Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I.2 Принципы педагогики и психологии высшей школы




I.1. Высшая школа как социальный институт

IV. Практикум и контроль

I. Высшая школа в системе российского образования

Педагогика и психология высшей школы

1. Высшая школа как социальный институт

2. Принципы педагогики и психологии высшей школы

 

II. Дидактический процесс в системе высшего профессионального образования: приоритеты, функции, условия реализации задач

1. Обучение как процесс профессионально-личностного развития студента.

2. Функции дидактического процесса в ВУЗе.

3. Технологии и методы обучения в ВУЗе

III. Педагог высшей школы: требования к профессиональной личности

1. Педагог как преподаватель и воспитатель

2. Требования к профессиональной личности педагога высшей школы

1. Тематика семинарско-практических занятий

2. Вопросы к зачёту

 


Высшая школа в системе российского образования

Ключевые понятия темы: социальные институты, высшая школа, система образования, государственно-общественный характер управления образованием в РФ

Содержание ключевых понятий:

· социальные институты – организации, учреждения, объединения, функционально обеспечивающие реализацию прав граждан на получение широкого спектра социальных услуг: медицинских, образовательных, культурных, поддержки и безопасности;

· высшая школа – подсистема единой образовательной системы, системы непрерывного образования граждан, призванная подготовить профессиональные кадры специалистов для различных сфер науки и производства;

· система образования - совокупность образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

· государственно-общественныйхарактеруправления образованием в РФ - управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, направленная на организацию функционирования и развития сферы образования. Система ГОУО включает в себя всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия.

Задания для самоконтроля:

1. Определите роль и место высшей школы в системе российского образования.

2. Перечислите нормативно-правовые документы, являющиеся основой функционирования высшей школы в системе образования РФ.

3. Раскройте понятие «государственно-общественное управление образовательной организацией» на примере Вашего ВУЗа.


Литература:

1. Апостолова, Т. М. Право на образование в Российской Федерации: учебно-методическое пособие / Т. М. Апостолова, А. В.Половникова, С. С. Савва. –– М.: Книгодел, 2015.

2. Законодательное и методическое обеспечение образовательного процесса в России: монография /под общ.ред. Ю. И. Миронова, Г. Г. Егорова. –– Волгоград:Волгограское науч. изд-во, 2015.

3. Кузибецкий, А. Н. Образовательное право: учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр») / Кузибецкий А. Н. и др., под ред. А. Н. Кузибецкого. –– М.: Академия, 2015.

4. Мамаева, С. Н. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебно-методическое пособие /С. Н. Мамаева. –– Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т.,2015.

5. Образовательное законодательство России: новая веха развития: монография /под ред. Н. В. Путило, Н. С. Волковой. –– М.: Юриспруденция, 2015.

 

 

Ключевые понятия темы: педагогика высшего профессионального образования, психология высшего профессионального образования, педагогические принципы, объективное и субъективное в образовательном процессе ВУЗа

 

Содержание ключевых понятий:

· педагогика высшего профессионального образования – теория и методика подготовки профессиональных кадров для различных отраслей науки и производства;

· психология высшего профессионального образования – наука, изучающая феноменологию становления личности, психологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образования;

· педагогические принципы – исходные положения, отражающие объективные закономерности педагогического процесса, следование которым обеспечивает эффективное решение образовательно-воспитательных задач;

· объективное и субъективное в образовательном процессе ВУЗа – категория «объективного» включает в себя закономерности педагогического процесса и принципы их реализации в практической педагогической деятельности; категория «субъективного» определяется психологическими, социальными, региональными, кадровыми и пр. особенностями, в которых осуществляется образовательный процесс; объективное и субъективное в образовательном процессе ВУЗа находится в диалектической взаимосвязи, в системе прямых и обратных влияний.

 

Задания для самоконтроля:

1. Сформулируйте, в чём состоит сходства и различия общей педагогики и педагогики высшего образования.

2. Как связаны между собой педагогика и психология высшего профессионального образования как отрасли науки?

3. Назовите имена выдающихся педагогов и психологов, чьи труды легли в основу отечественной педагогики и психологии высшей школы.

4. Перечислите педагогические принципы высшего профессионального образования.

 

Литература:

1. Попков В. А. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы доп. пед. образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Академический Проект, 2004.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф.Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издатель ский центр «Академия», 2013.

3. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (новый курс). - М., 2002.

4. Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Фаликман М.В. - М.: ЧеРо:Московский психолого-социальный институт, 2002.

5. Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Давыдов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.


I. Дидактический процесс в системе высшего профессионального образования: приоритеты, функции, условия реализации задач




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.