КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Культура ведения полемики и дискуссии
Лекция 9 Вопросы: 1.Спор, дискуссия, полемика. Характеристика понятия «спор». 2.Цель спора. 3.Тактика и стратегия спора. 4.Полемические приемы (уловки). Искусство ставить вопросы. Ответы на вопросы.
Обязательным качеством современного делового человека является умение компетентно обсуждать проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, т.е. владеть полемическим мастерством, искусством спора. В современной научной, методической, справочной литературе слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия нет. В нашем курсе под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор. На это указывают толковые словари русского литературного языка и словари синонимов. В научных исследованиях, в публицистических и художественных произведениях эти слова нередко служат и наименованиями отдельных разновидностей спора. Например, дискуссией (лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (disputar — рассуждать, disputatio — прение) и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему. Другой характер носит полемика. Об этом свидетельствует и этимология (т. е. происхождение) данного термина. Древнегреческое слово polemikos означает «воинственный, враждебный». Полемика - это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Из данного определения следует, что полемика отличается от дискуссии, диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются: —прийти к единому мнению, —найти общее решение, —установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию. Полемика — это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечеловеческие ценности, права человека, складывается общественное мнение. Она служит воспитанию активной гражданской позиции. Слово дебаты французского происхождения (debat — спор, прения). Прения — русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII в. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты — прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения — обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам. Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. п. Цель спора Известно, что люди, вступая в спор, преследуют далеко не одинаковые цели, руководствуются разными мотивами. По цели различают следующие виды: - спор из-за истины, - для убеждения кого-либо, - для победы, - спор ради спора. Кратко охарактеризуем их. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. Чтобы найти правильное решение, полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападений, чтобы узнать, какие могут быть возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение, высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, т. е., по существу, ведется совместное расследование истины. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему, заинтересованными в ее решении. Как подчеркивал русский философ и логик, профессор С. И. Поварнин, который в начале XX в. активно разрабатывал теорию спора, «это высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная». Кроме несомненной пользы, спор ради истины приобретает характер особой красоты, он может доставить настоящее наслаждение и удовлетворение участникам спора, стать для них поистине «умственным пиром». Да это и понятно. Расширяются знания о предмете спора, появляется уверенность и возможности выяснения истины, укрепляется вера в собственные интеллектуальные возможности. В результате такой умственной борьбы человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если приходится отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли, то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план. Задачей спора может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. При этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких либо обстоятельств и т. п. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает. Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем полемисты добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных, слава непобедимого полемиста. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффектнее. В приемах и средствах для одержания победы они не стесняются. Довольно часто встречается и спор ради спора. Это своего рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать, что белое — черное, а черное — белое. Если вы будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать. Приведенная классификация видов спора по цели носит в определенной мере условный характер. В жизни их не всегда удается четко разграничить. Так, добиваясь победы в споре, полемист стремится убедить оппонента в правильности своей позиции. А убеждение противника в чем-либо способствует поиску истины, уточнению выдвинутых положений, принятию более правильных решений. В споре надо помнить о тактике и стратегии. Стратегия — общий план ведения спора, когда намечаются вопросы, последовательность выступлений. Тактика спора — подбор и использование логических и психологических приемов, которые будут эффективны в споре. К числу важных приемов относятся: — корректность, спокойствие, рассудительность всех его участников; — внимательность и доброжелательность по отношению к противоположной стороне; — открытость для доводов другой стороны (таким образом заставляя противоположную сторону действовать так же по отношению к вам); — условное принятие доводов противника (тем самым делаем вывод из его доводов и подводим к опровержению). Кроме тезиса, неотъемлемая часть спора — аргументация. В структуру аргументации входят тезис, аргументы (доводы) и демонстрация. Аргументы — это известные положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность тезиса. На отбор аргументов оказывают влияние многие факторы: опыт человека, его образование, кругозор и др. Демонстрация – это логическая связь тезиса и аргументов. Чтобы аргументация была убедительной, необходимо: — формулировать тезис точно, для этого — дать определение всем понятиям, точно указать, о каком отношении между ними идет речь; — указать, для какой цели осуществляется аргументация данного тезиса; — исключить из тезиса неявные условия; — тезис не должен меняться в течение рассуждения, аргументы не должны противоречить друг другу; — источники аргументов должны быть известными и достоверными, истинность аргументов должна быть доказана. Чтобы знать, о чем идет спор, надо выяснить следующие вопросы, касающиеся тезиса: все ли слова и выражения понятны, о скольких предметах идет речь, является ли тезис достоверным, истинным или ложным. Выделяются следующие типы аргументов: аргументы с помощью примера, аналогии, иллюстрации, аргументы с помощью определения, разделения на виды, нахождения противоречий и др. В качестве доводов могут выступать факты, т.е. явления действительности, которые подтверждают тезис или согласуются с ним. Чтобы упорядочить аргументы, рекомендуется следующая последовательность: 1. «Благодарю докладчика за изложение новых взглядов...» 2. «В частности, было сказано...» 3. «Против этого можно возразить...» 4. «Если сравнить эти положения...» 5. «Поэтому я предлагаю...» Существует большое количество методов аргументирования. X. Леммерман насчитывает их 26: метод фундаментальности, метод противоречий, метод следствий, метод примеров, метод сравнений, метод изнанки («да — но»), метод ограничений, метод бумеранга, метод обесценивания, метод повышения ценности, метод переоценки, метод опережения, метод запроса, метод мнимой поддержки, метод преувеличений, метод сведения к шутке, метод обращения к авторитетам, метод обращения к личности, метод изоляции, метод уклонения, метод навязывания, метод запутывания, метод проволочек, метод обращения к чувствам, метод настройки, метод подлавливающих вопросов. Также существуют различные полемические приемы, помогающие в споре: - Применение юмора, иронии, сарказма. Они усиливают эмоциональный фон, создают определенный настрой, снимают напряжение в споре. - Сведение к абсурду, т.е. желание показать ложность тезиса или аргумента, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности. - Прием бумеранга (тезис обращается против того, кто его высказал). - Атака вопросами, цель ее — заставить защищаться, оправдываться. - Довод к человеку — оценка достоинств и недостатков оппонента. При обсуждении возможны типичные ошибки его участников. Первая группа — это ошибки в тезисе: — подмена тезиса — переход аргументации исходного тезиса к аргументации другого тезиса (стремление заменить один тезис другим); — потеря тезиса, когда участник спора забывает тезис; — отступление от тезиса, когда вместо исходного тезиса доказывается сходный или связанный с ним. Вторая группа — ошибки в доводах: — ложный довод, когда аргумент представляет собой ложную мысль; — произвольный довод, требующий доказательства сам по себе. Типичная ошибка в рассуждении, когда тезис не вытекает из приводимых доказательств. В споре важная роль отводится оппоненту. Его функция следующая: он внимательно слушает аргументы противоположной стороны, анализирует их, разделяет на части при необходимости. Оппонент должен стремиться к постижению истины в споре, а не к утверждению своей точки зрения. Возражения оппонента дают толчок к поиску новых вариантов, новых решений. Если оппонент заманивает вас в ловушку, надо понять: — достоверно ли его утверждение, — имеются ли противоречия, — как развернуть контраргументацию. Нужно, чтобы оппонент перешел к цифрам и фактам, конкретным примерам, тогда можно увидеть его слабые места. В споре часто участники не понимают друг друга, не слушают друг друга, нападают друг на друга. В этом случае применяются разные уловки, т.е. приемы, с помощью которых участники спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента. Логические уловки — это сознательное отступление от правил и законов логики. Их еще называют софизмами. Цель софизма - ввести в заблуждение противника. Распространенным является софизм, основанный на неправильной постановке вопроса. Кроме того, существуют социально-психологические уловки, например, такие: — «Приманка» — скрытая лесть, она действует на честолюбивых людей. Чтобы нейтрализовать ее, надо предложить обсудить все в деталях. — Самовосхваление. В этом случае надо напомнить о прошлых возможных просчетах и ошибках оппонента. — «Досказание», когда хотят домыслить развитие ситуации за вас. — Гибкая терминология. Связана с лексикой, вызывающей эмоциональное настроение. — Мнимая невнимательность. Когда умышленно не замечают те доводы, на которые необходимо отвечать. Одна из сильнейших уловок — внушение. Оно действует, когда человек говорит спокойно, уверенно, авторитетно, имеет представительную внешность и хорошие манеры. Такому человеку верят быстрее. И чаще это убедительнее доводов. Организационно-процедурные уловки: повышение тона, перебивание оратора, откладывание обсуждения важного вопроса. Таким образом, знание приемов ведения спора значительно облегчает роли его участников. А спор помогает найти правильное решение, активизирует процесс познания, творческий поиск, способность отстаивать свои взгляды. ИСКУССТВО СТАВИТЬ ВОПРОСЫ, ДЕЛАТЬ РЕПЛИКИ, ЗАМЕЧАНИЯ Философ Иммануил Кант заметил, что «уметь правильно задать вопрос есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности». Овладение искусством ведения дискуссии, спора невозможно без развития умений ставить вопросы, делать реплики, замечания. Постановкой удачно сформулированного вопроса можно достичь различных целей. Эти цели можно условно разделить на конструктивные и деструктивные. Конструктивный подход к постановке вопросов, как правило, преследует позитивные цели, например: уточнить позицию собеседника, оппонента; проиллюстрировать свою осведомленность и компетентность по обсуждаемой проблеме; перевести монологическое вступление в диалог; активизировать ход дискуссии; перехватить инициативу и увести ее в нужное для вас pycло; показать свою личную заинтересованность в обсуждаемом вопросе, помочь оппоненту раскрыть более глубоко суть проблемы, способы ее решения; помочь ускорить процесс поиска истины с тем, чтобы прийти к согласию. Однако не все вопросы, реплики, замечания имеют продуктивную направленность и позитивные мотивы, которыми руководствуются участники дискуссии, спора. Всем известно, что есть любители задавать каверзные вопросы, которые преследуют деструктивные цели: - помешать оппоненту удачно выступить, показать его некомпетентность, расколоть аудиторию, усилить конфронтацию; опорочить идеи оппонента, его подходы к решению проблемы; скомпрометировать ценные инициативы; показать нежизнеспособность, теоретическую или практическую малозначительность предлагаемых подходов, способов решения проблемы; существенно ослабить позицию оппонента; побудить оппонента пойти на частичные или существенные уступки и др. Искусство ставить вопросы зависит от многих фактов и условий, но в первую очередь оно зависит от того, владеете ли вы приемами постановки вопроса и насколько удачно их используете. Поэтому далее сосредоточим внимание на особенности постановки вопросов и их специфике. Провоцирующий вопрос. Его цель спровоцировать оппонента на конфронтацию, создать ситуацию, в которой бы он потерял самообладание, как говорят, «вышел из себя» и наговорил дерзостей и глупостей. Вопрос провокационного характера, как правило, задается в самый неподходящий момент, его чаще всего приберегают па тот случай, если другими способами добиться поставленной цели одной из спорящих сторон явно не удается. Озлобленный и «заведенный» противник уже не владеет собой в такой степени, как этого требует деловое обсуждение вопроса, проблемы. Он теряет самообладание и ведет себя менее гибко и осторожно, а значит, Прежде всего спокойствие, самообладание. Если это возможно, уместен будет контрвопрос, реплика или замечание, которые разоблачат истинные мотивы того, кто ставит провокационный вопрос. В данной ситуации чувство юмора, анекдот, рассказ забавной истории позволит участникам дискуссии, спора несколько разрядиться, расслабиться. Риторический вопрос. Это тип вопроса, который ставится как бы всем присутствующим. Это вопрос вообще и никому конкретно. Риторический вопрос—это вопрос, побуждающий к размышлению и не требующий конкретного ответа от кого-либо. Риторические вопросы ораторы часто используют для того, чтобы побудить слушателей к paзмышлению в нужном направлении для оратора. Контрвопрос. В процессе ведения дискуссии, спора он, как рикошетом, возвращается к тому, кто ставит не вполне удобный, а часто провокационный вопрос. По существуна вопрос вторая сторона отвечает вопросом и тем самым как бы создается видимость диалога. На самом деле достигается временный паритет противоборства, где нет победителя и побежденного, а есть уход от решения проблемы, вопроса как с той, так и с другой стороны. К контрвопросам, очевидно, следует прибегать в крайних случаях, когда другие приемы ведения дискуссии, спора, переговоров не срабатывают или прямой ответ на поставленный вопрос не уместен, либо не желателен. Уточняющий вопрос. Постановка такого вопроса требует дополнительной информации, а чаще всего уточняет позиции сторон по обсуждаемой проблеме. Уточняющий вопрос, как правило, начинается со слов: «кто», «что», «почему», «когда», «сколько», «каким способом». Постановкой уточняющего вопроса как бы «выуживается» информация, уточняется позиция сторон, участвующих в дискуссии, споре. Не случайно уточняющий вопрос часто начинается со слов: «Так ли я Вас понял...».
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |