КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль учебника в учебном процессе. Требования к современному учебнику
Школьные программы как методический документ. После 7-летней учащиеся не имели представления об историческом развитии современности, т.к. курс новейшей истории не был разработан. Учащиеся 7-летней школы не изучали отечественную историю, конституция СССР могла изучаться лишь формально, курс истории СССР не имел основы. 8 сент. 1959 г. ЦК КПСС принял постановление об изменениях структуры образования. 1958 г. – «об укреплении связи школы с жизнью» В сельской местности юноши получали специальность механика, девушки – машинистки. В городах – портнихи и рабочие на станкостроительном заводе. Количество учебных часов содержало часть для производственного обучения. Модель учебника. 1. методология учебника. 2. методическое содержание. Методология – основа систематизации материала. Проблема подбора фактов – структурные принципы группировки содержания. Выделяют три основные логические основы систематизации учебников: Ø экземпляристский (традиционалистский) Ø эволюционная теория Виноградова Ø социологический метод (сравнительно-исторический). Период советской школы. Учебник появился в 40-е годы. В нем использовался формационный подход. Анализ этих учебников выявил ряд недостатков: не учитывалось, что Маркс создал свою теорию на основе стран Европы. В кон. 80-х гг. в ряде дискуссий выделено несколько подходов: отказ от универсальной доктрины исторического процесса. Наиболее популярны цивилизационные, культурологические антропологические принципы. Цивилизационный принцип – на первом месте. Авторы следуют экземпляристкому подходу. В настоящее – многообразие методологических основ, возродился интерес к системе дворянской историографии, используется смешение принципов при создании учебника, а иногда не используется ни один методологический принцип. Важное место занимал спор о том, какой метод должен преобладать логический стиль при создании учебника: индукция или дедукция. Индукция – обилие фактов, образность, «толстый учебник». Дедукция – «тонкий учебник», конспективный стиль изложения, исп. только то количество фактов, которое необходимо для характеристики события, т.е. учебник не должен заменять книгу для чтения, содержать красочные факты. Но индукция и дедукция не используется в чистом виде. Система советских учебников базировалась на индуктивной основе, и в настоящее время много сторонников этого метода изложения. Но стоит вопрос о замене инд. О\основы на дедуктивную в связи с развитием исторической науки, обилием ист. фактов. Попытки внедрения дедуктивного метода были во второй пол. 80-х гг. (учебник по истории средних веков Агибалова). Важный вопрос о принципах организации материала. Используют несколько принципов: 1) Монографический принцип – история страны изучается от начала до конца. 2) Принцип синхронности – все страны изучаются на одном историческом этапе, т.е происходит неоднократное возвращение к одним хронологическим рамкам. На этом принципе созданы учебники по зарубежной истории. Минусы: нет подробности изучения, нет полного представления о смене каких-либо периодов. 3) Хронологический принцип. 4) Тематический принцип – объединение фактов в однородные по содержанию группы. 5) Проблемно-тематический принцип – комплексы, характеризующие отдельные стороны общественной жизни.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |