Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные экономические реформы Петра Первого и их итоги




Цели реформы. Выход из унизительного состояния военной экономической и культурной отсталости. Для этого необходимо укрепить государственную власть и реорганизовать управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка.

Реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был не высок, а на государственный механизм, гос институты (по-восточному, по-азиатстки) Þ силение центральной гос. власти, огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.

Промежуточное положение России на стыке 2х цивилизаций Þ двойственность в экономическом и политическом развитии. Экономика была натуральной со слабо развитой промышленностью; шло дальнейшее закрепощение крестьян.

Автаркия – хоз. замкнутость, изолированность от внешнего мира. В России признаки автаркии, жестко поддерживаемые государства. Отсутствие выхода к морям сдерживало развитие международных связей.

Развитие промышленности. Первое 10летие 18в – период активного вмешательства государства в экономику, поощрение частного предпринимательства: передача гос предприятий (особенно убыточных) частным владельцем, иностранцем или торгово-промышленным компаниям. Для особо важных отраслей – привилегии, льготные ссуды, бесплатная земля для застройки. С 18в мануфактурный период (мануфактура преобладает над ремесленным производством). Нет свободных работников Þ необходимо обеспечить мануфактуры наемной рабочей силой Þ правительство увеличивает масштабы принудительного труда. Мануфактуры казенные, вотчинные и посессионные (в условном владении). Развиваются рассеянные мануфактуры. Урал стал крупнейшим мировым центром металлургии (!!!!). Железостроительные заводы на Неве (с 1702г под руководством Никиты Димидова) – на передовом тех уровне. Россия вышла на первое место в мире по производству чугуна. Поощрялись поиски различных природных ископаемых.

Оставался большой ремесленный сектор (ткани, обувь, посуда, седла, сбруи). Была попытка поставить под госконтроль мелкое ремесленное производство (но не имело такого распространения как на Западе).

Реформы системы управления.

Обусловлено потребностью укрепления абсолютной монархии. Боярская дума уже не соответствовала режиму абсолютной монархии Þ 1699 ближняя канцелярия (совет министров 8 человек) Þ 711 правительствующий сенат (9 человек назначаются Петром) – высший орган, которому принадлежат законодательная, административная и судебная власть. 1722 – генерал-прокурор и обер-прокурор сената для контроля над их деятельностью. Во главе власти – император (с 1721).

1717–1718 – коллеги – новые органы управления.

1708-1710, 1719 – губернская реформа.

Планировалась городская реформа (полное самоуправление), но нет влиятельной буржуазии, которая могла бы взять управление Þ весьма прочная административная система.

1714 – указ о едином наследии Þ вотчина уравнивалась с поместьем Þ недвижимая собственность. Оба становились наследными, нельзя дробить между наследниками.

1722 – табель о рангах.

Против боярства; опирался на поместное дворянство (более прогрессивны, служилые люди, а не то дворянство, которое было в конце 18в).

До Петра Первого церковь и государство едины; церковная реформа Þ церковь полностью подчинена государству, ограничены экономические права церкви, урезаны земли, часть доходов забиралась государством.

Внутренняя и внешняя торговля.

Впервые строительство каналов. Но существует множество внутренних таможенных сборов + денежный голод (острая нехватка денежных металлов), следовательно, сдерживается развитие рынка.

1704 – денежная реформа – стали выпускаться рубли (10чная система) + запрет на вывоз драгоценных металлов за рубеж.

Внешняя торговля стала активно развиваться благодаря выходу к Балтийскому морю + целенаправленная политика меркантилизма (превышение кол-ва вывоза товара над ввозом).

1724 – таможенный тариф (на железо, парусину, шелк до 75% от стоимости) + высокие экспортные пошлины на сырье, необходимое для отечественных предпринимателей. Изменение в структуре внешней торговли: вывоз: раньше – с/х и сырье; сейчас – продукция мануфактурного производства; импорт: по-прежнему товары роскоши + колониальные товары; с 1712г перестали закупать оружие (!!!)

Финансовая система.

С 1704 постоянно устанавливались новые налоги + добавились казенные монополии. Главные доходы с прямых налогов с «подлых сословий».

1718-1724 – подушная подать с ревизской души (не только с работоспособных мужчин, но и с мальчиков, стариков и умерших). Сбор налогов проходил всегда с трудом, недоимки. Очень большие военные расходы, + рост расходов на госаппарат.

Военная реформа. Одна из наиболее продуктивных.

Итоги.

Противоречивый характер реформ. Впервые после крещения Руси в 10в Петр Первый осуществил энергичную попытку приблизить страну к Европейской цивилизации. Россия сумела занять достойное место в системе Европейских государств, она превратилась в великую державу, с эффективной экономикой, мощной армией, современным морским флотом, высокоразвитой наукой и культурой. Насаждение нового шло через жестокую борьбу со старым (насилие). Перенимая у Европы все полезное, Петр не учитывал самобытность России, считал, что все истоки ее отсталости лежат в азиатских корнях. Зачастую брал только внешние формы неизменяемых вековых традиций.

В то время как в Европе укреплялись основы парламентаризма, в России усиливалась абсолютизация и централизация. Было создано полицейское государство без каких либо институтов социального контроля. Перенимая на западе передовые технологии, Петр не замечал развитие идей гуманизма. Усилилась крепостная зависимость крестьян, за счет которых и проводились в основном реформы.

 

41. Реформы Александра II: направленность реформ и их основное содержание.

19 февраля 1861 года Александр подписал “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. В этот же день царь подписал и “Манифест об освобождении крестьян”. Они объявлялись свободными в юридическом отношении людьми. Однако связи крестьян с помещиками отнюдь не обрывались. Крестьяне были обязаны “отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работой или деньгами”. В продолжение переходного периода бывшие крепостные крестьяне именовались временнообязанными.

С 1 января 1864 года было введено “Положение о губернских и уездных учреждениях”. Земства учреждались как всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Избирательная система земств строилась по буржуазному принципу имущественного ценза.

В 1860-е годы проходила реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не давали права поступать в университеты.

В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т.д. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения – Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.

В 1860-1870-х годах в России была проведена военная реформа, необходимость которой была обусловлена, прежде всего, поражением в Крымской войне. Сначала был сокращен срок военной службы до 12 лет, позже отменили телесные наказания в армии. Было создано 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру. В соответствии с процессом реформирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академики для подготовки среднего и высшего командного состава.

1 января 1874года был издан Манифест о всеобщей воинской повинности. Одновременно был издан новый “Устав о воинской повинности”.

В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Чем выше был уровень образования, тем меньше был срок действительной службы. Призыву на военную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне. Сохранялись льготы для дворян, которые служили в основном в офицерском составе. В целом, военная реформа способствовала улучшению боеспособности русской армии.

В 1863 и 1865 годах правительство приняло законы, которые давали право на “торговлю и другие промыслы лицам всех сословий без различия пола как русскоподданным, так и иностранным.

В 1870 г. было издано “Городовое положение”, вводившее всесословное местное управление в городах. Городские думы были бессословными органами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.