КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся
Практические методы обучения истории. Существует два основных подхода в определении самостоятельной работы учащихся. 1) Матвеева и Сасалин понимают под самостоятельной работой работу, которую выполняют учащиеся индивидуально по заданию учителя и в запланированное время. Самостоятельная работа здесь понимается в широком смысле, главный её признак то, что ученик действует, он активен; действия ученика имеют индивидуальный характер. 2) Лернер придаёт большее значение характеру действия ученика. В его понимании самостоятельная работа – это та работа, при которой ученик действует творчески, привносит творчество. Т. о., главный признак самостоятельной деятельности учащегося – творчество.
Учебно-практическая деятельность может идти и на репродуктивном и на более высоких уровнях. Деятельность учащихся направлена на овладение приёмами учебной работы и их применение. Учебно-практическая деятельность имеет творческий характер. Учащиеся в результате неё вооружаются знаниями о материале и методах исторического исследования (главный объект – исторический документ). Второе направление: главное – знание и овладение учебными приёмами. 6.2.Учебные приёмы (умения и навыки учащихся). Учебный приём – способ, который объективно может быть выражен в виде перечня действий, входящих в состав приёма. Схема 7. Учебный прием. Признак учебного приёма – перечень действий. Учебный приём может касаться умственной деятельности. В таком случае эти приёмы выступают как умения. Умение – адекватные цели владения важнейшими умственными (мыслительными) действиями. Умственные действия на механическом уровне – навык. Навык – автоматизированный компонент действия, который носит по преимуществу практический характер. Навыки – частное проявление умственной деятельности. Сравнение – соотнесение двух объектов друг с другом (составление синхронистических таблиц, составление плана по тексту). Создание классификации умений и навыков. Система умений. Попытку классификации предприняла Н. И. Запорожец. 1 группа – умения, обеспечивающие соответствующие особенности исторического материала: умение локализовать исторические факты и процессы во времени и пространстве (соотнесение событий друг с другом, соотнесение даты события с веком, определение длительности, последовательности, умение читать карту, пользоваться легендой). 2 группа – умения анализировать исторический материал. Анализ – отделение существенного от несущественного, оценка допущения (признаки, характеризующие феодализм, причины введения НЭПа в 1921 г., определение и критерии централизованного государства). 3 группа – умения синтезировать исторический материал. Синтез – создание целого из компонентов. Обобщение причинно-следственных связей. 4 группа – умения сравнивать и сопоставлять аналогичные и однородные факты. Установление сходства и различия по однородным признакам. 5 группа – умения оценивать, а на базе оценки – формулировать и обосновывать выводы. Оценка – это определение значимости. Система навыков. 1 группа – речевые навыки, отработанные до автоматизма (беглое и сознательное чтение учебных текстов, пересказ текста, ответы на вопросы). 2 группа – составление планов (простой план, сложный, развёрнутый, план-конспект). 3 группа – работа со справочным материалом (навык свободного ориентирования в оглавлении учебников, словарях, вопросах и заданиях; определение новых слов и их значимости по словарям; привлечение указателей и каталогов). 4 группа – навыки оформления графических работ (заполнение и составление таблиц, рисование графиков и диаграмм, оформление различных схем). 5 группа – составление тезисов по параграфам, статьям и т. д. 6 группа – навыки рецензирования (устное, письменное). 7 группа – навыки библиографической работы (поиск книг по библиотечным каталогам, составление библиографических карточек). 8 группа – оформление краткой библиографии по широким и узким историческим темам; написание аннотаций. 9 группа – навыки конспектирования. 10 группа – оформление рефератов Основа общей классификации умений и учебных приёмов. 1 группа – Учебно-организационная: а) определение задач и целей, целеполагание; б) планирование деятельности; в) рациональное выполнение задач; г) самооценка; д) режим дня; е) подготовка средств учебной деятельности. Неполнота. В перечень вводятся новые основания. Источник знания – самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся, т. е. деятельность, направленная на овладение приёмами учебной работы.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |