КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональное назначение слова учителя на уроке
Словесный метод (метод живого слова). Классификация методов обучения истории. А. А. Вагин и П. В. Гора предложили классификации по источнику знаний. Вагин:
У Вагина односторонний подход, направленный на деятельность учителя. П. В. Гора:
Классификация 1988 г.:
Гора рассматривал деятельность учителя и учащихся на 2 уровнях: репродуктивная деятельность (учитель приобретает роль источника знаний), поисковая (самостоятельная деятельность учащихся). В классификации нет логической последовательности: 4 группа требует обращения к 3 предыдущим методам – это средство. Классификации, связанные с познавательной деятельностью учащихся. В.Г.Карцов: классификация по познавательной деятельности учащихся – тождество между процессом познания и процессом познания в обучении. И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин видоизменили логическое основание, в основе классификации – уровень познавательной деятельности учащихся – уровень определяет характер деятельности учащихся: 1) репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) – учитель вводит информацию при работе с любым источником знаний, а учащиеся должны понять эту информацию, запомнить и воспроизвести; 2) проблемные методы – наряду с сообщением готовых знаний учитель предлагает пути к приобретению; 3) частично-поисковый метод – учащиеся должны овладеть отдельными этапами поисковой деятельности или процесса научного познания, а значит самостоятельно, творчески осуществить часть процесса познания; 4) исследовательский метод – учитель организует поисковую деятельность учащихся при работе с историческим материалом. Классификация логически последовательна, но их упрекали за то, что они переоценивали исследовательские способности учащихся. Для исследовательской деятельности появились синонимы – поисковая или учебно-исследовательская деятельность. Общее в 3 видах классификации – это моноклассификации. Здесь одно логическое основание. В настоящее время на смену мономоделям приходят 2-3-4-мерные модели классификаций (объединяются классификации Горы и Вагина и Лернера и Скаткина) – наряду с типологией урока характеризуются методы. Эти методы могут быть использованы в преподавании любых учебных дисциплин. Метод – абстрактное понятие, безразличное к содержанию учебного предмета. 4.3.Понятие «методический приём». Схема отбора методических приёмов к уроку. Методические приёмы – составные части методов обучения. Ими являются такие способы работы учителя и учащихся, которые могут быть выражены в виде перечня действий, входящих в состав приёмов. Приёмы должны быть адекватны содержанию исторического материала. Схема 4. Содержание учебного исторического материала.
Каждая из групп методов реализуется через приёмы, адекватные содержанию исторического материала: 1) приёмы создания образных представлений о главных исторических фактах; 2) приёмы формирования необразного знания о второстепенных исторических фактах; 3) приёмы изучения теоретического исторического материала. Словесный метод ведущий, его нельзя рассматривать в изоляции от др. методов и гиперболизировать его значение. Для всего блока гуманитарных дисциплин ведущим является словесный метод, он включает в себя повествовательно – описательные, логические и информативные функции, свойственные учителю. Повествовательно-описательная функция – воссоздание исторического процесса в целостной картине с яркими образами людей и событий. Информативная функция – включение суммы знаний, позволяющих лучше понять материал. Логическая функция – самая важная, имеет две задачи:1) слово учителя должно содержать образцы оценки событий;2) демонстрация учащимся логических путей раскрытия информации. Особая функция – воспитательная, как самостоятельная она не используется, связана с отбором материала в учебнике, не допускается искажение (оценка прошлого). Схема 5. Функции слова учителя. 5.2.Приемы словесного изложения исторического материала. Подход к группе структурокзаключается:
Структурный анализ исторического материала группа приемов, которые позволяют создать конкретные образы – главные факты. Что осуществляет связь необходимых неглавных фактич. За группой приёмов – теоретический массив. Схема 6. Содержание материала и его изложение. Рассказ – малая форма, сюжет, в основе конфликт. Рассказ – это сюжетное (образное) повествование исторических событий, о действиях исторических персонажей и народных масс. Сюжет может быть использован для изучения типично-повторных явлений, в этом случае он вымышленный. 2 типа сюжета: 1) реальный (из военно-исторического прошлого); 2) вымышленный. Может быть использован рассказ для изучения типично-повторяющихся событий и явлений. Факторы успешности рассказа – выведенность композиции и наполненность частей, соразмерность, правильный подбор средств и приёмов конкретизации. Композиция рассказа: 1) экспозиция – изображение обстановки, действующих лиц до начала действий; 2) завязка – начальный момент в развитии событий; 3) развитие действия; 4) кульминация – высшая напряженность действия; 5) развязка – заключительный момент в развитии действия. Средства конкретизации: 1. конкретизация моментов, характеризующих место исторического действия (локализация Куликова битва) 2. связь с особенным историческим материалом – конкретизация моментов, характеризующих время действия (в субботу, 5 апреля) 3. краеведческий материал 4. документальный материал 5. статистический материал (статистический материал в соотношении величин ч/з образ) Приёмы конкретизации:
Ведущий вид словесного изложения – рассказ, преобладает повествовательно-описательная функция. Повествование – повествовательный приём. Повествовательная форма изложения признаков, особенностей, существенных черт исторического объекта. В результате создается образное представление о внешнем виде и об устройстве объекта (картины природы, быта, хозяйственной деятельности, о персонажах исторического прошлого). Описание: Ø Картинное; Ø Аналитическое. Картинное создает представление через образ, оно связано с внешним обликом людей, арх. ансамблей. Для создания образа географической среды. Аналитическое – используется элемент анализа, создание образа. Сообщение – простое перечисление признаков событий, связано с событиями, цифрами, датами и именами; перечисление ряда событий. Конспективное изложение – лишенное образности изложение, которое передает развитие неглавных событий или явлений во времени и пространстве. Объяснение – раскрытие связей, зависимости, закономерностей, смысла, сущности, значений исторических событий. Объяснение – форма логического изложения, в основе которой лежит суждение, истинность которого доказывается логически взаимосвязанными умозаключениями. 2ч: то, что объясняется (суждение) То, с помощью чего объясняется (система умазаключения) Виды объяснения:
Рассуждение – последовательное развитие положений документов, подводящих к выводам и умозаключениям; Своеобразный вариант разъяснения через риторические вопросы.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |