства и других сфер человеческой деятельности путем качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимаются новые технологии, виды продукции и услуг, а также новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового, коммерческого и иного характера. Важнейшая разновидность инновационной деятельности – изобретательство, которое следует рассматривать как наиболее прогрессивную и экономически целесообразную форму воплощения научных знаний и технических решений. Изобретательство является необходимой стадией создания новых орудий труда, материалов и технологических процессов.

Фундаментальную роль в процессе создания техники играют научные открытия. Однако непосредственно в производстве они не могут быть использованы, путь их в практическую сферу лежит через изобретения. Обычно за открытием следует основное, базовое изобретение, которое, в большинстве случаев, используется лишь частично. Базовое изобретение становится прототипом для разработки множества более мелких решений, образующих «блоки» изобретений в конкретной области техники.

Особое положение изобретений в инновационном процессе определяется не только научно-технической и практической значимостью, но и их патентоспособностью. Новый результат инновационной деятельности может выступать либо в виде патентоспособного решения(изобретение, промышленный образец, товарный знак), либо в виде ноу-хау. На основе изобретений и ноу-хау в мировой практике на современном этапе создаются конкурентоспособные товары, и именно продукты научных исследований и разработок являются основными объектами лицензий.

Ноу-хау прочно вошло в практику международной торговли, научно-технического обмена, изучения передового опыта в 60-е гг. XX столетия. Под ноу-хаупонимают изобретение, сущность которого стремятся сохранить в тайне, чтобы не стало возможным его осуществление, либо элемент изобретения, не включенный в описание, а также непатентоспособные решения, секреты производства (наладки, настройки и т.д.), математические зависимости, чертежи, рецептуру и программный продукт, а также знания и опыт административного, финансового, производственно-экономического или иного характера.

Около 50% продаваемых в мире лицензий – это патентные лицензии на изобретения с одновременной передачей ноу-хау, почти 30% – лицензии исключительно на ноу-хау, остальные – чисто патентные лицензии. Сегодня доля ноу-хау в общем количестве договоров составляет около 60%.

Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты. Научно-техническая политика государства является частью социально-экономической политики, выражающей отношение государства к научно-технической деятельности, определяющей цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Она формируется в зависимости от требований и условий конкретного этапа развития экономики, под влиянием объективных и субъективных факторов, а также с учетом действия законов и закономерностей общественного воспроизводства, цикличности развития, технологических укладов, инновационного типа развития, наличия и состояния научно-технического потенциала.

Во многом научно-техническая политика предопределяется экономической устойчивостью государства, включающей финансовую устойчивость, инновационную и инвестиционную активность, конкурентоспособность технологической системы и производимой продукции и т.д. Государство через проводимую им научно-техническую политику создает наиболее благоприятные условия (правовые, организационные, экономические и др.) для научно-технической деятельности и инновационной активности.

Основные направления государственной научно-технической политики:

– правовые основы, цели, принципы ее формирования и реализации;

– органы государственной власти и управления, осуществляющие научно-техническую политику;

– государственное управление научной, научно-технической и инновационной сферами, включая организацию прогнозирования научно-технического развития, приоритетные направления научно-технической деятельности, научно-технические программы, инновационные проекты, государственную научно-техническую экспертизу и т.д.

Основными целями государственной научно-технической политики Республики Беларусь являются:

– обеспечение социального и экономического развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

– совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциала как важнейших факторов социально-экономического прогресса.

На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы – на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Научно-техническая политика ориентирована на решение главной задачи – подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологий.

Главная задача инновационной политикистимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

Государственная инновационная политика касается широкого круга проблем:

– стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий;

– технологической перестройки производства;

– формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений;

– создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;

– обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;

– совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;

– привлечения иностранных инвестиций;

– содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов;

– научно-технического прогнозирования и программиро­вания, и многого другого.

В Республике Беларусь в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития приоритетными определены:

– технологии, основанные на высококонцентрированных потоках энергии (лазерно-оптические, плазменные, ионно-лучевые, ионно-плазменные);

– информационные технологии, основанные на применении вычислительной техники (включая разработку элементарной базы для ЭВМ новых поколений программного обеспечения, автоматизированных банков данных, систем обработки информации с использованием элементов искусственного интеллекта, локальных и региональных сетей и линий связи);

– перспективные технологии интегрированных производств с использованием вычислительной техники (АСУ, АСПР, САПР);

– биотехнологии (технологии использования микроорганизмов, генетической и клетчатой инженерии, оптимизации мембранной регуляции, создание биосенсоров);

– новые материалы;

– ресурсосберегающие и экологически чистые технологии.

В соответствии с белорусским законодательством формирование и реализация государственной научно-технической политики осуществляется на основе следующих основных принципов:

– государственная поддержка фундаментальных и поисковых исследований;

– выбор приоритетных направлений научно-технической деятельности и первоочередная государственная поддержка научных исследований и разработок, способствующих решению важнейших проблем социально-экономического развития республики;

– ориентация научной, научно-технической и инновационной деятельности на преимущественное развитие в республике наукоемких, ресурсо-, энерго- и трудосберегающих производств и технологий;

– участие органов местного управления и самоуправления в формировании и реализации государственной научно-технической политики;

– участие научной общественности в формировании и реализации государственной научно-технической политики в республике;

– непосредственная связь научной, научно-технической и инновационной деятельности с образованием, подготовкой научных кадров;

– государственная поддержка одаренных детей, содействие развитию их творческих способностей;

– обеспечение свободы научной, научно-технической и инновационной деятельности, правовая защита объектов интеллектуальной собственности;

– использование преимущественно экономических методов государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

– развитие рыночных отношений в научно-технической сфере, поощрение конкурсности, конкуренции и предпринимательства, равноправие всех субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности;

– повышение престижности научной, научно-технической и инновационной деятельности открытость научно-технической политики, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, на развитие науки и техники, освоение новейших технологий и новых видов продукции;

– развитие инновационной инфраструктуры.

Организация и содержание государственного регулирования научной и инновационной деятельности. Государственное регулирование научной и инновационной деятельности включает разнообразные формы и методы регулирования, требует четкого выделения объектов и субъектов регулирования.

Объектами государственного регулирования являются:

– научная, техническая и инновационная деятельность;

– отношения между ее участниками;

– отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности.

Субъектами государственного регулирования научной и инновационной деятельности выступают:

– органы государственной власти и управления Республики Беларусь;

– юридические и физические лица, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории республики.

Государственное регулирование научно-технической и инновационной деятельности осуществляют органы государственной власти и управления: Парламент, Правительство – Совет Министров Республики Беларусь, министерства, комитеты, местные органы власти и управления в соответствии с возложенными на них полномочиями.

В системе государственного регулирования научной и инновационной деятельности выделяют три уровня: государственный, отраслевой, исполнительский. Непосредственное регулирование научной и инновационной деятельности в рамках возложенных на него прав и обязанностей осуществляет Комитет по науке при Совете Министров Республики Беларусь.

Основными составляющими государственного регулирования научной и инновационной деятельности на современном этапе являются:

– прогнозирование важнейших направлений социально-экономической, научно-технической и структурно-инвестиционной политики;

– научно-технические программы – государственные, отраслевые, региональные, межгосударственные;

– финансирование и кредитование научно-технической деятельности;

– налогообложение в научно-технической сфере;

– государственный заказ.

Государственная инвестиционная политика и механизм ее реализации. Инвестиционная деятельность в республике осуществляется за счет:

– собственных финансовых ресурсов предприятий;

– заемных финансовых средств;

– привлеченных финансовых средств;

– бюджетных инвестиционных ассигнований;

– денежных средств населения;

– капитала иностранных инвесторов.

Важнейшей составляющей инвестиционной деятельности являются направления использования инвестиций в основной капитал. Для характеристики этого направления используется отраслевая, технологическая, воспроизводственная и территориальная структура, а также структуры инвестиций в основной капитал по объектам производственного и непроизводственного назначения.

В системе государственного регулирования инвестиционной деятельности отправным началом является государственная инвестиционная политика, определяющая цели, направления развития и меры государственного вмешательства, обеспечивающие повышение инвестиционной активности и эффективности использования инвестиционных ресурсов, формирование в стране благоприятного инвестиционного климата, расширение неинфляционных источников финансирования, создание единых стандартов обоснования и оценки эффективности инвестиций. Инвестиционная политика должна строиться с учетом ряда критериев и их пороговых значений, выработанных мировой практикой для оценки состояния развития национальной экономики. К основным из них относятся:

– удельный вес продукции обрабатывающих отраслей промышленности в общем объеме экспорта, который не должен быть ниже предельного значения – 40%;

– доля импортных продуктов питания не должна превышать ее предельного значения – 30%, в противном случае появляется зависимость жизнедеятельности страны от импорта продовольствия;

– степень износа основных производственных фондов не должна превышать критического значения – 60%, за пределом которого нарастает неуправляемое разрушение производственного потенциала;

– доля валового накопления в ВВП должна составлять 30-40%;

– в составе валового накопления рациональное соотношение основного и оборотного капитала должно быть в пределах 2/3 к 1/3.

В составе государственной инвестиционной политики выделяют долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективу.

Инвестиционная политика Республики Беларусь в целом направлена, в первую очередь, на создание условий для стимулирования роста внутренних и внешних инвестиций в экономику. Направления использования инвестированных ресурсов должны быть связаны с реализацией приоритетных инвестиционных проектов по таким критериям, как валютоокупаемость проекта, прибыльность, социально-экономическая и экологическая значимость. Претворение в жизнь государственной инвестиционной политики обеспечивает механизм ее реализации, включающий совокупность мер различного характера – правовых, организационных, экономических. В системе государственного регулирования инвестиционной деятельности особое место занимает прогнозирование и планирование инвестиций.

Особую роль в регулировании инвестиций выполняют государственные централизованные инвестиционные вложения – инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов, финансируемые за счет средств республиканского бюджета, предоставляемые на безвозвратной основе средства местных бюджетов, предназначенные для структурной перестройки народного хозяйства, сохранения и развития экономического потенциала Беларуси, решения социальных и других проблем, которые невозможно реализовать за счет других источников финансирования.

Инвестиционная деятельность во многом предопределяется кредитно-денежной системой страны, которая предоставляет денежные средства в виде кредитов, ссуд на условиях возвратности, платности и срочности.

В системе государственного регулирования инвестиционной деятельности используются: амортизация, налоги, налоговые льготы, валютное регулирование, таможенные пошлины и т.д. Эффективность использования налогов, налоговых ставок и льгот в системе регулирования инвестиционной деятельности во многом предопределяется эффективностью функционирования налоговой системы в целом, которая в ближайшей перспективе должна претерпеть серьезное реформирование.

Важную роль в системе государственного регулирования инвестиционной деятельности в республике должно сыграть развитие системы лизинговых операций (длительной аренды имущества с возможной передачей прав собственности), системы страхования инвестиционных рисков,организационно-правовых форм привлечения иностранного капитала (транснациональных компаний, международных лизинговых компаний, международных консорциумов, концессий).

Перспективным направлением в системе государственного регулирования инвестиционной деятельности являются сертификация проектов и государственные гарантии инвесторам. Сертификация проектов дает возможность увеличить долю государственной поддержки в зависимости от степени их значимости. Широкое применение в регулировании инвестиционной деятельности получили государственные инвестиционные заказы.

Важнейшая составляющая системы государственного регулирования инвестиционной деятельности – контроль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.