Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Психология больного




Согласно определению ВОЗ (1968) "здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, благополучия, радости жиз-ни, желания деятельности. Самосознание человека, находясь в нераз-рывной связи с интенсивностью раздражения интеро- и экстерорецепторов формирует представление о физическом состоянии.

 

Представление о своем соматическом состоянии, сопровождается определенными переживаниями, находит свое выражение в различных формах отноше-ния человека к своему здоровью. В одних ситуациях – это пренебрежение, в других – повышенное внимание, в третьих – адекватное к нему отношение. Содержание отношения человека к своему здоровью зави-сит от многих причин: личностных особенностей, возраста, пола, профессии, перенесенных заболеваний, образа жизни, культурного уровня, мировоззрения, физической тренированности и др.

 

Болезнь имеет внешнюю картину – симптомы и синдромы, диаг-ностируемые врачом, и внутреннюю – переживания с ней связанные.

Внутренняя (аутопластическая) картина болезни (Гольдшейдер, Р. А. Лурия) имеет следующие взаимопереплетающиеся стороны: сензи-тивную (боль), эмоциональную (тревога, страх, надежда), волевую (уси-лия на преодоление болезни), интеллектуальную (знания о болезни, ее оценка).

 

Для пациента внутренняя картина болезни складывается из понимания механизмов возникновения неприятных и болезненных ощущений, оценки их значения для будущего, а также отреагирования на болезнь в виде эмоциональных переживаний, выбора способа действий и поведения в новых для человека условиях. Объективная тяжесть болезни – информация о летальности после подобного расстройства, вероятности инвалидизации и хронификации болезненного процесса тоже является одним из факторов для формирования внутренней картины болезни. Во внутреннюю картину болезни включаются также ми-ровоззренческие и мистические взгляды, присущие субкультуре, в которой вырос и живет больной. Например, религиозный подход к про-исхождению заболевания (болезнь как кара, как испытание, как назидание другим) или мистический (болезнь как следствие зависти, ревности, "сглаза", "навели порчу"). В структуре внутренней картины болезни важную роль играет также сопоставление ожидаемых и полученных результатов лечения.

 

При анализе аутопластической картины болезни Р. Конечный и М. Боухал (1985) приводят следующую типологию отношения к болезни:

1)нормальное, т. е. соответствующее состоянию больного или то-му, что было ему сообщено о заболевании;

2) пренебрежительное, когда больной недооценивает серьезность заболевания, не лечится, не бережет себя, в отношении прогноза болез-ни проявляет необоснованный оптимизм;

3) отрицающее, при котором больной "не обращает внимания на болезнь", отгоняет от себя мысли о ней, не обращается к врачу;

4) нозофобное, когда пациент несоразмерно боится болезни, не-однократно обследуется, меняет врачей; он в большей или меньшей степени понимает, что его опасения преувеличены, но не может бороть-ся с ними;

5) ипохондрическое, при котором больной убежден в том, что страдает тяжелым заболеванием;

6) нозофильное, связанное с определенным успокоением и прият-ными ощущениями от болезни (может заниматься любимым делом, се-мья больше заботится о нем);

7) утилитарное, является высшим проявлением нозофильного от-ношения к болезни.

 

Оно может иметь тройную мотивировку:

· получение сочувствия, внимания, лучшего обследования;

· выход из неприятной ситуации (например, ненавистная работа);

· получение материальных выгод (пенсия, отпуск, получение сво-бодного времени).

 

Многое в отношении к болезни не осознается и определяется бес-сознательными эмоционально-инстинктивными процессами.

 

А. В. Квасенко и Ю. Г. Зубарев (1980) предлагают выделить три этапа, которые отражают формирование и динамику личностных реак-ций больного на свое страдание: сенсологический, оценочный и этап отношения к болезни.

Сенсологический этап – отражает реакции больного на развив-шиеся явления дискомфорта (неприятных ощущений), боли и связанное с ними чувство той или иной собственной недостаточности. Боль – это сигнал о болезни, имеет физиологический (обусловленный воздействи-ем на рецепторы патологического процесса) и психологический компо-ненты. При появлении боли возникают представления и мысли об угро-зе жизни, возможных последствиях в виде инвалидизации, изменении положения в семье, обществе и т. д. Боль сопровождается тревогой, страхом, снижением настроения. Появляется сознание недостаточности эмоционально-волевых качеств ("не могу справиться"), снижается активность, ослабляются побудительные мотивы к деятельности. Психи-ческое состояние соматического больного можно охарактеризовать как переживание стесненной свободы. Таким образом, психологическая ха-рактеристика ощущений (дискомфорт, боль) с отрицательно окрашен-ными переживаниями, осознание ограничения своих прежних возмож-ностей, чувство собственной неполноценности – все это можно объеди-нить понятием дефицитарности.

 

Оценочный этап – это результат внутренней переработки сенсо-логических данных, соответствует внутренней картине болезни. В ней важно определить баланс мыслительной и эмоциональной составляю-щих для последующего психотерапевтического воздействия.

Этап отношения к болезни – формируется у больного в процессе его индивидуального развития и воспитания. Он видел, как болеют дру-гие, имеет личный опыт болезни, обладает медицинской и обыватель-ской информацией о заболевании, имеет представления (верные или не-достоверные) о последствиях болезни и их значимости для себя, семьи, общества.

 

Выделяют следующие компоненты личностного реагирования на болезнь в зависимости от ее биопсихосоциального характера: виталь-ный, общественно-профессионально-трудовой; этический; эстетиче-ский и связанный с интимной жизнью (Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков, 1976). При инфаркте ведущим в реагировании будет витальный компо-нент, обусловленный биологической возможностью умереть. Общест-венно-профессионально-трудовой и этический компоненты связаны с социально-психологическим уровнем реагирования (например, оценка последствий травм с инвалидизацией, венерические заболевания). Пре-валирование же значимости эстетического и интимного компонентов (при косметических дефектах, урологических и гинекологических забо-леваниях) подчеркивает преимущественную заинтересованность инди-видуально-психологического уровня реагирования.

Наряду с общими закономерностями субъективного отражения болезни, следует учитывать и механизмы индивидуального представле-ния о болезни. Больной анализирует не только болезнь в целом, но и от-дельные ее симптомы, он имеет собственный "диагноз" болезни, свои суждения о причинах, прогнозе и лечении заболевания.

Больной – это личность, отягощенная заботой о здоровье. Это страдающий человек с нарушениями физического, психического и со-циального благополучия, расстройством биопсихосоциальной адапта-ции, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненной свободы. В процессе болезни изменяются отношение к себе и взаимоот-ношения с окружающими, возникают новые отношения с близкими, а также появляются новые связи с незнакомыми до болезни людьми.

 

Этап отношения к болезни включает: переживания, высказывания и действия, а также общий рисунок поведения, связанные с заболевани-ем. Кардинальным критерием, определяющим отношение больного к болезни, следует считать признание ее или игнорирование, отрицание. При осознании болезни складываются соответствующие формы отно-шения к ней, ее признакам, проводимому лечению, методам обследова-ния, а также исходу заболевания. Различают следующие варианты этих отношений:

 

· пассивно-страдательный;

· активно-положительный (уход в болезнь);

· спокойно-выжидательный;

· активное противодействие болезни.

 

Л. Н. Лежепекова и Б. А. Якубов (1977) предлагают дифференци-ровать личностные реакции больных на заболевание (в том числе и от-ношения к врачу). Они различают:

а) содружественную реакцию, когда больные с первых дней забо-левания демонстрируют редкую пунктуальность и безграничное дове-рие лечащему врачу;

б) спокойную реакцию, при которой больные аккуратно выполня-ют все назначения врача и адекватно реагируют на все его замечания;

в) неосознаваемую реакцию, которая, имея патологическую осно-ву, в ряде случаев выполняет роль психологической защиты;

г) следовую реакцию: несмотря на благоприятный исход заболева-ния, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива болезни;

д) негативную реакцию, характеризующуюся тем, что больные находятся во власти предубеждений, тенденциозности в отношении ле-чащего врача, медицинского персонала;

е) паническую реакцию, при которой они во власти страха, легко внушаемы;

ж) разрушительную реакцию с неадекватным поведением, игно-рированием всех указаний врача.

 

При определении типа отношения больного к своему страданию следует учитывать степень осознанности болезни. Больные могут осоз-навать свое соматическое заболевание полностью или частично (так, признавая болезнь, не понимают ее тяжести и возможных исходов).

 


 

Лекция 11. Психология больного (продолжение)

На характер реагирования на болезнь влияют три группы факторов:

 

1. Особенности и тяжесть самого заболевания, а также оценка болезни, существующая в населении, и степень ее усвоения больным (его "медицинская грамотность"). Так, злокачественное новообразование обычно вызывает чувство безысходности, обреченности; инфаркт мио-карда – страх перед новыми приступами и возможным быстрым смер-тельным исходом; СПИД, сифилис – чувство стыда и страдания и т. д. Реакция зависит от угрозы снижения или утраты трудоспособности, из-лечимости или неизлечимости болезни, ее продолжительности, физиче-ских страданий, предстоящей операции и т. д.

 

2. Особенности личности больного, его темперамент и характер, тип акцентуации. Гармоничные личности легче адаптируются к трудным условиям, вызванным болезнью. Имеет значение иерархия личностных ценностей. Люди, у которых основная направленность но-сит социальный характер, легче переносят болезнь, чем те, кто слишком много внимания уделяет своему здоровью и у кого на первом месте сто-ит удовлетворение физиологических потребностей. Отношение к болез-ни зависит от особенности реагирования на стрессовую ситуацию (фрустрации), механизмов психологической защиты и компенсаторных возможностей.

 

3. Социальные условия, образ жизни, труда. Важной является система отношений личности с действительностью и другими людьми (в семье, на работе, лечебном учреждении). Имеют значение физические факторы, действующие на человека (обстановка, одежда, звуки, цвет и прочее).

 

Выделяют следующие типы личностного реагирования на бо-лезнь: адекватную (гармоничную) реакцию; переоценку тяжести забо-левания (уход в болезнь); недооценку тяжести заболевания, вплоть до отрицания его (анозогнозия).

Адекватная (гармоничная) реакция наблюдается, если больной правильно оценивает тяжесть своего состояния, мобилизуется на борьбу с болезнью. В этом ему помогают врач, психолог, социальный работник. Устанавливаются взаимопонимание, доверительные отношения с леча-щим персоналом, выполняются все терапевтические предписания, при-нимается помощь близких. Больной не теряет надежды на улучшение состояния. При тяжелом прогнозе он разумно относится к неизбежному, обдумывает завещание, в случае возможного смертельного исхода, при инвалидности – адаптируется к новым условиям жизнедеятельности. Такого отношения к болезни с помощью психотерапии, соблюдения правил деонтологии желательно достичь у всех пациентов.

Переоценка тяжести болезни. Обычно возникает у акцентуиро-ванных или психопатических личностей, а также при снижении интел-лекта, наличии повышенной внушаемости и самовнушаемости. Степень переоценки колеблется в широких пределах: от легких пограничных сдвигов в психической деятельности до ипохондрического бреда, тяже-лых депрессий, суицидальных попыток. "Уход в болезнь" часто возни-кает у личностей с истерическими чертами характера. "Уход в болезнь", как и другие варианты переоценки тяжести своего состояния, не являет-ся симуляцией или аггравацией (см. лекцию 19), а представляет собой неосознанное преувеличение тяжести своего состояния. В таком случае болезнь – "условно желательное состояние", она дает какие-то преиму-щества больному. У таких пациентов есть уверенность, что они тяжело больны, даже если заболевание течет благоприятно и с хорошим про-гнозом. Эти пациенты требуют к себе повышенного внимания и неоп-равданно активного лечения, они стеничны в достижении целей, часто конфликтны и обидчивы, так как лечащий персонал, с их точки зрения, правильно не оценивает тяжести их страдания. Может наблюдаться рег-рессивно-инфантильный тип поведения: плачут, не встают с постели, требуют в постель судно для отправления своих физиологических нужд, в речи и поведении появляются детские интонации, беспомощность. У больных может психогенно (состояние фрустрации) нарушиться сон, аппетит, повыситься артериальное давление, участиться пульс и др.

 

Недооценка тяжести заболевания (гипогнозия и анозогнозия – отрицание) ведут к снижению интереса к обследованию и лечению, иг-норированию терапевтических рекомендаций. Несмотря на серьезность заболевания, больные остаются спокойными, благодушными (например, при инфаркте миокарда, туберкулезе).

 

Существует психогенный вариант гипо- и аногнозии, обусловлен-ный механизмами психологической защиты в трудной для человека си-туации (например, при подозрении на онкологическое заболевание). Некоторые больные в такой обстановке вытесняют неприятные, труд-ные для личности обстоятельства, стараются "уйти от болезни". При менее тяжелых заболеваниях встречаются пациенты, настолько захва-ченные интересами своей работы, своим долгом в отношении общества, семьи, что во имя этого игнорируют болезнь и необходимое лечение. При таких состояниях важна апелляция к личности человека, психоте-рапевтическое воздействие. Необходимо помочь больному осознать случившееся, найти правильную линию поведения.

Выше уже указывалось на важное значение акцентуации характе-ра в возникновении и течении заболевания. Все многообразие акцентуа-ций (до 18 по К. Леонгарду) А. В. Квасенко и Ю. Г. Зубарев (1980) предлагают сгруппировать в 4 типа: возбудимый, тормозимый, неус-тойчивый и ригидный.

 

У акцентуированных личностей возбудимого (экспрессивного) типа преобладает сенсологический этап реагирования на болезнь. У них на первый план выступает значимость витального (биологического) фактора, отсюда переоценка болезни и активная направленность личности на преодоление заболевания и его последствий. У акцентуирован-ных личностей тормозимого типа (импрессивных) оценочный этап пре-обладает над сенсологическим. Задействованы этический и эстетиче-ский компоненты переживаний больного. Переоценка болезни, ее зна-чимости обычно не выходит за рамки адекватной, однако отмечается ослабление приспособления к новым условиям труда и быта в результа-те заболевания. При неустойчивом (импульсивном) типе больше выра-жен сенсологический этап при слабости оценочного, отсюда нередки колебания в оценке своей болезни. Больные этого типа обычно пере-оценивают болезнь и недооценивают ее последствия.

Для ригидного (торпидного) типа акцентуированной личности характерно преобладание оценочного этапа над сенсологическим. Наи-большую значимость, для такого типа больных, приобретает перспекти-ва снижения или полной утраты общественно-трудовой деятельности, задействован социально-психологический уровень личности. В начале болезни часта недооценка (отрицание) болезни, а при неблагоприятном течении заболевания она может смениться ее переоценкой в связи с опасениями инвалидизации.

 

Еще более ярко эти реакции выражены у психопатических (дис-гармоничных) личностей. У них утрачивается соответствие реакций си-ле, продолжительности и значимости раздражителей. Болезнь, вызы-вающая астенизацию может вызвать декомпенсацию психопатии с по-явлением патологических типов реагирования. Для социального работ-ника (психолога) важно понимание вышеприведенных нормальных ти-пов реагирования акцентуированных личностей, так как в отличие от патологических типов реагирования психопатов он способен самостоя-тельно провести с ними психокоррекционную работу.

 

К патологическим типам реагирования А. В. Квасенко и Ю. Г. Зу-барев относят: депрессивный, фобический, истерический и ипохондри-ческий.

Депрессивный вариант характеризуется удрученностью болезнью, неверием в выздоровление, возможное улучшение, эффект лечения, да-же при благоприятных объективных данных. В высказываниях больных звучит страх смерти при инфаркте (витальный компонент), переоценка этического компонента (при туберкулезе, венерических заболеваниях), опасения инвалидизации при травмах (профессионально-трудовой ком-понент). Могут быть суицидальные высказывания и попытки.

 

При фобическом варианте (у тревожно-мнительных личностей) отмечают навязчивые опасения смерти в виде панических атак, кардио-фобий (витальный компонент), воображаемых последствий болезней, искажающих внешность (кожные, послеоперационные рубцы и др.), где наличествует эстетический компонент. Критика к навязчивостям непол-ная, характерны многообразные "защитные" ритуалы, "предупреждаю-щие" возникновение тяжелых последствий болезни.

Истерический вариант представлен эгоцентрической фиксацией на собственном страдании с требованиями повышенного внимания ле-чащего персонала и родственников к "исключительно тяжелым, не-обычным" проявлениям их болезни. "Бегство в болезнь" нередко ис-пользуется такими пациентами для шантажа окружающих.

 

Ипохондрический вариант представляет гиперболически песси-мистическую оценку болезни с несоответствием между тяжестью бо-лезни и ее истолкованием. Больной сосредоточен на субъективных бо-лезненных ощущениях, преувеличивает их значение, выискивает несу-ществующие опасные болезни.

 

В картине болезни, лечебном и реабилитационном процессе все-гда присутствуют, часто неосознаваемые, механизмы психологической компенсации и защиты. О некоторых из них (вытеснение, компенсация, "уход в болезнь") говорилось ранее. Эти механизмы направлены на пре-одоление причин стресса или устранение напряжения ему сопутствую-щего. Психологическая защита – это своеобразный механизм адаптив-ной перестройки восприятия и оценки – как правило, малоосознаваемо-го столкновения особо значимых противоречивых отношений личности с непереносимой ситуацией. Положительная роль психологической за-щиты заключается в стабилизации личности в трудных для нее услови-ях, отрицательная – в закреплении неадекватных форм поведения не из-бавляющих личность от решения имеющихся трудностей. Например, с помощью "замещения" пациент при каком-либо дефекте вследствие бо-лезни выдвигает для себя взамен недостижимой цели реальную цель, достижение которой повышает его самооценку. Этот вид психологиче-ской защиты может быть полезен для инвалидов в период решения реа-билитационных задач. Неконструктивными механизмами психологиче-ской защиты являются "бегство в болезнь" и фантазирование, при кото-рых личность уходит от реального решения трудностей. В процессе ле-чения и реабилитации больной может неосознанно использовать явле-ния "переноса", т. е. видеть во враче, психологе, социальном работнике эмоционально значимого для него авторитетного человека (отца, люби-мого), что повышает эффективность лечебно-реабилитационного про-цесса. Знание этих механизмов позволяет врачу (психологу) поддержи-вать положительные элементы психологической защиты, разрушать от-рицательные, помогает больному в поисках путей к преобразованию самого себя, чтобы справиться с болезнью.

 

 


 

Лекция 12. Психология больного (заключение)

Как мы уже указывали, отношение к ситуации болезни зависит от личностных особенностей заболевшего, самой болезни, социального положения пациента (одинок, имеет любящую или конфликтную се-мью, занимает престижную должность и др.)

 

Личностные особенности отражены в предыдущей лекции. Значе-ние влияния самой болезни зависит от ее параметров, затрагивающих значимые для пациента сферы деятельности. В. Д. Менделевичем (1999) выделены следующие параметры, на основании которых оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней:

 

1) вероятность летального исхода;

2) вероятность инвалидизации и хрони-фикации;

3) болевая характеристика болезни;

4) необходимость радикального или палиативного лечения;

5) влияние болезни на возмож-ность поддерживать прежний уровень общения;

6) социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшему в микросоциуме;

7) влияние болезни на семейную и сексуальную сферу;

8) влияние болезни на сферу развлечении и интересов.

 

Большое значение имеет также переживание болезни на различ-ных этапах заболевания. В премедицинской стадии болезни у больного появляются первые, едва заметные признаки дискомфорта в состоянии. Возникают вопросы: "Что со мной?", "Может, я болен?" "Пойти ли мне к врачу?". С этими вопросами связываются неопределенные, хаотиче-ские воспоминания, фантазии, переживания. Если больной делится своими опасениями с кем-то из родственников или знакомых, то часто получает взаимоисключающие советы.

В начальной стадии болезни, когда ее симптомы становятся явст-веннее, появляются негативные эмоции в виде тревоги, страха, растерян-ности. Преобладает сенсологический этап переживания болезни с фикса-цией на различных болезненных ощущениях. Больные напряженно ждут результатов обследования, анализов.

 

Снижается их социальная актив-ность, резко ограничиваются привычные контакты из-за госпитализации, происходит изоляция от семьи, работы, появляются неуверенность в про-гнозе заболевания для семейного и служебного функционирования (про-фессионально-трудовой компонент), для жизни (витальный компонент), для изменения взглядов окружающих (этический и эстетический компо-ненты). Наряду с этим, встречается беспечность и недооценка угрозы по-следствий заболевания. Имеет значение острота и тяжесть болезни.

В стадии разгара болезни, несмотря на интенсивность болевых ощущений, больные принимают факт болезни и начинают к ней при-спосабливаться, адаптируются к больничной среде. На смену тревоге и растерянности приходит успокоение. Больные поддерживают в себе на-дежду на выздоровление, в той или иной мере сотрудничают с лечащим персоналом. Отношение к терапии может быть разным: одни больные охотно выполняют лечебные рекомендации, другие – их игнорируют, третьи – индифферентно к ним относятся. Если ожидания больных от-носительно течения заболевания и эффектов лечения оправдываются, то такие больные не представляют проблем для врачей и психологов. При неблагоприятном развитии событий, повторных обострениях болезни, ее хронификации, у больных возникает чувство обманутых надежд, снова усиливаются тревога, страх за исход заболевания, возможны неадекватные реакции относительно лечащего персонала, конфликты с ним. В таких случаях необходимо понимание персоналом психологиче-ской подоплеки подобных реакций больных, исключение самых ни-чтожных поводов для подкрепления их нежелательного поведения, ра-бота по успокоению и вселению веры в выздоровление. У части боль-ных возможно явление госпитализма – больной привыкает к жизни в условиях больницы, не стремится покинуть ее, концентрируется на бо лях, пессимистично оценивает перспективы выздоровления, не борется с болезнью, иногда демонстрирует регрессивно-инфантильное поведе-ние с рентными установками. Может происходить патологическое развитие личности. Выделяют следующие типы патологического развития:

 

1) преобладание безнадежности, пассивности или раздражитель-ности;

2) чрезмерная фиксация на болезненных ощущениях, состоянии здоровья, поиске новых медикаментов и средств лечения;

3) эгоцентризм, гиперстеничность, направленные на извлечение выгод и преимуществ из своего болезненного состояния.

 

К счастью, наиболее частый исход болезни – выздоровление (ком-пенсация патологических расстройств и нарушенных функций). Выздо-ровление может быть полным и неполным – с остаточными явлениями болезни, которые не обеспечивают оптимального приспособления к ок-ружающей среде.

 

Выздоровление имеет биологическую и социально-психологическую стороны, которые не всегда совпадают. Часто физически уже здоровый че-ловек, чувствует себя еще больным. Выздоровление после тяжелого за-болевания всегда сопровождаются переживанием обновления своих возможностей, даже с эйфорией. Иногда наблюдается застывание и фиксация болезненных ощущений с навязчивыми воспоминаниями о них. Затяжные формы болезней способствуют ипохондричности и тревожной мнительности. При увечье и инвалидизации первичная адапта-ция может быть неустойчивой, физический недостаток может пережи-ваться и вести к психогенному развитию личности с уходом в болезнь, с новыми эталонами поведения, перестройкой системы жизненных оце-нок. Подобное негативное развитие событий необходимо предупредить, включая компенсаторные механизмы психологической реабилитации (см. лекцию 19). Таким образом, психологическая оценка больными своего выздоровления может выражаться следующими вариантами:

 

· полной осознанностью и адекватным пониманием;

· частичной осознанностью и недостаточным пониманием (оценкой переживаемого заболевания);

· отсутствием осознанности;

· извращенной оценкой (у больных с патологическим развитием личности).

 

Как видно из вышеизложенного, психологическая составляющая болезни играет важную роль в выздоровлении. По ходу лекций мы пы-тались показать отдельные элементы психологической коррекции от-ношений больных к болезни и лечению. Сейчас мы подчеркнем основ-ные направления психокоррекционной работы.

 

Итак, нормализация понимания болезни, правильная оценка и от-ношение к ней достигаются через апелляцию к личности больного, а также влиянием на окружающего больного среду.

 

Апелляция к личности осуществляется путем психологического воздействия на сенсологический и оценочный этапы: ослабление дис-комфортных явлений и болей, дезактуализацию значимости витальной угрозы, этического, эстетического, интимного и профессионально-трудового компонентов в переживании болезни. Большое значение при-обретает нормализация эмоциональных реакций на проявление заболевания, снятие эмоциональной напряженности, состояний тревоги и мни-тельности – это повышает психологическую устойчивость больного. Этой же цели достигают созданием в лечебном учреждении благоприятного психологического климата, разумного влияния на больного ав-торитетных родственников, друзей, врача, психолога, социального ра-ботника. Все это относится к области психотерапии.

 

Психотерапевтическими методами устраняют болезненные симптомы, изменяется отношение к своему заболеванию, к себе и окружающей среде. Наиболее адекватна так называемая рациональная пси-хотерапия разъясняющего, успокаивающего, активирующего характера, косвенное внушение с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и тяжести заболевания. Основные цели психотерапии: разъ-яснение роли самого больного в успешности лечения и реабилитации, коррекция масштаба переживаний, активирование в лечении, подавление отрицательных реакций (эгоцентризма, ухода в болезнь, безразличие и др.); создание системы взаимного ободрения. Следует также ис-пользовать метод лечебной перспективы – это принцип целей и путей к здоровью (С. С. Либих, 1969). Главная задача – перестройка отношений личности больного путем сознательного и целенаправленного перевоспитания.

 

Снятие остроты психологической реакции на болезнь в ее начальном периоде, путем разъяснения больному ее природы, методов обследования, лечения, перспектив выздоровления ведет к усвоению, избавлению его от тревоги и заблуждений, способствует установлению доверительных отношений с врачом (психологом), делает участником лечебного процесса. Необходимо привести ожидание больного в соответствие с реальностями терапевтической ситуации. Знание системы цен-ностей больного, т. е. того, что он утратил в результате болезни, что и чем можно заменить, на какие ценности переориентироваться, каковы его перспективы, – все это помогает реализации новой линии поведения, освобождающей пациента от подчиненности болезненным переживаниям.

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 19255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.