Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Публичное выступление




Лекция 8

Вопросы:

1. Поведение в ходе выступления.

2. Композиционное построение речи.

3. Подготовка к программному выступлению.

4. Выступление экспромтом.

5. Как отвечать на вопросы.

 

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Изд-ий центр «МарТ», 2002. С. 271-320.

2. Психология делового преуспевания. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. С. 96-120.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. С. 232-237.

4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. С. 50-158.

5. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. С. 381-400.

 

Деловому человеку часто приходится сталкиваться с необходимостью публичного выступления. Многие люди от природы имеют дар устных выступлений. Одни могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и слушателям.

Но не каждый наделен способностями оратора. Многих пугает сам факт появления на публике. Этой боязнью страдают даже люди, вполне уверенные в себе в других ситуациях. Страшась предстоящего публичного выступления, они ищут предлог, чтобы отказаться от него или перепоручить кому-либо другому. Однако люди, которые избегают публичных выступлений, лишают себя возможности улучшить репутацию.

Другая крайность. Это пренебрежение подготовкой к выступлению излишне самоуверенных людей, которые полагаются на свой опыт или ссылаются на чрезмерную занятость другими вопросами.

Следует помнить, что хорошо подготовленное публичное выступление – это, с одной стороны, знак уважения к аудитории, а, с другой – возможность заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке.

1. Поведение в ходе выступления (рекомендации)

- Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересами.

- Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

- Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

- Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после чего должна последовать короткая пауза.

- Вступительные слова не должны быть громкими. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее быстро и монотонно.

- Во время выступления взгляд направляйте на слушателей (не смотреть в одну точку!). Наблюдайте за реакцией аудитории.

- Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

- Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или неуверенно чувствуете себя.

- Не вступайте в дискуссию, даже если с места раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить из равновесия.

- В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.

- Если аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос.

- Заканчивая выступление, поблагодарите присутствующих за внимание.

2. Композиционное построение речи

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Основные задачи каждой части:

1. Вступление

задачи

- вызвать интерес к теме

- установить контакт с аудиторией

- подготовить слушателей к восприятию речи.

Приемы привлечения внимания:

- обращение

- изложение цели выступления, обзор главных моментов, о которых предстоит говорить

- прием соучастия

- обращение к событиям, неизвестным аудитории

- обращение к речи предыдущего оратора

- обращение к известным аудитории источникам информации

- юмористическое замечание

- вопросы к аудитории и др.

2. Основная часть

задачи

- сообщить информацию

- обосновать свою точку зрения

- убедить аудиторию

- побудить слушателей к конкретным действиям.

3. Заключение

задачи

- суммировать сказанное

- повысить интерес к предмету речи

- подчеркнуть значение сказанного

- поставить задачи

- призвать к непосредственным действиям.

Методы

- краткое повторение основных проблем

- обобщение сказанного

- указание перспектив

- иллюстративная концовка

- лозунг

3. Подготовка к программному выступлению

1. Подготовка текста (рекомендации)

- Пишите так, как говорите, а не как пишите.

- В скобки заключите фразы, которые при необходимости можно опустить.

- Включайте в каждый абзац 3-5 предложений.

- Используйте в основном глаголы в активной, а не пассивной форме.

Например, избегать: «Нами были открыты пять новых филиалов».

Лучше: «Мы открыли 5 новых филиалов».

- Ограничивайте количество слов в предложении.

- Выступление следует отпечатать через два интервала читаемым шрифтом. Между абзацами – 3 интервала.

- Подчеркните слова или фразы, которым вы придаете особое значение.

- Имена численные (все цифры) написать словами.

Наличие конспекта обязательно, но надо стараться говорить не только по конспекту.

Точно фиксировать время (регламент).

Читать текст выступления с листа сложнее, чем выступать с импровизированной речью. Это требует большой практики и серьезной подготовки, так как:

- при чтении голос теряет воодушевление и живость;

- читая без подготовки, можно потерять контакт со слушателями;

- если читать без подготовки, темп речи ускоряется и появляется монотонность.

2. Подготовка к чтению с места

- При чтении каждой новой страницы в голосе присутствует подъем и энергия.

- Это важно и при переходе к новому пункту, абзацу.

- Абзац не переносят на другую страницу так же, как и предложение. Не стоит переворачивать страницу не середине мысли.

- Используйте только одну сторону листа: толстая стопка бумаги еще не означает длинную речь.

- Нумеруйте страницы (лучше в правом углу листа).

- Перед выступлением снимите скрепки, не скрепляйте страницы.

- Активно используйте голос, старайтесь включить свои актерские способности.

- Не употребляйте жаргонных слов и терминов.

- Исключите неясные и ничего не значащие определения и наречия:

заметно обоснованно

чрезмерный относительно

совершенно значительный

приблизительно отчасти

незначительный существенный

лучше достаточный

- Избавьтесь от словесных штампов и лишних слов:

в текущий момент лучше:

в настоящий момент «сейчас».

- Уберите из текста выражения типа:

по сути дела

честно говоря

я должен добавить

интересно отметить

на это необходимо обратить внимание

это следует запомнить

стоит сказать

могу ли привлечь ваше внимание

позвольте сказать и др.

- Упрощайте времена глаголов: «мы идем, мы шли, мы пойдем» вместо: «мы бы пошли, мы собираемся пойти».

- Используя цитату из книги, употребляйте настоящее время: Лев Толстой напоминает нам. Чехов говорит об этом и т.д.

4. Выступление экспромтом (сразу, без подготовки)

- Сузьте тему до того, о чем вы можете говорить. Примите во внимание аудиторию.

- Обдумайте основную мысль или пункты, о которых вы хотели бы сказать.

- Решите, каким будет заключение.

Опасность выступления экспромтом заключается в том, что вы не знаете, когда закончите. «Несколько слов» могут превратиться в бессвязную риторику, если у вас в голове нет четкого заключения. До того, как вы начнете говорить.

- Начинайте с главного утверждения, которое позволит слушателям узнать, о чем вы собираетесь говорить.

- Подготовка и вступительное утверждение должны занимать не более 15 секунд (после соответствующей практики можно снизить его до 5 секунд).

При анализе выступления ответьте на вопросы:

- Вы придерживались темы?

- Вы осветили те пункты, которые наметили?

- Было ли сильным заключение?

5. Как отвечать на вопросы

Типы вопросов:

- нейтральные, обычно требующие информации или пояснения;

- дружеские, изменяющие отношение к сказанному (например, «Я согласен с тем, что вы сказали, но что мы можем сделать?»);

- антагонистические (враждебные). Обычно бывают прологом к спору или несогласию с тем, что вы сказали (например, «Вы имеете в виду, что …).

При ответах на вопросы учитывайте следующее:

- Не делайте высокомерного вида. Отвечайте на вопросы спокойно и точно.

- Покажите задающим враждебные вопросы, что понимаете, почему они так ко всему относятся, дайте им понять, что не имеете ничего против них лично и хотели бы найти с ними общий язык.

- Внимательно слушайте вопрос. Повторите или перефразируйте его, чтобы убедиться, что вы его поняли и чтобы каждый слушатель его услышал.

- Если нужно, разделите вопрос на несколько частей и отвечайте на каждую по отдельности.

- Отвечайте кратко и по существу.

- Если спрашивающий вас перебивает, сделайте паузу и дайте ему закончить, затем продолжайте свой ответ, но не позволяйте ему отвлечь вас от сути ответа. Если человек продолжает перебивать, не завязывайте спор.

- Связывайте ответы со своей речью («Как я уже сказал …»).

- Не позволяйте одному или двум слушателям монополизировать время, отведенное на вопросы.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные умения и навыки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.