Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Федеральные президентские выборы в России с 90-х годов ХХ века по настоящее время




Цель: закрепление знаний обучающимися об институте выборов, институте президентства, особенностях федеральных президентских выборов в России в разные периоды времени, владение специальными знаниями и навыками теоретического и прикладного характера, владение общенаучной и политологической терминологией, формирование способностей порождать инновационные идеи, выдвижению самостоятельных гипотез (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-8, ПК-4)

Перечень изучаемых элементов содержания: избирательная система, избирательный процесс, институт президентства, роль и функции президента в различных формах республиканской формы правления, президентские выборы.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Институт президентства.
  2. Роль и функции президента в различных формах республиканской формы правления
  3. Президентские избирательные кампании в РФ 1991,1996,2000,2004, 2008, 2012 годов: кандидаты, особенности, итоги.

4. Перспективы функционирования института президентства в условиях усиления регулирующей роли государства в общественно-политических процессах в РФ.

5. Проблема преемственности президентской власти и ее влияние на политический процесс в современной России.

 

Практические задания к разделу № 4

Задание № 1

Следующие президентские выборы в РФ должны состояться в 2018 году. Сформулируйте гипотезу и докажите ее: возможен четвертый срок президентства В.В.Путина? Дайте ответ на вопрос в письменной форме.

Задание № 2.

Проанализируйте политические причины введения института президентства в СССР и РСФСР. Какие политические события способствовали введению института президентства? Покажите на примерах связь этих событий с экономическим и социокультурным контекстом. Дайте ответ на вопрос в письменной форме.

 

Рубежный контроль к разделу № 4

Выберите кандидата на пост президента РФ любой избирательной кампании (на усмотрение обучающегося). Проанализируйте особенности избирательной кампании, личность кандидата, его политическую программу, имидж, причины успеха (или неудачи). Подготовьте доклад в письменной форме и презентацию.

Раздел 5. Политические партии и партийные системы: теории, практика функционирования, трансформации

Тема 1. Политическая партия как политический институт: теории, функции, тенденции функционирования.

Цель: способность осуществлять научно-исследовательскую деятельность, самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области партий и партийных систем, решать их с использованием новейшего российского и зарубежного опыта. формирование способности применения методологии политической науки к анализу политических партий, формирование способности к участию в организации управленческих процессов и разработке политико-управленческих решений в органах власти, аппарате политических партий и общественно-политических объединений (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-11)

 

Перечень изучаемых элементов содержания: политическая партия, место и роль политической партии в общественно-политических процессах. оценка роли и значения партий в трудах Монтескье, Руссо, А.Токвиля, Грамши, Острогорского, Вебера, Михельса, Берка и др. Либеральные, социал-демократические, коммунистические трактовки сущности политической партии. Политическая партия как политический институт. структура партий. Клауз фон Бойме о функциях партий. Попытки М.Дюверже, К.Джанды создания универсальной теории партий. С.Липпсет, С.Роккан о генерации различных типов партий на основе четырех типов конфликтов. Парламентская деятельность и пути образования партий, партии внутреннего и внешнего происхождения, Типология партий по различным критериям. М.Дюверже о типах партий (партии комитеты, секции, ячейки, партии-милиции, партии слабой и сильной структуры, массовые, кадровые). Типология партий Г.Хазарда (демократические и тоталитарные партии), Х.Фишера (представительные и мобилизующие). Теория партийных изменений (К.Джанда и Р.Хармел). Тенденции развития партий.

 

Вопросы для самоподготовки:

1 Политическая партия, ее место и роль в общественно-политических процессах.

2 Оценка роли и значения партий в трудах Монтескье, Руссо, Токвиля, Грамши, Острогорского, Вебера, Михельса. Э.Берка и др..

3 Политическая партия как политический институт: структура, функции.

4 Теории партий

4 Типология партий по различным критериям.

5 Тенденции развития партий.

 

Тема 2. Теория партийных системы.

 

Цель: формирование способности осуществлять научно-исследовательскую деятельность, применять общие и специальные методы современной политической науки к анализу партийных систем. самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области партийных систем, решать их с использованием новейшего российского и зарубежного опыта формирование способности к участию в организации управленческих процессов и разработке политико-управленческих решений в органах власти, аппарате политических партий и общественно-политических объединений, подбирать эмпирический материал, анализировать модели партийных систем. (ОПК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-11)

Перечень изучаемых элементов содержания: М.Дюверже о проблемах и условиях создания теории партийных систем. Влияние исторической, экономической и социально-политической среды на партийную систему. Функции партийной системы. Многопартийность и многопартийная система: общее и особенное. Концепция Дж. Сартори и М.Дюверже о партийных системах. однопартийная и многопартийная системы. Г.Даалдер о центре партийной системы. Типология Г.Даалдера: двухпартийная система, система «двух с половиной» партий, система с противостоянием крупной партии ряда менее крупных и мелких партий, двухблоковая система, партийная система с постоянным правлением одной партии (или группы партий) время от времени меняющих своих союзников, партийная система правительств меньшинства, партийная система неустойчивых коалиций. Концепция поляризованности партиом (партийных систем) Дж.Сартори. Типология партиом Дж.Сартори, Сартори о системе крайнего плюрализма. Взаимосвязь партийной и избирательной систем.

Российская модель многопартийности: истоки и специфика. Особенности становления российской многопартийности на рубеже XIX - XX вв. Формирование советского однопартийного режима: доктриальный аспект. Взаимосвязь процессов становления современного российского парламентаризма и многопартийности. Кризис российской многопартийности, сформировавшейся в 1990-е гг. Переход на пропорциональную избирательную систему и контроль законодательного процесса «партией власти» («Единая Россия»). Сосредоточение групп интересов в высших эшелонах власти. Феномен «партии власти» в современной России. «Демократический выбор России» - либеральный проект; «Наш дом - Россия» - консервативный проект и др.; «Единая Россия» - либерально-консервативный проект. Многопартийность в современной России.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Партийная система: понятие, условия формирования, функции

2. Многопартийность и многопартийная система: общее и особенное.

3. Типология партийных систем.

4. Концепция Дж. Сартори и М.Дюверже о партийных системах.

5. Специфика российской модели многопартийности: исторические и современные реалии.

6. Становление российской многопартийности на рубеже XIX - XX вв.

7. Советский однопартийный режим: причины утверждения и характеристика.

8. Кризис российской многопартийности, сформировавшейся в 1990-е годы.

9. Переход на пропорциональную избирательную систему и контроль законодательного процесса «партией власти» («Единая Россия»).

10. Феномен «партии власти» в современной России.

11. Многопартийность в современной России.

12. Общественно-политические движения.

 

Практические задания к разделу № 5

Задание № 1.

Проанализируйте типологию партийных систем. Сформулируйте гипотезу, какой тип партийной системы формируется в современной России. Дайте аргументированный ответ в письменной форме.

Задание № 2.

Программа какой политической партии (российской или зарубежной – по выбору обучающихся) Вам импонирует больше всего и почему? Дайте обоснованный ответ в письменной форме. Приведите конкретные положения программы политической партии, с которыми Вы солидаризируйтесь. Сделайте презентацию партии и программы.

Задание № 3

Какая взаимосвязь существует между партийной и избирательной системами? Дайте ответ в письменной форме.

 

Задание № 4

Проанализируйте названия зарегистрированных политических партии в современной России. Сформулируйте гипотезу о перспективах участия вновь образованных партий в избирательном и политическом процессах России. Какой тип партийной системы формируется в современной России? Дайте обоснованный ответ в письменной форме.

 

Рубежный контроль к разделу № 5

Рубежным контролем к разделу № 5 является реферирование научной статьи по проблемам партий и партийных систем (по выбору обучающегося). Обязательное условие – статья должна быть опубликована в ведущем (профильном) научном журнале за последние три года, включая текущий год. Схема реферирования – ФИО автора статьи, название статьи, название журнала, в котором статья опубликована, год и номер журнала, основные проблемы, проанализированные автором статьи, комментарии обучающегося по поводу рассмотренных в статье проблем, обоснование позиции обучающегося (в чем Вы согласны или не согласны с автором статьи).

 

Раздел 6. Зарубежный и российский опыт изучения групп интересов и групп давления.

Тема 1. Теоретические основы изучения групп интересов и групп давления: зарубежный опыт

Цель: формирование способности осуществлять научно-исследовательскую деятельность, самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области групп интересов, решать их с использованием новейшего российского и зарубежного опыта. формирование навыков применения методологии политической науки к анализу групп интересов и групп давления. способности пользоваться комплексной политологической информации для решения научных и практических задач в области групп интересов (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-11)

Перечень изучаемых элементов содержания: Группы интересов и группы давления: понятие, типология, роль в политических процессах, особенности политического участия. Зарубежный опыт изучения групп интересов. Характеристика групп интересов в концепциях Р.Доуза, Г.Алмонда, Дж. Пауэма как совокупности сложных общественных образований, ассоциаций индивидов. Становление теории в трудах А.Бентли, К.Линдблума, Д.Хейнса и др. Школа «корпоративизма» (А.Косон, Д.Кэмерон, Ф.Шмиттер, Д.Эшфорд и др.). Школа «плюрализма» (Г.Алмонд, С.Липсед, А.Роуз, Р.Солстбери и др.). Концепция мотивации групповой активности М.Олсона. Отличие деятельности групп интересов от деятельности политических партий.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Группы интересов: понятие, типология, роль в политических процессах.

2. Зарубежный опыт изучения групп интересов. Характеристика групп интересов в концепциях Р.Доуза, Г.Алмонда, Дж. Пауэма.

3. Школа «корпоративизма» (А.Косон, Д.Кэмерон, Ф.Шмиттер, Д.Эшфорд и др.).

4. Школа «плюрализма» (Г.Алмонд, С.Липсед, А.Роуз, Р.Солстбери и др.).

5. Концепция мотивации групповой активности М.Олсона.

6. Отличие деятельности групп интересов от деятельности политических партий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.