КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании
Основные понятия: новация (новшество) - разработка на базе новой научной идеи, рожденной в результате научно-исследовательской или опытно-педагогической работы; инновация (нововведение) - результат творческой деятельности, направленный на совершенствование существующей системы и реализованный на практике (практическое освоение новшества); инновационный процесс - совокупность работ от зарождения инновационного замысла до его практического воплощения и коммерческого использования новшеств; образовательное учреждение - учреждение, которое создается учредителем для организации учебно-воспитательного процесса с целью достижения учащимися определенных государством образовательных уровней; управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. менеджмент - целенаправленное воздействие менеджера (субъекта управления) на организацию (объект управления) для достижения целей ее функционирования; инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных преобразований; менеджер - специально подготовленный руководитель-профессионал, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли; менеджер учебно-познавательного процесса - учитель, выступающий в качестве субъекта системы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. менеджер образовательного процесса – директор ОУ (его заместители) выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников; рынок образовательных услуг - система купли-продажи образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению; организация - группа людей объединенных общими целями и задачами. Такими целями является получение прибыли и решение уставных задач организации.
Необходимо развести такие широко используемые понятия как управление и руководство, имея ввиду известное высказывание Дж. Локка о том, что нельзя причинить большего вреда государству и народу, чем распространением неправильных понятий об управлении. Хотя оба понятия лежат в плоскости одной профессиональной деятельности, но не являются идентичными понятиями: управлять – это значит озаботить себя подбором и использованием условий, необходимых для достижения поставленных задач руководить – это значит озаботить других необходимостью исполнения своих профессиональных (служебных) функций
Объявленная концепция реформы и модернизации образования всю тяжесть её реализации возлагает на регионы и непосредственно на ОУ, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые легли на плечи руководителей и управленцев ОУ. Инновационные процессы в образовании давно обратили на себя внимание специалистов. Они отличаются тем, что позволяют не только более выгодно и рационально удовлетворить существующий спрос на образовательном рынке, но и активно влияют на его формирование.
В современных социально-экономических условиях инновационная активность ОУ является главным фактором выживания в конкурентной борьбе за потребителя и залогом успешного хозяйствования. Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Учитывая человекоориентированную сущность педагогики, объект и предмет педагогической инноватики определяются не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который ученые предлагают в качестве ориентира для построении теоретико-методологических оснований педагогической инноватики. Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в обучении, воспитании и развитии учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования. Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность.
Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация (нововведение), инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование. Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в педагогической деятельности по повышению качества образования. Новшества могут оформляться в виде: а) открытий; б) изобретений; в) патентов; г) товарных знаков (брендов); д) рационализаторских предложений; е) документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или образовательный процесс; ё) образовательной, управленческой или другой структуры; ж) ноу-хау (Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны) з) понятий; и) научных подходов или принципов; й) документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); к) результатов маркетинговых исследований и т. д. Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения). Время между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.
Термин «innovation» в переводе с английского означает «нововведение». В соответствии с классификацией Й.Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается как: 1) изготовление нового; 2) внедрение нового; З) освоение нового рынка сбыта; 4) получение нового источника сырья; 5) проведение соответствующей реорганизации. Нововведение – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения образовательного, социального, экономического или другого вида эффекта. Понятие «нововведение» мы считаем синонимом понятия «инновация». В условиях рынка Об/Ус признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех). Конкуренция стимулирует ОУ разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента (сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке; зона рыночного спроса на товар) и получения дополнительных конкурентных преимуществ (в зависимости от инновационной стратегии учреждения). Инновации - это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса: а) новаторов - участников инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе; б) инноваторов - участников инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке образовательных услуг; в) инвесторов - участников инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств; г) реализующих основные функции по осуществлению инновации. Качественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Инновацию характеризуют следующие аспекты: Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности педагогов, направленной на совершенствование существующей образовательной системы. Нововведением считается новшество, реализованное на практике. Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть образовательная, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная и прочие сферы. Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность. Нововведения связаны с рисками. Классификация инноваций Рассмотрим особенности различных видов инноваций: Базисные инновации - это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: типовая программа – авторская программа, учебник - электронное учебное пособие). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия. Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений. (Кластер - совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц). Модифицирующие инновации - решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: рабочая программа – адаптированная или модернизированная программа, урок – урок-театр). Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания. Псевдоинновации - решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: показ видеофильма вместо кинофильма). Источники инновационных идей неожиданное событие для организации или отрасли - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие; неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какая она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней (какой она должна быть); нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены); внезапные изменения в структуре отрасли или рынка; демографические изменения; изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках; новые знания (как научные, так и ненаучные). Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются: а) интуиция творческого руководителя, педагога; б) опыт, рожденный в данном ОУ; в) педагогический опыт, рожденный в других ОУ; г) директивы и нормативные документы; д) мнение потребителя образовательных услуг; е) потребности педагогического коллектива работать по-новому; ё) потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; ж) достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др. Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (электронный учебник, новое информационное средство), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая образовательная услуга). В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии Реактивная инновация - инновация, обеспечивающая выживание ОУ, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Стратегическая инновация - инновация, при внедрении которой ОУ рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем. Типология педагогических нововведений Хуторской А.В. разработал типологию педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве (тьюторство - это система наставничества, когда опытный (тьютор) помогает новичку выбрать свой путь обучения), в репетиторстве, в семейном обучении и т.д. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование). По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные. Инновационная (внедренческая) деятельность - деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке образовательных услуг (в т.ч. организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-педагогических разработок, открытий, товарных знаков, проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-педагогических, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой педагогической техники и образовательных, воспитательных и управленческих технологий; патентно-лицензионная деятельность). Инновирование – процесс введения, закрепления и распространения новации. Может осуществляться спонтанно (диффузия) или целенаправленно внедряться с преодолением невосприимчивости либо активного сопротивления рутинных структур.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |