Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и система методов управления




Под методами деятельности понимают способы или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Это относится и к управлению, в том числе государственному. Методы показывают, как, каким образом государственное управление решает встающие перед ним задачи. Иначе говоря, они определяют качественную сторону управления. Поэтому улучшать управление, повышать его эффективность – значит, прежде всего, совершенствовать его методы.

Государство для осуществления своих задач и функций использует различные методы. Некоторые из них, например убеждение и принуждение, свойственны всем видам государственной деятельности, всем органам государства. Другие присущи лишь отдельным видам государственных органов или некоторым органам.

Государственное управление, как особый вид государственной деятельности, пользуется, следовательно, и общими методами, и присущими только ему. При этом общие методы приобретают в данной сфере специфический характер, вытекающий из особенностей государственного управления.

Ввиду того, что проблема методов управления в целом изучается специальной наукой управления, в административном праве предметом исследования оказываются лишь методы воздействия на управляемых, причем они сводятся в основном к убеждению и принуждению.

В выполнении своих задач и функций государство призвано опираться главным образом на убеждение масс. Вместе с тем, пока совершаются нарушения дисциплины и порядка, государство вынуждено принуждать отдельных лиц к соблюдению установленных правил.

При воздействии на сознание людей путем убеждения у личности создаются внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения. Принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших антиобщественные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.

Метод убеждения служит формированию у людей правильных взглядов, чувств, убеждений, пониманию необходимости добровольного выполнения предписаний, правил и норм в обществе. Обязательность соблюдения норм права опирается главным образом не на принуждение, а на убеждение граждан в том, что эти нормы соответствуют воле народа, правильно выражают единство интересов государства и личности, справедливо защищают общество, государство, права и свободы граждан от противоправных посягательств. При этом убеждение предполагает воздействие на сознание и волю человека преимущественно средствами нравственного характера. В результате такого воздействия чужая воля добровольно и сознательно становится для другого лица его волей, у него формируются взгляды, соответствующие взглядам убеждающего. Эти взгляды приобретают форму нравственных мотивов, которыми человек руководствуется в своей деятельности. Однако убеждение не сводится только к словесному увещеванию. В него включаются также меры организационного и поощрительного характера.

В отличие от методов убеждения, которые не требуют детальной юридической регламентации, такого нельзя сказать о методах принуждения. Административное принуждение – это разновидность государственного принуждения. Его характерные черты:

·внесудебное применение принудительных мер, но в рамках закона и в пределах компетенции государственных органов и должностных лиц;

·применяется властью государственного органа или должностного лица к третьим лицам, которые не находятся с этим органом и должностным лицом в государственно-служебных отношениях;

·применяется только представителями власти;

·применяется только за нарушения общеобязательных правил, за пределами ведомственных границ;

·применяется в качестве юридической ответственности за совершение правонарушения;

·используется в целях предупреждения, пресечения правонарушения, обеспечения общественной безопасности;

·осуществляется в более простых процессуальных формах, чем судебное принуждение.

Если проблема сочетания убеждения и принуждения получила довольно широкое освещение в юридической литературе, то вопрос о других общих методах деятельности органов управления остается пока мало исследованным. Это относится к регулированию, общему руководству и к непосредственному управлению.

Под регулированием следует понимать определение общей политики в отношении соответствующей отрасли управления и ее реализацию в нормативных актах посредством государственного финансирования и иными подобными путями. В основе здесь лежит правовое регулирование.

Этот метод нельзя отождествлять с регулированием как функцией управления, которая сводится к поддержанию состояния упорядоченности в организации объекта и субъекта управления и во взаимоотношениях между ними.

Общее руководство заключается в практическом проведении в жизнь общей политики в отрасли управления, планировании ее развития, в направлении деятельности подчиненных органов управления и контроле за подведомственными объектами.

Непосредственное управление состоит в прямом и систематическом воздействии на управляемые объекты в соответствии с поставленными целями и задачами. Это – текущее, повседневное управление оперативного характера. Оно распространяется на объекты, находящиеся в непосредственном подчинении органов управления.

Регулирование в ряде случаев является лишь обязательной предпосылкой для общего руководства и непосредственного управления. Но в некоторых отношениях оно выступает как единственный способ управляющего воздействия. Таковы, в частности, отношения между органами государственного управления, с одной стороны, и кооперативными, общественными организациями и гражданами – с другой. Здесь управляющее воздействие со стороны государства заключается прежде всего в том, что оно, используя свою власть, определяет политическую линию в отношении данных субъектов, устанавливает определенные рамки их поведения, предписывает им воздерживаться от одних действий, поощряет совершение других и возлагает на них, в необходимых случаях, определенные обязательства.

В современных условиях, в связи с созданием сети крупных производственных объединений, более отчетливо обнаружилась необходимость проводить четкую грань между государственным управлением и управлением хозяйственной единицей, между министерствами и администрацией предприятий и объединений. Уяснение существующих здесь различий весьма важно как с теоретической, так и с практической точки зрения.

И министерства, и администрация предприятий и объединений выполняют управленческие функции. Деятельность их распространяется на объекты государственной собственности (речь идет о государственных предприятиях). Те и другие действуют в пределах предоставленной им компетенции. И, казалось бы, неодинаковы у них лишь уровни и объем компетенции. Однако в действительности это не так. Между ними существуют и более глубокие качественные различия.

Министерство является органом государства. Администрация предприятия или объединения также выступает от имени государства, но одновременно служит и представителем возглавляемой ею производственной единицы, ее коллектива. Министерство наделено весьма широкими правами в отношении подчиненных ему предприятий. Но оно не может распоряжаться имуществом и средствами, закрепленными за предприятиями и объединениями и не отвечает по их обязательствам. Министерство выступает по отношению к ним как орган государственного управления, наделенный определенными властными полномочиями. А администрация объединений и предприятий, являющихся хозяйствующими субъектами, естественно, распоряжается закрепленным имуществом и средствами в соответствии с действующим законодательством, обеспечивая их наиболее эффективное использование.

Очевидно, что методы регулирования и общего руководства присущи, главным образом, министерству. Что же касается метода непосредственного управления, то он преимущественно используется администрацией предприятий и объединений и лишь частично министерствами в отношении подчиненных им предприятий.

К общим методам деятельности органов управления относятся также методы прямого и косвенного воздействия.

Административные методы управляющего воздействия характеризуются односторонним, непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Прямой их характер означает, что в рамках своей компетенции субъект управления принимает решение (правовой акт управления), юридически обязательное для объекта управления, то есть осуществляет прямое предписание.

Экономические (косвенного воздействия) методы характеризуются тем, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы. Объект управления сам заинтересован действовать определенным образом, а не по прямому предписанию субъекта управления. При этом воздействие осуществляется на материальный интерес объекта управления, что дало основание называть такие методы экономическими. Должное поведение в таких случаях достигается перспективами материальных выгод, а также угрозой материальных санкций. Например, льготы, премии, налоги, квоты, цены, проценты, экономические санкции и др.

 

 

12. Специальные административно-правовые режимы

Правовой режим представляет собой систему норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов. При этом различают как юридическую сторону режима (систему правил), так и фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).

Особым видом правового режима является административно-правовой режим. Он представляет собой особый вид государственного регулирования, в ходе которого создается и используется соответствующая комбинация юридических, организационных и иных средств для обеспечения определенного государственного состояния. Следовательно, назначение административно-правовых режимов состоит в регулировании особых государственных состояний с помощью системы специальных средств. Такими средствами являются:

ü правовые нормы и акты, устанавливающие особый порядок деятельности;

ü государственные органы, специально создаваемые ими, наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;

ü детальная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;

ü система контроля и ответственности за деятельностью в рамках административно-правового режима;

ü более широкое применение ограниченно-разрешительных и запретительных методов;

ü наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.