КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные формы местного самоуправления
Содержание местного самоуправления
Являясь неотъемлемой частью государства, местное самоуправление имеет особенности, сформулированные выдающимся ученым, главой российской школы так называемых «муниципалов» 20-х годов ХХ века (периода НЭПа), сохранившей богатейший опыт земского самоуправления, профессором Львом Александровичем Велиховым в его книге «Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении и методах хозяйствования (1928г.)» Л.А.Велихов называет три такие особенности: 1.Самоуправление в отличие от государственной власти – власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти. 2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). 3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности. 4.Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, то есть она выборная. Таким образом, местное самоуправление является властью производной от государственной, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в соответствующем законе. Поэтому в новом федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 2003г.) установлено следующее толкование содержания местного самоуправления: «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (Статья 1). Субъектом местного самоуправления (муниципального управления) является население, проживающее на территории муниципального образования. Объектом местного самоуправления являются вопросы местного значения, то есть вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В федеральном законе 2003 года они установлены раздельно для разных видов муниципальных образований: поселения (городского или сельского); муниципального района; городского округа; внутригородской территории города федерального значения. При этом практика местного самоуправления вносит коррективы в перечень этих вопросов (табл. 4). Таблица 4 Закрепление вопросов местного значения за муниципальными образованиями в соответствии со 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (по состоянию на 8.12. 2007 г.)
Федеральный закон №131-ФЗ от 2003г. разрешает органам местного самоуправления решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации, но только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств. Так, это полномочия по регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства в населенных пунктах, где отсутствуют органы внутренних дел; по осуществлению первичного воинского учета граждан в населенных пунктах, где отсутствуют военкоматы; ведение похозяйственных книг, нотариальные действия и др. В Центральном федеральном округе с 2006 года 10 районов начали выполнять установленные законом полномочия в полном объеме. В остальных был введен переходной период, в том числе в Тульской области, ориентировочно на два года с 2006 по 2008 год. В течение этого периода решение отдельных вопросов местного значения вновь образованных поселений будет решаться органами местного самоуправления муниципальных районов. В Законе Тульской области «О порядке решения на территории Тульской области вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период», который вступил в силу с 01.01.2006 г., выделены четыре группы поселений с разным объемом вопросов местного значения, передаваемых муниципальным районам. Первая группа поселений – 23 административных центра: город Алексин Алексинского района, рабочий поселок Арсеньево Арсеньевского района, село Архангельское Каменского района, город Белев Белевского района и другие. Органы местного самоуправления муниципальных районов, в состав которых входят эти поселения, в переходный период осуществляют решение девяти из двадцати семи вопросов местного значения поселений. Вторая группа поселений -_ 10 поселений - больших рабочих поселков, поселков городского типа и городов районного значения (р.п. Товарковский Богородицкого района, п.г.т. Грицовский Веневского района, г. Липки Киреевского района, р.п. Плеханово Ленинского района и другие). Органам местного самоуправления муниципальных районов, в состав которых входят эти поселения, передано двенадцать из двадцати семи вопросов местного значения поселений Третья группа поселений – 8 поселений - небольших рабочих поселков и город Чекалин Суворовского района. Органы местного самоуправления муниципальных районов, в состав которых входят эти поселения, осуществляют решение уже восемнадцати вопросов местного значения поселений. И, наконец, четвертая группа поселений – сельские поселения, за исключением села Архангельское Каменского района. Органам местного самоуправления муниципальных районов, в состав которых входят эти поселения, передано решение также восемнадцати вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления вновь образованных поселений участвуют в решении переданных муниципальным районам вопросов, внося свои предложения и участвуя с правом совещательного голоса в совместных совещаниях, проводимых органами местного самоуправления районов. В течение переходного периода для вновь образованных муниципальных образований – поселений бюджеты формироваться не будут, для них установлен сметный порядок финансирования. Но в опережение реализации этого закона в Тульской области все поселения с 1 января 2007г. перешли на собственные бюджеты. Дотации из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) должны распределяться так: · в 2006 году – в размере 100 % от общего объема средств фонда; · в 2007 году – в размере 80 % от общего объема средств указанного фонда; · в 2008 году – в размере 55 % от общего объема средств указанного фонда в зависимости от фактических или прогнозируемых доходов и расходов бюджетов муниципальных районов. Передача движимого и недвижимого имущества для использования вновь образованными поселениями с целью исполнения самостоятельно осуществляемых ими полномочий по решению вопросов местного значения, началась с 1 января 2006 года. Население муниципального образования может непосредственно участвовать в управлении им через различные организационные формы (рис. 9). Рассмотрим их содержание. Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Решение о его проведении принимает представительный орган муниципального образования по инициативе, выдвинутой: а) гражданами России; б) избирательными объединениями и иными общественными организациями; в) самим представительным органом и главой местной администрации. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному опубликованию (обнародованию). Муниципальные выборы – наиболее массовая форма прямого волеизъявления граждан. Проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, или в случаях, установленных федеральным законом, избирательной комиссией муниципального образования или судом. Итоги муниципальных выборов также должны быть официально обнародованы. В Тульской области муниципальные выборы были успешно проведены 30 октября 2005 года и сформированы органы местного самоуправления.
Местный референдум Проведение собраний Муниципальные выборы и конференций Сход граждан Создание органов Правотворческая инициатива территориального граждан общественного Публичные слушания самоуправления Собрание граждан Конференция граждан (собрание депутатов) Опрос граждан Обращение граждан в органы местного самоуправления Другие формы Рис. 9. Организационные формы местного самоуправления
Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения. Решения, принятые на сходе, также подлежат обнародованию. С правотворческий инициативой может выступить инициативная группа граждан, минимальная численность которой устанавливается нормативным актом муниципального образования и не может превышать 3 процентов от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Внесенный этой инициативной группой проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующим подразделением или должностным лицом, к компетенции которого относится принятие рассматриваемого акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. На публичные слушания должны выноситься: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования. При этом должно быть заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и по окончании слушаний – опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. Собрание граждан может проводиться на части территории муниципального образования для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления или должностными лицами, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Опрос граждан проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Кроме отмеченных форм прямого волеизъявления граждан в местном самоуправлении следует выделить обращения граждан в органы местного самоуправления. Должностные лица должны дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Эти обращения служат важным источником информации, необходимой органам местного самоуправления для принятия решений на благо населения, для разработки стратегических направлений деятельности. К другим формам прямого волеизъявления граждан можно отнести голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Оно проводится по инициативе населения в порядке, установленном соответствующими нормативными актами. Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Основания устанавливаются уставом муниципального образования. Процедура отзыва каждого из указанных лиц должна обеспечивать им возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. А само согласие населения считается полученным, если за указанные изменение и (или) преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или его части. Итоги всех голосований и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Помимо рассмотренных организационных форм местного самоуправления другим, не менее значимым способом прямого участия населения в местном самоуправлении является т ерриториальное общественное самоуправление (ТОС). Оно представляет собою самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Такими частями муниципального образования являются: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Деятельность граждан в рамках территориального общественного самоуправления складывалась в России на протяжении периода Советского государства и позднее активизировалась в девяностые годы ХХ века с возрождением местного самоуправления. Сегодня ТОС осуществляется посредством проведения собраний и конференций граждан и путем создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Для становления территориального общественного самоуправления в г. Туле в феврале 2000г. решением Тульской городской Думы было утверждено Положение «О территориальном общественном самоуправлении в г.Туле», в июле 2000 г. утверждены «Типовой Устав органа ТОС» и Положение «О регистрации органов ТОС в городе Туле», где определены органы ТОС, их организационные формы: - комитеты микрорайонов, жилых комплексов, поселков и т.д.; - объединения собственников помещения в комплексе недвижимого имущества – товарищества собственников жилья; - домовые, квартальные, уличные и т.п. комитеты со старшими по домам и подъездам; а также правовые основы функционирования ТОС. К полномочиям органов ТОС относятся вопросы местного значения, затрагивающие интересы жителей соответствующей территории, в том числе: - организация населения для участия в мероприятиях муниципального образования; - оказание помощи органам местного самоуправления в решении стоящих перед ними задач по развитию муниципального образования; - организация акций милосердия и благотворительности, содействие в проведении таких акций органам власти, благотворительным фондам, гражданам и объединениям граждан, участие в распределении гуманитарной и иной помощи; - содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка; - содействие органам местного самоуправления в создании условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; - организация отдыха, содействие и проведение культурных, спортивных, лечебно – оздоровительных и иных мероприятии; - внесение предложений в администрацию муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы жителей. Территориальное общественное самоуправление может осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета. В Тульской области значительный опыт территориального общественного самоуправления накоплен в муниципальном образовании Алексинский район, муниципальном образовании Веневский район и других.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |