Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13. Психология медицинского и социального работника




В своей практике медицинские и социальные работники руково-дствуются не только законами, регламентирующими взаимоотношения в той или иной сфере деятельности, но и "неписаными правилами", этическими нормами, которые определяют поведение профессионала. Эта сфера этических взаимоотношений представлена деонтологией (от "деон" – необходимость, долг и "логос" – учение) – наукой о долге, мо-ральной обязанности, профессиональной этике. Значение деонтологии наиболее важно в тех областях профессиональной деятельности, которые наиболее широко используют формы сложных межчеловеческих взаимовлияний и ответственных взаимодействий. К ним следует отне-сти медицину, педагогику, психологию, социальную работу.

 

Наиболее разработана медицинская деонтология, раскрывающая особенности долга медицинских работников перед больными, мораль-ной обязанности их перед обществом за охрану здоровья населения и за наиболее совершенные действия, направленные на эффективное лече-ние больного человека. Принципы медицинской деонтологии особенно наглядно демонстрируют лучшие качества современного медицинского и социального работника. Профессионал в этой области деятельности должен обладать широким образованием (не только в своей узкой об-ласти знаний, но и в смежных дисциплинах), постоянно совершенство-ваться, параллельно занимаясь самовоспитанием нравственных качеств. И медик, и социальный работник (психолог) должны быть компетент-ны в принятии ответственных решений, определяющих, порой, судьбу человека. Здесь уместно привести основные этические положения Аме-риканской психологической ассоциации, касающиеся консультирования и интервьюирования:

 

1. Придерживаться конфиденциальности: уважать права клиента и его личную жизнь. Не обсуждать сказанное им во время интервью с другими клиентами. Если же Вы не сможете выполнить требования конфиденциальности, то необходимо сообщить об этом клиенту до раз-говора; пусть он сам решит, можно ли на это пойти. Если с Вами поде-лились информацией, содержащей сведения об опасности, грозящей клиенту или обществу, то этические предписания разрешают нарушить конфиденциальность ради безопасности. Однако надо всегда помнить, что, как бы то ни было, ответственность психолога перед доверившимся ему клиентом всегда первична.

 

2. Осознайте пределы своей компетентности. Существует своего рода интоксикация, возникающая после того, как психолог изучит не-сколько первых методик. Начинающие психологи сразу пытаются глу-боко копаться в душах своих друзей и своих клиентов. Это потенциаль-но опасно. Начинающему психологу следует работать под наблюдением профессионала, искать совета и предложений по улучшению стиля работы. Первый шаг к профессионализму – осознание своих пределов.

 

 

3. Избегайте расспрашивать о несущественных деталях. Начи-нающий психолог заворожен деталями и "важными историями" своих клиентов. Иногда он задает очень интимные вопросы о сексуальной жизни. Для начинающего или неумелого психолога характерно то, что он придает большое значение деталям из жизни клиента и одно-временно пропускает то, что клиент чувствует и думает. Консульти-рование предназначено, прежде всего, для пользы клиента, а не для уве-личения вашего объема информации.

 

4. Относитесь к клиенту так, как вы хотели бы, чтобы относились к Вам. Поставьте себя на место клиента. Каждый хочет, чтобы к нему от-носились с уважением, щадя чувство его собственного достоинства. Глу-бокие отношения и разговор по душам начинается после того, как клиент понял, что его мысли и переживания Вам близки. Отношения доверия развиваются из способности клиента и консультанта быть честными.

 

5. Принимайте во внимание индивидуальные и культурные раз-личия. Можно сказать, что практику терапии и консультирования без учета того, с какой культурной группой Вы имеете дело, вообще нельзя назвать этической практикой. Достаточно ли Вы подготовлены для того, чтобы работать с людьми, отличающимися от Вас?

 

Еще одним важнейшим качеством для налаживания контакта с больным является авторитет врача (социального работника). Предпо-сылками складывающего авторитета являются глубокие знания, возраст (длительность работы), всенародная молва, личное обаяние врача (соци-ального работника), раскрывающее его прямоту, доброжелательность, искренность, сердечность, весь богатый моральный облик.

Скромность врача (социального работника) идет от самокритич-ности в понимании недостатка своих знаний и постоянном стремлении к самосовершенствованию. Очень хорошая черта характера – оптимизм, вселяющий веру в благоприятный исход болезни для больного, однако он должен быть объективен, покоиться на надежных знаниях о прогнозе заболевания. Врач (социальный работник) должен быть, по возможно-сти, правдивым в сообщении информации пациенту, однако она должна преподноситься в максимально щадящих форме, объеме и содержании с учетом личности человека и обстоятельств. Справедливость – самая вы-сокая добродетель врача (социального работника). Двумя первоначала-ми справедливости были и остаются согласно Цицерону следующие слова: "Никому не вредить и приносить пользу обществу".

Гуманизм должен пронизывать всю медицинскую, психологическую и социальную деятельность. Вся наша работа направлена на спасение человека от смерти, облегчение его страданий, помощь в макси-мальном приспособлении к окружающему миру. Врач (социальный ра ботник) всегда должен видеть перед собой не случай из практики, а индивидуальность страдающего человека, со всеми особенностями соци-ального функционирования. Как видно из изложенного, к личности врача, психолога, социального работника предъявляются высокие требова-ния. Все мы не идеальны, наши недостатки порой замечаются пациен-тами и зачастую мешают установлению продуктивного терапевтического контакта. Понимание врачом, психологом, социальным работником своих изъянов – путь к улучшению коммуникаций и, в конечном счете, повышение эффективности наших воздействий.

 

При всем многообразии специалистов работающих с людьми можно выделить определенные типы, отличающиеся своим подходом к делу, стилем коммуникаций и поведения. В медицине, в связи с недос-татком социальных работников, их роль часто выполняют медицинские сестры. Харди (1972) выделяет следующие типы медсестер:

 

1. Сестра-рутинер. Наиболее характерной чертой является ме-ханическое, скрупулезное выполнение своих обязанностей, не видя в больном страдающего человека, без сочувствия больным, без пережи-вания их проблем.

2. Артистический тип отличается показным поведением, такая медицинская сестра старается без чувства меры произвести впечатление на больного, старается быть важной.

3. Нервный тип характеризуется эмоциональной лабильностью, раздражительностью, грубостью по отношению к больным, которые ря-дом с ней чувствуют себя неспокойно, иногда такие медсестры злоупот-ребляют транквилизаторами для смягчения своих невротических реакций.

4. Мужеподобный тип проявляется энергичностью, решительно-стью, самоуверенностью, порой грубостью. Больные характеризуют ее поведение как "командирское". В благоприятном случае такая медсест-ра становится хорошим организатором и воспитателем, в неблагоприят-ном – при недостатке культуры и образованности, это ведет к деспотиз-му и грубости;

5. Материнский тип – "миленькая сестричка", искренне заботя-щаяся о своих пациентах, постоянно делающая им что-то приятное, пе-реживающая вместе с ними их проблемы;

6. Специалист – тип медицинской сестры, посвящающей себя, в силу личностных особенностей, деятельности в какой-либо узкой об-ласти и безупречно с чувством собственного превосходства, выпол-няющих избранную работу, не интересуясь ничем другим.

 

Еще более важен, для продуктивного контакта, учет типа врача (социального работника). Положительный эмоциональный контакт врача (социального работника) с больным способствует, во-первых, углуб-лению познания личности пациента; во-вторых, большей действенности терапевтических средств; в-третьих, приносит чувство удовлетворенно сти больному и врачу (социальному работнику) ходом лечения и реаби-литации, даже в случае невысоких их результатов. Доверие к врачу (социальному работнику) зависит от потребностей пациента, его ожида-ний, образа идеального врача (эталона) и других личностных позиций и свойств пациента.

 

Каждый больной на основе культурных влияний (представлений общества о враче) прошлого опыта общения с предста-вителями медицинской профессии и характера ожидаемой помощи, имеет определенный образ врача (эталон), который может удовлетво-рить его потребности в помощи и эмоциональном общении.

 

В. А. Ташлыковым (1984) выделены следующие типы врачей с точки зрения эмпатии и способности к общению: сопереживающий, эмоционально-нейтральный, директивный и не директивный.

 

Сопереживающий и не директивный описывается как "добрый, отзывчивый, терпеливый, склонный к глубокому сочувствию, сострада-нию, вызывающий у больного полное доверие и откровенность, способ-ный все терпеливо выслушать и с пониманием отнестись к самым не-обычным заявлениям больного".

 

Вариант "сопереживающий и директивный" описывается сле-дующим образом: "Этому врачу свойственно стремление проникнуть в душу больного, понять суть его переживаний. Несмотря на склонность к сочувствию, он будет действовать непреклонно и сможет заставить больного следовать его указаниям. Своей чуткостью, отзывчивостью и в тоже время твердостью, строгостью, он вызывает доверие и уважение". В описаниях "эмоционально-нейтрального, не директивного вра-ча" указывается: "Этот врач уравновешен, спокоен и ровен в отношени-ях со всеми. Он внимателен, окружающих оценивает справедливо, про-являя тем самым объективность. Психологический анализ помогает ему хорошо понять больного, внести ясность в сложную ситуацию".

 

Другой вариант этого типа образа врача – "эмоционально-нейтральный, директивный" – содержит следующее портретное обоб-щение: "Ему свойственны твердые убеждения, целеустремленность, умение внести ясность в дело и довести его до определенного конца. По отношению к больным он внимателен и сдержан. Он вызывает доверие к себе своей уверенностью, волей, спокойствием. Умением убеждать и внушать он оказывает сильное влияние на больного".

 

Выявлена некоторая тенденция к выбору врача, более старшего по возрасту. Значение пола врача, связано с индивидуальными представле-ниями о враче-мужчине, как носителе деловых качеств, женщина – врач оценивалась как врач, более способный к сопереживанию.

Обобщенный образ "идеального" врача включал в себя следую-щие 10 черт (в %):

 

1) ум – 78 %;

2) увлеченность работой – 57 %;

3) внимательность – 56 %;

4) чувство долга – 48 %;

5) терпеливость – 47 %;

6) чуткость – 47 %;

7) интуиция – 41 %;

8) серьезность – 40 %;

9) доброта – 38 %;

10) чувство юмора – 33 %.

 

Многие больные сближают образ "идеального" врача, прежде все-го, со своим лечащим врачом, матерью, любимым учителем. Знание и учет врачом (социальным работником), имеющегося у больного образа "идеального" врача способствует установлению лучшего контакта между ними.

 

В процессе длительной работы с больными (инвалидами) врач, социальный работник, психолог могут испытывать на себе явления профессиональной деформации, они подсознательно как бы привыкают к страданиям больного, забывают о его травмированной болезнью лич-ности и относятся к пациенту лишь как к "профессионально интересному случаю". Профессионал, работающий с людьми, должен постоянно помнить о ранимой и чувствительной личности больного, чтобы своим поведением, профессиональным жаргоном не вызвать у него дополни-тельные, отрицательные переживания. Непонятный больному термин, его неправильная трактовка, двусмысленное невербальное поведение врача (социального работника) могут вызвать ятрогению – психогенное расстройство психики, вызванное неправильным поведением медицинского персонала. В таких случаях физически здоровый или легко боль-ной человек может почувствует себя тяжело больным с вытекающим из этого нежелательным поведением. Врач, психолог, социальный работник, кроме терапевтического, оказывают на пациента воспитательное воздействие. Отрицательное воспитательное влияние ведет к дидактогении – нанесению вреда воспитателем воспитуемому. Обязанность ме-дицинских и социальных работников, психологов и педагогов состоит в том, чтобы любые формы их влияния на человека способствовали повышению его общей культуры, совершенствовали самосознание, были нетравматичны для психики клиента.

 

Лекция 14. Психология общения социального работника (врача) с больным и его родственниками. Навыки контакта

Социальному работнику, психологу, врачу для наиболее полного познания личности больного (инвалида), его проблем, эффективности воздействия, необходимо в совершенстве владеть навыками общения.

 

Выделяют следующие виды общения: клиническую беседу и ин-тервью. Метод клинической беседы преследует главную цель: воссоз-дать картину страдания или болезни. Необходимо получить достовер-ную и точную информацию. Между тем, переживания пациента, его субъективный внутренний мир часто остаются за пределами интересов проводящего клиническую беседу. Клиническое интервьюирование – это не только выявление признаков болезни, но, прежде всего, метод психотерапевтического воздействия. Интервьюер постигает внутрен-ний, субъективный мир пациента. И основной, главный результат ин-тервью состоит в его терапевтическом эффекте, в разрешении проблем и улучшении состояния пациента.

 

В клиническом интервью различают познавательный и эмоцио-нальный аспекты. Познавательный аспект интервью заключается в об-мене информацией между пациентом и специалистом. Врач, психолог, социальный работник являются для больного источником профессио-нальных знаний, и пациент хочет выяснить, что с ним случилось, на-сколько серьезна болезнь, каковы методы терапии и перспективы вы-здоровления. Врач (психолог), в свою очередь, стремится выяснить все детали представления больного о болезни, ее причинах, степень озабо-ченности пациента проявлениями заболевания, его взгляды о влиянии болезни на жизненную ситуацию и ожидания от лечения. Врачу (психо-логу) необходимо оценить уровень понимания пациентом собственных проблем. Он может быть полным, неполным или понимание вообще от-сутствует. Врач (психолог) тактично помогает больному сформулиро-вать его проблему, дает ему понять истоки психологического диском-форта, т. е. кристаллизует проблему.

 

Пациенту важно знать, что думает врач (психолог) о его пережива-ниях. Поэтому следует продемонстрировать ему свое знание данных сим-птомов, подчеркнуть уникальность или обычность данных переживаний, а также возможности управления этими переживаниями. На все вопросы больных должны быть даны квалифицированные ответы, понятные им. Обычно пациентам важно знать, что у врача (психолога) есть опыт борьбы с аналогичным страданием. Следует указать на перспективы развития бо-лезни и вселить в пациента и его родственников надежду на выздоровле-ние. Знание больным и его родственниками проявлений болезни помогают ослабить присущую неопределенности тревогу.

 

Не менее важен эмоциональный аспект интервью. Наряду с потребностью в разъяснениях, больной при первой встрече с врачом (пси-хологом) испытывает потребность в определенном характере эмоцио-нального общения. Больному важно встретить не только специалиста, но и о человеке, который поймет его; которому можно рассказывать не только о болезни, но и о переживаниях, связанных с жизненной ситуацией, вызванной болезнью. Основу оптимального контакта между вра чом (психологом) и больным составляет доверительность. Она базиру-ется на искреннем желании врача (психолога) без оценочных суждений войти во внутренний мир клиента, эмпатически сопереживать вместе с ним, как будто это его собственные проблемы, дать ему почувствовать, что врач (психолог) безоговорочно принимает его как человека, таким как он есть. Такая позиция позволяет больному чувствовать себя свободнее, у него появляется доверие, он непринужденно высказывает свои опасения, сомнения, чувства и мысли, не боясь критики и осуждения. Если нет эмоционального дружеского контакта, работа врача (психолога) будет неэффективной и бессмысленной.

 

В зависимости от личностных особенностей психолога (врача) и личностных особенностей клиента в интервью могут использовать раз-личные тактики. Стиль работы психолога (врача) может быть дирек-тивным и не директивным. Директивный стиль больше подходит для внушаемых больных, испытывающих постоянные сомнения, повышен-ную потребность в опеке. В этой роли психолог (врач) моделирует по-ведение строгого отца, учителя. Конкретно поставленными вопросами он формирует направление интервью в соответствии со своими целями, указывает на правильное и неправильное поведение, устанавливает же-сткие сроки и ограничения.

 

Не директивный стиль хорош для первой встречи с больным. Терапевт дает больному выговориться, больше слушает, эмпатически сопереживает, способствует самораскрытию па-циента. Такой стиль полезен для работы с больными охваченными тре-вогой и страхом, дает им возможность эмоционального отреагирования.

 

Активность психолога (врача) проявляется в том, насколько широко он использует в общении с больными различные психотерапевтические приемы стимулирования или воздействия на пациента. Эти приемы включают: предоставление информации, одобрение и поощрение опре-деленных высказываний и поведения, эмоциональную поддержку, кон-фронтацию, убеждение, внушение и т. д.

Общая структура интервью состоит из следующих последова-тельных элементов. Первым ее элементом является установление пси-хологической атмосферы доверия и откровенности в общении терапевта с пациентом. Психолог (врач) внимательно, не перебивая, выслушивает больного, наблюдая за невербальными реакциями пациента, фиксируя для себя типичные для него слова и обороты. Это поможет определить ключевые для больного проблемы. Люди более благодарны собеседни-ку, когда слушают их, чем когда они сами слушают нас. Умение вы-слушать означает умение выразить настоящую и искреннюю заинтере-сованность другим человеком. Выслушивание, прежде всего, означает обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает пациента и далее говорить о своей жизни и затруднениях в ней. Верно сказал об этом К. Роджерс: "Очень важен для нас человек, который может выслу шать и услышать меня; без оценок, без советов, обсуждения и диагно-стики. Просто слушать и реагировать. И чувства, которые казались ужасными, больше не кажутся такими; проблемы, которые казались не-разрешимыми, не кажутся такими".

 

Вторым элементом интервью служит предоставление необходи-мой, понятной для больного, информации, разъясняющей имеющиеся у него вопросы и сомнения относительно болезни и лечения. Просвеще-ние способствует усилению веры больного во врача (психолога) как знающего специалиста.

 

Третьим элементом является обсуждение с пациентом динамики проявлений болезни и хода лечения.

 

Четвертым элементом может быть обсуждение какой-либо важ-ной проблемы больного, связанной с жизненной ситуацией, межлично-стным или внутриличностным конфликтом.

 

Пятой, заключительной стадией интервью, является подведение итогов. Выясняется, чтó усвоил больной, чего мы достигли с точки зре-ния психолога (врача), намечаются дальнейшие задачи лечения и реаби-литации, подчеркивая активное участие в этом самого пациента. Акцент на том или ином элементе беседы может быть различным в зависимости от характера заболевания, личности пациента, применяемых методов и этапа терапии.

Формы контакта могут быть различны, но весь их диапазон тя-готеет к двум полюсам: руководство со стороны терапевта и сотруд-ничество (партнерство). При стиле психотерапевтического руково-дства психолог (врач) занимает ведущую, активную позицию, а больной остается сравнительно малоактивным. Нередко такой специалист наде-ляется "магическими" качествами, и больные крайне восприимчивы к его суггестивным влияниям. Особенно это относится к социально не-зрелым пациентам, нуждающимся в руководстве, в авторитетных сове-тах, при слабой мотивации к лечению и пассивности. Такой тип контак-та наиболее эффективен на первых этапах лечения. Психолог (врач) при этом применяет формы психотерапевтического воздействия, содержа-щие успокоение, разъяснение, советы, рекомендации, убеждение и вну-шение. Психотерапевтическое руководство в сочетании с эмпатическим подходом помогает таким больным путем подражания, идентификации лучше усваивать позиции психолога (врача) и тем самым вырабатывать адекватные установки и формы поведения. Недостатком этого типа взаимоотношений является низкая активность больного, а также неред-ко зависимость от психолога (врача) по завершению лечения.

 

Для другого типа взаимоотношений психолога (врача) и пациента – психотерапевтического сотрудничества (партнерства) – характерно стремление терапевта с первых же встреч с клиентом добиться макси-мально возможной его активности в процессе лечения. Подобный вариант взаимодействия наиболее эффективен у больных, стремящихся про-тиводействовать болезни. Психолог (врач) при этом считает, что пациент самостоятелен в принятии решений относительно лечения, вопросов, связанных с актуальной жизненной ситуацией и т. д. Терапевт обсуждает с клиентом все необходимые в лечебном процессе действия, оставляя право принятия решения за пациентом. Если на первом этапе лечения врач (психолог) избирает стиль руководства, то в последующем, с учетом развития взаимоотношений, он гибко может перейти на более продук-тивный стиль сотрудничества, позволяющий больному самостоятельно решать вопросы реальной жизни после завершения лечения.

На тип контакта влияет и характер заболевания. При тяжелых заболеваниях, нарушающих сознание, позиция врача абсолютно дирек-тивна (он спасает больного). При острых заболеваниях, без нарушения сознания уже может включаться психотерапевтическое воздействие (разъяснение, убеждение, эмоциональная поддержка, гипноз, аутоген-ная тренировка, поведенческий тренинг). При хроническом течении бо-лезней и на этапе реабилитации преобладает такая форма взаимодейст-вия терапевта и больного как сотрудничество (партнерство). Для этого необходима выработка у пациента адекватной концепции собственного заболевания и понимание сути лечебной программы. Психолог (врач), в данном случае, выступает в роли специалиста – помощника, содейст-вующего развитию у больного активности, самостоятельности и ответ-ственности, формированию доминирующей мотивации к выздоровле-нию или активной позиции при наличии последствий заболевания. Ко-нечно, сотрудничество врача (психолога) и больного не представляет собой вполне равноправного партнерства. Они являются равными с точки зрения взаимного уважения, доверия и понимания, но неравными в том смысле, что один чувствует себя бессильным, обращается за по-мощью к другому как к специалисту, а тот в силу компетентности в данной области способен эту помощь оказать. Удовлетворенность пациента от результатов терапии всегда зависит от согласования лечебных целей и ожиданий больного.

 

Всегда надо помнить, что больной человек существует в микросо-циальном окружении. Его болезнь отражается на близких пациенту лю-дях. Поведение родственников больного может как способствовать вы-здоровлению, так и мешать ему. В первую очередь важно выяснить, как семья относится к пациенту, как справляется с конкретной стрессовой ситуацией, вызванной его болезнью, как семья и он поддерживают друг друга в этой ситуации. Семья больного ожидает от врача (психолога) разъяснений относительно того, чем болен пациент, как ему помочь, каков прогноз и как приспособиться к новой ситуации. Необходимо обязательно успокоить ее членов, дать соответствующие разъяснения, чтобы семья не была невольным источником тревоги для больного. В ост ром периоде заболевания, в большинстве случаев, члены семьи испытывают потребность в оказании помощи и уходе за больным. Полезно, в психологических целях, хотя бы частично удовлетворить эти потребности для их успокоения и в последующем привлечь родственников к ак-тивному участию в мерах по восстановлению здоровья пациента. Далее следует проводить психологическую коррекцию отношений между па-циентом и членами семьи, изменившихся в связи с исключением больного из семейной жизни. Родственники могут проявить тенденцию к чрезмерной опеке над пациентом, что нежелательно, т. к. снижает его самооценку, и так пострадавшую в результате болезни. Врач (психолог) должен убедить родственников в том, что важным моментом в психологической реабилитации больного является поддержка в нем чувства собственного достоинства, веры в свои силы, необходимости в нем. Больной должен чувствовать себя полноценным членом семьи.

 

Лекция 15. Психология общения социального работника (врача) с больным и его родственниками. Навыки контакта (продолжение)

Социальному работнику (психологу) необходимо обладать коммуникативной компетентностью, т. е. уметь в полной мере оценить психологические (психопатологические) особенности больного, правильно устанавливать и эффективно поддерживать контакты с пациентами, а также их родственниками для достижения лучшего взаимопонимания и, в конечном счете, более полной реабилитации (ресоциализации) нуждающихся.

 

Как уже указывалось выше, клиническое интервью преследует две цели – диагностику и терапию, которые неразрывно связаны в его процессе. Принимаются в расчет не только жалобы пациента, но и активно выявляются скрытые, часто непродуктивные мотивы поведения человека, оказывается психотерапевтическая помощь в их осознании больным для коррекции своего поведения, оказывается постоянная психологиче-ская поддержка.

 

Эти цели трудно выполнимы без знания правил, техник и техно-логий проведения интервью, к описанию которых мы и приступаем.

 

Прежде чем начать интервью, необходимо создать психотерапев-тическую обстановку в кабинете, где будет проходить встреча с пациентом. Помещение должно быть отдельным, уютным и звуконепрони-цаемым. Свет не должен падать на клиента. Необходима удобная мебель, интерьер комнаты не должен быть загроможден, чтобы не отвле-кать внимание пациента. Нежелательно присутствие на видных местах вещей (семейные фотографии, спортинвентарь, предметы культа и др.), отражающих личные пристрастия социального работника (психолога), которые могут не совпадать с пристрастиями и убеждениями клиента, что может вызвать ненужную конфронтацию.

 

Клиенту необходимо дать ориентиры: сколько времени займет встреча (обычно 50 минут), каково количество встреч, их периодичность (обычно один раз в неделю), каковы цели, задачи, содержание и возмож-ные результаты совместной с пациентом работы. Это называется техно-логией структурирования (по В. В. Макарову, 2000). Консультативное пространство тоже должно быть структурировано (Р. Кочюнас, 1998).

 

Встреча начинается со знакомства. Встречая клиента, следует придерживаться определенных правил: встать и встретить клиента на полпути, представиться и познакомиться, попросив назвать свое имя, отчество и фамилию, и выяснить, какую форму обращения он предпо-читает. Предложить клиенту сесть, указав место или позволить это сде-лать, если есть возможность, самому. Большое значение для создания обстановки сотрудничества имеет позиция собеседников и расстояние между ними во время интервью. Для устранения барьера общения соци-альный работник (психолог) и пациент должны сидеть на одной стороне стола, рядом, под углом 45 градусов друг к другу, на расстоянии 100–120 см, которое может меняться в зависимости от отношений участни-ков беседы, интимности темы обсуждения, культурных различий. Такое положение участников интервью позволяет следить за невербальными знаками пациента. Из-за неправильно выбранной дистанции, некоторые важные темы вообще могут быть не затронуты. Личная дистанция по-зволяет социальному работнику (терапевту) при обсуждении болезнен-ных и интимных (но не эротичных!) вопросов осуществить спонтанное, искреннее прикосновение, подчеркивая эмоциональную поддержку па-циента. Для возможности раскрытия пациента необходимо дать ему га-рантию полной конфиденциальности беседы.

Технология сближения подразумевает сближение участников ин-тервью до уровня продуктивного контакта. Присоединение до уровня продуктивного контакта достигается подстройкой к позе, движениям, дыханию, речи клиента. Мы зеркально копируем позу собеседника и вскоре начинаем ощущать тот же уровень мышечной скованности (рас-кованности), что и наш пациент. Через некоторое время мы меняем позу, и собеседник, следуя за нами, меняет позу. Это значит, что присоединение позой наступило. Так же мы отражаем движения пациента своими согласованными (симметричными) движениями. Мы наблюдаем за частотой и глубиной дыхания собеседника и начинаем дышать, как он, проверяя остановкой своего дыхания присоединение клиента. Важно присоединиться к так называемой репрезентативной системе пациента (см. лекцию 2). При визуальном типе во время произвольного мышле-ния человек часто смотрит вверх, при аудиальном – глаза совершают движения в горизонтальной плоскости, при кинестетическом – глазные яблоки опускаются вниз. Подстройка под репрезентативную систему состоит в том, что мы активируем тот свой канал передачи и восприятия информации, каким преимущественно пользуется собеседник, употреб-ляя слова, характерные для этого типа. Мы присоединяемся к процессу-альным словам пациента" "вижу", "слышу", "чувствую", присоединяем-ся к темпу его речи, эмоциональной насыщенности, высоте голоса. Важно присоединение к временному пространству клиента. Когда мы говорим о проблеме в прошедшем времени, то смягчаем переживания и уводим проблему в прошлое, когда говорим в будущем времени – паци-ент как бы получает возможность изменения. Наиболее интенсивно воз-действие и переживания, когда мы говорим о проблеме в настоящем времени. Каждое присоединение разрушает ощущение одиночества, от-даленности и обделенности. Важно также научиться отсоединению. Обычно отсоединение проводится в обратной присоединению последо-вательности. Сначала происходит отсоединение глазами, затем дыхани-ем, позой и в последнюю очередь вербально. Для плавного завершения контакта разработаны специальные вербальные приемы отсоединения. Задаются вопросы: "Простите, верно ли я Вас понял…?", "Если я оши-бусь, поправьте меня, пожалуйста". Терапевт присоединяется к концу фразы пациента и вводит формулу завершения беседы.

 

В. В. Макаров (2000) указывает на технологию персонализации. Когда мы заинтересованы в близком контакте, важна персонализация. Собеседники обращаются друг к другу по имени и отчеству, подчерки-вая неповторимую индивидуальность человека. Необходимо усиленно использовать местоимения "Вы", "Ваше", стимулируя собеседника го-ворить предложениями, которые отражают его и только его личный опыт, трудности, проблемы.

 

С собеседником складываются межличностные отношения. Для них важна искренность терапевта, спонтанные реакции, которые делают отношения более глубокими, устраняют дискомфорт и излишнее на-пряжение. Правильная оценка возникших межличностных отношений важна в начале и в конце интервью. Произвести и осознать такую оцен-ку лучше всего тогда, когда мы слушаем человека.

Технология слушания – одна из важнейших психотерапевтических процедур, особенно в начале интервью. Социальному работнику (психологу) необходимо приучать себя активно слушать пациента, словами и действиями поддерживать свою заинтересованность, боковым зрени-ем наблюдая за речью, мимикой собеседника и его другими невербальными реакциями, а также вегетативными проявлениями. Они передают искренние чувства и переживания клиента. Невербальные сигналы с трудом поддаются волевому контролю, поэтому диссонанс между вербальным и невербальным сообщением свидетельствует о неискренности собеседника. Социальный работник (психолог) должен научиться контролировать свои невербальные и вербальные реакции, чтобы не нару-шить терапевтический союз с клиентом.

 

Основная цель невербальной поддержки пациента – показать, что социальный работник (психолог) внимателен и заинтересован его про-блемами. Приведем наиболее общие рекомендации:

 

· необходимо соблюдать личную дистанцию (около 1 м); если при попытке интервьюера сократить дистанцию пациент отодвигается, то не следует далее пытаться к нему приблизиться;

· следует достаточно часто смотреть в глаза пациенту (если это не создает ему дискомфорта) и давать ему возможность смотреть в глаза интервьюера, когда он сам испытывает такую потребность;

· важно заметить в поведении пациента жесты, говорящие о его тревоге – сидение на краешке стула, закрытая поза, беспокойные руки, стремление увеличить дистанцию и т. д., а также жесты, свидетельствующие о том, что пациент говорит неправду – частые прикосно-вения рукой к лицу, защиту рта рукой, прикосновение к носу, по-тирание век, отведение во время речи взгляда в сторону и др.;

· необходимо как можно чаще использовать открытые позы (т. е. ко-гда руки и ноги не скрещиваются), демонстрировать пациенту от-крытые ладони, применять жесты, говорящие о заинтересованности в собеседнике (например, легкий наклон тела в его сторону, фикса-цию взгляда и др.);

· следует избегать защитных жестов (например, скрещенные на груди руки, держание в руках какого-либо предмета в качестве барьера, агрессивных жестов, показывающих доминирование (сжатие паль-цев в кулак, отставленный большой либо указательный палец, шпи-леобразное положение ладоней, взгляд исподлобья или поверх очков и др.), а также жестов, демонстрирующих скуку и не заинтересованность (например, когда ладонь подпирает голову или когда интер-вьюер повернут боком к пациенту). Для улучшения невербальных коммуникаций полезен специальный тренинг этих навыков.

 

Речь интервьюера должна быть правильной, краткой и точной, по-нятной пациенту. Следует избегать длинных предложений, слов-паразитов, канцеляризмов, многословия, медицинского жаргона, ненуж-ных повторов, потенциально устрашающих слов, а также менторского тона. Целесообразно использовать в своей речи слова и фразы клиента.

 

Можно смело утверждать, что качество отношений между людь-ми в немалой степени зависит от умения выслушать и услышать.

 

То, как люди строят предложения – ключ к пониманию их внут-реннего мира, их переживаний и проблем. Сами слова и обороты, ис-пользуемые клиентом, часто сообщают о нем больше, чем то, что он стремиться выразить ими. Выбор слов свидетельствует о настроении, образовании, происхождении, культурном уровне и о многом другом. Важен поиск ключевых слов, утверждений и объяснений. Так, клиент может повторять: "должен", "обязан", "необходимо". Это свидетельст-вует о том, что он живет там, где часто безрадостно выполняет свой долг. Надо помнить также, что понимание одних и тех же слов и оборо-тов у клиента и терапевта может существенно различаться (это необходимо обязательно прояснить). Важен также учет силы и тембра голоса, пауз и молчания.

 

К числу важнейших коммуникативных навыков относят способ-ность интервьюера выражать эмпатию, т. е. умение безоценочно войти во внутренний мир другого человека, чутко уловить его состояние, способность к его пониманию, сопереживанию. Способами демонстрации эмпатии могут быть: открытая поза, взгляд в глаза, похлопывание по плечу, прикосновение, повторение позы пациента, разделение его чувств, слова одобрения и поддержки, молчание и т. д. Происходит сво-его рода обмен "доверием" между участниками диалога, вплоть до са-мораскрытия интервьюера. Эмпатия помогает терапевту понять, что мешает клиенту раскрыться, и позволяет наметить пути необходимых перемен в позициях и поведении больного.

 

Социальному работнику (психологу) необходимо обладать навыками сбора информации. Этому служит уточнение и прояснение сооб-щенной клиентом информации, умение задавать вопросы и управлять беседой, суммирование. Вопросы задаются по одному и каждый на сво-ем месте в контексте беседы. Необходим правильный баланс открытых и закрытых вопросов. Открытые вопросы формулируются таким образом, чтобы в них отсутствовал даже намек на какой-либо ответ. Они преобладают в начале беседы. Открытые вопросы позволяют собесед-нику выплеснуть переполняющие его чувства. Примерами таких вопро-сов могут быть следующие: "Поговорим?", "Начнем?", "Я Вас внима-тельно слушаю" и т. п.

 

Открытые вопросы являются стимулами, побуж-дающими пациента к разговору. Использование открытых вопросов улучшает и углубляет контакт с клиентом, позволяет понять его чувства и взгляды на происходящее с ним.

Полузакрытые вопросы типа: "Не могли бы Вы…?" дают допол-нительные возможности в беседе, смягчают жестко задаваемые вопро-сы. Вопросы, начинающиеся со слова "как", ориентированы на личность собеседника: "Как Вы себя чувствуете?". Вопрос, начинающийся со слова "что", ориентирован на факты и менее личностно значим. Напри-мер: "Что с Вами случилось?". Не рекомендуется начинать вопрос со слова "почему", т. к. это часто вызывает протест у собеседника.

Закрытые вопросы – уточняющие, подразумевающие альтернативный ответ "да" или "нет", задаются обычно в конце беседы. Следует избегать использования наводящих вопросов, а также вопросов множественных, когда пациенту в одной фразе предлагают ответить на несколько различных вопросов, ответы на которые могут не совпадать, или вопросов двусмысленных, неточных. Применяются также вопросы-фильтры, цель которых прозондировать значение для пациента той или иной ситуации. Если клиент после Вашего вопроса "уходит" от темы беседы, высока вероятность того, что Вы задали вопрос-фильтр. Эта тема для него важна и одновременно нежелательна для обсуждения, хотя в дальнейшем, при установившемся хорошем контакте, следует вернуться к ней.

 

Качество интервью повышается, если интервьюер постоянно стремится к уточнению и прояснению любых слов, высказываний, пе-реживаний пациента, которые кажутся терапевту неясными, двойствен-ными, недостаточно определенными, типа: "мне плохо", "у меня в жиз-ни случился стресс" и т. п. При этом нужно попросить пациента привес-ти пояснения, примеры, сравнения, которые позволят прояснить его вы-сказывание (например: "Что Вы называете стрессом?", "Так ли я Вас понял?" и т. д.). В первую очередь необходимо выяснить причины визи-та и ожидания от встречи.

Управление беседой заключается в способности интервьюера по-стоянно держать нить беседы в своих руках и направлять ее так, как это нужно ему, не выглядя при этом авторитарным. Методом, с помощью ко-торого этого можно добиться, служит похвала, одобрение (позитивное подкрепление) клиента в том случае, когда он, по мнению интервьюера, ведет себя адекватно. Если же пациент явно отклоняется от темы беседы, становится многословным, либо фамильярным, необходимо сразу же прекратить активное слушание, увеличить дистанцию, напомнить ему о цели встречи и отведенном на нее времени, не сбиваясь при этом на ко-мандный тон, например, следующими словами: "То, о чем Вы сейчас рассказываете, очень интересно, однако наша главная цель – обсу-дить…", "У нас осталось только … минут, и если мы будем отклоняться, то не успеем сделать главного, поэтому давайте вернемся к …".

Сбор информации должен завершиться суммированием, в котором интервьюеру следует вслух кратко обобщить основные результаты, по которым в ходе обсуждения было достигнуто соглашение с пациентом.

Навыки передачи информации и обучения пациента используются в конце интервью и заключаются в способности интервьюера суммиро-вать собранные сведения, интерпретировать проблему пациента, пред-ложить пути выхода из нее, посоветовать, как лучше вести себя в дан-ной ситуации, дать клиенту лаконичную, недвусмысленно ясную и по-нятную информацию в отношении дальнейших действий (например, место и время следующей встречи, ее цель и т. д.), а также проверить степень ее понимания. Для усиления усвояемости информации жела-тельно использование повторов (разными словами) и категоризации (во-первых…, во-вторых…, и т. д.). Полезно помнить, что наиболее важные сведения даются первыми. Возможна проверка на внимание – попросить повторить инструкции психолога (врача). Лучше, если информация передается не только словесно, но и в визуальной форме (например, в виде демонстрации и короткого обсуждения, полученного в результате интервью профиля проблем пациента). Это существенно повышает вовлеченность пациента в процесс терапии и его готовность следовать на-меченному плану.

 

Завершение интервью (воздействующее резюме) – важный заключительный аккорд беседы. Целесообразно коротко обобщить результаты, которые удалось достичь за время работы, и самое главное, подсказать клиенту, как перенести эти результаты на поведение в реальной жизни.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.