Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выход из кризиса середины 1970-х гг. в Германии и Франции




Изменение условий социально-экономического развития и кризис институтов социальной рыночной экономики.

(если будет мало, то читайте Буфетову стр. 272 – 278, тут все – текст учебника).

К началу 1970-ых гг. ситуация в индустриальных странах заметно изменилась. Рассмотрим изменения, касающиеся основных субъектов современной рыночной экономики – фирм, профсоюзов, гос-ва.

1) Изменения вызванные трансформациями и деятельностью предприятий. Несмотря на усилия правительств проходил рост концентрации производства. И хотя в связи с дифференциацией продукта средний и малый бизнес развивался, крупные предприятия все же укрепляли свои позиции. Крупные предприятия имели достаточно средств, чтобы расширяться без услуги банков. Обмен денежными средствами между филиалами крупных компаний порождал мини рынки капиталов.

2) Усилилось управление спросом со стороны крупных корпораций. Реклама позволяла навязывать новые стандарты для потребителей тем самым стимулируя спрос.

3) В 1960-е гг. крупные американские, а в 1970-е гг. и европейские компании превратились в транснациональные и успешно противостояли на мировых рынках игре свободных рыночных сил, а на внутренних – гос. регулированию. Это означает, что:

· международное рыночное перераспределение ресурсов было потеснено административным в рамках крупных корпораций (движение ресурсов между подразделениями корпорации в разных странах мира);

· ТНК все активнее контролируют международные рынки, и прежде всего сырьевые;

· инвестиционная стратегия ТНК находится вне границ национального контроля, поскольку ТНК вкладывают деньги в развитие тех производств и в тех странах, где им это выгоднее;

· ТНК через свои филиалы в других странах могут осуществлять экспортно-импортные операции без взаимоувязки с внешнеэкономической политикой правительств соответственных стран;

· своей деятельностью ТНК могут существенно снизить эффективность гос. регулирования национальной экономики.

Таким образом, ТНК могут контролировать рынки продукции, формировать в нужном направлении потребительский спрос, вследствие ослабления зависимости от экономической политики гос-ва.

4) Деятельность профсоюзов на рынке труда. Профсоюзам было выгодно сотрудничать с крупными корпорациями, с ними легче договориться об улучшении условий труда, зарплаты и т.д. Иначе говоря профсоюзы не возражали против роста монополий. Профсоюзы и сами зачастую становились монополистами на рынке труда. Под давлением профсоюзов заработная плата начинала расти, несмотря на более медленный рост производительности труда. Зар.плата в стагнирующих отраслях начинает подтягиваться до уровня прогрессивных отраслей. А это затрудняло "вымывание" наиболее неэффективных видов производства, т.е. затрудняло структурную перестройку, когда таковая назревала в конце 1960 – начале 1970-х гг.

5) Государственная экспансия в экономику. В 1960-е гг. государство финансировало исследования, защищало национального производителя, проводила антициклическую политику, расширяло предложение общественных благ, предоставляло социальные гарантии, разрабатывало и реализовывало обширные социальные программы, выступало предпринимателем на базе государственной собственности, являлось крупным покупателем военной продукции. Индустриально развитые страны в 1960-е гг. добились полной занятости. Появляется доверие к гос-венной экономической политике.

Вывод: В начале 1970-х гг. оказалось, что инфляция растет вместе с увеличением безработицы. Этот факт со временем стал решающим для пересмотра концепций государственного регулирования экономики. Стало осознано в обществе, что экономическое развитие вызвало новые формы предприятий, обмена и распределения созданного богатства, выросло и усложнилось потребление. В этих условиях свободный рынок потерял свое исключительное значение в регулировании производства. Он не исчез, но новые центры принятия экономических решений его модифицировали. Новые реалии должны были найти отражение в государственной политике.

 

Проявление кризиса институтов СРЭ (дополнение):

Изменение институциональных рамок функционирования экономики предполагает изменение принципов управления экономикой. В каких областях и как обнаружились признаки надвигающегося кризиса?

Экономика ведущих стран по прежнему опиралась на кейнсианские рецепты, которые опирались на применение в национальных рамках, в то время как ТНК вышли за национальные рамки. Инфляция, которую порождала кейнсианская модель в условиях полной занятости стала началом кризиса институтов СРЭ.

Гос. соц. расходы стимулировали повышение налогов, иначе либо эмиссия, либо рост гос. долга. Следствием роста бюджетного дефицита становится ограничение экономического роста. Теперь в 1970-х гг. главной идеей становится бездефицитный бюджет. Это означает сокращение производства и, значит, увеличение безработицы. Инфляция, сопровождаемая ростом безработицы, породила сомнение в применяемых методах борьбы с ней и в возможности стимулирования экономического роста на основе инфляционной политики. – также проявление разворачивающегося кризиса институтов СРЭ.

В условия снижениях экономического роста перераспределение доходов стало трудноразрешимой задачей.

В конце 1960-х начале 1970-х гг. из-за инфляции нарушилось национальное согласие (основа СРЭ), появилось противостояние профсоюзов и работодателей. – еще одно проявления кризиса. Нарастала критика СРЭ со стороны науки и практики.

На рубеже 60-х – 70-х гг. становится очевидным противоборство между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Стремление к соц. равенству порождает увеличение налогов, снижению экономического роста и, как следствие, ограничению гос. деятельности в область реализации соц. программ.

СРЭ опиралась на рвении к труду, скромности и самообладании. Общество же потребления навязывало другие ценности: халява, ничегонеделанье.

Зарождаются молодежные движения, которые бунтуют против общества потребления (яппи, хиппи), студенты имеют многое, но они бунтуют против шика (крутые тачки, дачи и тд.) – (левое движение).

Критика нарастала и со стороны экологических движений (сильно все загрязняли).

(если хочется, то можно почитать таблицы в Буфетовой стр. 277-278 и текст про них. Общий смысл: с каждым годом начиная с 1960-ых росло соотношение безработица-инфляция).

Минивывод: таким образом, надо считать постепенное формирование нового институционального пространства, в котором прежние методы регулирования уже не давали ожидаемого положительного эффекта. Для многих становится очевидным, что этап обеспечения экономического роста традиционными методами уже позади, тому свидетельство: многочисленная критика различных соц. групп.

 

38. Поиски выхода: первый этап второй половины 1970-х гг.; второй этап: рейганомика и тетчеризм.

(если будет мало, то читайте Буфетову стр. 278 – 287, тут все – текст учебника).

Выходы искались на фоне глубокого кризиса. Кризисы: валютный с 1971; сырьевой с 1973 (рост цен на энергоносители в 4 раза); конъюнктурный, вслед за энергетическим; структурный кризис, появившийся в ходе конъюнктурного кризиса.

Преодоление кризиса было связано с деятельностью преимущественно консервативных партий или на основе неконсервативной политики (вторая половина 1980-х). В Англии консерваторы во главе с М. Тэтчер сменяют лейбористов; в США Р. Рейган проводит откровенную политику неоконсерватизма; в ФРГ Г. Коль (христианские демократы) сменяет социал-демократов. И только во Франции президентом становится основатель новой социалистической партии Франсуа Миттеран.

Новые явления социально-экономической жизни и кризис 1973-1974 гг.

В начале 1970-х гг. высокая инфляция сопровождалась высоким ростом безработицы, причем характер безработицы изменялся в сторону структурной. Это требовало от правительства внимания, перемен в руководстве. Безработица была среди молодежи, женщин, иммигрантов и работников текстильной промышленности и металлургии (текстильная промышленность почти вся была вынесена в развивающиеся страны).

Еще появилось новое явление – " стагфляция ": спад производства в середине 1970-х гг. сопровождался ростом цен на продукцию, а не уменьшением. Государству надо что-то было делать.

В 1971 г. ООН зафиксировала в своих решениях факт крушения системы колониального хоз-ва. Теперь развитым странам пришлось искать рынки сбыта, сырья и договариваться с прежними своими колониями. А еще на мировых рынках продукция этих стран встретилась с дешевыми азиатскими конкурентами.

Рост цен на нефть увеличивал цены на промежуточные товары, значит развитым странам надо было увеличивать экспорт и цены на экспортируемую продукцию. В краткосрочном периоде так невозможно сделать. В долгосрочном же периоде вызов стран ОПЕК был принят на путях активизации энергоснабжения. Рост цен вызвал развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Европа построила общий европейский рынок. Он предопределял свободное перемещение товаров и капитала внутри стран, тенденции ценообразования на продукцию внутри общего рынка и т.п. США недовольна Японией на автомобильном рынке. Японские авто более конкурентоспособны. Автофирмы США добиваются ограничения на ввоз японских автомобилей.

Во время кризисов профсоюзы бунтовали. Помимо этого появляется политический радикализм, т.е. терроризм со своими не очень мягкими мерами воздействиями на правительство: захват и убийство полит. деятелей.

В Европе правительство поддерживало металлургию, судостроение, текстильную промышленность за счет бюджета. Европа тратила на это 50% ВВП, в то время как США 30%.

Происходит национализация предприятий. Гос. инвестиции: Франция – 55%, Англия – 25%, ФРГ – 20%.

Правительства европейских стран стремились развернуть у себя как можно больше производства, чтобы уменьшить зависимость от импорта. Из-за этого утратили специализацию, а США-тские ТНК и Япония укрепились на международных спец. рынках массовых потребительских товаров и передового оборудования.

Таким образом, кризисы 1970-ых годов заставили страны мобилизовать известные традиционные методы рыночного регулирования. Новый виток спада 1981-1982 гг. (из-за попытки стран экспортеров нефти еще поднять цены) заставил правительства прейти к более радикальным мерам выхода из кризиса.

В 80-е годы бурно развивались мировые финансовые рынки. С их помощью страны быстро вливали и выливали капиталы в страны, где выгоднее экономическая ситуация. Это усилило неустойчивость развития национального хозяйства. Новой областью экономических интересов государства становятся финансовые рынки.

Изменение приоритетов банковской посреднической деятельности. До этого банки занимались балансовым посредничеством (ссуды), то в 1980-е годы они переходят к рыночному посредничеству, работа с размещением ценных бумаг фирм. Указанные изменения связаны с тем, что крупные корпорации не бежали в банк за кредитами, предпочитая выпускать свои ценные бумаги (долговые обязательства). Тут то банки и предложили свои услуги в размещении ценных бумаг фирм-эмитентов.

Корпорации выпуском своих ценных бумаг мобилизировали мелкие денежные средства разбросанные по населению, тем самым расширяя инвестиционный потенциал. Инновационный потенциал экономики расширяют специализированные венчурные фирмы.

Теперь и частные компании понимают значение крупномасштабных инвестиций в инновации (до этого инвестором в передовые технологии выступало государство). Развитию фирм, "продвигающих" инновации на рынке, способствовали механизмы мобилизации ресурсов, к.т. отлаживались на финансовых рынках.

Все это показывает огромное влияние финансового капитала на развитие экономики в 1980-е гг.

США и страны Европы осуществляют возврат к ограниченному либерализму. Дело в том, что тенденции к огосударствлению не оправдали надежд правительств на скорый выход из кризиса. Пересмотр кейнсианского подхода привела к развитию теории экономики предложения. В соответствие с ней многие гос-ва снизили налоги и ограничили предложение денег. Дефицит бюджета был побежден, но не полностью. Название такой политики – "ограниченный возврат к либерализму".

Финансовые средства распределялись в пользу предприятия, налоги уменьшались, рост зарплаты замораживался. Инициатива предпринимателя, пусть он максимизирует прибыль.

Главными инструментами ревизии послевоенной кейнсианской модели регулирования экономики стали:

· налоговые реформы;

· бюджетное оздоровление;

· реприватизация;

· сокращение и изменение методов регулирования.

Вывод: в итоге в экономической политике большинства стран возобладали неоконсервативные тенденции, которые освободили бизнес от избыточных социальных обязательств и прежних методов регулирования. Частная сторона теперь, говоря грубо, сама себя регулировала и делала вклад в технологический прогресс, платила меньше налогов и зарплат, вследствие чего цены на их товар уменьшались, нововведения активно появлялись.

Программа выхода из кризиса в ведущих индустриальных странах:

Неоконсервативная политика была представлена двумя вариантами программ борьбы с самым главным злом – инфляцией: ортодоксальная и гетеродоксная антиинфляционные программы.

Ортодоксальный вариант борьбы с инфляцией опирается на монетарную теорию и предполагает проведение макроэкономической стабильности при опоре на плавающий курс национальной валюты. Элементы такой политики:

· свободные цены на внутренних рынках;

· ограничение роста зарплаты;

· стабильная национальная валюта в условиях плавающего курса;

· либерализация деятельности фирм;

· сокращение хозяйственной активности гос-ва.

Гетеродоксный вариант борьбы с инфляцией предполагает активное гос. регулирование, макроэкономическую стабилизацию, опирающуюся на некоторое регулирование цен и заработной платы, и предусматривает:

· временное замораживание роста цен и зарплаты (что называется "политикой доходов");

· снижение налогового бремени на предпринимательство;

· стимулирование сбережений населения;

· создание и поддержку рыночной инфраструктуры;

· поддержку жизненно важных отраслей производства;

· регулирование валютных отношений и внешней торговли.

В жизни, как это часто бывает, практическая экономическая политика реализует те положения разных экономических программ, которые становятся актуальными в сложившихся конкретных условия. Наиболее радикальными методами выхода из экономического кризиса 1970-ых гг. были программа Р. Рейгана в США, получившая название "рейганомика", и программа М. Тетчер в Англии – соответственно "тетчизм".

 

 

38!!! Программа администрации Р. Рейгана была успешно реализована в 1981-1988 гг. Она опиралась на монетарную теорию и экономику предложения.

· Для начала надо было сломать сопротивление профсоюзов (заморозка зарплаты) и стимулирование бизнеса к эффективному производству на путях инноваций;

· Индивидуальный налог с 70% до 33%, налог на прибыль с 46% до 34%. В результате госбюджет получил 700-800 млрд. долл. Снижение экологических требований.

· Сокращение гос.расходов.

· Повышение процентных ставок привлекло капитал населения и других стран, покрытие гос. дефицита бюджета при помощи займа, а не эмиссии.

· Поддержка конкурентной среды означала отказ прав-ва от льгот мелкоконкурентным производствам.

· Сократилось действие прав-ва в социальной сфере, ее финансирование уменьшилось. Но появилось новое на предприятии: работники компании выкупали часть компании и уже с большим интересом замораживали собственные зарплаты или даже понижали их в кризисный период. Интересы компании стали интересами работополучателей.

· Рост дефицита госбюджета из-за увеличения военных расходов и дефицита внешнеторгового баланса страны.

Итог: подъем экономики начиная с 1983 г. и еще семь лет. Все внутренние макроэкономические показатели улучшились. Но увеличилась внешняя задолженность страны. США вступает в депрессивную стадию в 1989 г.

В 1979 г. в Англии к власти приходит Тетчер и формирует консервативное правительство.

· Ограничение объявлений забастовок профсоюзами. Снижение подоходного налога и налога на высокие доходы повысило покупательную способность населения (в том числе расширение потребительского кредита). Сокращение гос.аппарата и затрат на его содержание.

· Приватизация гос.собственности (особенно компании, терпящие финансовые трудности) населению в виде акций. Из-за этого растет госбюджет, появляется противоборство собственников с профсоюзами, т.е. последние теряют власть. Происходит приватизация муниципальных квартир, две трети англичан становятся собственниками квартир. Приватизация гос.собственности растянулась на годы, т.к. перед тем как продать компанию, гос-во погашало долги компании и уже потом продавало.

· Мероприятия по поддержки конкуренции. Поощрение перехода в собственность трудовых коллективов небольших предприятий. Рабочие могли пройти обучение управлению компанией или нанять нашаренные кадры для управления. Правительство поддерживало только те корпорации, в которых доминировал английский капитал.

· Идеологически программа М. Тетчер опиралась на викторианские ценности: уважение в семье и религии, закону и порядку, бережливость, трудолюбие, самостоятельность, приоритет права личности. Возвращение ценности семьи. Рост соц. гарантий для каждого гражданина снижал его материальную зависимость от ближайшего окружения родственников, это убрали и теперь ответственность за свою семью лежало на каждом, сократилось число разводов. Многие из богатой элиты в Англии получили свое богатство по наследству, поэтому не было девиза "сделай себя сам", мало мобильны.

· Итог: снижение инфляции до 4%, безработицы – до 6%. В 1990 Тетчер вынуждена уйти в отставку из-за замены подоходного налога подушным. Эта замена стоила ей популярности и поста премьер-министра.

 

(если будет мало, то читайте Буфетову стр. 287 – 290, тут все – текст учебника).

Во Франции летом 1981 г. социалисты сформировали правительство с участием коммунистов. Экономическая программа левого правительства предполагала проведение структурных реформ и конъюнктурной политики. Основные мероприятия программы преодоления кризиса были следующие:

· Для проведения структурной политики левое правительство осуществило масштабную национализацию в промышленности и финансовой сфере. Теперь на долю госсектора приходилось почти половина химического производства, две трети цветной металлургии, 80% черной, треть стекольной пром.

· С целью проведения активной промышленной политики правительство национализировало более трех десятков коммерческих банков и две крупнейшие финансовые группы. Доля госсектора в сфере финансов и кредита составила 95%. Это позволило правительству контролировать финансовые потоки и помощь промышленности. Зарплата выроста на 10%, пособия на детей на 50%. Следствием стало удвоение дефицита госбюджета.

· Национальные банки брали на себя риски финансирования мелкого и среднего бизнеса, который должен был быть основан на hi-tech'е. В борьбе с инфляцией Франция использовала опыт Немецкого банка, инфляция стала на уровне немецкой марки. Успех скромный 1-2% рост экономики в год. Оппозиция в 1986 г. приходит к власти во главе с Ж. Шираком.

· Далее происходит денационализация в виде выпуска акций, тем самым увеличивая мобильность средних слоев общества. Элита не была мобильна, там все знакомы еще со школы.

· С 1987 года были восстановлены рыночные принципы ценообразования на основную часть потребительской продукции. Постепенная приватизация кредитных учреждений укрепили также рыночные принципы функционирования финансового сектора.

· Для стимулирования деловой активности было проведено широкомасштабное сокращение налогов.

· Итог: в результате во второй половине 1980-х гг. ежегодный прирост ВВП составил 3%, капиталовложения возросли за вторую половину 1980-х гг. на 50% и прежде всего в автомобилестроение, хим. пром., станкостроение, производство тары и упаковочных материалов. Так частный сектор отреагировал на создание государством благоприятных условий для эконом. развития.

В ФРГ модель экономического развития, сложившаяся в период пребывания на посту канцлера Л. Эрхарда, претерпела существенные изменения, связанные с ростом экономической и социальной экспансии государства. Кабинету Г. Коля необходимо было сократить гос. долг, рост инвестиций, приспособление потребностей соц. сферы к условиям низких темпов экономического развития.

Кабинет Г. Коля действовал в русле теории экономики предложения, не отказываясь от фискальных и рамочных методов регулирования.

Основные мероприятия по укреплению экономики:

· Изменение бюджетной политики. Гос расходы могли увеличиваться только с ростом производства. Гос-во медленно снижало обязанности перераспределения ВВП (с 50% до 45%.). После объединения германских гос-в объем дефицита госбюджета резко возрос. Так что санацию гос финансов трудно было ощутить реально.

· Была смягчена налоговая политика и облегчена процедура открытия фирм. Налог (корпоративный) снизился всего на 3%. Германия по сравнению с другими развитыми странами сохранила высокий налог.

· Идея "народного капитализма" не получила в Германии широкого распространения. Покупать акции своих предприятий для работников было рискованно, но зато в ФРГ был уже отлажен механизм повышения благосостояния рабочих (тарифные переговоры), который давал гарантированный успех.

· Позиции крупного капитала укрепились за счет внешнего спроса. Германия экспортировала преимущественно конечную продукцию. В рассматриваемый период экономический рост в ФРГ опирался на устойчивый и высокий внешний спрос, который обеспечивали крупные компании. Их производственный потенциал концентрировался в области глубокой переработки сырья и услуг. Новым было то, что благодаря инновационной политике компаний в 1980-е годы в экспорте страны доля новых товаров постоянно превышала долю товаров старого ассортимента. Ведущие позиции в экспорте занимали автомобили, станки, химпродукция, электротехника, новые технологии, ноу-хау.

· Независимость банка от прав-ва страны позволяла регулировать устойчивость национальной валюты. Этот опыт был заимствован другими странами.

· Кабинет Г. Коля не мог приспособить соц. политику к низким темпам роста экономики. Зарплата в ФРГ оказалась одной из самых высоких. Рабочие места стали очень дорогими. Создание новых рабочих мест стало невыгодным. Отсюда высокая безработица в 1980-е годы превратилась в хроническую. Это увеличивало соц. расходы прав-ва. Надо заметить, что элита образованна и крупные предприниматели лезут в политику.

Итог: восьмилетний период роста (начиная с 1983 г.) со среднегодовыми темпами ВВП в 4,5% практически не повлиял на уровень безработицы – он снизился с 7,6% до 7%. Провести общественные соц. реформы кабинету Г. Коля не удалось из-за критики оппозиции и политических интересов сохранения власти. В итоге возвращение к концепции СРЭ в ее чистом виде не произошло.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.