Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциально-гуманистические взгляды на психические расстройства




Лекция 5

Гуманистическая теория личности, значительно отличающаяся от рассматриваемых нами выше концепций, основана на философии экзистенциализма, основными представителями которой были С.Кьеркегор, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж-П.Сартр. С точки зрения экзистенциализма, каждый человек является уникальным, свободным и несущим ответственность за собственное существование. Он существует в данный конкретный момент времени и пространства (бытие-в-мире). Таким образом, отрицается детерминизм человеческого поведения, обусловленный ранними детскими переживаниями (психодинамическое направление) и стимулами окружающей и внутренней среды (поведенческий подход). Индивид сам волен выбирать, как реагировать на те или иные ситуации. Человек не обладает какой-то определенной природой, а сам определяет свою сущность. Как говорил Сартр, существование предшествует сущности, то есть личность формирует себя собственным выбором и поведением: человек, например, труслив не по своей природе, а потому, что ведет себя как трус (или, по большому счету, выбирает быть трусом). Люди осознают, что в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

 

5.1 Концепция К.Роджерса

Карл Роджерс является основателем феноменологического направления в психологии. Основываясь частично на взглядах экзистенциалистов, Роджерс считал, что основная тенденция человеческого существа – актуализировать свои потенциальные возможности. Это подразумевает, что в людях есть некая движущая сила, направленная на реализацию того, что заложено в природе конкретного человека. Все потенциальные возможности человека служат поддержанию и улучшению жизни. Тенденция актуализации – единственная движущая сила, все другие мотивы можно рассматривать как направленные на сохранение жизни и самосовершенствование. Потребность в самоактуализации частично берет свое начало в биологических процессах – клетки организма растут, дифференцируются, делятся, - «актуализация» на организменном уровне.

Человек по своей природе добр, и Роджерс отрицал деструктивность и эгоизм как нечто присущее человеку. Роджерс считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним. Если у индивида есть условия раскрыть свой врожденный потенциал, он будет развиваться оптимально и эффективно, жить в гармонии с собой и окружающими.

Тенденция актуализации направлена не только на снижение напряжения (сохранение жизни, поиск комфорта и безопасности), но также подразумевает повышение напряжения, что непременно связано с развитием.

Феноменологическая направленность теории Роджерса подразумевает, что реальным для индивида является только то, что существует в пределах субъективного опыта человека. Поведение человека можно объяснить только с позиции его системы координат, которая в каждом конкретном случае сугубо индивидуальна. Понять человека возможно лишь в контексте его психологической реальности, «взглянув на ситуацию его глазами», постигнув его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Соответственно, для понимания проблем человека необходимо изучать его субъективные переживания, определяющие его поведение.

Важным пунктом в теории Роджерса является Я-концепция – субъективное представление человека о самом себе, о своем взаимодействии с миром, а также ценности, связанные с этими представлениями. Я-концепция доступна осознанию, хотя и не обязательно осознается. Другими словами, Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, она часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни.

Я-концепция включает в себя не только наши представления о том, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть. Этот компонент Роджерс назвал Я-идеальное. Это все те характеристики, которыми человек хотел бы обладать, но пока не обладает. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Я-концепция характеризуется достаточной целостностью, хотя и может меняться в результате нового опыта. Несмотря на изменения, у людей сохраняется ощущение, что они остаются сами собой.

Я-концепция формируется, начиная с раннего детства, на основе оценивания ребенка другими людьми. Сначала младенец не разделяет себя и окружающий мир – то есть не обладает самостью. По мере развития он учится отличать себя от остального мира, начинает ощущать себя как отдельный объект, что является основой для последующего формирования Я-концепции. На развитие Я-концепции решающее влияние оказывает ближайшее социальное окружение – родители, братья и сестры, другие родственники. Для адекватного формирования Я-концепции необходимо положительное внимание – универсальная устойчивая потребность человека. Впервые эта потребность выражается у ребенка как потребность в любви и заботе, а впоследствии сохраняется в удовлетворении человека при его одобрении другими людьми и фрустрацией, когда им остаются недовольны.

Потребность в позитивном внимании играет важную роль в воспитании, когда дети получают представление, что определенное поведение одобряется взрослыми и приводит к позитивному вниманию, а другое – лишает. Это так называемое обусловленное позитивное внимание, или условие ценности. По мнению Роджерса, условие ценности причиняет вред ребенку в его становлении как полноценно функционирующего индивида – он зависим от мнения окружающих, ограничивает свой опыт только тем, что одобряется значимыми близкими. В таких условиях у человека могут возникнуть трудности с осознанием того, кем он хочет быть.

В противоположность условиям ценности Роджерс выделил безусловное позитивное внимание, которое не зависит от конкретного поведения человека – в любом случае индивид оценивается положительно. Примером может служить внимание, которое мать уделяет своему ребенку – не потому, что тот ведет себя определенным образом и оправдывает ее ожидания, а просто потому, что он ее ребенок. По мнению Роджерса, безусловное позитивное внимание – обязательное условие актуализации ребенка. Это означает, что ребенка любят без всяких условий и оговорок. Это не подразумевает атмосферы вседозволенности – просто ребенок не лишается любви ни при каких обстоятельствах, даже если он ведет себя несносно.

Роджерс выделил следующие характеристики полноценно функционирующих людей:

1. Открытость переживанию – способность осознавать свои самые глубокие чувства и мысли, в том числе и негативные.

2. Экзистенциальный образ жизни – тенденция жить полноценно, осознанно и насыщенно в каждый момент существования.

3. Организмическое доверие – способность принимать решения, ориентируясь на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и собственные шаблоны поведения из прошлого.

4. Эмпирическая свобода – возможность жить свободно, без ограничений и запретов, то есть человек способен сделать практически всё, что хочет – но и только он отвечает за собственные поступки.

5. Креативность – способность творчески, гибко разрешать жизненные проблемы и приспосабливаться к меняющимся условиям окружения.

Согласно взглядам Роджерса, психологические проблемы возникают в том случае, если какой-то новый опыт (на уровне поведения или эмоций) не согласуется с Я-концепцией индивида, в результате чего возникает тревога. Причем, это несоответствие может не осознаваться. При угрозе целостности Я-концепции могут сработать механизмы защиты, направленные на сохранение представлений человека о самом себе и собственных ценностях. Роджерс выделил два таких механизма:

1) искажение восприятия;

2) отрицание.

Если механизмы защиты не помогают и переживания человека не согласуются с его Я-концепцией (неконгруэнтность), тревога может возрасти до невротического уровня. При полной неэффективности защиты могут возникнуть психотические расстройства, когда «Я» не способно оградить себя от натиска угрожающих переживаний. Подобным образом Роджерс объяснял и развитие личностных расстройств, когда несоответствие между Я-концепцией и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации. Согласно теории Роджерса, все психические расстройства можно разделить на три группы по отношению к переживанию неконгруэнтности:

1. Расстройства без переживания неконгруэнтности: у этих пациентов расстройство уживается с их Я-концепцией, когда больше страдает окружение пациента, чем он сам. Примером могут служить личностные расстройства, расстройства привычек и влечений.

2. Расстройства с компенсированным переживанием неконгруэнтности: хотя здесь имеются симптомы вследствие неконгруэнтности, но они не переживаются как угрожающие, потому что есть достаточная толерантность к неконгруэнтности. Например, человек имеет компенсированное тревожное расстройство, скажем, простую фобию, которая вполне уживается с Я-концепцией.

3. Расстройства с декомпенсированным переживание м неконгруэнтности: человек, по крайней мере, иногда замечает, что он неконгруэнтен, и имеет мотивацию к изменению. Сюда относятся многие невротические расстройства: депрессивные, фобические, тревожные, навязчивые, диссоциативные и соматоформные расстройства, а также нарушения адаптации.

 

Таким образом, расстройство, по Роджерсу, связано с невозможностью интегрировать новый опыт, что может быть, в частности связано, с ригидной дисфункциональной Я-концепцией. Противоположность расстройству – полностью функционирующая личность, принципиально гибкая и открытая новым переживаниям, способная полноценно общаться и накапливать жизненный опыт.

 

 

5.2 Теория личности А. Маслоу в клинической психологии

Абрахам Маслоу, критикуя психоанализ Фрейда, говорил, что психодинамическая теория вполне подходит для объяснения психопатологии, но она совсем непригодна для понимания здоровой личности. Таким образом, Маслоу впервые задумался о характеристике психически здоровых. Изучив «лучших из лучших», он пришел к выводу, что среди них не оказалось абсолютно совершенных и идеальных людей, однако им была присуща одна общая особенность, которую он назвал самоактуализацией (self-actualization). Под самоактуализацией Маслоу понимал стремление к самовыражению с наиболее полным использованием своих талантов, способностей и возможностей. Стремление к реализации своих потенциальных возможностей заложено в каждом здоровом индивиде.

Маслоу считал, что люди первоначально мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Однако все потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета, и эта соподчиненность потребностей получила название «пирамиды потребностей». Последовательно потребности организованы следующим образом:

1. Физиологические потребности (пища, дыхание, сексуальные потребности).

2. Потребность в безопасности (долговременное выживание и стабильность).

3. Потребность в принадлежности и любви (присоединение и принятие).

4. Потребность в самоуважении (значение, компетентность).

5. Потребность в самоактуализации (реализация потенциала).

 

Только при удовлетворении потребностей, которые находятся внизу иерархии, возможна реализация более высоких потребностей. Высшая из потребностей – потребность в самоактуализации. Причем, содержание самоактуализации может значительно варьировать у различных людей – кому-то важно стать хорошим родителем, кому-то – добиться успехов в учебе, или стать художником и т.д.

Также Маслоу выделял «метапотребности» - потребность в справедливости, совершенстве, красоте или правде. Метамотивация поведения для самоактуализирующихся людей обычно принимает форму служения каким-то идеалам или целям, находящимся «вне тебя».

Маслоу попытался описать восемь типов поведения, которые ведут к самоактуализации:

1. Свежесть восприятия (концентрация) – полное, живое восприятие с максимальной концентрацией и впитыванием.

2. Выбор роста и центрированность на проблеме – способность рисковать ради личностного роста, выбирать прогресс и продвижение вместо регресса и чего-то безопасного, консервативного.

3. Самопознание: принятие себя и других – принятие собственных ценностей вне зависимости от влияния окружения, терпимость к собственным недостаткам и недостаткам других.

4. Честность и естественность поведения – способность быть самим собой, не подстраиваться под большинство.

5. Автономия: независимость от культуры и окружения – независимость в своих действиях от физического и социального окружения.

6. Саморазвитие (креативность) – постоянное развитие своих потенциальных возможностей и талантов.

7. Более эффективное восприятие реальности – обнаружение своих «психологических защит» и работа по отказу от них, так как они искажают реальность в угоду самомнению.

8. Пиковые (мистические) переживания – особо выраженные моменты самоактуализации (длящиеся обычно несколько минут), вызываемые сильным чувством любви, переживанием красоты природы или произведениями человеческого разума. В такие моменты мы максимально осознаем происходящее, чувствуем себя интегрированными в мир, действуем и чувствуем более ясно.

 

Патология, согласно Маслоу, связана с тем, что человек не способен самоактуализироваться, в частности, из-за неудовлетворения потребностей низшего порядка. Невроз в понимании Маслоу – «болезнь лишённости». Жалобы пациентов могут касаться фрустрации различных уровней «пирамиды» - например, недостаток признания, угроза потери престижа, неудовлетворенность супружеством и т.д. Жалобы самого высокого уровня (мета-жалобы) относятся к фрустрации мета-потребностей, то есть тех потребностей, удовлетворение которых возможно только при удовлетворении низших потребностей. Также блокировать самоактуализацию (наряду с фрустрацией низших потребностей) могут три группы факторов:

· негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате этого вредные привычки, которые мешают человеку изменить непродуктивное поведение;

· влияние общества и «давление» группы, которое часто противоречит личным вкусам, интересам и ценностям;

· внутренние «защиты» (в том числе десакрализация и комплекс Ионы), которые не позволяют человеку понять самого себя и осознать собственные потребности.

 

Таким образом, согласно гуманистической концепции, психическое расстройства – следствие неудовлетворения как базовых человеческих потребностей, так и естественной человеческой потребности в самоактуализации.

 

5.3 Экзистенциальная парадигма психических расстройств

Ирвин Ялом выделил четыре конечных данности, в которых существует любой индивид и которые лежат в основе существования:

1) смерть

2) свобода

3) одиночество (изоляция)

4) бессмысленность

 

Это те условия, с которыми сталкивается любой человек. Мы все знаем, что являемся смертными и неизменно столкнемся с несуществованием; мы определяем свою жизнь собственными выборами и сами несем за это ответственность – и никто другой; мы одиноки в этом мире, одни приходим в него и одни покидаем; жизнь не имеет объективного смысла, мы сами придаем ей смысл, за что тоже ответственны: каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Это те четыре данности, которые невозможно избежать в процессе существования.

Главный акцент в экзистенциальной концепции делается на противостоянии индивида этим данностям существования. Несмотря на вышеперечисленные ограничения, каждый индивид (часто неосознанно) стремится к бессмертию (порой – символическому); структурированности и «твердой почве под ногами» в противоположность свободе и ответственность за свое мировосприятие; человек пытается избежать изоляции, чувствовать себя принадлежным к чему-то большему, целому, несмотря на бесконечную экзистенциальную изоляцию; и, наконец, человек испытывает потребность находить смысл во всем происходящем, хотя, согласно экзистенциализму, объективный смысл отсутствует, и он может быть создан лишь самим индивидом, за что последний тоже несет ответственность.

Таким образом, экзистенциальная парадигма является по своей сути динамической, подразумевая противостояние потребностей человека (в бессмертии, структурированности, чувстве принадлежности, смысле) и конечных (экзистенциальных) данностей.

Осознание этих условий существования является достаточно болезненным, поэтому человек использует ряд психологических защит, целью которых является снижение чувства дискомфорта и тревоги, возникающего при столкновении с конечными данностями. К этим защитам Ялом относит как традиционные механизмы защиты, описанные Фрейдом (вытеснение, подавление, отрицание и др.), так и специфические механизмы. Ниже мы перечислим некоторые специфические механизмы психологической защиты, связанные с каждой из данностей существования:

1. Виды защит, связанные со смертью:

Вера в собственную исключительность. Человек сознательно понимает, что он, как и все люди, смертен, но глубоко в душе испытывает иррациональную (часто неосознанную) надежду, что его лично это не коснется, смерть – это то, что бывает с другими. Этот механизм защиты может проявляться в трудоголизме, когда человек преодолевает тревожное осознание смертности верой в вечную спираль успеха и новых достижений; нарциссизме, позволяющем чувствовать себя особенным; стремлении к власти и контролю, когда человек стремится через крайнюю индивидуалистичность, абсолютный контроль событий собственной жизни бессознательно доказать самому себе, что можно контролировать и собственную смерть.

 

Вера в конечного спасителя. Человек знает, что с ним может случиться что-то плохое, но он не одинок в равнодушной Вселенной, и в критический момент кто-то придет на помощь (Бог, супруг, родители и т.п.) Кроме того, это может проявляться в вере в идею, потомство, которые будут продолжать существовать после смерти индивида. Клинически эта защита может проявляться в зависимом расстройстве личности, мазохистских наклонностях и т.д.

 

2. Виды защит, связанные со свободой:

· Компульсивность

· Перенос ответственности на других

· Уклонение от автономного поведения

· Патология влечений и принятия решений

Все эти механизмы позволяют избежать ответственности за свою жизнь, за собственные проблемы, принять «авторство» собственного существования, тем самым избежать болезненного осознания неструктурированности мира и собственной ответственности за всё происходящее.

 

3. Виды защит, связанные с изоляцией: к ним можно отнести компульсивную сексуальность, когда секс служит «анестезией» боли изоляции, а партнер рассматривается как средство избавления от одиночества; попытки утвердить себя в глазах других, что позволяет испытывать чувство принятия и принадлежности; симбиотическое слияние с другими, призванное также избавить от базового ощущения изоляции.

4. Виды защит, связанные с бессмысленностью:

· Компульсивная деятельность – попытка постоянной занятостью (порой бесполезной) приглушить ощущение бесцельности собственной жизни. Может проявляться в маниакальном зарабатывании денег, достижении социального статуса и признания, власти, а также в упорном стремлении к постоянным развлечениям.

· Нигилизм: люди с пренебрежением относятся к источникам смысла других людей, обесценивают чужие ценности, что позволяет избежать встречи с бессмысленностью собственного существования.

Обобщенно экзистенциальную динамику можно представить следующим образом:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.