Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Расстройства внимания и памяти




Вниманием в психологии называется направленность психических процессов на определенные объекты окружающего мира и собственные представления, мысли, переживания. Без внимания невозможна пра-вильная оценка действительности, запоминание и воспроизведение, мыслительные процессы, деятельность человека.

 

Физиологической ос-новой внимания является устойчивый очаг оптимального возбуждения, доминанта в коре полушарий головного мозга при торможении окру-жающих участков коры.

 

Различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) внимание. Как произвольное, так и непроизвольное внимание имеют се-лективный, избирательный характер.

Непроизвольное внимание осуществляется непреднамеренно, без волевых усилий и представляет собой ориентировочный рефлекс на раздражители, имеющие значение для организма (например, выстрел, внезапное появление автомобиля). Обычно, оно вызывается раздражи-телями достаточной силы, но может появиться и вследствие воздейст-вия слабого раздражителя – в том случае, когда таковой появляется не-ожиданно. Например, непроизвольное (вначале!) внимание больного может быть привлечено шепотной речью врачей (психологов), гово-ривших в его присутствии до этого достаточно громко.

 

Произвольное внимание предусматривает сознательное, волевое, избирательное сосредоточение на каком-то объекте. Оно является ос-новным в деятельности человека и требует воспитания и тренировки.

 

На процесс внимания существенное влияние оказывают следую-щие факторы: тип высшей нервной деятельности – темперамент; навы-ки и умения в данной сфере; заинтересованность человека в той или иной деятельности (аффективная вовлеченность).

 

К основным свойствам внимания относятся:

· устойчивость;

· объем;

· способность к распределению;

· переключаемость;

· концентрация.

 

Под устойчивостью понимается возможность длительного сосре-доточения на каком-то одном объекте. Объем внимания характеризуется количеством объектов (в среднем 5–7), которые оно захватывает. Уме-ние одновременно следить за несколькими объектами и выполнением различных операций отражает способность к распределению внимания, а сознательное быстрое переключение внимания с одного объекта на другой – способность к переключаемости. Концентрация внимания на какой-то определенной деятельности в ущерб остальным внешне прояв-ляется сосредоточенностью.

 

На функцию внимания влияют как внешние, так и внутренние ус-ловия.

Для поддержания внимания имеют значение интенсивность и но-визна раздражителей, их контрастность. Известно влияние на состояние внимания алкоголя, голода, переедания, эмоциональных состояний.

 

Характерны особенности внимания в полярные возрастные пе-риоды – детский и старческий. Так, для детей свойственны неустойчи-вость, преобладание непроизвольного внимания над произвольным. В клинической практике эти особенности принимают характер болезнен-ных симптомов при синдроме дефицита внимания (гиперкинетическом синдроме), свойственном детям с минимальной мозговой дисфункцией. Основными признаками этого состояния являются:

 

· беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчатся, "извиваются");

· невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется;

· легкая отвлекаемость на посторонние стимулы;

· нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе);

· склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопрос;

· сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением);

· сложности сохранения внимания при выполнении заданий или во время игр;

· частый переход от одного незавершенного действия к другому;

· невозможность играть тихо и спокойно;

· болтливость;

· склонность мешать другим, "приставать" к окружающим (напри-мер, вмешиваться в игры других детей);

· внешние проявления несосредоточенности на обращенную к чело-веку речь;

· склонность терять вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т. п.);

· частое совершение опасных действий (недоучет последствий), при этом не ищет острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам).

 

В пожилом возрасте внимание характеризуется снижением устой-чивости, слабой интенсивностью концентрированного внимания и еще более слабой его переключаемостью – так называемая стариковская рассеянность.

 

Можно сказать, что внимание в различных своих проявлениях страдает при всех заболеваниях.

 

Расстройства внимания отражаются в ряде типичных жалоб боль-ных: трудность сосредоточения на каком-либо вопросе или задаче; лег-кая отвлекаемость; ошибки в работе (счете, письме); "механическое" чтение, без проникновения в смысл прочтенного; рассеянность и т. д.

 

Наличие астенического синдрома, присущего всем соматическим болезням, ведет к истощаемости активного внимания, снижению его устойчивости, непроизвольной переключаемости. Очень тяжелая бо-лезнь полностью нарушает способность сосредотачиваться (апрозек-сия). Расстройства внимания в виде неустойчивости внимания, неспо-собности к длительной его концентрации обычны для больных с трав-матическими и сосудистыми заболеваниями головного мозга. Для больных церебральным атеросклерозом характерна также повышенная отвлекаемость.

Локальные поражения лобных долей головного мозга ведут к персеверации одного и того же действия, переключение внимания на другую операцию затруднено.

При ипохондрических и депрессивных состояниях внимание па-тологически сконцентрировано на болезненных мыслях (гиперпрозек-сия), поэтому психологу (социальному работнику) надо быть осторож-ным в высказываниях и поведении, которые могут быть неправильно интерпретированы поглощенными своими переживаниями больными. В практике врачебно-трудовой экспертизы при интеллектуальном сниже-нии порой трудно привлечь внимание инвалида (притупление внима-ния), часто сужается объем внимания.

 

Для верификации выявленных клинических расстройств внима-ния существуют проверенные и подтвердившие свою эффективность экспериментально-психологические методики.

Таблицы Шульте – последовательное отыскивание случайно рас-положенных чисел от 1 до 25, в условиях ограниченного времени по-зволяют сделать заключения об объеме внимания, его устойчивости, ис-тощаемости, способности к концентрации.

 

При изучении переключаемости внимания используется услож-ненный вариант таблиц Шульте – методика Шульте-Горбова. В этом случае цифры в таблицах окрашены в черный и красный цвета. Испы-туемый показывает, к примеру, черные цифры от 1 до 25 и параллельно красные от 25 до 1.

 

Устойчивость внимания чаще всего определяется по " корректур-ной пробе ". Наиболее распространенный ее вариант – таблицы Бурдона-Анфимова, представляющие собой бланки с напечатанными в случай-ном порядке буквами (или цифрами). Испытуемый должен зачеркивать одну или две-три буквы, цифры. Учитывается время (6–8 минут) и чис-ло ошибок.

Методика Мюнстерберга предназначена для определения изби-рательности внимания. Она представляет собой буквенный текст, среди которого имеются слова.

 

Задача испытуемого – как можно быстрее, считывая текст, подчеркнуть эти слова. Нормативное время – 2 минуты. Регистрируется количество ошибок (пропущенные или неправильно выделенные слова).

К важнейшим психическим функциям, позволяющим человеку адекватно взаимодействовать с окружающей действительностью, отно-сится память. Память (мнестические процессы) заключается в способ-ности запечатлевать (фиксация), удерживать (ретенция), воспроизво-дить (репродукция), узнавать и забывать.

 

По времени удержания информации различают кратковременную и долговременную память. Процесс запоминания может быть непроизвольным и произволь-ным (с участием волевого усилия). Произвольное запоминание может быть механическим или осмысленным (с установлением логических связей между запоминаемым материалом). У разных людей, в зависи-мости от типа сигнальной системы, преобладают наглядно-образная па-мять (лучше запоминаются образы, формы, звуки, цвет и т. д.) или абст-рактно-логическая память (лучше запоминаются слова, смысл, символы и т. д.). Эмоциональный тип памяти означает сохранение или воспроиз-ведение пережитых человеком чувств.

 

В зависимости от степени участия в процессе запоминания и вос-произведения тех или иных органов чувств различают следующие виды памяти:

· зрительную;

· слуховую;

· моторную (двигательную);

· обонятельную;

· вкусовую;

· осязательную.

 

Психофизиологической основой памяти являются ассоциации (связи): по смежности (в пространстве или во времени), по сходству, по контрасту.

 

Память отдельных людей отличается быстротой и объемом запо-минания, прочностью сохранения, точностью воспроизведения, готовно-стью воспроизвести нужный материал, именно тогда, когда он требуется.

 

Состояние мнестических функций колеблется в зависимости от множества причин – утомления, недосыпания, эмоций, значимости ре-зультата для достижения поставленных целей, болезней и др.

 

Расстройства памяти могут касаться всех ее компонентов. Мне-стические нарушения наиболее типичны для экзогенно-органических поражений головного мозга (инфекций, интоксикаций, черепно-мозговых травм, сосудистой патологии).

 

Клинические проявления рас-стройств памяти зависят от очага поражения головного мозга, распро-страненности и характера патологического процесса. Вместе с тем на-рушения памяти могут носить и функциональный характер (при невро-зах, эмоциональных расстройствах).

Классификация расстройств памяти включает:

· гипермнезию;

· гипомнезию;

· амнезию;

· парамнезии (псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии).

 

Гипермнезия (усиление) – достаточно редкое явление, присущее людям с эйдетическими способностями, которое также поддерживается тренировкой памяти и применением мнемотехнических приемов за счет улучшения запоминания и воспроизведения, при стимуляции психиче-ской активности психотропными веществами (кофе, алкоголь, гормоны и т. п.). При патологических состояниях (маниакальное, инфекционное) нестойкое улучшение памяти обусловлено усилением репродукции.

 

Гипомнезия – ухудшение памяти, характерное для астенических состояний, являющихся непременным атрибутом всех соматических за-болеваний, особенно при явлениях церебрального атеросклероза. Здесь страдает фиксация материала и отмечается невозможность что-либо вспомнить.

Амнезия – выпадение памяти на какой-то период времени. Может быть аффектогенной, связанной с вытеснением неприятных для лично-сти воспоминаний (диссоциативные и конверсионные расстройства). Наиболее часто является следствием нарушений сознания в результате черепно-мозговых травм, сосудистых нарушений, интоксикаций, уду-шения, утопления, остановки дыхания и др. Наиболее известны сле-дующие клинические формы амнезии:

· фиксационная (нарушения непосредственного запоминания);

· репродукционная частичная или избирательная (затруднения в воспроизведении либо припоминании отдельных событий) и общая (отсутствие воспоминаний всех событий, какого-то прошлого от-резка времени);

· общая прогрессирующая – нарастающее забывание своих мысли-тельных операций, затем – расположения событий и фактов во времени, самих событий и фактов, эмоциональных отношений, жизненных навыков и привычек;

· ретроградная – забывание событий, предшествующих болезни;

· антероградная – отсутствие воспоминаний на период после выхода из состояний нарушения сознания.

 

Парамнезия – это нарушение распределения припоминаемых со-бытий во времени и пространстве, искажение ранее пережитых реаль-ных событий, замещение пробелов памяти домыслами (фантазиями), отчуждение вспоминаемых переживаний от собственного жизненного опыта или присвоение чужого. При псевдореминисценциях происходит ошибка во времени – ранее пережитое относится не к тому времени, ко-гда это событие произошло. Конфабуляциями (вымышленными воспо-минаниями) заполняются периоды амнезии. В случаях криптомнезии ранее лично пережитое вспоминается как чужое, либо, наоборот, слы-шанное и виденное вспоминается как лично пережитое (феномены "уже виденного" и "никогда не виденного").

 

Амнезии и парамнезии в совокупности образуют картину корсаковского амнестического синдрома, впервые описанного выдающимся русским психиатром С. С. Корсаковым у больных алкоголизмом. Даль-нейшее изучение данного синдрома показало возможность его возникно-вения при всех органических заболеваниях головного мозга. Массивные расстройства памяти нарушают социальную адаптацию больного из-за амнестической дезориентировки.

 

Для выявления расстройств памяти порой достаточно вниматель-ной беседы с клиентом. Правильно и корректно поставленные вопросы о местожительстве, возрасте близких, датах событий из личной жизни, значимых исторических событиях, владение соответствующими опыту и профессии знаниями позволяют вынести суждение о состоянии мыс-лительных функций обследуемого.

 

Более точные данные о степени и особенностях расстройств па-мяти достигаются применением патопсихологических тестов. Наибо-лее часто используется методика запоминания десяти слов, суть кото-рой заключается в определении способности к непосредственному краткосрочному или долговременному произвольному запоминанию десяти несвязанных между собой слов после четырех-, пятикратного повторения сразу и через один час. Другая популярная методика иссле-дования опосредованного запоминания (пиктограмма), включает в себя предъявление испытуемому для запоминания 10–15 понятий, которые он должен изобразить рисунком, позволяющим впоследствии (через час) вспомнить зашифрованные понятия.

 

При помощи психологических методик хорошо выявляется ос-лабление способности к запоминанию к концу исследования при асте-нических состояниях, присущих всем соматическим болезням, за счет истощаемости больных. При олигофрении наблюдается равномерное снижение непосредственной и оперативной памяти. При деменции в пожилом возрасте нарушается механическая и ассоциативная память, резко выражены расстройства запоминания.

 

Социальный работник (психолог) должен оценить степень мнестических расстройств клиента и учитывать их в своей практической деятельности. Могут пригодиться практические советы для улучшения запоминания. Так, надо попытаться пробудить интерес клиента к вы-полнению какого-либо задания; делать акцент на начале и конце необ-ходимого указания ("эффект края"); повторять с интервалами необходимый для запоминания материал; использовать дублирующую слова зрительную информацию; вырабатывать и поддерживать стереотипы поведения и др.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.