Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №5. Правовые режимы информации




Под объектами информационных правоотношений мы понимаем – блага, существующие в формах информации, документированной ин­формации и информационных систем, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников этих правоотношений. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы — благами материальными.

Требуются некоторые пояснения относительно причин, по кото­рым мы включили в состав объектов информационных правоотноше­ний саму информацию как благо sui generis. Некоторые исследователи, в частности М. М. Рассолов и В. А. Копылов, не относят информацию к объектам информационных отношений. Мы полагаем, что ин­формация всегда находится в связи с конкретным материальным но­сителем, в том числе с физическим полем, и может существовать вне его только в абстракции. Указанное обстоятельство исключает инфор­мацию в широком смысле из числа объектов регулятивных информа­ционных правоотношений, но не препятствует ее выступлению в ка­честве объекта охранительных информационных правоотношений.

Не останавливаясь на особенностях информации и ее докумен­тированной разновидности, которые показаны нами в других главах настоящего учебника, дадим краткую характеристику информаци­онных систем.

Под информационной системой законодатель понимает организационно упорядоченную совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технических средств.

Понятие информационной системы весьма сложное и противоречивое как с технической, так и с юридической точки зрения. Законодатель, вводя термин «информационная система», избрал традиционный путь, следуя представлениям о системе как совокупности взаимосвязанных элементов. Между тем юридическая конструкция информационной системы напоминает юридическую конструкцию предприятия как самостоятельного объекта прав, признаваемого недвижимостью. Аналог в данном случае состоит в том, что не только сама информационная система выступает в качестве самостоятельного объекта информационного правоотношения, но и образующие ее элементы. Действовавшее ранее информационное законодательство не содержало исчерпывающего перечня информационных систем и тем более их структурных элементов. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» к разновидностям информационных систем были отнесены:

- библиотеки;

- архивы;

- фонды;

- банки данных;

- другие информационные системы.

Такое решение законодателя нельзя признать удачным, поскольку библиотеки и архивы, являясь по определению учреждениями, не подпадают под родовое понятие информационной системы. Действительно, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле» библиотека представляет собой информационное культурное, образовательное учреждение, располагающее организационным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. А архив (п. 9 ст. 3 Федерального закона «Об архивном теле в Российской Федерации») — это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование учет и использование архивных документов.

Исходя из признания многообразия информационных систем в литературе, предлагается их классификация. Различают следующие виды информационных систем:

- открытые (для общего пользования) и закрытые (для ограниченного круга);

- государственные и негосударственные (корпоративные);

- национальные и международные;

- малые, средние и крупные информационные системы.

Действующее информационное законодательство дифференцирует информационные системы по их принадлежности субъекту, принявшему решение об их создании.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об информации, инфор­мационных технологиях и о защите информации» информационные системы включают в себя:

- государственные информационные системы, которые подразделяются на федеральные и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных за­конов, законов субъектов РФ или правовых актов государственных органов.

- муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного само­управления.

- иные информационные системы — это системы, создаваемые операторами систем, не являющихся государственными или муни­ципальными системами.

Государственные информационные системы создаются в целях реа­лизации полномочий государственных органов и обеспечения обме­на, информацией между этими органами, а также в иных установ­ленных федеральным законом целях. При создании государствен­ных информационных систем должны соблюдаться требования, предусмотренные ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государст­венных и муниципальных нужд».

Государственные информационные системы создаются и экс­плуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, госу­дарственными органами, органами местного самоуправления.

Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, а условия ее предоставления — Правительством РФ или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Правительство РФ вправе устанавливать обязательные требова­ния к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем.

Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства за щиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании.

 

Вопрос №4. Содержание информационных правоотношений.

Права и обязанности участника информационных правоотношений составляют юридическое содержание этих отношений.

Под правами участников (субъектов) информационных правоотношений понимается мера возможного или дозволенного поведения данного лица. Например, любое лицо может использовать общедос­тупную информацию по своему усмотрению при соблюдении установленных фед.законами ограничений в отношении распространения такой информации (п. 2 ст. 7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Права субъектов информационных правоотношений (субъективные информационные права) имеют общую внутреннюю структуру, которая проявляется в наличии следующих трех основных элементов:

1. Правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий. Примером правомочия на собственные действия может служить правило п. 3 ст. 6 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе, в частности:

- разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

- использовать информацию, в том числе распространять ее по своему усмотрению;

- передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании.

2. Правомочие на чужие действия, заключающееся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей. Субъективное информационное право выступает как право требования, например, в случае притязания абонента, касающегося переключения абонентского номера на абонентскую линию в помещении расположенном по другому адресу и находящемуся во владении данного абонента (п. 4 ст. 45 ФЗ «О связи»).

3. Правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права либо неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей. Возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае нарушения субъективного права предусмотрена, например, правилом ст. 62 Закона РФ «О средствах массовой информации», в соответствии с которым моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений порочащих честь и достоинство гражданина либо причинив­ших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должно­стными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Под обязанностью участника информационного правоотноше­ния понимается установленная законом мера должного или требуе­мого поведения, которой, как правило, корреспондирует субъектив­ное право другого лица. Как и субъективное, информационное пра­во, юридическая обязанность обладает внутренней структурой, которая характеризуется наличием следующих элементов:

1. Необходимостью совершить определенные действия либо воздержаться от них. Примером бу­дет являться требование, установленное ст. 7 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», согласно которому про­изводители документов доставляют через полиграфические органи­зации в федеральный орган исполнительной власти по вопросам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по одному обязательному федеральному экземпляру всех видов печат­ных изданий в день выхода в свет первой партии тиража.

2. Необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта. Такая необходимость может быть продемонстрирована правилом ст. 21 Закона РФ «О государ­ственной тайне», в соответствии с которым допуск должностных лиц граждан к государственной тайне требует от них, в частности, при­нятия на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, письменного согласия на проведение в отношении их уполномоченными органами проверочных мероприятий.

3. Необходимостью нести ответственность за нарушение субъек­тивных прав других участников правоотношения или за неисполне­ние их законных требований. Ответственность за нарушение субъективных прав другого участника информационного правоотношения предусмотрена, в частности ст. 19.7 КоАП, согласно которой не предоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц—от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Возможное и должное поведение участников информационно правоотношения выражает состояние их связанности. При этом каждый из субъектов правоотношения чаще всего одновременно обладает правом и несет обязанности, например, в правоотношений складывающемся между библиотекой и пользователем библиотеки (ст. 7, 9. 12, 13 ФЗ «О библиотечном деле»).

Важнейшими в содержании информационного правоотношения являются конституционные права на поиск, получение, передача производство и распространение информации. Эти права реализуются, прежде всего, через средства массовой информации и глобальную сеть Интернет, которые в настоящее время являются наиболее доступным способом поиска, получения и распространения общественно значимых сведений.

С конституционными информационными правами тесно связаны права на создание произведений науки, литературы, искусств и произведений технического творчества, право на создание средств массовой информации, информационных систем, сетей и средств их обеспечения, право на защиту личности от воздействия недостоверной и ложной информации.

Среди обязанностей в информационном правоотношении выделим обязанности органов государственной власти и местного само управления по предоставлению документированной информации ее потребителям, по достоверному, оперативному и полному информированию населения, по обеспечению гарантий свободы слова, обязанности по подготовке и представлению обязательных документов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.