КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. Проблема личности в медицинской психологии
Личность – центральная проблема медицинской психологии. Пред-болезненные (преморбидные) свойства личности, отношение к болезни, лечению, восстановлению после перенесенного заболевания и многие дру-гие явления, связанные с ней, играют громадную роль в успешности тера-пии и реабилитации. Только через личность, с учетом ее особенностей, ус-тановив с ней доверительные отношения, можно воздействовать на личностные установки в ситуации болезни, формировать терапевтический союз для достижения оптимального лечебного результата.
Во взглядах на сущность личности существует множество взаи-моисключающих определений. Однако большинство исследователей склоняются к ее социальной сущности, т. е. ее приобретенном в процес се воспитания и самовоспитания в общественной среде характере. Каж-дая личность уникальна по своим биологическим задаткам и жизненно-му опыту и в тоже время несет в себе общие черты, присущие обществу, в котором она живет.
Личность – это относительно устойчивая система социально зна-чимых черт, позволяющая познавать и преобразовывать себя и окру-жающий мир. Стать личностью – означает, во-первых, занять опреде-ленную жизненную (нравственную) позицию; во-вторых, в достаточной степени осознать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утвер-ждать ее своими поступками и делами (Б. С. Братусь).
Личность – сложное социально-психологическое образование, имеющее общую структуру, в которую могут быть уложены любые ин-дивидуальные и типовые структуры. Единой структуры личности, при-нятой всеми психологами нет, каждый из них акцентирует внимание на тех или иных составляющих. Мы придерживаемся взглядов на этот во-прос К. К. Платонова (1977), как наиболее разработанных и обоснован-ных, с нашей точки зрения.
К. К. Платонов выделяет подструктуры направленности, опыта, психических процессов, темперамента. Направленность – наиболее социально обусловленная подструкту-ра, сформированная в результате воспитания. Направленность – устойчи-вая, доминирующая система мотивов, интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявляют себя потребности индивида. Они от-носительно независимы от ситуации, в них отражается мировоззрение человека, что проявляется главными тенденциями поведения. Именно направленность служит основной опорой психотерапевтических меро-приятий, и в этом ее важное значение для медицинской психологии.
Вторая подструктура объединяет навыки, знания, умения и при-вычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, уже с замет-ным влиянием биологической обусловленности входящих в нее свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой или подго-товленностью, и в этих аспектах она имеет значение для медицинской психологии. Третья подструктура объединяет индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, памяти, эмоций, воли), имеющих биологическую основу, но преломленных че-рез социальные потребности личности. Свойства этой подструктуры личности, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, форми-руются путем упражнения.
Последняя, четвертая подструктура – биологическая, объединяет свойства темперамента, т. е. характеристику индивида со стороны нервно-динамических особенностей ее деятельности. Нужные черты, входящие в эту подструктуру, формируются с большим трудом путем тренировки. Другими подструктурами личности являются способности и ха-рактер. Способности – психические свойства, являющиеся условиями ус-пешного выполнения какого-либо одного или нескольких видов деятель-ности. Различают природные, биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
В свою очередь специфические человеческие способности разде-ляют на общие (умственные способности, развитые память и речь, точ-ность и тонкость движений и др.) и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения (математические, художественные, музыкальные, спортивные, коммуникационные и др.). Характер – это совокупность индивидуально сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах система взаимоотношений с окружающими.
Все подструктуры личности взаимосвязаны, проникают друг в друга и при наличии широкого многообразия людей представляют со-бой уникальные наборы различных убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно по-этому непросто избегать несовпадений, противоречий и даже конфлик-тов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, со-циальному работнику нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
Из всех подструктур личности особого внимания заслуживает ха-рактер. Характер – это каркас личности, в который входят только наи-более выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчет-ливо проявляющиеся в адекватных и неадекватных формах поведения. Постоянно вести себя адекватно меняющимся жизненным ситуациям способен человек с гармоничным характером, т. е. характером, позво-ляющим без эмоционального напряжения избегать конфликтов с окру-жающими и самим собой. К гармоничным чертам характера относят:
· адаптивность; · зрелость; · здравомыслие; · гибкость; · реализм в оценке окружающих; · реальность самооценки; · самостоятельность; · автономность; · естественность; · самоуважение; · способность к проблемной центрации; · разумное сочетание эгоистических и альтруистических целей и др.
Соответственно, признаками дисгармоничного характера, при ко-тором есть сложности с социальной адаптацией, являются противопо-ложные черты: инфантилизм, не здравомыслие, ригидность, отсутствие реализма в оценке окружающих, нереальность самооценки, несамостоя-тельность, зависимость, неестественность, крайние варианты отноше-ния к себе (самоунижение, самовосхваление), центрация на несущест-венных параметрах, эгоцентризм и др.
Значение дисгармоничной личности для медицинской психологии обусловлено неизбежностью для социального работника иметь дело с различными людьми – не только характерологически сбалансирован-ными, но и акцентуированными, и психопатическими личностями. Ак-центуации характера – гипертрофированное развитие отдельных черт характера в ущерб остальным. Это может нарушить устойчивость лич-ности при неблагоприятных социальных воздействиях, обращенных к ее наиболее слабым, ранимым местам. Акцентуации характера – это край-ние варианты нормальных типов характера. Распространенность их дос-таточно велика (от 20 до 50 % популяции). Психопатия (расстройство личности) – аномалия характера, в основном в эмоционально-волевой сфере, серьезно нарушающая адаптацию человека в окружающей соци-альной среде. Болезни, трения и конфликты в процессе лечебного и реа-билитационного процессов могут вызвать декомпенсацию психопатий, обусловить сложности работы с такими пациентами.
В психологии существует большое число типологий характера. Для задач медицинской психологии более подходит клиническая типо-логия характеров, представленная типами, выделенными на основании преобладания тех или иных качеств и свойств, а также их специфиче-ского сочетания с указанием на преобладающий характерологический радикал. Традиционно наиболее часто выделяют следующие типы ха-рактера: истерический, шизоидный, эпилептоидный, психастенический, паранойяльный, которые могут быть как нормальными, так и акцентуи-рованными и психопатическими. Некоторые исследователи приводят и другие клинические типы характеров, однако, в конечном счете, их можно свести к вышеприведенным основным.
Кратко остановимся на особенностях типов характера, позволяю-щих социальному работнику (психологу) провести диагностику и с уче-том выявленных характерологических черт предвидеть поведение кли-ента и продуктивно строить свои отношения с ним. Сутью демонстративного истерического типа является эгоцен-тричность, стремление всегда быть в центре внимания окружающих, всегда занимать ведущие позиции и получать подкрепление своей за-вышенной значимости и уникальности со стороны других. Неудовле-творение этих потребностей ведет к обвинению окружающих, конвер-сионным расстройствам (различным признакам мнимых болезней). Шизоидному типу свойственны склонность к одиночеству, замк-нутость, сниженная способность к сопереживанию, нелюбовь к смене обстановки, эксцентричность внешности, поведения, высказываний. Эпилептоидный тип характеризуется склонностью к длительному застреванию на каких-то обидах, замедленностью и тугоподвижностью мышления, педантизмом, аккуратностью, бережливостью, аффектив-ными взрывами и конфликтностью. Психастенический тип (ананкастный, обсессивно-компульсивный) представлен такими чертами характера как застенчивость, нерешитель-ность, заниженная самооценка, мнительность, тревожность, ипохондрич-ность, стремление к самокопанию и др. Астенический тип имеет такие свойства как пассивность, повы-шенная утомляемость, неуверенность в своих силах, подчиняемость, повышенная эмотивность. Паранойяльный тип отличается от других чрезмерной чувстви-тельностью к неудачам, аффективной ригидностью, подозрительностью, склонностью к образованию доминирующих и сверценных идей, "борьбой за правду" и т. д.
Лекция 8. Проблема личности в медицинской психологии (продолжение)
Как видно из вышеизложенного, проблема личности очень сложна и еще далека от своего окончательного общепринятого разрешения. Среди большого числа существующих теорий личности как зарубеж-ных, так и отечественных, мы придаем особое значение теории отно-шений личности В. Н. Мясищева. Эта теория личности является хоро-шей научной базой многих практических положений медицинской пси-хологии. Психологические отношения человека представляют целост-ную систему индивидуальных, избирательных связей личности с раз-личными сторонами действительности. Эта система вытекает из лично-го жизненного опыта человека, он избирательно и приоритетно выбира-ет, с кем и как взаимодействовать, на каком эмоциональном уровне, как долго и т. д., т. е. он активно регулирует степень контактов с окружаю-щими. Типичные отношения постоянно реализуются в общественном поведении, закрепляются в образе жизни, переходят в черты характера (А. Ф. Лазурский). Болезнь как стрессовая ситуация в жизни пациента изменяет систему значимых отношений личности к себе, своему здоро-вью, семье, трудовым и социальным достижениям и др. Для достижения успеха терапии и реабилитации необходимо выяснить особенности от-ношений больного к болезни, лечению, членам семьи и коллегам по ра-боте, его ценностные ориентации и т. д.
В структуре отношений особенно важной является самооценка (адекватная, завышенная, заниженная, колеблющаяся). У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя по различным качествам чуть выше среднего.
Самоуважение – один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. В условиях болезни, при наличии определенных характерологических черт, самооценка может изменять-ся. Завышенная самооценка присуща демонстративным личностям, они чрезмерно обидчивы, нетерпимы к малейшим замечаниям, конфликтны. При заниженной самооценке, характерной для лиц с тревожным, за-стревающим и педантичным типами акцентуации характера, постоянно присутствуют пониженное настроение, неуверенность в своих силах, несамостоятельность, чрезмерная зависимость от других. Значительное расхождение между представлениями пациента о самом себе и оценкой его окружающими может быть причиной серьезных внутренних и внешних трудностей. Особенности самооценки должны учитываться при проведении терапевтических и реабилитационных мероприятий (изменение представлений о реальном "Я" в адекватном направлении).
Помимо системы отношений в структуру личности, предложен-ной В. Н. Мясищевым, входят еще три компонента: психический уро-вень личности, динамика реакций и переживаний личности, архитекто-ника личности. Психический уровень включает в себя идейный уровень активности – конкретно-личный, повседневно-бытовой, элементарно-витальный, пато-логическое заострение или недостаточность в какой-либо области; ум – его развитие и особенности, уровень функционально-психических осо-бенностей – восприятия, памяти и пр.; способности и их развитие; воле-вые качества. Необходимо учитывать достигнутый уровень психического развития, а также условия, в которых он был бы достигнут (высокий – даже при неблагоприятных условиях, низкий – даже при условиях благо-приятных).
Определить уровень развития личности – это значит ответить на вопросы о способностях и психическом развитии человека. Социаль-ному работнику (психологу) важно учитывать уровень психического раз-вития для правильных коммуникаций в целях осуществления доступных для клиента реабилитационных задач. Динамика реакций и переживаний личности (темперамент) ха-рактеризуется активностью (ее степенью, областью проявления актив-ности, видом деятельности с оптимальной и минимальной активностью и пр.) и реактивностью (ее степенью, повышенной или пониженной эмоциональной возбудимостью, нормальной или патологической реак-тивностью и относительной степенью эмоциональной выраженности (тревога, страх, недовольство, гнев, радость, снижение и притупление эмоциональности и др.), нервно-психическим тонусом-состоянием, настроением и пр.
Архитектоника личности – это соотношение психических свойств в их единстве. Сюда относятся пропорциональность и непро-порциональность свойств психики, наличие или отсутствие домини-рующих отношений (интересов, потребностей, перевес идейно-общественных побуждений над личными или обратное, гармоничность, цельность или внутренняя противоречивость личности, ее широта и глубина). Понятие "архитектоника личности" (по В. Н. Мясищеву) близко к понятию "структурно-характерологические особенности лич-ности". Говоря о том, что характер как психическое своеобразие чело-века определяется соотношением эмоционально-волевой сферы и ин-теллектуальных особенностей личности, В. Н. Мясищев в то же время подчеркивал, что это одновременно понятие содержательное. Содержа-ние его определяется отношением человека к действительности и, пре-жде всего, взаимоотношениями с другими людьми.
В лечебно-реабилитационном процессе невозможно обойти поня-тие мотивации. Термином "мотивация" в современной психологии обо-значаются: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т. е. система факторов, детерминирую-щих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую актив-ность на определенном уровне. Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, по-рожденное системой потребностей человека и с разной степенью осоз-наваемое либо неосознаваемое им вообще. Согласно психологии дея-тельности А. Н. Леонтьева, сутью личности является система относи-тельно устойчивых иерархизированных мотивов как основных побуди-телей деятельности с формированием смыслообразующих мотивов и мотивов – стимулов. В условиях болезни меняется иерархия мотивов (под влиянием, в частности, доминирующей потребности в безопасно-сти), утрачиваются побудительные их свойства, они могут вступать в противоречие друг с другом, ослабляя общую мотивацию к лечению. Искажение мотивации к лечению может происходить в разных направ-лениях: у одних больных лечение превращается в самоцель (мотив ле-чения становится патологическим), у других – лечение является неже-лательным (стремление скрыть болезнь), у третьих – лечение по словес-ной мотивировке больного желательно, а по построению его действий – безразлично.
Задачей врача, психолога, социального работника является под-держание и укрепление мотивов, направленных на противодействие бо-лезни и ее последствиям.
Основой хорошей сопротивляемости болезни являются не сами по себе свойства организма, нервной системы, а их конкретное преломление в присущих данной личности потребностях, стремлениях и побуждаемой ими деятельности. Активная жизненная позиция и, соответственно, интенсивное противодействие болезни, как правило, основаны на учете интересов общества. Пациенты, для кото-рых характерны значительные социальные интересы, активно взаимо-действуют с врачом, психологом, социальным работником в процессе лечения и реабилитации. При их отсутствии перед реабилитационной бригадой возникают не только лечебно-восстановительные, но и меди-ко-педагогические проблемы. Важнейшей предпосылкой успешного ле-чебно-реабилитационного процесса является выработка сознательной мотивации на преодоление болезни и ее последствий.
Для успешности своей работы социальный работник (психолог) должен владеть методами исследования личности. Их много, они в раз-личной степени сложны и надежны. Неоднозначность пристрастий ис-следователей к той или иной личностной методике отражает различия в концептуальных подходах к такой сложной проблеме как личность.
Выделяют клинический метод и экспериментально-психологический. Основу первого составляют беседа с больным и наблюдение. Направленная беседа (интервью, эксплорация) позволяет выявить типологические особенности личности. Наблюдение позволяет сделать вывод о его эмоциональном отно-шении к тому или иному факту, поведенческих паттернах и др. Биографический (анамнестический) метод, относящийся к анали-тическим методам, через изучение закономерностей жизненного пути – истории человека как личности и субъекта деятельности, позволяет по-лучить целостное представление о личности и ее развитии. Сочетание рассказанного пациентом (субъективный анамнез) и сообщенного род-ственниками, сотрудниками, медицинскими и социальными службами (объективный анамнез) позволяет оптимально объективно оценить сис-тему жизненных отношений больного, выявить наиболее значимые из них, увидеть степень их нарушения. Важное дополнение к этому методу несут дневники пациентов, автобиографии, продукты их деятельности (рисунки, записки, заявления и др.).
Все экспериментально-психологические методы исследования личности можно условно разделить на две группы: І. Опросники (анкеты): ММР А. Е. Личко, Г. Айзенка, самооценки (С. Я. Рубинштейн) и др., где пациент сам отвечает на предложенные стандартные вопросы, позволяющие экспериментатору судить о лично-стных чертах испытуемого. ІІ. Проективные методики, когда испытуемому дается неструкту-рируемое задание, допускающее многие способы решений.
Эти методики основаны на предположении, что в своем решении индивид проявит характерные для него особенности. К таким тестам от-носятся: методика свободных ассоциаций, методика незавершенных предложений, ТАТ, тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, тест Роршаха и др. Умелое сочетание клинического и экспериментально-психологического методов позволяет социальному работнику (психоло-гу) с наибольшей долей объективности оценить личностные характери-стики своих пациентов и адекватно с ними взаимодействовать.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |