Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие актов управления




Вопросы о вступлении актов управления в силу, их действии во времени и пространстве имеют важное значение для обеспечения режима законности.

Как известно, принятие, подписание, т.е. должное оформление правового акта, придают ему юридическую силу и тем самым включают в действие механизм, обеспечивающий применение акта, процесс его исполнения. Однако при этом следует различать момент придания юридической силы акту управления и начало вступления его в действие.

В законодательстве установлены правила вступления в силу законов, актов Президента, Совета Министров, других органов исполнительной власти.

Акты Президента, изданные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь. Они публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Постановления и распоряжения Совета Министров в случаях, когда не указан срок их введения в действие, вступают в силу с момента принятия. Решения Совета Министров Республики Беларусь являются обязательными для выполнения всеми министерствами и другими центральными органами управления Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами на территории республики.

Министерства и другие центральные органы управления Республики Беларусь в пределах своей компетенции издают акты на основе и с целью исполнения законодательных актов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений и распоряжений Совета Министров Республики Беларусь, обязательные для исполнения государственными предприятиями, организациями и учреждениями, осуществляют контроль за их исполнением.

Нормативные акты министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции, касающиеся предприятий, организаций и учреждений другой формы собственности либо иного подчинения или граждан, являются обязательными для исполнения при условии, если эти акты зарегистрированы Министерством юстиции Республики Беларусь.

Вопрос о вступлении в силу акта решается с учетом момента его получения исполнителем. Такое же правило распространяется на акты других органов управления.

Оговорки о вступлении в силу акта, как правило, делаются следующим образом. Во-первых, указывается точный срок (месяц, число, год), с которого акт управления вступает в силу. Во-вторых, указывается определенный промежуток времени, по истечении которого акт вступает в силу. В-третьих, возможно указание на время вступления в силу того или иного акта в связи с определенными событиями или действиями.

Что касается действия актов управления во времени, то в ряде случаев в самом акте предусматривается ограничение его действия определенным отрезком времени (например, акт об утверждении квартального плана). В большинстве случаев нормативные акты управления не ограничиваются во времени и действуют до их отмены или официального признания утратившими силу.

С действием актов управления во времени связан вопрос об их обратной силе. Как правило, акты управления обратной силы не имеют. Это, однако, не означает, что их действие не может быть распространено на отношения, которые возникли ранее и вообще не были урегулированы правом.

Вопрос об обратной силе актов управления, смягчающих административную или дисциплинарную ответственность, решается по аналогии с обратной силой уголовно-правовых актов. Если же акт управления вновь устанавливает или усиливает ответственность, то он применяется лишь к тем отношениям, которые возникли после вступления этого акта в силу.

С действием актов управления во времени связывается и действие этих актов в пространстве, что обусловлено уровнем принятия соответствующего акта и компетенцией органа, его издавшего. Прежде всего, наиболее простым и в то же время емким критерием разграничения актов управления по действию в пространстве является их деление на акты центральных и местных органов исполнительной власти.

Акты центральных органов, как общей компетенции, так и отраслевой, распространяют свое действие либо на всю территорию республики, либо на определенную ее часть (локальное действие актов управления), либо на определенные объекты, если регулирование их деятельности входит в компетенцию данного органа.

Естественно, что действие актов, принятых местными органами управления, ограничено территорией, на которую распространена их компетенция. При этом имеется в виду и деятельность таких органов на местах, которые не «привязаны» к соответствующему административно-территориальному делению (управление или отделение железной дороги, межобластные иди межрайонные организации и т.д.).

Для определения пространственного действия акта управления в рамках отраслевой системы характерным является, прежде всего, признак ведомственной подчиненности объектов независимо от того, на какой территории они расположены.

Вопрос о действии актов управления во времени и пространстве имеет непосредственное отношение к проблеме прекращения их действия. Акты управления прекращают свое действие по различным основаниям.

Во-первых, в силу исполнения содержащегося в нем требования совершить определенное действие, если содержание акта сводилось только к этому требованию (например, внесение штрафа). Однако исполнение акта не во всех случаях означает прекращение его действия. Не прекращает, например, свое действие после образования органа управления постановление, в соответствии с которым этот орган образован. Такие акты прекращают свое действие лишь в результате их отмены или издания новых актов, фактически аннулирующих старые.

Во-вторых, в силу юридического события. Например, смерть гражданина аннулирует действие таких актов, как решение о назначении ему пенсии.

В-третьих, в силу волеизъявления заинтересованной стороны в случаях, когда акт связан с существованием субъективных прав, но, как правило, здесь необходимо издание нового акта.

В-четвертых, изданный на определенный срок, по истечении этого срока акт теряет силу. Например, приказ о зачислении на должность на определенный срок.

В-пятых, действие акта прекращается, если новым актом того же или вышестоящего органа аннулируется или поглощается его содержание. Так, при издании приказа о переводе лица на новую должность прекращается действие акта о назначении этого лица на прежнюю должность, хотя в новом акте об этом и не говорится.

В-шестых, действие акта прекращается в силу отмены его органом, издавшим этот акт, или полномочным на то вышестоящим органом.

Последствия прекращения действия акта наступают в зависимости от причин, в силу которых акт прекратил свое действие. Отмена незаконного акта – один из видов последствий, наступающих в связи с нарушением правовой нормы. Это восстановление нарушенного права. Поэтому отмена незаконного акта управления означает прекращение отношений, возникших на основе этого акта. Нарушенные незаконным актом права должны восстанавливаться, а последствия действия незаконного акта – аннулироваться. В этих случаях возникают новые отношения. Отмена, например, незаконного акта о лишении права пользования земельным участком обязывает вернуть участок, отмена незаконного приказа об увольнении – восстановить уволенного на работе и т.п. При прекращении действия акта в силу отмены его в связи с изменившимися условиями последствия, возникшие на его основе, обычно не аннулируются. Прекращение действия акта в связи с его исполнением также не означает прекращения возникших на основе этого акта отношений. Последствия прекращения действия акта в силу истечения срока его действия или поглощения его содержания актом вышестоящего органа зависят от характера акта.

11. Административно-правовые методы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.