Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1.1 Роль государственных и муниципальных финансов в экономике




Модуль 1 Сущность, функции, источники формирования и роль государственных и муниципальных финансов.

Государственные и муниципальные финансы — это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, активизируя де­нежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Главными функциями государства являются:

¾ упорядочение жизни общества;

¾ обеспечение и защита прав и свобод граждан;

¾ обеспечение правопорядка и безопасности государства;

¾ регулирование макроэкономического развития;

¾ оказание государственных услуг населению;

¾ разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка мало­имущих групп населения;

¾ регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;

¾ осуществление мер по охране окружающей среды и др.

Таким образом, государственные финансы — это:

¾ инструмент привлечения средств в бюджет с помощью обще­обязательных платежей;

¾ ведущий экономический рычаг государства.

Главные направления воздействия государственных финансов на экономику:

¾ налоговая политика;

¾ способы финансирования дефицита бюджета;

¾ управление государственным долгом.

Политика в области государственных финансов обеспечивает поддержание экономического роста; ограничение социального неравенства; эффективность государственных расходов.

При налогообложении государственное воздействие обеспечи­вается налоговыми ставками и льготами.

Налоговые ставки и льготы оказывают влияние:

¾ на объем производства;

¾ предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг.

При расходовании средств государство осуществляет:

¾ финансирование государственных программ, направленных на удовлетворение потребностей населения;

¾ содействие развитию тех или иных отраслей и производств;

¾ изменение структуры производства;

¾ укрепление позиций Российской Федерации в мире.

Государственные финансы обслуживают государство как систему организации органов власти (оплата труда госслужащих и др.). С политической точки зрения государственные финансы — это и фактор развития структур государственного управления.

Муниципальные финансы обеспечивают самостоятельное и под свою ответственность решение населением муниципального обра­зования вопросов местного значения.

¾ ремонт дорог;

¾ строительство и эксплуатация объектов социальной инфраст­руктуры (больниц, школ и др.);

¾ услуги связи, общественного питания;

¾ библиотечное обслуживание;

¾ развитие физкультуры и спорта;

¾ охрана памятников культуры и др.

Конституция РФ, Федеральный закон "Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляют осново­полагающие принципы о том, что местное самоуправление

¾ не входит в систему органов государственной власти;

¾ имеет собственные финансовые основы.

Данные принципы предопределяют разделение финансов на го­сударственные и муниципальные.

Источники финансирования деятельности государства и муници­пальных образований разные. Государство имеет собственный бюд­жет, собственные источники пополнения финансовых средств (федеральные налоги и др.). Муниципальные образования также имеют свой бюджет, свои источники финансов (местные налоги и др.). Государство и муниципальные образования должны осуще­ствлять свою деятельность только за счет собственных средств. Лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законодательством, возможно использование государственных финансов для муниципальных нужд.

Финансовая система представляет собой сово­купность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формирова­нии и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Она включает следующие звенья финан­совых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности, финансы домохозяйств.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно раз­бить на две подсистемы: 1) общегосударственные финансы, обес­печивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; 2) финансы хозяйствующих субъектов, используе­мые для обеспечения воспроизводственного процесса денежны­ми средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в мето­дах формирования и использования централизованных и децент­рализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, соз­данного в отраслях материального производства.

Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики. В настоящее время она направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Финансовая политика реализуется по нескольким направлениям:

· налоговая;

· бюджетная;

· денежно-кредитная;

· инвестиционная;

· институциональных преобразований;

· социальная.

Государственное регулирование финансов представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она также не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных и представительных органов власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.