Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Копинг и механизмы психологической защиты




Лекция 7

7.1 Понятие стресса

Стресс – понятие многозначное. В нем можно выделить как минимум четыре значения:

· Стресс как событие – определенная ситуация, вызывающая напряжение и потенциальное нарушение равновесия. Иногда называется также стрессором.

· Стресс как реакция – реакция на определенные события. Иногда называется стрессовой реакцией, стрессовой эмоцией или стрессовым переживанием.

· Стресс как промежуточная переменная – состояние между действием раздражителя и реакцией организма, то есть промежуточный процесс.

· Стресс как трансактный процесс – как процесс взаимодействия человека с окружающим миром. В этом понимании стресс не является статичным состоянием, а представляет собой динамичное событие, которое постоянно сопровождает взаимодействие индивида с окружающим миром.

 

Селье в 1986 году предложил разделять стресс на эустресс и дистресс. Под эустрессом он понимал такую потерю равновесия, при которой индивид переживает соответствие между требуемыми от него усилиями и имеющимися у него ресурсами – способность справиться с изменившимися условиями окружающей среды. Дистресс – психическое состояние, при котором ощущается неспособность справиться с изменившейся ситуацией, а ресурсы оцениваются как недостаточные по сравнению с требованиями окружающей среды.

 

Стрессовые реакции могут быть эмоциональными, физиологическими и поведенческими.

Типичные эмоциональные стрессовые реакции:

1) страх;

2) печаль;

3) гнев.

Основные поведенческие стрессовые реакции:

1) бегство;

2) нападение.

Физиологические стрессовые реакции подробно рассматриваются в курсе нормальной и патологической физиологии.

 

Сами по себе стрессовые события редко становятся исключительной причиной психических расстройств. Чаще имеют большое значение внутренние (личностные) и внешние факторы. Стрессовое переживание можно описать в следующей последовательности (Лазарус, 1988):

1. Воздействие стрессового фактора. Здесь имеет значение значимость события, длительность и т.д.

2. Процесс оценки. Происходит первичная оценка – оценивается значимость и интенсивность стрессового воздействия, и вторичная оценка, когда оцениваются собственные ресурсы и способность справиться со сложившейся ситуацией. Эти два процесса оценивания происходят параллельно и тесно взаимосвязаны друг с другом.

3. Активизация стрессовых эмоций и стрессовых физиологических реакций.

4. Формирование копинга - проблеморешающего поведения.

 

На 2-м - 4-м этапах важную роль играют личностные и социальные факторы (социальная сеть, социальная поддержка).

 

7.2 Стрессоры и их связь с психическими расстройствами

Стрессоры могут оказывать на психические расстройства эффекты различного рода:

· Причина: Стрессор представляет собой необходимое и достаточное условие для возникновения какого-либо расстройства. Примером может служить посттравматическое стрессовое расстройство.

· Частная причина (кодетерминанта): стрессовый фактор в сочетании с другими факторами (биологическими, личностными) приводит к развитию психического расстройства (ср. с моделью стресс-диатеза).

· Усугубляющее действие: стрессор усугубляет какое-то уже существующее условие для возникновения расстройства, в результате чего расстройство становится очевидным.

· Провоцирующее действие: Стресс является триггерным (пусковым) событием в развитии расстройства. Стрессовое событие может повысить уровень напряжения, превышающий адаптационные возможности организма, что может способствовать манифестации расстройства.

· Протективная относительно расстройства функция: стрессовое событие иногда может привести к активации личностных и социальных ресурсов, что может положительным образом повлиять на имеющуюся психическую проблему.

 

Стрессоры можно классифицировать следующим образом:

1. Микрострессоры (повседневные перегрузки и неприятности) Они могут быть различными по значимости, но требуют для адаптации обычно не больше нескольких минут (десятков минут). Под микрострессорами понимают повседневные фрустрирующие события, которые плохо сказываются на самочувствии и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, связанные с потерями или фрустрирующие. В качестве примеров можно привести следующие проблемы: недовольство собственным весом и внешностью; состояние здоровья близких и возникающая необходимость ухаживать за ними; повышение цен на потребительские товары; стресс на работе (слишком много работы; конфликты на работе), межличностные и социальные перегрузки (конфликты, трения, недоразумения), ролевые перегрузки (например, двойная роль – быть домашней хозяйкой и заниматься профессиональной деятельностью).

Микрострессоры связаны с психическими проблемами: с одной стороны повседневные неприятности могут повлечь за собой ухудшение самочувствия, а с другой стороны, имеющиеся психические проблемы могут обусловливать то, что определенные повседневные события переживаются как стрессовые.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.