Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательство: проблемы становления и развития




Тема 5.26. Предпринимательство. Теневая экономика.

Официально предпринимательство в Российской Федерации возникло только с началом кооперативного движения. Вместе с тем, в дореволюционной России предпринимательстов, предприимчивость получило серьезное развитие.

Экономическую основу предпринимательства составляет ряд факторов: предпринимателськая инициатива, т.е. активная позиция по отношению к материальному миру и возможности самореализоваться в бизнесе, готовность к риску при отдновременной готовнроости нести ответственность, склонность к нововведениям, к твоврческой работе, возможность соединение в единое целое факторов производства. Последнее с точки зрения Ж.Б. Сэя является главной задачей предпринимателя, как творческой личности, обладающей особым организационным талантом. Вопросы предпринимательства в свете вышеперечисленных составляющих рассматривали в своих работах Р. Кантильон, А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, Й. Шумпетер.

Основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности является как правило получение материального вознаграждения, выражающегося в виде предпринимателськой прибыли. Она может быть одновременно комбинацией различных видов доходов – вознаграждения за инновации, за организаторские способности предпринимателя, за использолвание собственного капитала в производстве, за склонность к риску. Стоит однако отметить, что утилитарный мотив предпринимателськой деятельности является определяющим, но далеко не единственым.

Все вышесказанное позволяет в общем определить предпринимательство следующим образом:

Предпринимательство – это инициативная деятельность участников рынка, направленная на производство материальных благ и услуг с целью получения предпринимательской прибыли и увеличения индивидуального благосостояния.

Предприниматели осуществляют свою деятельность в экономической системе, создающей условия для реализации своей цели. Вместе с тем, в рамках экономической системы с предпринимателями взаимодействуют другие экономические агенты, обозначаемые как субъекты предпринимательской деятельности: помимо предпринимателей также и потребители, для удовлетворения потребностей которых собственно говоря и осуществляется предпринимательская деятельность, наемные работники, а также один из наиболее значимых субъектов рынка - государство.

Классификация предпринимательства.

Наиболее важные классификационные признаки предпринимательства следующие:

По формам предпринимательство подразделяется на: частное, коллективное, государственное. При этом по способу организации предпринимательство может быть представлено в индивидуальной, групповой и корпоративной форме.

По масштабам производства: мелкое, среднее и крупное.

По характеру деятельности: некоммерческое, торговое, в сфере услуг, в сфере производства. Также в последнее время все более развивается политичсекое предпринимательство, при этом формой реализации дохода является политическая деятельность с целью лоббирования интересов бизнеса, так и иное извлеченне доходов от политической деятельности (улучшение материального положения, зарабатывание «отношенческого капитала», позволяющая в дльнейшем благодаря полученным связям в политических кругах достичь успехов в бизнесе и т.п.)

По сферам получения предпринимательского дохода: производственное предпримимательство; финансовое предпринимательство, где объектом купли-продажи являются деньги, ценные бумаги; страховое предпринимательство; Посредническое предпринимательство; информационный бизнес; венчурный (инновационный бизнес)

Необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности является благоприятная среда предпринимательства. Она представляет собой совокупность условий, благоприятствующих или мешающий осуществлению целей предпринимателя. К основным элементам предпринимаетльской среды относятся:

  • степень развития производительных сил;
  • уровень экономической свободы, степень регулирования экономичекой системы и механизм ее координации;
  • уровень монополизации рынка, государственное регулирование монополий и способствование развитию конкурентной среды;
  • степень государственного вмешательства, величина налоговой нагрузки, масштабы коррупции, «высота» административных барьеров вхождения в рынок.

Все вышеуказанные элементы среды так или иначе способствуют или препятствуют реализации функций предпринимательства. Обозначим наиболее значимые функции предпринимательства:

Управленческая функция: включает в себя основные базовые составляющие процесса управления современным предприятием: управление финансами и производством, персоналом материально-техническим снабжением и сбытом. При этом в зависимости от масштаба бизнеса предпринимаетль либо полностью сам занимается вышеперечисленными функциями, либо делегирует свои функция, полномочии и отвественность наемным работникам- управленцам. В последнем случае предприниматель, являющийся собственником бизнеса, осуществляет функции стратегического, а зачастую оперативного контроля.

Созидательная функция заключается в рациональном использовании ограниченных ресурсов с целью создания удовлетворяющих человеческие потребности благ с наиболее эффективной технологией. При этом стимулом к поиску эффективной технологии будет являться конкуренция. Конкуренция за ресурсы, за потребителей способствует оптимальной аллокации общественных ресурсов – распределению в наиболее прибыльные сферы, помогает установиь экономическое равновесие.

Институциональная функция предпринимательства предполагает модификацию сложившейся рыночной среды с точки зрения поиска более совершенных способов организции производства, координации ресурсов, способствующих более эффективному производству и информационному улучшению рыночной среды институтов.

Социальная функция предпринимательства связана прежде всего с созданием рабочих мест, расширением возможностей получения дохода для предпринимателя, наемных работников. Благодаря созданию предпринимателями рабочих мест возникает рост налоговых поступлений и улучшение общественного благосостояния. Другая сторона социальной функции – создаваемые в ходе реализаци предпринимателських целей новые товары и услуги расширяют потребительский выбор, улучшают качество жизни людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.