Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура деловой речи




Основы риторики

Культура научной речи

1. Альберт, Ю.В. Библиографическая ссылка. Справочник/Отв. Ред. И.Н. Госин. – Киев: Науков. Думка, 1983.

2.Воронцов, Г.А. Письменные работы в вузе: Учебное пособие для студентов. – Ростов н/Д:МарТ,2002.

3. Демидова А.К. Пособие по русскому языку Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. – М.: Наука, 2001.

4. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля /Проскурякова И.Г., Боженкова Р.К., Волошинова Т.Ю. и др. – СПб., 2002.

5.Кузин, А.Ф. Кандидатская диссертация. Методика описания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени. - Минск,2000.

6. Кузин, А.Ф. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для студентов-магистрантов. –М.,2000.

7.Разновидности и жанры научной прозы: лингвистические особенности. – М., 1992.

8.Скорикова, Т.П. Основы культуры научной речи. –М., 1999.

9. Федосюк М.Ю., Ладыженская, Т.А., Михайлова, О.А., Николина, Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие.- М.: Флинта: Наука,2002.

 

1. Апресян Т.З. Ораторское искусство. – М.: Изд. МГУ, 1978.

2.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика: Учебное пособие для вузов. –Ростов н/Д:Феникс, 1995.

3.Ивин, А.А. Основы теории аргументации. –М., 1997.

4. Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи. – М.: Знание, 1994.

5. Леммерман Х. Уроки риторики. –М.: Уникум Пресс,2002.

6.Павлова,Л.Г. Спор, дисскуссия, полемика. –М.: Просвещение, 1991.

7.Риторика / Автор - сост. И.Н.Кузнецов, -Минск,2000.

8.Сопер, П.Л. Основы искусства речи. –Ростов н/Д:Феникс,1999.

9.Чихачёв, В.П. Лекторское мастерство русских учёных Х1Х века. – М., 1987.

 

 

1. Андреев, В.И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. – Казань: КГУ, 1993.

2. Клюев, В.В. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 1996.

3. Организация работы с документами.: Учебник / под ред. проф. В.А. Кудряева. – М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Кирсанова, М.В. и др. Деловая переписка: Учебное пособие для вузов. –М.:ИНФРА,2001.

5. Огилви Д. Откровения рекламного агента. –М.,1994.

6. Пшенко А. Делопроизводство и основные нормативные требования к документам.- М.,1994.

7. Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. –М.: Высшая школа, 2002.

8.Смелкова, З.С. Деловой человек: Культура речевого общения. Пособие и словарь-справочник. –М.: КубК-а,1997.

9. Фишер, Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. –М.: Экономика, 1994.10.

10.Шатин Ю.В. Построение рекламного текста. – М., 2002.

11.Шилова, К.А. Телефонные разговоры делового человека. –М., 1992.

12. Ягер Дж. Деловой этикет. –М.: Прогресс, 1994.

13.Якокка Л. Карьера менеджера. –М.: Прогресс, 1994.

 

IX. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа является одной из форм самостоятельного изучения заочниками программного материала по данной дисциплине, поэтому, закончив изучение теоретической части курса «Русский язык и культура речи», студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Она должна способствовать усвоению важнейших закономерностей устной и письменной форм речи, а именно, усвоению трудных случаев произношения, словоупотребления, ис­пользования грамматических форм современного русского литературного языка, а также правил создания наиболее нужных студенту и будущему специалисту текстов: рефератов, докладов, курсовых работ, составления и оформления де­ловых бумаг.

Контрольную работу заочник обязан написать до начала экзаменаци­онной сессии и выслать се по почте. Лица, не представившие контрольную работу, к зачету не допускаются. При сдаче зачета надо иметь при себе вы­полненную и проверенную контрольную работу.

Контрольная работа - одна из форм повышения знаний, первый опыт научного исследования, изложения его результатов, а также инструмент выработки приемов логической аргументации мыслей. В процессе работы над ней заочник подробно и обстоятельно знакомится с научной литерату­рой по рассматриваемому вопросу.

Контрольная работа позволяет самостоятельно разобраться в сущ­ности изучаемого вопроса, проанализировать проблему и на основании это­го сделать определенные теоретические и практические выводы. Контроль­ная работа не должна превращаться в механическое переписывание мате­риалов из учебников, учебных пособий или научных трудов специалистов.

Студенту предоставляется право самому выбрать необходимые мате­риалы, определить круг вопросов, на которых целесообразно остановиться при написании работы по выбранной теме.

Выполняя контрольную работу, студент учится самостоятельно под­бирать, анализировать необходимые источники, работать со справочника­ми и с ортологическими словарями русского языка.

Контрольную работу целесообразно написать в форме реферата, т.е. показать свое умение сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных изданиях, выявлять общее, находить различия, сравнивать различные точки зрения по принципиальным вопросам, определять и высказывать по ним свою точку зрения, самостоятельно делать выводы и обобщения, составлять библиографию.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, необхо­димо тщательно проработать тему ''Научный стиль речи" по пособию "Русский язык и культура речи» под ред. Е.В.Ганапольской, где даются реко­мендации по написанию письменных студенческих работ, приводятся пра­вила оформления цитат и ссылок в тексте, библиографического описания списка ли­тературы.

Перед написанием работы следует составить план, который включает в себя, как минимум следующие пункты:

1.Обоснование выбора темы и её характеристика.

2. Её теоретическое освещение в литературе.

3.Анализ проблемы, заключающейся в данной теме, выводы теоретическо­го и практического характера.

План работы должен быть кратким, содержащим основные положе­ния, а их изложение - последовательным, логичным. Целесообразно кон­трольную работу написать первоначально в черновике, затем - отредакти­ровать, внести необходимые исправления и дополнения, изъять повторы, сократить длинноты, имея в виду, что проверяющий преподаватель оценит ясность, точность, понятность выражения ваших мыслей, а затем перепи­сать работу начисто. Она должна быть написана в тетради с полями, разборчиво, с соблюдени­ем абзацев, без помарок, страницы должны быть обязательно пронумерованы, иначе преподаватель не может указать в рецензии, на какой именно странице допущена ошибка или неточность.

В конце контрольной работы приводится список использованной вами литературы в алфавитном порядке с указанием инициалов и фамилии авто­ра, названия книги, места издания, наименования издательства и года из­дания.

При цитировании следует ссылаться на источник, ссылки должны быть правильно оформлены. Делают это следую­щим образом: например, в списке использованной литературы у вас указано:

1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1990.

2.Курсовые и дипломные работы: От выбора темы до защиты: Справочное пособие/Авт.-сост. И.Н.Кузнецов. Мн.: Мисанта, 2003.

3. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. - М.: Уникум Пресс, 2002.

4. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. –М.: Наука, 1999.

5. Юнина Е.А. Общая риторика (современная интерпретация). – Пермь: Юко, 1996.

В ходе выполнения контрольной работы вы употребили цитату из кни­ги Б.Н. Головина (№ 1 в списке):

Профессор Б.Н. Головин утверждает, что “для ответа на вопрос, какими качествами должна обладать публичная речь, следует представить систему отношений между речью и языком, речью и сознанием слушателя, речью и условиями общения» [1, c. 25].

Таким образом, вы указали, что цитата приведена из первого в вашем списке литературного источника (1), со страницы 25-ой.

Кроме этого, в тексте учебных и научных работ (реферат, курсовая работа, магистерская диссертация) для ссылок на список литературы можно применять форму связи при помощи фамилии автора и года издания, например:

[ Михальская,1999, с. 45], [Михальская А.К., 1999, с. 45], [Аристотель, т.4, с.32], причём в работе выбирают одну форму оформления ссылок: или при помощи цифр-номеров, или при помощи фамилии автора и года издания работы.

Когда возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников и отделить их друг от друга, например:

Исследованиями ряда авторов [1; 3; 5] установлено, что…

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами: Цит. по:

Таков принятый в современной научной литературе стандарт оформления ссылок.

На титульном листе контрольной работы следует указать название дисциплины; фамилию, имя, отчество, место работы и должность автора контрольной. Текст работы пишется только на одной стороне листа. Необ­ходимо оставлять поля, а листы нумеровать. В конце ставится дата оконча­ния работы и подпись автора. Объем работы не должен превышать 12 ~ 15 страниц.

По всем возникающим вопросам при написании контрольной работы следует обращаться к ведущему преподавателю.

Вариант контрольной работы, который вам надлежит выполнить, определяйте по последней цифре шифра вашей зачетной книжки. Работа оценивается по двухбалльной системе («зачёт», «незачёт»). При оценке работы как неудовлетворительной (незачёт) она возвращается студенту на доработку с замечаниями и указаниями преподавателя. Заочник должен быть готов к тому, что на зачёте ему могут быть заданы вопросы по содержанию контрольной работы.

 

X. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Международный статус русского языка.

2. Новые явления в русском языке в конце ХХ – начале ХХI века.

3. Языковой портрет личности (на примере телеведущих, культурных и политических деятелей по выбору студента).

4. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.

5. Нормы в современном русском языке – показатель чистоты, правильности, точности речи.

6. Правила употребления языковых единиц (лексический аспект).

7. Правила употребления языковых единиц (орфоэпический аспект).

8. Правила употребления языковых единиц (акцентологический аспект; причины возникновения ошибок в постановке ударения).

9. Правила употребления языковых единиц (морфологический аспект).

10. Правила употребления языковых единиц (синтаксический аспект).

11. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

12. Языковые единицы, находящиеся за рамками литературного языка.

13. Типы ортологических словарей.

14. Функциональные стили, их характеристики, области применения и взаимодействие.

15. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности.

16. Виды научных текстов (тезисы, аннотация, реферат). Их характеристика и оформление.

17. Особенности курсовой (дипломной) работы: составление плана работы; особенности написания введения, обзора литературы и заключения, оформление и редактирование заголовков, библиографическое описание.

18. Правила оформления отдельных видов текстового материала (цитат, ссылок, текстового оформления таблиц и рисунков и т.д.).

19. Особенности научного языка специальности (обучающихся) на фоне общих лингвистических черт научного стиля.

20. Роды и виды риторики. Классификация современного красноречия.

21. Выдающиеся представители школы русского академического красноречия XIX- XX вв. (В.О.Ключевский, В.И. Вернадский, А.Е.Ферсман, Л.Д.Ландау).

22. Судебное красноречие в России.

23. Подготовка публичной речи (выступления): выбор темы, цели речи, формулировка цели, подбор материалов. Словесное оформление публичного выступления.

24. Аргументация в основной части публичного выступления.

25. Культура речи оратора.

26. Культура речи и эффективность общения.

27. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.

28. Оратор и аудитория. Приёмы установления контакта (психологического, эмоционального, интеллектуального).

29. Способы речевого воздействия на аудиторию: убеждение и доказательство. Истоки двух традиций убеждения – софистической (манипуляторной) и сократической (истинностной).

30. Секреты успешного выступления.

31. Вербальные средства выразительности речи, их роль и значение в процессе общения. Типология выразительных средств (произносительные, акцентологические, интонационные, морфологические и др.).

32. Неязыковые средства выразительности. Жесты в устной речи и правила пользования ими. Мимика и выражение лица. Культура использования неязыковых средств речевой выразительности.

33. Техника речи – важная сторона ораторского мастерства.

34. Техника речи: тренировка речевого аппарата (правильное речевое дыхание, сила и громкость голоса, тембр, дикция – произношение и артикуляция).

35. Законы построения публичного выступления.

36. Дискутивно-полемическое мастерство.

37. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов. Виды ответов. Нечестные приёмы в споре.

38. Понятие полемического спора. Классификация споров: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

39. Диалог в конфликтной ситуации. Стили разрешения конфликта. Языковые средства выражения стилей разрешения конфликта.

40. «Слово как действие» в бытовой и официальной коммуникации.

41. Культура делового общения: диалог как вид делового общения. Типы диалогов: деловая беседа, деловые переговоры.

42. Речевой этикет как показатель корректности речевого поведения делового человека.

43. Как стать гением переговоров?

44. Общие правила речевого поведения в деловом общении: личностные качества делового человека; отношение к партнёру; языковая нормативность деловой речи; релевантность и информативность устной деловой речи.

45. Служебная документация и правила её оформления: классификация служебных документов (личные, директивные и распорядительные, административно-организационные, информативно-справочные, деловые письма, финансовые и учётные документы).

46. Правила оформления деловых писем (письмо-приглашение, письмо-извещение, письмо-подтверждение, сопроводительное письмо и некоторые другие, резюме).

47. Реклама. Структура и приёмы составления эффективной рекламы. Редактирование рекламных текстов.

48. Язык коммерческой и политической рекламы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.