Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика субъектов экологического права и экологической правосубъектности




Терминами «субъект права» в общетеоретическом понимании и в отраслевом правоведении, принято обозначать участников общественных отношений. Безусловно, понятие субъекта права как участника соответствующих экологических отношений связано с понятиями правоспособности и дееспособности. При этом экологическая правоспособность – это способность обладать экологическими правами и принимать на себя экологические обязанности. Экологическая дееспособность – это способность своими действиями приобретать экологические права и исполнять соответствующие обязанности.

Не вдаваясь в детальное разбирательство разногласий в определении понятия и существа содержания правоспособности и дееспособности, высказанных в правовой литературе, следует отметить, что эти понятия официально закреплены в гражданском законодательстве и отсутствуют в экологических законодательных актах. В этой связи возникает вопрос о применимости цивилистической категории правосубъектности к экологическим отношениям, а точнее, насколько общецивилистическая правосубъектность пригодна для обозначения экологической правосубъектности.

Экологическая правосубъектность представляет собой способность быть участником экологических общественных отношений. Юридическая сторона экологической правосубъектности заключается в законодательном признании возможности субъектов права участвовать в общественных отношениях на природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы. Это по существу узаконение их участия в экологических и природоресурсовых отношениях, высвобождающее это участие от индивидуального, группового или классового произвола и доведение его до уровня общепризнанного в законодательном порядке на всей территории государства.

Но отдельные природные объекты, например, земли как пространственный базис или атмосферный воздух, представляют собой жизнеобеспечивающую среду и являются условием поддержания жизнедеятельности человека и общества. Поэтому их использование основывается не столько на пользовательской правосубъектности, сколько на основании естественных свойствах человека и общества, независимо от законодательного признания и осуществления правового регулирования со стороны государства в качестве волевых отношений. В этом заключается одна из главных особенностей экологической субъектности, основывающейся естественных интересах человека и общества. Но в признании и правовом регулировании экологических прав человека и гражданина заинтересованы не только физические лица, но и государство. Социально ответственное государство, устанавливая соответствующие экологические права граждан, может рассчитывать на их более активную деятельность и тем самым содействие в повышении эффективности природоохранной функции самого государства[1].

В связи с их естественным происхождением природных объектов волевое содержание правосубъектности как психологической категория может не только не совпадать, но и прямо противоречить общественной воле национального сообщества. Она может быть вовсе не связана с общественной волей и в этом случае последняя свободна даже от совокупного или консолидированного индивидуального или группового волеизъявления. В этом смысле признание украинского народа субъектом экологических отношений не лишено определённого теоретического значения.

Уместным является и постановка вопроса о формировании и адекватном законодательном закреплении общественной воли уполномоченными на то высшими органами законодательной власти. Ведь законодатель может не воспринять или не в полном объёме охватить сформировавшуюся общественную волю относительно распределения объектов природы и её ресурсов между субъектами права. Поэтому адекватная законодательная легализация субъектов права на природные объекты имеет определённое значение для развития всей системы экологических общественных отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.