Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные органы и общественные объединения граждан как субъекты экологического права





Субъектами экологического права в соответствии с действующим законодательством признаются украинский народ, государство и его органы в лице органов власти и управления общей и специальной компетенции, самоуправляющиеся образования в лице органов местного самоуправления, территориальные объединения граждан, общественные организации и объединения экологического профиля. Субъектами экологического права признаются все природопользователи в лице граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, юридических лиц, оформленных в качестве организаций, учреждений и предприятий, в т. ч. негосударственных и других участников экологических и ресурсовых общественных отношений.

Субъектом экологического права согласно ст. 13 Закона об охране окружающей природной среды является Верховная Рада Украины как высший законодательный орган страны. Она в соответствии с Конституцией осуществляет всеобъемлющее государственно-правовое регулирование экологических общественных отношений. К исключительной компетенции Верховной Рады в области регулирования отношений по охраны окружающей природной среды относится: определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей природной среды; утверждение государственных экологических программ; определение правовых основ регулирования отношений в области охраны окружающей природной среды, в том числе по принятию решений об ограничении, временном приостановлении или прекращение деятельности предприятий и объектов, в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей естественной среды; определение полномочий Советов, порядка организации и деятельности органов управление в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности; установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации, статуса потерпевших граждан и объявление таких зон на территории страны.

Правосубъектным в регулировании экологических отношений является Верховной Совет Автономной Республики Крым. Его полномочия в этой сфере распространяются на территорию Республики и охватывают: определение порядка организации и деятельности органов управление в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов; разграничение полномочий Советов в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов; обеспечение реализации экологической политики Украины и экологических прав граждан; утверждение экологические программы; организацию изучения состояния окружающей природной среды; создание и определение статуса резервных, в том числе валютных, фондов для финансирования программ и других мероприятий по охране окружающей природной среды; принятие решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий и объектов, подлежащих особой охране; прекращение хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в подчинении органов власти Республики, а также ограничение или временное приостановление деятельности предприятий, учреждений и организаций, не подчиненных органам власти Республики, в случае нарушения ними законодательства об охране окружающей природной среды; установление в случае необходимости более строгих нормативов экологической безопасности, чем действующие в целом на территории Украины.



Действующее законодательство своеобразно определяет экологическую правосубъектность местных Советов, указывая на их ответственность за состояние окружающей природнойсреды на своей территории и в пределах, предоставленной компетенции. Тем не менее, правосубъектность местных Советов не ограничивается только их ответственностью, т. к. они согласно ст. 15 экологического закона: обеспечивают реализацию экологической политики Украины и экологических прав граждан; дают согласие на размещение на своей территории предприятий, учреждений и организаций; утверждают с учетом экологических требований проекты планировки и застройки населенных пунктов, их генеральные планы и схемы размещения промышленных узлов; выдают и отменяют разрешения на обособленное специальное использование природных ресурсов местного значения; утверждают местные экологические программы; организовывают изучения состояния окружающей природной среды; создают и определяют статус резервных, в том числе валютных, фондов для финансирования программ и других мероприятий по охране окружающей природной среды; организуют в случае необходимости проведение экологической экспертизы; обеспечивают информирование населения о состоянии окружающей природной среды; организуют работу по ликвидации экологических последствий аварий, привлекают к этим работам предприятия, учреждения и организации, независимо от их подчинения и форм собственности, и граждан; принимают решение об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, подлежащих особой охране; осуществляют контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды; прекращают хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций местного подчинения, а также ограничивают или временно приостанавливают деятельность не подчиненных Совету предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ними законодательства об охране окружающей природной среды; координируют деятельность соответствующих специально уполномоченных государственных органов управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов на территории местного Совета.

Органы государственного управления в области охраны окружающей природной среды наиболее широко представлены в природоохранном законодательстве в качестве субъектов экологического права. Они подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Органы общего государственного управления - это уполномоченные законом органы государственной исполнительной власти, осуществляющие наряду с общими полномочиями, полномочия по обеспечению рационального использования и эффективной охраны объектов экологического права. К ним относятся: Президент Украины, Кабинет Министров Украины, правительство Автономной Республики Крым, Государственные администрации на местах, исполнительные органы местных Советов.

Органы специального государственного управления - это специально уполномоченные органы центральной исполнительной власти и их подразделения на местах, реализующие функции управления в области обеспечения использования и охраны объектов экологического права. Специальным органом межведомственного управления в области использования и охраной природных объектов и контроля за состоянием качества окружающей среды в настоящее время являются Минэкоресурсов и его органы на местах[2]. Их компетенция по отношению к обеспечению рационального использования и эффективной охраны объектов экологического права охватывает все аспекты государственного управления в сфере регулирования экологических отношений.

В отдельных случаях субъектами экологического права выступают Минздрав и его местные органы, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Минагрополитики, Минтопэнерго и другие специально уполномоченные органы государственной исполнительной власти. Их функциональная управленческая деятельность в соответствующих сферах определяет объём правомочий в области охраны окружающей природной среды и пределы осуществления экологической правосубъектности.

Специальными органами ведомственного управления и контроля за использованием отдельных природных объектов, природных ресурсов и природных комплексов, а также источников экологического воздействия и их охраны окружающей природной среды являются Госкомзем, Госводхоз, Госкомлесхоз и их органы на местах. Специальными органами функционального управления и субъектами экологических отношений являются Государственный комитет охраны государственной границы и его региональные органы, Госавтоинспекция МВД, Госкомстандарт, Госкомархитектуры и другие функциональные органами государственного управления.

Органы местного самоуправления - это специально уполномоченные представительские институции местного и регионального самоуправления, осуществляющие в рамках общей компетенции управленческие функции в области экологии. Это система местных Советов и их исполнительные органы. Так, согласно ст. 19 экологического закона, исполнительные и распорядительные органы местных Советов в области охраны окружающей природной среды в пределах своей компетенции: осуществляют реализацию решений соответствующих Советов; координируют деятельность местных органов управления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории местного Совета, независимо от форм собственности и подчинения; организуют разработку местных экологических программ; определяют в установленном порядке нормативы сбора и размеры сбора за загрязнение окружающей природной среды и размещения отходов; утверждают по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов для предприятий, учреждений и организаций лимиты использования природных ресурсов, за исключением ресурсов общегосударственного значения, лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, за исключением выбросов и сбросов, приводящих к загрязнению природных ресурсов общегосударственного значения или окружающей природной среды за пределами территории Совета, а также лимиты на образование и размещение отходов; организуют сбор, переработку, утилизацию и захоронение отходов на своей территории; формируют и используют местные фонды охраны окружающей природной среды в составе местных бюджетов; согласовывают текущие и перспективные планы работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов; обеспечивают систематическое и оперативное информирования населения, предприятий, учреждений, организаций и граждан о состоянии окружающей природной среды и заболеваемости населения; организуют экологическое образование и экологическое воспитание граждан; принимают решение об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения.

Общественные экологические объединения граждан и другие экологические формирования согласно действующему экологическому законодательству также являются субъектами экологического права. К нам в настоящее время относятся: Украинское общество охраны природы; Украинская экологическая ассоциация "Зелений світ"; Украинская экологическая академия наук; Национальный экологический центр; Украинский экологический фонд; Общества охотников и рыболовов и другие общественные организации.

Общественные природоохранные объединения, в соответствии со ст. 21 Закона, имеют право: разрабатывать и пропагандировать свои природоохранные программы; образовывать общественные фонды охраны природы; по согласованию с местными Советами за счет собственных средств и добровольного трудового участия членов общественных объединений, а также выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшению состояния окружающей природной среды; принимать участие в проведении специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды проверок выполнения предприятиями, учреждениями и организациями природоохранных планов и мероприятий; проводить общественную экологическую экспертизу, обнародовать ее результаты и передавать их органам, уполномоченным принимать решения; получать в установленном порядке информацию о состоянии окружающей природной среды, источниках ее загрязнения, программах и мероприятиях по охране окружающей природной среды; выступать с инициативой проведения референдумов по вопросам, связанным с охраной окружающей природной среды, использованием природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности; вносить в соответствующие органы предложения об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, в том числе здоровью граждан и имуществу общественных объединений; принимать участие в мероприятиях международных неправительственных организаций по вопросам охраны окружающей природной среды.

Деятельность общественных экологических объединений граждан в области охраны окружающей природной среды осуществляется в соответствии с законодательством на основе их уставов. В этой связи может возникнуть специальная правосубъектность общественных экологических объединений, основывающаяся на требованиях специального законодательства и уставной деятельности. Так, согласно ст. 25 Закона «Об экологической экспертизе» компетенция уставных органов объединений граждан и общественных формирований в области экологической экспертизы определяется их уставными документами в соответствии с законодательством.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.