Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы сберегательного дела в РФ




Процедуры аккумулирования денежных средств физических и юридических лиц, размещение их во вкладах, и их дальнейшее использование получили название сберегательного дела. Правовую базу сберегательного дела в России составляют Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также нормативные акты Банка России.

Вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода и возвращаемые вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов.

Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках, а также вправе распоряжаться вкладами, получать доход по вкладам, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором. Количество вкладов и сумма, размещаемая ими во вкладах, законодательно не ограничена.

Вклады принимаются только теми кредитными организациями, которые получили специальное разрешение – лицензию Банка России. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты регистрации которых прошло не менее двух лет. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

Операция банковского вклада, согласно п. 1 и п. 4 ст. 837 Гражданского кодекса РФ, осуществляется в двух формах: на условиях выдачи по первому требованию (вклад до востребования); либо на условиях возврата вклада по истечении опреде­ленного договором срока (срочный вклад). Если вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада по ис­течении срока либо суммы вклада, внесенного на иных условиях воз­врата, то после наступления предусмотренных договором обстоятельств договор считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не предусмотрено договором. Процентная ставка по договору до востребования может быть увеличена или уменьшена кредитной организацией в одностороннем порядке (если иное не предусмотрено договором).

Договоры банковского вклада могут быть пополняемыми и непополняемыми. Пополняемые договоры банковского вклада предоставляют вкладчику право в течение срока действия договора увеличивать первоначальную сумму вклада путем внесения во вклад дополнительных денежных средств. Непополняемые договоры банковского вклада не предусматривают возможность увеличивать первоначальную сумму вклада путем внесения во вклад дополнительных денежных средств. Исходя из того, в какой валюте осуществляется внесение вклада в банк, договоры банковского вклада подразделяются на договоры в рублях и договоры в иностранной валюте, которые в свою очередь можно делить на договоры в долларах США, евро, другой иностранной валюте.

В зависимости от порядка начисления процентов договоры банковского вклада разделяются на договоры с капитализацией процентов и договоры без капитализации процентов. По договорам банковского вклада, предусматривающим капитализацию процентов, проценты, начисленные банком и в установленный срок не востребованные вкладчиком, прибавляются к сумме вклада, на которую начисляются проценты. Таким образом, по договорам данного вида предусмотрена возможность начисления процентов на проценты, своевременно не востребованные вкладчиком. По договорам банковского вклада, не предусматривающим капитализацию процентов, проценты, начисленные банком и в установленный срок не востребованные вкладчиком, не прибавляются к сумме вклада, на которую начисляются проценты.

Выделяются также договоры, по которым внесение денежных средств на счет вкладчика может осуществляться кроме самого вкладчика также и третьими лицами. Особой разновидностью договоров банковского вклада являются так называемые договоры в пользу третьих лиц, отличительной особенностью которых является то, что денежные средства вносятся в банк не на имя вкладчика, а на имя конкретного третьего лица, которое носителем денежных средств не является. Как правило, указанное третье лицо приобретает права на внесенные денежные средства с момента предъявления банку первого требования, связанного с распоряжением данными денежными средствами, либо с момента выражения банку в любом виде (письменно, электронным способом) намерения вступить в права вкладчика в отношении внесенных денежных средств. Однако договором банковского вклада может быть предусмотрено, что третье лицо приобретает права вкладчика в отношении внесенных на его имя денежных средств с момента их поступления на счет в банк либо с иного момента. Вклад в пользу третьих лиц может быть внесен как на имя физического лица, так и на имя юридического лица.

Письменная форма договора банковского вклада считается соблю­денной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмо­тренным для таких документов законом, банковскими правилами и обычаями делового оборота.

В настоящее время на государственном уровне разработана целая система мер направленных на повышение надежности и гарантированности банковских вкладов. В этих целях закреплены следующие обязательные правила:

1. Все банки, в том числе и коммерческие, должны страховать вклады клиентов. В соответствии со ст. 38 ФЗ «О банках и банковской деятельности» в России введена система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках. Участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц являются организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, и банки, привлекающие средства граждан.

2. Все банки на территории России в соответствии со ст. 25 ФЗ «О банках и банковской деятельности» должны депонировать обязательные резервы (фонды) в Банке России. Минимальные размеры резервов устанавливаются Банком России.

3. Все банки должны формировать обязательные страховые фонды, порядок формирования которых определяет Банк России. Это осуществляется в целях возмещения возможных убытков вкладчиков и клиентов, возникших по вине коммерческих банков, а также возможных потерь этих банков по ссудам, для покрытия разнообразных финансовых рисков, страхования, вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Сберегательная книжка - документ, оформляющий заключе­ние договора банковского вклада с гражданином и удостоверяющий поступление и движение денежных средств на его счете по вкладу. Сберегательная книжка может быть оформлена на предъявителя (является ценной бумагой) или быть именной. Реквизиты сберегательной книжки определены в п. 1 ст. 843 ГК РФ.

 

Заключение

Правоотношения, складывающиеся в области государственного кредита, весьма специфичны. Государство в рамках этих правоотношений может выступать в роли должника, заемщика, гаранта; в любом случае - государство самостоятельно в одностороннем порядке определяет условия проведения государственных займов.

Государственный кредит необходимо рассматривать как отношения, возникающие у государства-заемщика с кредиторами, и наоборот - как отношения государства-кредитора с заемщиками. Основным условием функционирования института государственного кредита является формирование в обществе политических и экономических предпосылок к накоплению денежных средств, юридическое закрепление кредитных отношений с участием государства в международном и национальном праве, а также - наличие временно свободных денежных средств у юридических и физических лиц. Регулирование института государственного кредита происходит при помощи норм конституционного, административного, финансового права.

Наибольшие кредиты государству-заемщику предоставляют международные организации или объединения государств. Однако кредиторами может выступать и население государства. При этом граждане могут действовать как непосредственно, так и через коммерческие банки - в этом случае население предоставляет государству денежные средства, размещенные во вкладах в кредитных организациях. Таким образом, государственный кредит формируются из средств, поступающих из двух основных источников: от международных организаций и зарубежных государств; от населения государства.

Результатом использования первого источника становится формирование внешнего государственного долга; при использовании второго формируется внутренний долг.

Наконец, кредит всегда имеет определенную цель. Надо сказать, что цели банковского кредитования куда более разнообразны, чем цели кредитования государственного. Государство берет кредит в целях погашения бюджетного дефицита или для финансирования социальных, экономических или других программ. Целью банковского кредита может быть покупка определенных вещей (в том числе – недвижимого имущества), ремонт, получение образования и др.

 

Словарь терминов:

Бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

Внешние заимствования РФ - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода и возвращаемые вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Виды кредита – характеристика особых организационно-экономических признаков кредита.

Государственными заимствования РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ.

Государственные внутренние заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Государственный кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности целях покрытия бюджетного дефицита, регулирования денежного обращения и удовлетворения иных публичных интересов.

Кредит – экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности.

Муниципальный внутренний долг – общая сумма задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным по ним процентам.

Муниципальные заимствования - муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с БК РФ в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Сберегательная книжка - документ, оформляющий заключе­ние договора банковского вклада с гражданином и удостоверяющий поступление и движение денежных средств на его счете по вкладу.

Реструктуризация долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

 

Список используемой литературы:

1.Конституция РФ от 12.12.93 г.

2.Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.06.2009)"О рынке ценных бумаг" (принят ГД ФС РФ 20.03.1996)

3.Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (принят ГД ФС РФ 12.02.1999)

4.Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 26.04.2007) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)

5.Указ Президента РФ от 09.08.1995 N 836 "О государственном сберегательном займе Российской Федерации"

6.Постановление Правительства РФ от 20.06.2007 N 387 (с изм. от 22.04.2009) "О порядке заключения с владельцами облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии, не осуществившими новацию по этим облигациям, договоров об отступном и погашения указанных облигаций"

7.Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие. М., 2007 г.

8.Брагинская Л.Д. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. Учебник. М., 2007 г.

9.Голодова Ж.Г. Финансы и кредит. Учебное пособие. М., 2009 г.

10.Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 104 «О предоставлении в 2009 году государственных гарантий РФ по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения»

11.Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Бюджет. Местные финансы. Государственный кредит. Учебник. М.. 2008 г.

12.Трошин А.Н. Финансы и кредит: Учебник. М., 2009 г.

13.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. М., 2009 г.

14. Финансовое право: учебник // Отв. ред. Н.И. Химичева.- М.: Норма, 2009 г.

 

Старший преподаватель кафедры

административного права,

кандидат юридических наук, доцент

капитан милиции Т.А. Прудникова

 


[1] М.А. Абрамова, Л.С. Александрова. Финансы и кредит. Вопросы и ответы – М.: ИД «Юриспруденция», 2006 г.

[2] С.И. Ожегов. Словарь русского зыка. М., 1964 г.

[3] Финансовое право: учебник // Отв. ред. Н.И. Химичева.- М.: Норма, 2009 г.

[4] Д.Л. Головачев Государственный долг. Теория и мировая практика. М., 2006 г.

[5] Финансовое право: учебник // Отв. ред. Н.И. Химичева.- М.: Норма, 2009 г.

 

[6] Финансовое право: учебник // Отв. ред. Н.И. Химичева.- М.: Норма, 2009 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.