Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая инновация как объект инновационного менеджмента в образовании




Основные понятия:

новация (новшество) - разработка на базе новой научной идеи, рожденной в результате научно-исследовательской или опытно-педагогической работы;

инновация (нововведение) - результат творческой деятельности, направленный на совершенствование существующей системы и реализованный на практике (практическое освоение новшества);

инновационный процесс - совокупность работ от зарождения инновационного замысла до его практического воплощения и коммерческого использования новшеств;

образовательное учреждение - учреждение, которое создается учредителем для организации учебно-воспитательного процесса с целью достижения учащимися определенных государством образовательных уровней;

управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

менеджмент - целенаправленное воздействие менеджера (субъекта управления) на организацию (объект управления) для достижения целей ее функционирования;

инновационный менеджмент - управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных преобразований;

менеджер - специально подготовленный руководитель-профессионал, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли;

менеджер учебно-познавательного процесса - учитель, выступающий в качестве субъекта системы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

менеджер образовательного процесса – директор ОУ (его заместители) выступающий в качестве субъекта управления учебно-воспитательной деятельностью педагогических работников;

рынок образовательных услуг - система купли-продажи образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению;

организация - группа людей объединенных общими целями и задачами. Такими целями является получение прибыли и решение уставных задач организации.

 

Необходимо развести такие широко используемые понятия как управление и руководство, имея ввиду известное высказывание Дж. Локка о том, что нельзя причинить большего вреда государству и народу, чем распространением неправильных понятий об управлении.

Хотя оба понятия лежат в плоскости одной профессиональной деятельности, но не являются идентичными понятиями:

управлять – это значит озаботить себя подбором и использованием условий, необходимых для достижения поставленных задач

руководить – это значит озаботить других необходимостью исполнения своих профессиональных (служебных) функций

 

Объявленная концепция реформы и модернизации образования всю тяжесть её реализации возлагает на регионы и непосредственно на ОУ, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности.

Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые легли на плечи руководителей и управленцев ОУ.

Инновационные процессы в образовании давно обратили на себя внимание специалистов. Они отличаются тем, что позволяют не только более выгодно и рационально удовлетворить существующий спрос на образовательном рынке, но и активно влияют на его формирование.

 

В современных социально-экономических условиях инновационная активность ОУ является главным фактором выживания в конкурентной борьбе за потребителя и залогом успешного хозяйствования.

Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Учитывая человекоориентированную сущность педагогики, объект и предмет педагогической инноватики определяются не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который ученые предлагают в качестве ориентира для построении теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в обучении, воспитании и развитии учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.

Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность.

 

Ключевые понятия педагогической инноватики:

педагогическое новшество,

инновация (нововведение),

инновационный процесс,

инновационная деятельность,

инновирование.

Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в педагогической деятельности по повышению качества образования.

Новшества могут оформляться в виде:

а) открытий; б) изобретений; в) патентов;

г) товарных знаков (брендов);

д) рационализаторских предложений;

е) документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или образовательный процесс;

ё) образовательной, управленческой или другой структуры;

ж) ноу-хау (Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны)

з) понятий; и) научных подходов или принципов;

й) документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.);

к) результатов маркетинговых исследований и т. д.

Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).

Время между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.

 

Термин «innovation» в переводе с английского означает «нововведение». В соответствии с классификацией Й.Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается как:

1) изготовление нового;

2) внедрение нового;

З) освоение нового рынка сбыта;

4) получение нового источника сырья;

5) проведение соответствующей реорганизации.

Нововведение – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения образовательного, социального, экономического или другого вида эффекта. Понятие «нововведение» мы считаем синонимом понятия «инновация».

В условиях рынка Об/Ус признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).

Конкуренция стимулирует ОУ разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента (сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке; зона рыночного спроса на товар) и получения дополнительных конкурентных преимуществ (в зависимости от инновационной стратегии учреждения).

Инновации - это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса:

а) новаторов - участников инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе;

б) инноваторов - участников инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке образовательных услуг;

в) инвесторов - участников инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств;

г) реализующих основные функции по осуществлению инновации.

Качественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации.

Инновацию характеризуют следующие аспекты:

Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности педагогов, направленной на совершенствование существующей образовательной системы.

Нововведением считается новшество, реализованное на практике.

Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть образовательная, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная и прочие сферы.

Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.

Нововведения связаны с рисками.

Классификация инноваций

Рассмотрим особенности различных видов инноваций:

Базисные инновации - это принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (пример: типовая программа – авторская программа, учебник - электронное учебное пособие). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия.

Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кластера) модифицирующих нововведений.

(Кластер - совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц).

Модифицирующие инновации - решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений (пример: рабочая программа – адаптированная или модернизированная программа, урок – урок-театр).

Модифицирующие нововведения призваны улучшить характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.

Псевдоинновации - решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (пример: показ видеофильма вместо кинофильма).

Источники инновационных идей

неожиданное событие для организации или отрасли - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;

неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какая она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней (какой она должна быть);

нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);

внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

демографические изменения;

изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

новые знания (как научные, так и ненаучные).

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

а) интуиция творческого руководителя, педагога;

б) опыт, рожденный в данном ОУ;

в) педагогический опыт, рожденный в других ОУ;

г) директивы и нормативные документы;

д) мнение потребителя образовательных услуг;

е) потребности педагогического коллектива работать по-новому;

ё) потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;

ж) достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

Инновации могут быть представлены

либо в виде продукта (электронный учебник, новое информационное средство),

либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая образовательная услуга).

В зависимости от рыночной ситуации и выбранной стратегии

Реактивная инновация - инновация, обеспечивающая выживание ОУ, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента.

Стратегическая инновация - инновация, при внедрении которой ОУ рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.

Типология педагогических нововведений

Хуторской А.В. разработал типологию педагогических нововведений, состоящую из 10 блоков.

По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве (тьюторство - это система наставничества, когда опытный (тьютор) помогает новичку выбрать свой путь обучения), в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

Инновационная (внедренческая) деятельность - деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке образовательных услуг (в т.ч. организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-педагогических разработок, открытий, товарных знаков, проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-педагогических, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой педагогической техники и образовательных, воспитательных и управленческих технологий; патентно-лицензионная деятельность).

Инновирование – процесс введения, закрепления и распространения новации. Может осуществляться спонтанно (диффузия) или целенаправленно внедряться с преодолением невосприимчивости либо активного сопротивления рутинных структур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.