КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос1. Внутренняя среда фирмы и ее основные элементы
Миссия и цели организации. Модели организации. Внутрення и внешняя среда фирмы. Лекция 4. Организация как базовое понятие менеджмента Вопросы:
1. Внутренняя среда организации — это переменный фактор, напрямую влияющий на ее лицо. Внутреннюю среду образует совокупность средств производства, персонал, с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе. На предприятии должен идти непрерывный процесс анализа внутренней среды на основе обновляющейся информации. Анализ внутренней среды позволяет вовремя скорректировать цели и задачи организации, определить внутренние возможности, сильные и слабые стороны, потенциал, основные навыки и умения, на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной рыночной борьбе. Результаты деятельности организации помимо внешнего выхода — производства продукции, оказания услуг, то есть удовлетворения интересов потребителей, — направлены и вовнутрь, на создание социальных условий сотрудникам, их экономическую и духовную реализацию. 2. Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям: • производство: • объем, структура, темпы производства; • номенклатура продукции предприятия; • обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; • наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; * местонахождение производства и наличие инфраструктуры; • экология производства; * контроль качества, издержки и качество технологий; • патенты, торговые марки и т. п.; • персонал: • структура; • потенциал; • квалификация; • количественный состав работников; • производительность труда; • стоимость рабочей силы; • интересы и потребности работников, их мотивация; • организационная структура; • система управления; • уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; • фирменная культура; • престиж и имидж фирмы; * организация системы коммуникаций; • маркетинг: • товары, произведенные фирмой; • доля на рынке; • возможность собирать необходимую информацию о рынках; • каналы распределения и сбыта; • маркетинговый бюджет и его исполнение; • маркетинговые планы и программы; • нововведения; • имидж, репутация и качество товаров; • стимулирование сбыта, реклама, ценообразование; • финансы и учет: • финансовая устойчивость и платежеспособность; • прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); • собственные и заемные средства и их соотношение; • эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли. Внешняя среда фирмы: характеристика, основные элементы
1. Лицо любой организации определяется несколькими группами переменных факторов. Из первичных факторов главным на сегодняшний день является внешняя среда, во многом определяющая границы организации, ее структуру, особенности внутренних процессов, взаимоотношения между людьми. Организация вынуждена постоянно приспосабливаться к среде, оценивать по ее реакции успешность своих действий. Долгое время считалось, что внешняя среда является источником неопределенности. Организация обращается к внешнему окружению, чтобы получить информацию и ресурсы. Из внешней среды в организацию поступают ресурсы, которые в ней перерабатываются и преобразуются в продукцию и услуги, которые, в свою очередь, поступают обратно во внешнюю среду. 2. Принято рассматривать четыре основные характеристики внешней среды: • взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы; • сложность внешней среды — общее число воздействующих на организацию факторов, а также уровень вариативности каждого; • подвижность среды — скорость изменения в окружении организации, которая может быть различна для ее подразделений. Чем выше скорость изменений, тем больший объем информации требуется для принятия решений; • неопределенность внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. 3. Влияние внешней среды рассматривается как прямое и косвенное воздействие на отдельно взятое предприятие. Среда прямого воздействия включает факторы непосредственного влияния на деятельность организации: контрагентов, учредителей, вкладчиков и акционеров, рынок труда и деятельность профсоюзов, систему законодательства, государственный контроль, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимают те факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но в той или иной степени влияют на ее функционирование, а именно: состояние экономики страны и региона в цело научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения. Стратегия означает не столько следование за изменениями окружения и осуществление стратегических изменений в организации сколько активное взаимодействие с внешней средой. Стратегически активная организация должна направленно воздействовать на среду изменяя и приспосабливая ее к реализации стратегии, создавая условия для достижения стратегических целей. В определенном смысле можно утверждать, что это и будут стратегические изменения важнейшая составная часть собственно реализации стратегии.
Вопрос 2. Модели организаций как объектов управления: закрытые системы
1. На основе положений школы научного управления была разработана модель "механистической конструкции " организации. Основная идея — рассмотрение организации (предприятия) как механизм состоящего из набора сложных и взаимосвязанных деталей: среде производства, рабочей силы, сырья и материалов. Желаемые результаты работы механизма — максимизация прибыли, peнтабельности, капитальных вложений, общего оборота капитал Способы достижения — оптимальное использование ресурсе. Специфика менеджмента — оперативное управление, оптимизация структур факторов производства и всего производственного пpоцесса. Употребление термина механистический, по отношению к организации, ассоциируется с машиноподобной системой, созданной для эффективности проведения операций. Вряд ли кто-нибудь стал бы спорить, что эффективность — важная цель организации, однако многие критикуют механистическую структуру за её негибкость. Оценка эффективности функционирования организации производится по экономическому показателю, определяемому как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам. Сильные стороны модели — возможность установления технико—экономических связей и зависимости между различными факторами производства. Слабые стороны — влияние человеческого фактора не просчитывается. Модель полностью отражает преимущества и недостатки научной школы управления. Наиболее характерной чертой организации с механистической структурой является возможность прогнозирования. Каждое задание строго запланировано, количество и качество выполнения задания также строго определены. Высокая специализации ролей, система отчетности и расписанная система вознаграждения — составляющие такой стабильности. И сейчас есть разработки по механистической модели и взаимодействию сотрудников, как единой команды, по этому принципу. Роли и функции членов команды жестко регламентированы. Система отношений и взаимодействий четко определена и отступать от нее, значит нарушать работу команды. Часто такая команда является частью инструменталистской или бюрократической организации, где сотрудник для организации является прежде всего либо инструментом, либо исполнителем четко определенной роли. Команда, реализующая механистическую модель отношений, очень хорошо управляема в рамках тех задач, для которых команда создавалась. При наличии хорошо отлаженных бизнес—процессов — высоко продуктивна. Однако в ситуации неопределенности и необходимости изменений эффективность команды резко снижается, членам команды сложно перестроиться, внести изменения в систему взаимоотношений и функционирования. 2. Разработки модели, в которой организация рассматривается прежде всего как коллектив, основанный на разделении труда, производились представителями школы человеческих отношений и поведенческих наук. Поэтому человеческий фактор выделен в этой модели как ось, от положения которой зависят все остальные факторы. Элементы модели — создание благоприятных, условий работникам, мотивация персонала, коммуникации, передача полномочий и участие в принятии решений. Модель формирует систему поддержания человеческих отношении внутри организации. Ориентация на демократический стиль управления, способствование лояльности работников организации, наиболее полное раскрытие их способностей и вовлечение в процесс разработки управленческих решений. Основной акцент деятельности менеджеров делается на организацию управление персоналом, создание внутренних структур, личное воздействие на сотрудников. В качестве главного критерия успешности работы по данной мо дели, от которого зависят все прочие, выбирается повышена эффективности организации за счет совершенствования, ее человеческих ресурсов. Модели организаций как объектов управления: открытые системы
1. На базе общей теории систем были составлены и такие модели организаций, где они представлены во взаимодействии с внешне средой. Это открытые системы. Модели открытых систем выделяют как главное направление деятельности менеджеров — стратегическое управление. Оценка эффективности проводится по способности организации к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий. В центре внимания при оценке эффективности оказываются ресурсы, получаемые из окружающей среды. Вертикальные организационные структур построены по принципу сложной иерархической системы. Она способствует миним изации издерж ек, которая достигает следующими способами. - централизованное планирование использования ресурсов и оборудования; - экономия на масштабе; - аккумулирование опыта. Централизованное планирование позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и оборудование. Оборотной стороной является потеря гибкости. Экономия на масштабе достигается за счет разнесения фиксированных издержек на весь объем производства. Аккумулированию опыта способствуют большие объемы массового производства. 2. В этой модели предприятия рассматриваются как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные социальные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь основана на том, что каждое предприятие выступает одновременно и как производитель и продавец товаров, работ и услуг, и как покупатель, приобретающий для своего производства также товары, работы и услуги. Цели предприятия позиционируются на удовлетворении запросов определенных групп (потребителей, поставщиков, инвесторов, общества в целом). Модель основана на теоретической концепции заинтересованных групп, в соответствии с которой организации учитывают разные интересы партнеров. Подход означает принятие стратегии ограниченной оптимизации, взаимозависимости целей; достижение какой-либо одной цели лимитируется требованием выполнять другие. При этом должен соблюдаться баланс между такими разными по значению целями, как объем продаж, прибыль, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды. Главные функции менеджмента в этой модели — достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации, а также постоянного балансирования интересов основных групп вовлеченных в дела организации лиц, необходимого для укрепления позиций предприятий в обществе. Эффективность определяется через выбор ценностей и политическую направленность организации. Поэтому, наряду с использованием критериев социально-экономической эффективности, существенными категориями являются и политика увязки собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, а также соответствие социально-культурной политики нормам и ценностям общества. С падением классической иерархии в 1980-е годы усилилось движение к образованию взаимосвязанных структур, так как корпорации изо всех сил старались приспособиться к быстроменяющимся технологическим и экономическим условиям. Под давлением всемирной конкуренции компании должны были искать пути снижения расходов и осуществлять инновации, тогда как новые информационные системы приводили к автоматизации работы "синих" и "белых воротничков". В связи с этим менеджеры вынуждены были проводить массовые сокращения и ликвидировать целые уровни управления, возвращая организации к иерархической модели из однотипных децентрализованных структур. Вопрос 3. Миссия организации: сущность, содержание
1. Философия организации включает в себя следующие элементы. • основной замысел, отражающий цели организации, ее стратегию * описание организации — ее история, параметры, возможности и преимущества, стратегические цели и способы их реализации в современных условиях, мотивы деятельности, девиз; * философия заказчиков — целевые группы, их интересы, сбытовая политика; • внутриорганизационная политика — основы управления организацией, информационно—коммуникационная система, система оплаты труда, пути повышения квалификации работников, инновационная и социальная политика, соблюдение этики менеджмента; • связи с партнерами — капиталовложения, финансовая политика снижение уровня риска, распределение прибыли; * отношение с другими организациями — выполнение обязательств обеспечение стабильности в работе, охрана окружающей среды, вложения в развитие региона. 2. Основой целевой функции является миссия предприятия, выражающая философию и смысл его существования.. Четкое определение миссии и целей, является первым и самым важным шагом на пути к корпоративному планированию и определяет всю дальнейшую работу по систематической разработке планов компании. Структуру миссии со ставляют: - правовой статус предприятия; - статус предприятия на четко очерченном сегменте рынка среди ему подобных; - принципы его работы; - важнейшие характеристики организации. Миссия напрямую не зависит от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. Она направлена в будущее, формулирует приоритеты и определяет точки приложения усилий. Миссия выделяет цели именно этой организации, ее отличие от прочих, поэтому в миссии не принято указывать, в качестве главной цели, получение прибыли, хотя прибыль — определяющий фактор в функционировании коммерческой организации, без стремления к ней малопродуктивной окажется любая предпринимательская деятельность предприятия. Определение миссии, целей и задач предприятия без осознания фундаментальных основ бизнеса, может привести к некачественной проработке стратегии предприятия. Четкое понимание миссии позволяет формировать ассортиментный портфель, стратегически дающий наиболее сильные и полезные длительные синергетические эффекты. Определение миссии должно осуществляться тем же органом или лицом, которое вправе формировать все цели предприятия, а также формы и методы их достижения, и потому несет ответственность за реальное воплощение миссии. Разработано множество подходов к определению самой миссии и ее структуры. Определение главной цели организации — основная составляющая миссии. Скорее всего, это будет перспективное удовлетворение потребностей, интересов и ожиданий потребителей. При определении цели и формулировании статуса предприятия на товарном рынке следует учитывать российское законодательство, особенно те аспекты, которые касаются ограничения доминирующих субъектов. Наиболее распространенный подход делает основной акцент на качество. Руководство должно определить и документально оформить политику, задачи и свое обязательство в области качества. Политика в области качества должна быть согласована с организационными целями предприятия, ожиданиями и потребностями потребителей. Высшее руководство должно обеспечить понимание; Приведем возможную формулировку такой миссии: • достижение высокого мастерства и профессионализма во всех сферах — в целях, проектах, товарах, продукции, услугах, специалистах и методах управления; • цель — формирование высокотехнологичного предприятия, актуализация методов управления качеством, средств контроля и испытаний; • ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, который руководит, выполняет и проверяет работу, влияющую на качество, должны быть определены и документально оформлены; • создание в коллективе обстановки, стимулирующей творческий подход при высоком уровне научной подготовки, профессиональный менеджмент; • сочетание гарантий стабильности с должным уровнем творческого * соотношение работы в единой команде с высокой оценкой и поддержкой индивидуальных достижений каждого сотрудника.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |