КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №5. Правовые режимы информации
Под объектами информационных правоотношений мы понимаем – блага, существующие в формах информации, документированной информации и информационных систем, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников этих правоотношений. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы — благами материальными. Требуются некоторые пояснения относительно причин, по которым мы включили в состав объектов информационных правоотношений саму информацию как благо sui generis. Некоторые исследователи, в частности М. М. Рассолов и В. А. Копылов, не относят информацию к объектам информационных отношений. Мы полагаем, что информация всегда находится в связи с конкретным материальным носителем, в том числе с физическим полем, и может существовать вне его только в абстракции. Указанное обстоятельство исключает информацию в широком смысле из числа объектов регулятивных информационных правоотношений, но не препятствует ее выступлению в качестве объекта охранительных информационных правоотношений. Не останавливаясь на особенностях информации и ее документированной разновидности, которые показаны нами в других главах настоящего учебника, дадим краткую характеристику информационных систем. Под информационной системой законодатель понимает организационно упорядоченную совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технических средств. Понятие информационной системы весьма сложное и противоречивое как с технической, так и с юридической точки зрения. Законодатель, вводя термин «информационная система», избрал традиционный путь, следуя представлениям о системе как совокупности взаимосвязанных элементов. Между тем юридическая конструкция информационной системы напоминает юридическую конструкцию предприятия как самостоятельного объекта прав, признаваемого недвижимостью. Аналог в данном случае состоит в том, что не только сама информационная система выступает в качестве самостоятельного объекта информационного правоотношения, но и образующие ее элементы. Действовавшее ранее информационное законодательство не содержало исчерпывающего перечня информационных систем и тем более их структурных элементов. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» к разновидностям информационных систем были отнесены: - библиотеки; - архивы; - фонды; - банки данных; - другие информационные системы. Такое решение законодателя нельзя признать удачным, поскольку библиотеки и архивы, являясь по определению учреждениями, не подпадают под родовое понятие информационной системы. Действительно, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле» библиотека представляет собой информационное культурное, образовательное учреждение, располагающее организационным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. А архив (п. 9 ст. 3 Федерального закона «Об архивном теле в Российской Федерации») — это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование учет и использование архивных документов. Исходя из признания многообразия информационных систем в литературе, предлагается их классификация. Различают следующие виды информационных систем: - открытые (для общего пользования) и закрытые (для ограниченного круга); - государственные и негосударственные (корпоративные); - национальные и международные; - малые, средние и крупные информационные системы. Действующее информационное законодательство дифференцирует информационные системы по их принадлежности субъекту, принявшему решение об их создании. Согласно ст. 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные системы включают в себя: - государственные информационные системы, которые подразделяются на федеральные и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов РФ или правовых актов государственных органов. - муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления. - иные информационные системы — это системы, создаваемые операторами систем, не являющихся государственными или муниципальными системами. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена, информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральным законом целях. При создании государственных информационных систем должны соблюдаться требования, предусмотренные ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, а условия ее предоставления — Правительством РФ или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. Правительство РФ вправе устанавливать обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства за щиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании.
Вопрос №4. Содержание информационных правоотношений. Права и обязанности участника информационных правоотношений составляют юридическое содержание этих отношений. Под правами участников (субъектов) информационных правоотношений понимается мера возможного или дозволенного поведения данного лица. Например, любое лицо может использовать общедоступную информацию по своему усмотрению при соблюдении установленных фед.законами ограничений в отношении распространения такой информации (п. 2 ст. 7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Права субъектов информационных правоотношений (субъективные информационные права) имеют общую внутреннюю структуру, которая проявляется в наличии следующих трех основных элементов: 1. Правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий. Примером правомочия на собственные действия может служить правило п. 3 ст. 6 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе, в частности: - разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; - использовать информацию, в том числе распространять ее по своему усмотрению; - передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании. 2. Правомочие на чужие действия, заключающееся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей. Субъективное информационное право выступает как право требования, например, в случае притязания абонента, касающегося переключения абонентского номера на абонентскую линию в помещении расположенном по другому адресу и находящемуся во владении данного абонента (п. 4 ст. 45 ФЗ «О связи»). 3. Правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права либо неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей. Возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае нарушения субъективного права предусмотрена, например, правилом ст. 62 Закона РФ «О средствах массовой информации», в соответствии с которым моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом. Под обязанностью участника информационного правоотношения понимается установленная законом мера должного или требуемого поведения, которой, как правило, корреспондирует субъективное право другого лица. Как и субъективное, информационное право, юридическая обязанность обладает внутренней структурой, которая характеризуется наличием следующих элементов: 1. Необходимостью совершить определенные действия либо воздержаться от них. Примером будет являться требование, установленное ст. 7 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», согласно которому производители документов доставляют через полиграфические организации в федеральный орган исполнительной власти по вопросам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по одному обязательному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража. 2. Необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта. Такая необходимость может быть продемонстрирована правилом ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне», в соответствии с которым допуск должностных лиц граждан к государственной тайне требует от них, в частности, принятия на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, письменного согласия на проведение в отношении их уполномоченными органами проверочных мероприятий. 3. Необходимостью нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований. Ответственность за нарушение субъективных прав другого участника информационного правоотношения предусмотрена, в частности ст. 19.7 КоАП, согласно которой не предоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц—от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Возможное и должное поведение участников информационно правоотношения выражает состояние их связанности. При этом каждый из субъектов правоотношения чаще всего одновременно обладает правом и несет обязанности, например, в правоотношений складывающемся между библиотекой и пользователем библиотеки (ст. 7, 9. 12, 13 ФЗ «О библиотечном деле»). Важнейшими в содержании информационного правоотношения являются конституционные права на поиск, получение, передача производство и распространение информации. Эти права реализуются, прежде всего, через средства массовой информации и глобальную сеть Интернет, которые в настоящее время являются наиболее доступным способом поиска, получения и распространения общественно значимых сведений. С конституционными информационными правами тесно связаны права на создание произведений науки, литературы, искусств и произведений технического творчества, право на создание средств массовой информации, информационных систем, сетей и средств их обеспечения, право на защиту личности от воздействия недостоверной и ложной информации. Среди обязанностей в информационном правоотношении выделим обязанности органов государственной власти и местного само управления по предоставлению документированной информации ее потребителям, по достоверному, оперативному и полному информированию населения, по обеспечению гарантий свободы слова, обязанности по подготовке и представлению обязательных документов.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |