Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Нарушения волевых процессов. Эмоциональные расстройства




Вся жизнь человека, в том числе и болезнь, окрашена эмоциональ-ными проявлениями. Мы так или иначе относимся к окружающему миру и самому себе. В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения наших потребностей возникают положительные или отрицательные эмо-ции. Эмоциональность зависит от наследственных факторов (темпера-мент), возраста, пола, воспитания и др. Известна яркая эмоциональность женщин и детей, тусклость проявлений эмоциональной жизни стариков, воспитанная сдержанность в проявлениях чувств у представителей раз-личных сословий и культур (джентльмен, японец и др.). Объективизация эмоций происходит в мимике, пантомимике, речи, вегетативных прояв-лениях (частота пульса, дыхания, потоотделения и др.).

 

Различают: эмоциональные реакции – кратковременный аффек-тивный отклик на волнующее событие; эмоциональные состояния – длительно существующий эмоциональный фон; эмоциональные отно-шения – чувства, возникающие в связи с ситуацией, к себе или кому-либо другому. В условиях болезни и лечебно-реабилитационого процес-са присутствуют все вышеописанные феномены. Частым проявлением аффективных состояний как в норме, так и при патологии являются тре-вога и страх.

Тревога – неопределенное чувство угрозы, опасности в условиях недостатка информации. Является положительной, мобилизующей эмо-цией, направленной на благоприятное для личности разрешение ситуа-ции, но может быть и патологической – дезорганизующей поведение.

Страх (фобия) – боязнь чего-либо конкретного (темноты, высоты, болезни, смерти, собаки и т. д.).

Предложены различные классификации тревоги и страха, обоб-щенные Х.

 

Христозовым (1980). Выделяют следующие виды страха:

1. По форме и оттенкам проявления:

· страх астенический (оцепенение, слабость, нецелесообраз-ность поступков);

· страх стенический (паника, бегство, агрессия);

· соответствующий и несоответствующий степени опасности;

· адекватный и неадекватный.

 

2. По степени выражености:

· испуг (внезапный и кратковременный страх, возникающий при неожиданном и неприятном, но еще четко неосознавае-мом изменении ситуации, угрожающем жизни или благопо-лучию человека);



 

· боязнь (постепенно возникающее чувство страха, связанное с осознанием на протяжении длительного времени продол-жающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие);

· ужас (наивысшая степень страха, с характерным угнетением рассудочной деятельности – "безумный страх").

 

3. По форме проявления:

· страх витальный (переживание страха исходит из собствен-ного тела, непосредственно из эмоциогенных систем голов-ного мозга);

· страх реальный (опасность исходит из окружающего мира);

· моральный страх или страх совести (возникает в результате рассогласования первичных психический процессов и более дифференцированных стремлений).

 

4. По виду:

· осознаваемый генерализованный;

· осознаваемый локализованный;

· неосознаваемый генерализованный;

· скрытый локализованный страх.

 

5. По этапам развития:

· нерешительность;

· неуверенность;

· смущение;

· боязливость;

· тревога;

· страх;

· ужас.

 

В структуре тревожно-фобических расстройств выделяют три ос-новных нарушения:

а) аффективное – чувство опасности;

б) интеллектуальное – неуверенность;

в) волевое – нерешительность.

 

Х. Христозов рассматривает следующие патологические формы страха:

· навязчивый (фобия) – возникает иногда в связи с определенной си-туацией, с осознанием абсурдности;

· ипохондрический – возникает в ситуации, связанной с ипохондри-ческими переживаниями, без критического отношения;

· психотический – появляется в связи с депрессивно-параноидными переживаниями или как диффузный страх.

 

В картине любой болезни всегда присутствует астенический син-дром. Он характеризуется легким возникновением раздражительности, быстрой сменой эмоций – эмоциональной лабильностью, нарастающей слабостью, а при тяжелых и длительных болезнях – безразличием к ок-ружающему и своей судьбе (апатия). При сосудистых заболеваниях из-вестна раздражительность больных гипертонической болезнью, слабо-душие (недержание эмоций) у больных атеросклерозом. У некоторых больных может возникнуть эйфория – благодушное, бездеятельное, чрезмерно веселое, неадекватное ситуации настроение. Подобное эмо-циональное состояние встречается при интоксикациях алкоголем и нар-котиками, кровопотерях и кислородной недостаточности, в предаго-нальный период и при выздоровлении.

 

К наиболее распространенным эмоциональным расстройствам от-носится депрессия – пониженное настроение, тоска. Депрессия может быть спутником многих заболеваний, особенно хронических.

 

Депрессия проявляется в виде различных синдромов: астено-депрессивного, де-прессивно-фобического, депрессивно-апатического. Депрессия является астенической эмоцией, ослабляющей защитные силы организма, может вести к суицидальным мыслям, поэтому ее ликвидация входит в ком-плекс первостепенных терапевтических задач. Поведение социального работника (психолога) не должно вызывать отрицательных эмоций у пациентов, оно должно способствовать атмосфере оптимизма относи-тельно исхода болезни.

 

Правильное разъяснение присутствующих бо-лезненных симптомов ведет к снижению тревоги и страха. Эмоцио-нальная поддержка предупреждает появление чувства безысходности.

 

Исследование состояния эмоциональной сферы пациентов вклю-чает наблюдение за мимическими реакциями, позой, жестами, речью, вегетативными реакциями. Необходимы также навыки владения психо-логическими тестами для выявления тревоги (Спилбергера, Шихана, Тейлора, Люшера и др.) и депрессии (Гамильтона, Бека и др.)

 

Вся деятельность человека пронизана волевыми усилиями. На ка-ждом шагу мы совершаем действия, которые часто не делали бы, однако совершаем их, руководствуясь личной и общественной необходимостью (потребностями). Таким образом, воля – это сознательное направление своих умственных и физических усилий на достижение цели. Потребно-сти человек субъективно переживает в виде влечений и желаний. Влече-ние – неосознанное стремление к чему-либо или кому-либо. Желание – осознанное стремление к определенной цели. Влечение базируется на инстинктах, которые в процессе общественного развития индивида при-обретают характер социально-обусловленных высших влечений, регу-лируемых сознательными усилиями. В результате изъянов воспитания, болезней не происходит социализации инстинктов или они обнажаются и искажаются.

 

К расстройствам пищевого инстинкта относятся: булимия – про-жорливость (при эндокринных и органических мозговых расстройствах) и анорексия – отсутствие потребности в пище (при депрессии, как на-вязчивые или сверхценные идеи).

 

Расстройства инстинкта самосохранения представлены ипохонд-рическими опасениями болезни и смерти, самотравматизацией и суици-дами.

 

Среди нарушений полового инстинкта (рассматриваемых в курсе психиатрии) остановим свое внимание только на усилении полового влечения, встречающегося при опухолях гипофиза, и ослаблении, со-провождающем все хронические болезни (астенический синдром), де-прессию и неврозы.

 

В детской клинической практике отмечаются и другие расстройства влечений, такие как обгрызание ногтей (онихофагия), выщипывание волос и бровей (трихотилломания), обкусывание и облизывание губ, обсасыва-ние пальцев, свидетельствующие о невротическом состоянии. Внезапны-ми немотивированными действиями являются также стремление к бро-дяжничанию (дромомания) и стремление к поджогам (пиромания).

Волевая сфера в рамках познавательных процессов представлена мотивационным аспектом. Начальным пунктом волевого акта является мотив (побуждение) – то, ради чего, ради удовлетворения какой по-требности совершается действие. Далее определяется цель, происходит борьба противоречивых мотивов, принимается решение, осуществляет-ся выбор пути достижения цели. Заключительным этапом волевого акта является исполнение (поступок).

 

В условиях болезни имеют место снижение волевых побуждений (гипобулия) и даже их отсутствие (абулия) из-за астении, депрессии, апатии.

Гипербулия – повышение волевой активности, нередко носит не-адекватный ситуациям характер и проявляется сверхценными и пара-нойяльными идеями (ипохондрическими, сутяжными, реформаторства, изобретательства и др.).

 

Некоторые свойства личности имеют прямое отношение к воле-вым процессам. Так, нерешительность затрудняет выбор (врача, лечения и др.), отсутствие настойчивости не позволяет довести дело до конца, выполнять врачебные назначения, преодолевать болезнь, самостоятель-ность подразумевает способность принимать решения, не поддаваться чужому влиянию. К качествам воли, связанным с торможением нежела-тельных психических реакций, действий, относятся: самообладание при психотравмирующих событиях, выносливость и терпение к боли, дис-циплинированность (в процессе лечения и реабилитации).

 

В клинической практике имеет значение и нарушение структуры иерархии мотивов. Суть нарушения заключается в отклонении формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей потребностей. Так, например, естественный для детского возраста инте-рес к играм, фантазиям, приключениям выглядит нелепо у стариков. При сверхценных идеях доминирующая потребность (например, кол-лекционирование) занимает неподобающе значимое место в иерархии ценностей человека, направляющего на ее реализацию все финансовые и временные ресурсы в ущерб более значимым потребностям (полно-ценному питанию, семейному общению, служебному росту и др.).

 

Примером эстетических потребностей, ставших патологическими (сверхценными), может служить и нервная анорексия – сознательное исхудание, вплоть до кахексии, ради соответствия стандартам подиум-ной модели (явление достаточно распространенное среди девушек). Мо-тив коррекции "недостатка своей внешности" превращается в домини-рующий в специфических условиях подросткового возраста.

 

Приобретая смыслообразующую функцию, он удовлетворяет ряд кардинальных потребностей личности подростка, таких как: стремление заслужить одобрение сверстников, занять среди них высокую позицию, строить свое поведение в соответствии со своими собственными требованиями и пр. Поглощающая все борьба с весом ведет к затруднению и искажению других существенных для подросткового возраста потребностей, преж-де всего учебной и общения.

 

К важнейшим, в силу социальной значимости, расстройствам во-левых процессов относится суицидальное поведение. Оно не только может быть преждевременным финалом жизни человека, но и является психотравмирующим событием для близких суицидента, людей, оказы-вающих ему помощь (врачи, психологи, социальные работники), а так-же получает общественный резонанс.

 

Различают:

· намеренное лишение себя жизни – суицид (самоубийство);

· парасуицид (суицидальную попытку) – не закончившееся смертью намеренное самоповреждение или самоотравление, которое пре-следует самые разные для личности цели. Это может быть: а) не-удачная реализация желания умереть; б) попытка манипуляции ок-ружающими (шантаж); в) "крик о помощи", г) амбивалентные ко-лебания между жизнью и смертью, смысл которых не совсем осоз-нается пострадавшим.

 

Суицидальным попыткам часто предшествует разной длительности период размышлений о малой ценности жизни, фантазии и мысли о соб-ственной смерти, подготовка плана самоубийства. До самого последнего момента перед суицидальным актом человек колеблется между "за" и "против". Это всегда проявляется в суицидальных высказываниях человека (прямых и косвенных), изменениях его поведения и отношения к окружающим. Знание социальным работником (психологом) этих пре-дикторов суицидального поведения повышает шансы предотвращения печального исхода.

 

Среди многочисленных причин суицидального риска следует ука-зать:

· на депрессию;

· алкогольную зависимость;

· расстройства личности;

· тяжелые хронические заболевания, особенно в пожилом возрасте, ведущие к инвалидизации, ограничению срока жизни, а также не-излечимые;

· психотравмирующие ситуации (смерть близких, развод, жизненный крах и др.);

· одиночество

 

Социальный работник (психолог) должен учитывать эти состоя-ния, а также обратить внимание на следующее:

· потерю интереса к обычным занятиям, увлечениям;

· подготовку завещания;

· раздачу долгов и любимых вещей;

· высказывания ("не хочу быть больше обузой", "лучше не жить, чем так страдать", "теперь я больше никого не побеспокою" и т. п.).

 

Следует контролировать прием медикаментов для предотвраще-ния их накопления с суицидальной целью.

При выявлении суицидальных намерений или совершенной суици-дальной попытки необходимо обеспечение непрерывного наблюдения за пациентом, проведение психологически поддерживающей беседы, ин-формирование родственников, обеспечение консультации психиатра.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.013 сек.