Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2.5 Межбюджетные отношения в РФ. Бюджетный федерализм




Под бюджетным федерализмом понимают отношения между фе­деральными органами власти и органами власти субъектов федерации, органами местного самоуправления по поводу форми­рования и реализации бюджетной политики.

Признаки бюджетного федерализма:

¾ наличие:

• трех основных уровней бюджетной системы (федерального, субъектов РФ, муниципальных образований);

• самостоятельного бюджета у того или иного уровня власти и ответственности за сбалансированность бюджета и бюд­жетную обеспеченность;

¾ существование системы межбюджетных отношений, предна­значенных для упорядочения отношений между различными самостоятельными бюджетами;

¾ сочетание принципов централизации и децентрализации при раз­граничении налоговых полномочий, расходов и доходов (при их распределении в бюджеты бюджетной системы);

¾ учет интересов участников бюджетного процесса на основе дос­тижения компромиссов в рамках строго определенных процедур;

¾ единство государственных интересов и интересов населения
как основы сбалансированности бюджетной системы.

Принципы бюджетного федерализма:

¾ законодательное разграничение полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджета;

¾ обеспечение:

• органов власти различных уровней необходимыми финансо­выми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

• вертикального и горизонтального выравнивания доходов бюд­жетной системы;

¾ самостоятельность и равноправие соответствующего бюджета, входящего в бюджетную систему;

¾ организация межбюджетных отношений в рамках бюджетной системы.

Существует три типа бюджетного федерализма:

¾ централизованный;

¾ децентрализованный;

¾ комбинированный.

Под централизованным типом бюджетного федерализма пони­мается такая организация бюджетной системы, при которой:

¾ разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов;

¾ финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с ис­пользованием межбюджетных отношений.

Под децентрализованным типом бюджетного федерализма понимается организация бюджетной системы, при которой:

¾ признается высокая степень самостоятельности региональных и местных бюджетов;

¾ ограничивается финансовая помощь вышестоящих бюджетов нижестоящим;

¾ полномочия в области расходов адекватны полномочиям в сфере доходов.

Комбинированным типом бюджетного федерализма является такая организация бюджетной системы, при которой:

¾ применяется механизм горизонтального и вертикального бюд­жетного выравнивания;

¾ предусматривается более высокая ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического раз­вития субъектов при неизбежном ограничении самостоятель­ности их властей и усилении контроля со стороны федеральных органов власти;

¾ возрастает роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюд­жетов нижестоящим для регулирования и бюджетного вырав­нивания субъектов федерации.

Механизм вертикального бюджетного выравнивания предусмат­ривает процесс нахождения соответствия между объемом обяза­тельств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюд­жетов за счет трансфертов.

Механизм горизонтального бюджетного выравнивания подразу­мевает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых возможностей различных тер­риторий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование регио­нальных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения.

Для каждого типа федеративного устройства государства харак­терна своя модель бюджетного федерализма, наиболее извест­ными из которых являются:

1) американская (конкурентная), при которой предусмотрена:

¾ доходная часть бюджетов, формируемая преимущественно за счет собственных источников (например местных и регио­нальных налогов);

¾ большая самостоятельность отдельных штатов;

¾ зависимость федеральных субсидий штатам от объемов долевого финансирования штатными и местными органами власти;

¾ существенная региональная диспропорция по доходам и рас­ходам;

2) германская (кооперативная), предусматривающая:

¾ формирование доходной части бюджетов преимущественно за счет законодательно закрепленных отчислений от единых (федеральных) налогов;

¾ партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджет­ной обеспеченности территориальных образований, где она меньше среднего уровня;

¾ ограничение самостоятельности региональных и местных вла­стей в области налогообложения;

¾ использование механизма дифференциации нормативов отчис­лений от общих налогов для выравнивания условий между отдельными землями;

¾ существование финансовой помощи землям в виде федеральных субсидий;

¾ распределение расходных полномочий в соответствии с принципами классического бюджетного федерализма.

Основными проблемами бюджетного федерализма являются:

¾ определение:

• состава расходных полномочий и распределение их между бюджетами бюджетной системы;

• источников поступлений денежных средств в бюджеты бюд­жетной системы в целях обеспечения расходных полномочий;

¾ организация взаимодействия между бюджетами в области транс­
фертов.

Бюджетный федерализм, существующий в РФ, в большей степени относится к централизованному типу с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма.

Принципами построения бюджетного федерализма РФ являются:

¾ единство экономического пространства России;

¾ конституционное разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов в сфере экономического регулирования;

¾ разграничение компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов федеральным законодательством;

¾ согласованное формулирование и осуществление единой эконо­мической политики РФ и ее субъектами;

¾ децентрализация управления экономическими отношениями адекватно региональным и местным потребностям и ресурсам, соответственно территориальным условиям развития;

¾ равные условия экономического развития территорий;

¾ кооперация деятельности РФ и ее субъектов при осуществлении полномочий в экономической сфере.

Механизм бюджетного федерализма в РФ характеризуется на­личием:

¾ унифицированного подхода к регионам при формировании бюд­жетных доходов путем закрепления единого для всех субъектов норматива отчислений налога на добавленную стоимость (НДС) и установления предельной ставки налога на прибыль, зачис­ляемого в федеральный бюджет;

¾ дифференциального подхода на этапе формирования расходной части бюджета;

¾ трех видов налогов:

• федеральных;

• региональных;

• местных;

¾ дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обес­печенности субъектов;

¾ субсидий и субвенций на финансирование отдельных целевых рас­ходов;

¾ целевых федеральных программ;

¾ взаимных расчетов;

¾ бюджетных ссуд (предоставляемых на возмездных или безвоз­мездных условиях) на покрытие временных кассовых разрьвов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.