Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История демократической рыночной экономики (ДРЭ)




(если будет мало, то читайте Буфетову стр. 266 – 270, тут все – текст учебника).

ДРЭ – тип рыночного хозяйства, в котором рыночные механизмы используются для роста благосостояния всех слоев населения, а соц. политика опирается на широкое общественное мнение и ориентирована на реализацию творческого потенциала каждого члена общества.

ДРЭ – еще один вариант СРЭ (социально рыночная экономика). В некоторых странах социал-демократы долго были у власти, из-за этого у них сформировались отличные от рассмотренных выше мехенизмы достижения общественного согласия и реализации социально-экономических программ. Классическим вариантом этого вида модели является шведская модель. Аналогичная модель развития рыночной экономики в Бельгии, Австрии и Нидерландах.

ДРЭ – третий путь развития между капиталистической экономикой и советской плановой системой.

Основные отличные черты и характеристики ДРЭ:

В Швеции эта модель прошла три этапа становления:

I этап. Довоенное время: (сильно походит на первый этап становления СРЭ). Активно развивается политическая демократия, связанная с расширением избирательных прав населения и формированием практики участия профсоюзов в трудовых конфликтах. Этот этап завершается соглашением между Союзом работодателей и Федеральной организацией шведских профсоюзов, подписанным в 1938 г. По этому соглашению предприниматели не ограничиваются профсоюзами в развитии собственного бизнеса, а считаются с требованиями рабочих профсоюзов, которые принимают участие в обсуждении вопросов заработной платы и условий труда. Взаимовлияние труда и капитала, таким образом, гармонизировало их интересы.

В 1930-е годы соц.-демократы, к.т. находились у власти с 1936-1976 гг. проводят политику деловой активности: уменьшают инвестиции повышенным налогообложением когда у предприятия все ok и устраняют налоги, когда у предприятия все bad (кризисы). Возникающий бюджетный профицит резервировался, чтобы были средства во время кризисов.

II этап. Связан с определением сфер и способов государственного вмешательства в экономику. Прав-во Швеции не вмешивается в производство, (поэтому оно больше подвержено рыночной саморегуляции); но оказывает влияние на распределительные процессы. Главные инструменты этого влияния:

а) Уравнительная политика в сфере зарплаты. [ исходит из: 1) Распределение созданного продукта нельзя доверить рыночным механизмам, т.к. они порождают большую дифференциацию доходов. 2) Труд не является товаром, а есть проявление человеческой сущности, что продаже не подлежит.]; т.е. независимо от рентабельности производства, за одинаковый труд во всех отраслях следует платить одинаковую зарплату. (зар.п. дифференцируется по видам деятельности)

б) Фискальная политика. (Направлена на получение средств для финансирования общественного равенства и решения общ. проблем в масштабах страны).

Таким образом задача рынка – эффективность, но права на распределение созданного богатства нет. Работающие рыночные механизмы и низкие налоги (налог на прибыль в послевоенный период – 20%) способствуют росту капитала.

Политика равенства в потреблении базируется на высоких ставках прогрессивного налогообложения.

Структурная политика правительства: предоставление любому человеку широкий набор соц. благ высокого качества. Система соц. планирования сформировала хорошо отлаженное соц. законодательство: прогрессивное налогообложение и система трансфертов способствовали выравниванию доходов, появляются многочисленные соц. гарантии.

Относительно равные условия жизни по регионам страны способствовали территориальной мобильности рабочей силы, а это – служило поддержанию конкуренции на рынке труда.

Равенство зар.платы независимо от рентабельности создавало преграды для малого и среднего бизнеса, повышая издержки на оплату труда. Крупные предприятия могли платить больше, но не делали этого, не нарушая при том законодательства.

III этап. В 1976 г. профсоюзы предложили новую концепцию взаимодействия труда и капитала, в основе которой лежала идея фонда работополучателей. Суть фонда работополучателей сводится к следующему: часть прибыли крупных предприятий в виде акций поступает в фонды, которые находятся под управлением профсоюзов. Члены фондов голосуют на акционерных собраниях, посылают своих представителей в наблюдательные советы предприятий, прибыль которых поступает в фонды. Этим достигается децентрализация власти в производстве. (к 1984 г. было создано 5 региональных фондов по вей стране). Также в 1984 году деятельность фондов работополуч. получила законодательное оформление и усовершенствование: 20% в фонды от фактической прибыли промышленных страховых компаний и банков. На долю фонда приходилось не более 8% голосов акционеров. Тем самым не допускается концентрация власти в руках профсоюзов.

Общее модели ФРГ и Швеции:

· обе модели стремятся обойти социальные ограничители в капиталистическом рыночном хозяйстве;

· не отказываются от рыночной системы;

· предпочитают минимизировать вмешательство государства в производство.

Отличия моделей ФРГ и Швеции:

· модель СРЭ является рыночной и делает акцент на ограничении власти рынка в производстве, модель ДРЭ – социал-демократическая, она переносит акцент на государственное регулирование сферы распределения.

· модель СРЭ не меняет структуру отношений собственности, а ДРЭ меняет.

ДРЭ продолжает изменяться, заимствуя опыт у СРЭ и ослабляя давление гос-ва на распределение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.